Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 12:51, курсовая работа
Главной целью работы является попытка применить теоретические положения в сфере формирования рынка труда.
Для достижения указанной цели автором были поставлены следующие задачи:
Изучение рынка труда. Его структуры, сущности, основных характеристик. А так же рассмотрение проблемы создания эффективной модели российского рынка труда.
Анализ состояния рынка труда Российской Федерации. Рассмотрение работы службы занятости, денежных доходов населения и основных показателей рынка труда.
По
критерию социальной группы различают
рынки преимущественно
По критерию интегрированности выделяются понятия интегрированного рынка труда и локального рынка труда, который может в свою очередь дифференцироваться в территориальном и профессиональном плане.
По критерию моделирования среды выделяют внешний и внутренний рынки труда. Внешний рынок предполагает мобильность рабочей силы между государствами, между предприятиями и фирмами, ибо исходит из наличия у работников профессий. Внутренний рынок труда основывается, чаще всего, на движении кадров внутри предприятия либо по горизонтали, когда работник перемещается на новое рабочее место, исходное прежнему, либо по вертикали, на более высокие должности или разряды. Внутренние рынки труда формируются на принципе "ценности" трудовых ресурсов и соответственно привязки их к фирме. (см. схему №1).
Схема
№1. - Критерии классификации рынка
труда
На динамику рынка труда влияют следующие факторы:
1)демографические (количество населения, удельный вес экономически активного населения, демографическая структура, объемы и направления миграционных потоков);
2)природно-климатические (характер климата, степень обжитости территории, отдаленность от индустриальных районов);
3)экономические (объем и структура производства, динамика макро- и микроэкономических показателей, структурные сдвиги, уровень инвестиционной активности, степень конкуренции и монополизма, уровень инфляции и др.);
4)социальные (уровень и качество жизни, мотивация к труду, склонность к профессиональному движению, уровень социального партнерства, степень вмешательства государства и социальные процессы);
5)организационные (уровень организации труда, производства и управления, организация работы биржи труда, службы занятости);
6)правовые (законы, регулирующие предпринимательскую деятельность, банкротство предприятий, миграцию населения, условия найма и увольнения, режим труда и отдыха).
Существуют различные модели рынков труда. Первая модель ориентируется на географическое и профессиональное движение рабочей силы. Второй - фирмы организуют внутрифирменную подготовку кадров в соответствии с необходимой структурой рабочих мест, перспективами развития предприятия. Данный тип характерен для Японии.
Третью модель можно назвать смешанной, с различной степенью преобладания первой и второй модели. В силу особенностей сохранения кадрового потенциала от административной экономики России формируется третий тип с тяготением к первой модели.
Основными элементами рынка труда, как и других рынков, является спрос, предложение и цена товара. Рынок труда - это рынок ресурсов труда как товара, равноценная цена и количество которого определяются взаимодействием спроса и предложения. Агенты рынка в лице предпринимателя и трудоспособного, экономически активного населения выступает в отношения купли - продажи. В результате конкуренции между экономическими агентами через механизм спроса и предложения устанавливается определенный объем занятости и уровень оплаты труда, рынок труда характеризуется как конкурентный.
«Классическая
модель конкурентного рынка труда
строится на следующих принципах: большое
число работодателей, выражающих спрос
на труд; большое число работников, выражающих
предложение труда; поведение основных
субъектов рынка рационально, обусловлено
достижением собственных интересов; отсутствуют
жесткие ограничения по свободному передвижению
на рынке труда; однородность предлагаемых
рабочих мест и рабочей силы; количество
и объем занятости измеряются численностью
работников».
1.4 Типология и структура
рынка труда, особенности
товара “труд”
Рынок
труда имеет сложное строение. Прежде
всего, из общей численности населения
нужно выделить ту его часть, которая способна
работать по найму. Но способность работать
по найму не совпадает с понятием «трудоспособное
население», к которому статистика относит
лиц определенного возраста (у нас, например,
это мужчины в возрасте от 16 до 60 лет и
женщины в возрасте от 16 до 55). Тем не менее,
в общей численности населения можно выделить
2 крупные группы: люди способные и неспособные
работать по найму, которые в свою очередь
подразделяются на определенные подгруппы.
(Схема №2 отражает составные части рынка
труда: они обособлены друг от друга, самостоятельны
и каждая из них выполняет особую функцию,
образуя единый рынок труда, который не
может существовать без какой-либо одной
части).
