Социальная направленность налогов с населения и их роль в формировании территориальных бюджетов

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 19:07, курсовая работа

Описание работы

Для начала, нужно дать определение, что же такое налог.
Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований..." ("Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998) (ред. от 09.03.2010)).

Содержание

Глава I. Налогообложение населения: сущность, функции и виды ..……………...…..5
1.1 Сущность и функции ………………………………...…………………………..5
1.2 Виды налогов с населения ……………………………..…………………….......6
1.3 Налоговые вычеты НДФЛ……………………………………………………….14
Глава II. Роль и место налогов с населения в бюджете Омской области ….………….19
2.1 Поступления доходов в местный бюджет в 2007 г……………………………..19
2.2 Поступления доходов в местный бюджет в 2008 г……………………………..21
2.3 Поступления доходов в местный бюджет в 2009 г……………………………..22
Глава III. Налоговые стимулы, направленные на повышение уровня соц защиты населения…………………………………………………...………………….………......

Работа содержит 1 файл

курсовая налоги.doc

— 846.50 Кб (Скачать)

       Объектом налогообложения являются  транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке. По транспортным средствам, которые регистрировать не нужно, налог не взимается. Транспортные средства, подлежащие регистрации, но по каким-либо причинам не зарегистрированные, налогом также не облагаются. Но и эксплуатировать их нельзя.

            Существенно расширен и детализирован  перечень транспортных средств,  являющихся объектом налогообложения (ст. 358 НК РФ): автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства.

            Следует отметить, что перечень  объектов налогообложения, не  является исчерпывающим. Фактически это означает, что он может пополняться нормативными правовыми актами, устанавливающими порядок регистрации транспортных средств.

            Сумма налога в отношении каждого  транспортного средства исчисляется  как произведение налоговой базы  и налоговой ставки. Налоговым  периодом признан календарный год. Месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц. При этом в случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.п.) в течение налогового периода исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде.

     Физические  лица сами налог не рассчитывают. За них это делает налоговая инспекция. Если за одним человеком зарегистрировано несколько транспортных средств и налог по ним исчисляет одна и та же инспекция, она выпишет ему одно уведомление на все облагаемые транспортные средства.

     Изменения, внесенные в законодательную базу по транспортному налогу с 2010 года, согласно ФЗ РФ от 28.11.2009 №282-ФЗ «О внесении изменений в главы 22 и 28 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» и ФЗ РФ от 28.11.2009 №283-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»:

     1. Законами субъектов РФ установленную  в Кодексе ставку транспортного  налога можно увеличить или  уменьшить не более чем в  10 раз (п. 2 ст. 361 НК РФ).

     В Омской области в связи с изменением федерального законодательства не произошло ни увеличения ставок транспортного налога, ни установления различных ставок на транспортные средства в зависимости от года их выпуска и экологического класса.

     2. Инспекция может направить физ.лицу уведомления об уплате транспортного налога только за три налоговых периода, предшествующих календарному году их направления (п. 3 ст. 363 НК РФ).

     3. Индивидуальные предприниматели,  основным видом деятельности  которых являются пассажирские или грузовые перевозки, освобождены от уплаты транспортного налога за морские, речные и воздушные суда (пп. 4 п. 2 ст. 358 НК РФ). 

     Налог на доходы физических лиц

     В соответствии со статьей 207 НК РФ плательщиками  НДФЛ являются две категории физических лиц:

     - физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации;

     - физические лица, которые не являются  налоговыми резидентами Росси,  но получают доходы от источников в Российской Федерации.

     Согласно  части 3 пункта 2 статьи 11 НК РФ к «физическим  лицам» относятся граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.

     Статус  налогового резидента означает, что  на гражданина распространяется действие российского налогового законодательства, и он должен уплачивать налог на доходы физических лиц в размере 13% в российский бюджет.

     Согласно  части 5 пункта 2 статьи 11 НК РФ налоговым  резидентом является физическое лицо, которое фактически находится на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году.

     В рамках сложившейся практики применения главы 23 НК РФ налоговыми резидентами Российской Федерации на начало налогового периода признаются С последующим уточнением, исходя из количества дней фактического нахождения на территории Российской Федерации по итогам отчетного налогового периода.:

     1) граждане Российской Федерации,  зарегистрированные по месту  жительства и по месту временного  пребывания;

     2) иностранные граждане:

     а) получившие в органах внутренних дел разрешение на постоянное проживание или вид на жительство;

     б) временно пребывающие на территории Российской Федерации и зарегистрированные в установленном порядке.

     Помимо  этого на начало налогового периода  иностранные граждане должны работать в какой-либо организации. Это могут быть как российские организации, так и филиалы, представительства иностранных организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации. Трудовой контракт, заключенный с указанными гражданами, должен предусматривать, что в текущем календарном году они работают в России свыше 183 дней. Однако иностранец, временно пребывающий на территории Российской Федерации, в течение календарного года может прекратить трудовые отношения с налоговым агентом и выехать за пределы России до истечения 183 дней. В этом случае он перестает быть налоговым резидентом. Налог на его доходы пересчитывается по повышенной ставке (не 13, а 30%).

     В соответствии со статьей 209 НК РФ объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками. Для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, это весь доход, полученный как в России, так и за ее пределами. Для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами, объектом налогообложения будет только доход от источников в России.

