Социальная направленность налогов с населения и их роль в формировании территориальных бюджетов

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 19:07, курсовая работа

Описание работы

Для начала, нужно дать определение, что же такое налог.
Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований..." ("Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998) (ред. от 09.03.2010)).

Содержание

Глава I. Налогообложение населения: сущность, функции и виды ..……………...…..5
1.1 Сущность и функции ………………………………...…………………………..5
1.2 Виды налогов с населения ……………………………..…………………….......6
1.3 Налоговые вычеты НДФЛ……………………………………………………….14
Глава II. Роль и место налогов с населения в бюджете Омской области ….………….19
2.1 Поступления доходов в местный бюджет в 2007 г……………………………..19
2.2 Поступления доходов в местный бюджет в 2008 г……………………………..21
2.3 Поступления доходов в местный бюджет в 2009 г……………………………..22
Глава III. Налоговые стимулы, направленные на повышение уровня соц защиты населения…………………………………………………...………………….………......

Работа содержит 1 файл

курсовая налоги.doc

— 846.50 Кб (Скачать)

     Существовавшей  до конца 90-х годов в стране налоговой системе был присущ ряд недостатков, препятствовавших экономическому развитию страны и требовавших их неотложного устранения. Главный недостаток - сложность, противоречивость и запутанность нормативных актов о налогах и сборах, излишнее число применяемых налогов и сборов, отсутствие экономических оснований при взимании многих из них, дублирование налогов, недостаточность гарантий защиты прав и законных интересов налогоплательщиков, а главное, общее избыточное налоговое бремя на экономику и население страны.

     Серьезным недостатком налоговой системы  являлось и наличие в законодательстве большого числа лазеек для ухода  от налогообложения, включая необоснованные налоговые льготы.[21]

     Огладываясь на путь, пройденный с 2000 года, за период проведения масштабной налоговой реформы, можно отметить, что в Российской Федерации закончено формирование основ современной налоговой системы государства с рыночной экономикой. То есть, созданы основы для дальнейшего совершенствования налоговой политики.

     В рамках следующего этапа налоговой реформы (2008-2011 годы) необходима дополнительная настройка налоговой системы, основанная на понимании того, что формирование доходов бюджетов – основная, но не единственная функция налогов.

       Налоговая система является не  самостоятельным институтом, а частью общей системы управления страной, то есть, должна способствовать достижению целей общегосударственного масштаба, прежде всего повышению благосостояния и качества жизни людей через качественный долгосрочный экономический рост.

     Налоговая реформа может дать стабильность, эффективность, которые могут быть достигнуты в обществе, благодаря социальной направленности в налоговой политике. Именно эти инструментарии должны стать безусловными ориентирами налоговой политики, предопределяющими любые изменения налогового законодательства.

       В качестве одного из приоритетных  направлений проводимой налоговой  реформы рассматривают задачу последовательного снижения уровня налоговой нагрузки, направленного как на обеспечение принципа справедливости налогообложения, так и на поощрение развития отечественного бизнеса, а также на повышение благосостояния населения страны.

     Необходимо  отметить, что принятые в последние  годы законодательные меры позволили обеспечить весьма существенное снижение налоговой нагрузки, в среднем на 1 процент ВВП в год. В результате Россия вошла в число стран с наиболее низким уровнем налогообложения.

     При этом следует отметить, что снижение налоговой нагрузки не привело к  потерям бюджета. Наоборот, за счет расширения налоговой базы, выхода налогоплательщиков из тени налоговые доходы консолидированного бюджета постоянно растут.

     Нужно отметить, что реализация законодательных мер по сокращению налоговой нагрузки осуществляется в едином комплексе с мерами по решению другой, не менее важной задачи налоговой реформы, состоящей в усилении роли налогов в стимулировании экономического роста, инвестиционной и инновационной активности. Требуется также упростить налоговую систему, минимизировав возможности произвольного толкования законодательства. Вводить налоговые стимулы для развития инновационной экономики. И все эти меры должны служить главной цели- дальнейшему снижению налогового бремени.

     Вопросы налогового стимулирования организаций  к осуществлению инвестиций, направленных на повышение уровня социальной защиты граждан, которые Президент России совершенно обоснованно назвал инвестициями в человеческий капитал – занимают особо важное место в работе комитета. В настоящее время работают над подготовкой концепции законопроекта, предусматривающего более полное включение в перечень расходов, учитываемых при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль, затрат организаций на повышение образовательного уровня работников, их лечение и профилактику заболеваемости, на цели, связанные с улучшением пенсионного обеспечения.

     Представляется  очевидным, что данные виды расходов должны быть в максимально возможной степени освобождены от налогообложения налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом.

     При этом Комитет считает необходимым  уже в самое ближайшее время подготовить и принять закон, предполагающий освобождение от обложения указанными налогами как взносов, направляемых на софинансирование пенсионных накоплений со стороны государства, так и дополнительных взносов работодателей, уплачиваемых в пользу застрахованного лица.

     На  повестке дня стоят вопросы увеличения предельных размеров отдельных видов  налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц, в том числе стандартных, социальных и имущественных налоговых вычетов с учетом темпов инфляции, а также расширения финансовых возможностей государства по мере улучшения макроэкономической ситуации в стране.

     В целом же говоря о реформировании подоходного налога исходят из того, что сохранение плоской шкалы подоходного налога, безусловно, сыграло и продолжает играть важную роль как для повышения собираемости налога, так и для решения важнейшей задачи борьбы с "зарплатными" схемами [19,37 стр].