Схема
№2 - Схема занятости населения
Внешний рынок труда предполагает мобильность рабочей силы между фирмами. Внутренний основан на движении кадров внутри предприятия, либо когда работник перемещается на новое рабочее место, сходное по выполняемым функциям и характеру работы с прежним местом, либо на более высокие должности и разряды. Внешний рынок труда предполагает наличие у работников профессий, которые могут быть использованы разными фирмами. Профессию и квалификацию работников, сосредоточенных на внутреннем рынке труда, сложнее использовать на других предприятиях, так как они носят специфический характер, обусловленный работой на данной фирме. Кроме того, особенности производственных отношений на внутреннем рынке труда препятствуют переходу работников на другие предприятия.
Таким
образом, внешний рынок труда
характеризуется большей
Тенденции в экономическом развитии, которые приводят к сокращению продолжительности рабочего времени, способствуют становлению новой формы функционирования рынка труда – гибкому рынку труда.
Жесткая регламентация условий труда у работников на стандартных режимах занятости стала препятствием гибкости производства, ведет к снижению конкурентоспособности предприятия. Становлению гибкого рынка труда способствовали и социальные факторы: меняющиеся потребности работников в условиях труда на протяжении трудовой жизни, необходимость в периодическом обновлении знаний, расширение профессионального профиля, смена места работы в результате естественного движения населения, получение льгот для работающей молодёжи.
При неудовлетворении спроса предпринимателя в работниках на 100% за счет тех, кто уже работал по найму и в данный момент ищет работу, то, естественно, этот спрос адресуется также и тем, кто впервые предлагает свой труд. Та сфера, где формируется этот труд, изначально предназначенный на продажу, является фактически составной частью рынка труда. Это потенциальный рынок труда, без которого другие элементы рынка труда не могут существовать. Экономическая функция этой части рынка труда заключается в том, что здесь лишь формируется наемный труд.
Существует
также рынок труда отдельных
профессий. Здесь речь идет о колебаниях
спроса и предложения отдельных профессий,
что связано с научно-техническим прогрессом
и структурной перестройкой экономики.
Западные специалисты выделяют 5 групп
работников, имеющих различные гарантии
занятости и материальной обеспеченности
(см. схема № 3)
Схема
№3
Наряду с международным рынком товаров, услуг и капиталов все большую силу приобретает теперь и международный рынок труда, который не просто является системой национальных рынков, а представляет собой новое качественное развитие рынка рабочей силы в условиях усиливающихся процессов интернационализации производства, роста интеграции между нациями. Национальные рынки труда все больше утрачивают свою обособленность и замкнутость. Между ними возникают транснациональные потоки и перемещения рабочей силы, которые приобретают постоянный и систематический характер. Такие межграничные перемещения рабочей силы наряду с движением капитала образует верхний международный уровень рынка факторов производства. Международный рынок труда можно определить как наднациональное образование, где на постоянной основе выступают покупатели и продавцы рабочей силы в рамках межгосударственного регулирования спроса и предложение рабочей силы.
Образование международного рынка труда осуществляется двояко:
В
основе формирования и развития международного
рынка труда лежит ряд весомых
обстоятельства: процесс интернационализации
производства и специфическое
Такое «безразличие» капитала к конкретным формам трудовых затрат придало ему со временем необычайную гибкость и мобильность и в то же время заставило постоянно искать выгодные, взаимозаменяемые источники труда. Сам процесс капиталистической интернационализации производства изначально определяется уже природой самого капитала. Еще К. Маркс предсказывал в свое время, что «действительная задача буржуазного общества – это создание нового рынка и производства, покоящегося на базисе этого рынка. В данном случае имеется в виду не только рынок товаров и капиталов, но и рынок рабочей силы, хотя Маркс напрямую об этом не говорит.
Особенности товара «труд». Появление на рынке продавца, в свою очередь, еще не гарантирует продажи его товара – для этого нужен покупатель. Таким покупателем становится предприниматель, располагающий всем необходимым для ведения своего хозяйства, кроме наемных работников. Здесь надо иметь в виду одно важное обстоятельство: предприниматель, покупая рабочую силу, вместе с этим предлагает работнику трудиться на определенном рабочем месте. В свою очередь, и работник, продавая свой труд, предъявляет спрос на определенное рабочее место.
После купли-продажи обычного товара продавец и покупатель в большинстве случаев прекращают свои взаимоотношения. Отношения же купли-продажи труда непрерывны с момента найма работников до их увольнения. Поэтому не правы те, кто считает, что рынок труда существует лишь за пределами предприятия, а те работники, которые заняты на фирме, уже не состоят в отношениях купли-продажи своего труда с предпринимателем. Предъявляя спрос, предприниматель адресует его не только тем, кто ищет работу, но занятым на других предприятиях, предлагая им более выгодные условия найма. В то же время и среди занятых работников немало тех, кто ищет работу на других предприятиях с более выгодными условиями найма.
Исходя из всего вышесказанного, можно выделить следующие основные особенности товара «труд»: