Система органов налогового алминистрирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 18:19, курсовая работа

Описание работы

Многие исследователи датируют появление первых теорий сущности юридического лица серединой XIX века и связывают с именем Ф.К. Савиньи. Между тем, по-видимому “пальму первенства” всё-таки следует отдать Гейзе (Heise), обратившего внимание учёного мира на сущность особого коллективного субъекта права ещё в начале прошлого века. “После того, как Heise (Grundriss eines Systems des gemeinen Civilrechts 1-е изд.1807 г) впервые подвёл под одну категорию разные виды юридического лица, которые он поставил рядом с физическими лицами, вся пытливость и обратилась к вопросу, что такое представляет собой эта новая категория лиц”.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятие и виды юридических лиц 5
1.1. Сущность юридического лица 5
1.2. Основные теории сущности юридического лица 7
1.3. Классификация юридических лиц 12
1.4. Виды юридических лиц 18
Глава 2. Юридическое лицо как субъект гражданского права 33
2.1. Признаки юридического лица 33
2.2. Правоспособность юридического лица 37
2.3. Органы юридического лица 39
2.4. Представительства и филиалы 41
Заключение 43
Список использованной литературы 45

Работа содержит 1 файл

Тема теории юр лиц.docx

— 82.76 Кб (Скачать)

 

Оглавление

 

Введение 3

Глава 1. Понятие и виды юридических лиц 5

1.1. Сущность юридического лица 5

1.2. Основные теории сущности юридического лица 7

1.3. Классификация юридических лиц 12

1.4. Виды юридических лиц 18

Глава 2. Юридическое лицо как субъект гражданского права 33

2.1. Признаки юридического лица 33

2.2. Правоспособность юридического лица 37

2.3. Органы юридического лица 39

2.4. Представительства и филиалы 41

Заключение 43

Список использованной литературы 45

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Многие исследователи  датируют появление первых теорий сущности юридического лица серединой XIX века и связывают с именем Ф.К. Савиньи. Между тем, по-видимому “пальму первенства” всё-таки следует отдать Гейзе (Heise), обратившего внимание учёного мира на сущность особого коллективного субъекта права ещё в начале прошлого века. “После того, как Heise (Grundriss eines Systems des gemeinen Civilrechts 1-е изд.1807 г)  впервые подвёл под одну категорию разные виды юридического лица, которые он поставил рядом с физическими лицами, вся пытливость и обратилась к вопросу, что такое представляет собой эта новая категория лиц”.

Вместе с тем действительно первое широко известное научное исследование понятия юридического лица осуществил Ф.К. Савиньи. Суть его взглядов заключалась в следующем: поскольку, с одной стороны, свойствами субъекта права (волей, сознанием) может обладать (по его мнению) только человек (личность), а с другой стороны, на практике имущественные и некоторые иные права принадлежат не отдельному человеку, а союзу людей, корпорации, законодатель признаёт за этой корпорацией свойства личности, субъекта. Иначе говоря, эта корпорация олицетворяется, персонифицируется. Законодатель же, отдавая себе отчёт в том, что корпорация личностью быть не может, вынужден прибегать к фикции, то есть создаёт лицо вымышленное, искусственное, “принимает (фингирует) лицо, где его в действительности нет” . Теория Ф.К. Савиньи, под названием “теория фикции” (“теория олицетворения”) приобрела широкую известность и нашла своих продолжателей среди учёных, исследующих сущность понятия юридического лица. 

Интересна концепция, предложенная Р. Иерингом (1865 г). Исходя из того, что носителем права может быть только человек, он и его последователи (например Н.М. Коркунов в России) считали юридическое лицо не более чем способом существования правовых отношений лиц, входящих в его состав (дестинаторов права), особым техническим приёмом, при котором мы, вместо того, чтобы разграничивать тождественные интересы целого ряда личностей, рассматриваем однородные интересы как один интерес, а саму группу – как один субъект юридического отношения, юридическое лицо. 

Юридическое лицо не способно, по мнению Р. Иеринга, чувствовать и наслаждаться, пользоваться правами – следовательно – не может быть субъектом права. Истинными субъектами права являются не юридические лица, а их отдельные участники (физические лица). “Права, которыми вооружены юридические лица, идут на пользу отдельным его членам; в этом цель и реальный смысл всего отношения, и поэтому отдельные члены суть истинные дестинаторы юридического лица. Но, по соображениям практической возможности осуществления иска, во вне не отдельные лица, а лишь их совокупность, возведённая на степень искусственного единства, может преследовать их общие интересы”.

Цель нашего исследования рассмотреть теории юридических лиц.

Задачи, стоящие перед нами в ходе написания данного исследования следующие:

    • Изучить понятие и виды юридических лиц
    • Рассмотреть сущность юридического лица
    • Охарактеризовать основные теории сущности юридического лица
    • Привести классификацию юридических лиц
    • Охарактеризовать юридическое лицо как субъект гражданского права
    • Рассмотреть признаки юридического лица
    • Изучить правоспособность, органы,  представительства и филиалы юридических лиц.

Глава 1. Понятие и виды юридических лиц

1.1. Сущность юридического  лица

 

Участниками гражданских правоотношений являются не только физические лица (граждане), но и юридические лица - организации, специально создаваемые для участия  в гражданском обороте. Поскольку  гражданский оборот имеет имущественный, товарный характер, участвовать в  нем могут лишь независимые, самостоятельные  товаровладельцы, имеющие собственное  имущество. Поэтому юридические  лица должны иметь свое имущество, обособленное от имущества их создателей (учредителей, участников). Этим имуществом они будут  отвечать перед своими кредиторами (контрагентами)1.

Закрепление определенного имущества  за организацией в целом означает его выбытие из состава имущества  ее учредителей (участников). Но одновременно значительно уменьшается риск их возможных потерь от участия в  обороте. Ведь именно учредители (участники) управляют деятельностью созданного ими субъекта, а нередко даже прямо  или косвенно участвуют в ней  и тем самым в имущественном  обороте, тогда как неблагоприятные  имущественные последствия этой деятельности по общему правилу относятся  на имущество этого субъекта (организации), а не на их собственное. В этом и состоит смысл конструкции юридического лица.

Использование этой конструкции свойственно  высокоразвитому имущественному обороту. Не случайно юридические лица, прежде всего в форме различных торговых (купеческих, предпринимательских) компаний, стали широко признаваться законодательством  лишь с появлением и усилением  экономической потребности в  объединении крупных капиталов, как правило не обещавшем быстрой отдачи и потому связанном с риском, непомерным для одного и даже нескольких предпринимателей (например, в эпоху великих географических открытий - для организации морских экспедиций и заморской торговли, позднее - для строительства судоходных каналов и железных дорог и т. д.). Конструкция юридического лица дала возможность создавать такие объединения капиталов за счет имущественных вкладов многих лиц (первоначально главным образом купцов), рисковавших при этом по общим обязательствам лишь некоторой, заранее известной частью своего имущества (и получавших часть общих доходов соразмерно вложенным средствам)2.

В результате объединения (отчуждения) части имущества учредителей  появляется новый субъект права - собственник, являющийся не физическим лицом, а неким искусственным (в  этом смысле - "фиктивным") образованием, признаваемым, однако, законом особым, самостоятельным субъектом гражданских  правоотношений. Более того, данный субъект в принципе продолжает существовать и в случаях ухода из общего дела одного, нескольких или даже всех учредителей (участников). Иначе говоря, его юридическая личность является вполне самостоятельной, независимой от личности создавших его лиц и не сводится к ней. Поэтому такой субъект выступает в обороте от своего собственного имени, а не от имени своих участников, и приобретенные им гражданские права и обязанности принадлежат именно ему, а не его участникам. Этим, в свою очередь, предопределяется и необходимость возложения возможной ответственности по долгам этого субъекта на его имущество, а не на имущество его учредителей (участников).

На таких принципах создавались  первые классические юридические лица - торговые компании. Впоследствии категория  юридического лица получила гораздо  более широкое распространение  и стала использоваться законом по отношению ко всякой самостоятельной организации, допущенной государством к участию в имущественном обороте, в том числе даже и к некоторым органам самого государства ("юридические лица публичного права"). Ведь создание юридического лица может преследовать не только цель получения прибыли на вложенное имущество (в том числе лицами, не являющимися предпринимателями), но и цель материального обеспечения управленческой, научно-образовательной, культурно-воспитательной, благотворительной или иной общественно полезной деятельности (не предполагающей получение прямых доходов от нее). Но во всех ситуациях применение данной юридической конструкции связано с обособлением определенного имущества с целью ограничения имущественной ответственности (т. е. уменьшения риска участия в гражданском обороте) Для его учредителей (участников).