  Настало время подготовить и принять закон, предполагающий освобождение от уплаты подоходного налога лиц с доходами ниже прожиточного минимума. Если государство не обеспечивает своему гражданину прожиточный минимум, оно не имеет морального права требовать от него уплаты подоходного налога.

     Существующая система единого социального налога - неэффективная, поскольку она неоправданно подменила страховой принцип на фискальный, разрушив тем самым систему стимулов для развития институтов пенсионного обеспечения, здравоохранения и социального страхования.

     В связи с этим единый социальный налог, который в силу своего целевого характера должен носить ярко выраженную страховую основу, должен быть скорректирован с учетом реформирования отраслей пенсионного обеспечения, здравоохранения и социальной защиты. Для плательщика он станет не безвозмездным изъятием в доход государства, а целевым взносом с персонифицированным эффектом. 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     Налог - обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Налоги следует отличать от сборов (пошлин), взимание которых носит не безвозмездный характер, а является условием совершения в отношении их плательщиков определенных действий.

     Взимание  налогов регулируется налоговым законодательством. Совокупность установленных налогов, а также принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, взимания и контроля образуют налоговую систему государства.

     Под налогом понимается принудительное изымание государствомвом или местными властями средства с физических и юридических лиц, необходимые для осуществления государством своих функций.

     Налоги  выполняют одновременно четыре основные функции: фискальную, регулирующую, стимулирующую и контролирующую.

     Фискальная  функция - исторически наиболее древняя и одновременно основная: налоги являются преимущественной составляющей доходов государственного бюджета. Реализация фискальной функции осуществляется за счет налогового контроля и налоговых санкций, которые обеспечивают максимальную собираемость установленных налогов и создают препятствия к уклонению от уплаты налогов. Проще говоря это сбор налогов в пользу государства.

     Регулирующая  функция - обеспечивает выравнивание доходов и расходов налогоплательщиков, перенаправление потоков рефинансирования между различными отраслями экономики, распределение доходов между центральными, региональными и местными бюджетами и т. п. Эта функция реализуется путем изменения налоговых ставок, включая применение прогрессивных или регрессивных налоговых ставок, изменения соотношения объемов налоговых изъятий между бюджетами различных уровней, изменением структуры налоговых изъятий по их видам, регулирования налоговой базы и т. п.

     Стимулирующая функция - предполагает, что налоги являются средством оказания влияния на темпы экономического роста в стране, ускоряя или замедляя его темпы. Стимулирующая функция реализуется преимущественно путем установления налоговых льгот либо снижением налоговых ставок в целом.

     Контролирующая  функция - обеспечивает контроль государства над уровнем доходов и расходов своих граждан.

     Налоги  принято классифицировать по следующим  признакам:

     *Территориальный признак

     Налоги подразделяются на общегосударственные (федеральные), региональные и местные (муниципальные) в зависимости от территории, на которой они взимаются.

     *Бюджетный признак

     Конкретный  налог может уплачиваться в государственный, региональный или местный (муниципальный) бюджет, либо распределяться между бюджетами разных уровней непосредственно налогоплательщиками, либо путем переопределения через специальную систему.

     *Субъектный признак

     Налогоплательщиками различных налогов могут быть только физические лица или только организации, либо и те и другие одновременно; налогоплательщиками отдельных налогов могут признаваться лишь субъекты, осуществляющие определенные виды деятельности, владеющие определенным видом имущества и т. п.

     В налоговой системе России существует 3 группы налогов, в зависимости от органа, который взимает налог и его использует:

     1.       Федеральные налоги.

     2.       Региональные налоги.

     3.       Местные налоги и сборы.

   Основные виды налогов, выплачиваемых населением:

     -      Государственная пошлина

     -      Земельный налог

     -      Транспортный налог

     -      НДФЛ

     -      Страховые взносы в Пенсионный фонд РФ

     НДФЛ является основным налогом, который уплачивают физические лица практически со всех видов дохода, полученных в течение года.

       Налог уплачивается в сроки, установленные законодательством, нарастающим итогом с начала года с зачетом ранее внесенных сумм.

       Налог с заработной платы удерживается  работодателями. Граждане, имевшие  в течение года доходы не только от выполнения трудовых и приравненных к ним обязанностей по месту основной работы (службы, учебы), обязаны представлять в налоговые органы декларацию о доходах.

     Если  международными договорами РФ или бывшего  СССР установлены иные правила налогообложения отдельных категорий граждан, то применяются правила международного договора.

     Налоговые вычеты при налогообложении физических лиц представляют собой вид налоговой льготы, при применении которой предоставляется возможность для снижения объёма налогооблагаемой базы. Это означает, что доходы физических лиц, для которых действует налогообложение в размере 13% могут быть уменьшены.

     Основанием  для этого является третий пункт  статьи 210 и первый пункт статьи 224 Налогового кодекса Российской Федерации. Интерес для нас представляют три группы налоговых вычетов:

     - Стандартные

     - Имущественные

     - Социальные

     - Профессиональные

     Порядок предоставления и расчета налоговых  вычетов в 2009 году не претерпел изменений  по сравнению с 2008 годом. В любом  случае, следует помнить, что применение вычетов правомерно только для доходов, налогообложение по которым осуществляется по ставке НДФЛ в размере 13%.

     Стандартные вычеты производятся по месту основной работы, а при отсутствии таковой – любым другим источником доходов по заявлению налогоплательщика, либо самим налогоплательщиком по окончании года. Стандартные налоговые вычеты установлены статьей 218 НК РФ, предоставляются налогоплательщику одним из налоговых агентов, являющихся источником выплаты дохода, по его выбору на основании письменного заявления и документов, подтверждающих право на такие вычеты:

Информация о работе Социальная направленность налогов с населения и их роль в формировании территориальных бюджетов