     Таким образом, для того чтобы определить, будет ли физическое лицо уплачивать НДФЛ в Российской Федерации, необходимо выяснить не только налоговый статус физического лица, но и источник дохода.

     Согласно  положениям статьи 210 НК РФ при определении  налоговой базы по НДФЛ учитываются  все доходы налогоплательщика, которые он получил или право на распоряжение которыми у него возникло, в любой форме:

     - денежной;

     - натуральной;

     - в виде материальной выгоды.

     Их  дохода налогоплательщика организацией могут производиться удержания. Например, организация может удерживать причиненный ей данным работником материальный ущерб, алименты в пользу третьих лиц, взносы, перечисляемые по заявлению работника в страховые и благотворительные организации, и т. д. Во всех этих случаях удержания не уменьшают налоговую базу по НДФЛ.

     Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки.

     Так, для доходов, облагаемых по ставке 13%, налоговая база определяется как  денежное выражение таких доходов, уменьшенных на сумму налоговых вычетов. При этом если сумма налоговых вычетов в налоговом периоде окажется больше суммы полученных доходов, то налоговая база по НДФЛ принимается равной нулю.

     Для доходов, в отношении которых  предусмотрены иные налоговые ставки (например 9, 30, 35%), налоговая база определяется как денежное выражение данных доходов, подлежащих налогообложению. Причем налоговые вычеты не применяются. 

     Налогоплательщик  может получить доходы от организаций  и индивидуальных предпринимателей в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг) или иного имущества. К таким доходам, в частности, относятся:

     - оплата (полностью или частично) за налогоплательщика организациями  или предпринимателями товаров  (работ, услуг) или имущественных  прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения;

     - получение налогоплательщиком товаров,  выполнение в его интересах  работ, оказание ему услуг на безвозмездной основе;

     - оплата труда в натуральной  форме.

     Во  всех случаях получения дохода в  натуральной форме налоговая  база по НДФЛ определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг_ или иного имущества, исчисленная исходя из рыночных цен. Причем в стоимость должна быть включена сумма налога на добавленную стоимость (НДС) и акцизов (ст. 211 НК РФ).

     Статьей 212 НК РФ установлено, что к доходам налогоплательщика, полученным в виде материальной выгоды, относится выгода, полученная:

     - от экономии на процентах за  пользование налогоплательщиком  заемными средствами, полученными от организаций или индивидуальных предпринимателей;

     - от приобретения товаров (работ,  услуг) у физических лиц в  соответствии с гражданско-правовым договором, а также у организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся взаимозависимыми по отношению к налогоплательщику;

     - от приобретения ценных бумаг.

     Материальная  выгода, полученная от экономии на процентах, возникает только в случае, когда  налогоплательщик получает заемные средства по договору займа, кредитному договору, договору товарного кредита и при этом уплачивает проценты в меньшем размере, чем это предусмотрено Налоговым кодексом РФ, исходя из действующей ставки рефинансирования, установленной Центральным банком РФ, либо вообще не уплачивает никаких процентов. Например, не облагается НДФЛ материальная выгода, полученная от экономии на процентах по операциям с кредитными картами в течение беспроцентного периода, установленного в договоре о предоставлении кредитной карты.

     По  заемным средствам, выраженным в  рублях, процентная ставка по договору займа не должна быть меньше трех четвертых действующей ставки рефинансирования, установленной Центральным банком РФ на дату получения таких средств.

     В соответствии со статьей 224 НК РФ по НДФЛ установлены следующие налоговые ставки: 35, 30, 13, 9%.

     Налоговая ставка установлена в размере 35% в отношении следующих доходов  налогоплательщика:

     - стоимости любых выигрышей и  призов, получаемых в проводимых  конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг в сумме, превышающей 2000 руб. (4000 руб. с 1 января 2006 года в соответствии с Федеральным законом от 30.06.2005 № 71-ФЗ);

     - страховых выплат по договорам  добровольного страхования в  части превышения размеров выплат, освобождаемых от налогообложения;

     - процентных доходов по вкладам  в банках в части превышения  суммы, рассчитанной исходя из действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ, в течение периода, за который начислены проценты, по рублевым вкладам (за исключением срочных пенсионных вкладов, внесенных на срок не менее шести месяцев) и 9% годовых по вкладам в иностранной валюте;

     - суммы экономии на процентах  при получении налогоплательщиками  заемных средств в части превышения  следующих размеров:

     - превышения суммы процентов за пользование заемными средствами, выраженными в рублях, исчисленной исходя из трех четвертых действующей ставки рефинансирования, установленной Банком России на дату получения таких средств, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора Исключение составляют доходы в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование налогоплательщиками целевыми займами (кредитами), полученными от кредитных и иных организаций России и фактически израсходованными ими на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры или доли (долей) в них, на основании документов, подтверждающих целевое использование таких средств.;

     - превышения суммы процентов за  пользование заемными средствами, выраженными в иностранной валюте, исчисленной исходя из 9% годовых, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора.

     Налоговая ставка установлена в размере 30% в отношении всех доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации.

Информация о работе Социальная направленность налогов с населения и их роль в формировании территориальных бюджетов