В основе этих взглядов лежит методологически  ошибочное, но, к сожалению, достаточно распространенное даже среди юристов  представление о том, что право, включая гражданское, может служить  лишь формой для содержательных экономических  или иных общественных явлений и  в силу этого не должно создавать  и использовать собственные категории  и конструкции, принципиально отличающиеся от философских или политэкономических. Между тем правовые отношения представляют собой особый, самостоятельный вид реально существующих общественных отношений3.

1.2. Основные теории сущности  юридического лица

 

Все это требует специального научного обоснования категории юридического лица, раскрывающего ее сущность, содержание и возможности применения. Объяснениям  данной цивилистичес-кой конструкции посвящены различные теории, многие из которых уже весьма давно известны в гражданско-правовой науке.

Первую по времени появления  группу таких теорий составляют взгляды, согласно которым юридическое лицо есть порождение правопорядка, т. е. некоторая  юридическая фикция, искусственная  конструкция, придуманная законодателем. Они получили название теории фикции (или фикционных теорий). Родоначальником этого подхода принято считать одного из римских пап, Иннокентия IV. В 1245 г. на вопрос о возможности отлучения корпорации от церкви он заявил, что корпорация не имеет души, а существует лишь в воображении людей, будучи "persona ficta", или "corpus mysticum", т. е. фиктивным, не существующим в реальности лицом4.

Теория фикции получила наибольшее развитие в германской цивилистической литературе прошлого века. Наиболее видными ее представителями являются крупнейшие немецкие цивилисты того времени Ф.-К. ф. Савиньи и Б. Виндшейд (один из главных создателей Германского гражданского уложения).

Они считали юридическое лицо искусственным  субъектом, созданным законом лишь для условной "привязки" к нему субъективных прав и обязанностей, которые в действительности либо принадлежат его участникам - конкретным физическим лицам, либо остаются "бессубъектными". В качестве фиктивного образования  рассматривал юридическое лицо и  Г. Ф. Шершеневич, который, однако, считал юридические, фикции не мнимыми понятиями, а научными приемами познания, а юридическое лицо - "искусственным субъектом" оборота, созданным для достижения определенной цели. Аналогичных по существу взглядов придерживались Д. И. Мейер и А. М. Гуляев. Теория фикции (legal fiction) получила широкое распространение и в англо-американском праве. Здесь юридическое лицо (корпорация) также рассматривалось как "искусственное образование, невидимое, неосязаемое и существующее только с точки зрения закона", как было указано одним из председателей Верховного суда США Д. Маршаллом в решении по конкретному спору еще в начале XIX в. 
В развитие этих взглядов была выдвинута теория "целевого имущества", автором которой был А. ф. Бринц. Он доказывал, что права и обязанности могут как принадлежать конкретному человеку (субъекту), так и служить лишь определенной цели (объекту). В этом втором случае субъект права вообще не требуется, так как его роль выполняет обособленное с этой целью имущество (в том числе отвечающее за долги, сделанные для достижения соответствующей цели). По традиции оно наделяется свойствами субъекта права, хотя на самом деле в этом нет необходимости, а потому не нужно и само понятие юридического лица. Во французской литературе весьма близкие по сути взгляды высказывались М. Планиолем. Последний считал, что юридическое лицо - это коллективное имущество, которое в качестве субъекта права является юридической фикцией, созданной для упрощения его использования.

В германской цивилистике практически  одновременно с господствовавшими  тогда взглядами Савиньи, Виндшейда и Бринца появились теории, рассматривавшие юридическое лицо как особый социальный организм, "духовную реальность" или "человеческий союз" со своей собственной волей, не сводимой к совокупности воль составляющих его отдельных физических лиц (Г. ф. Беселер, О. ф. Гирке). Органическая теория Гирке, рассматривавшего юридическое лицо как особый "телесно-духовный организм" ("союзную личность"), нашла сторонников во французской цивилистике (Р. Саллейль, П. Мишу и др.). Отмечалось, что реальность существования таких общественных организмов, как юридические лица, предполагает их признание законом, но вовсе не "искусственное" создание. В российской дореволюционной цивилистике .реальность юридического лица отстаивали Н. Л. Дювернуа и И. А. Покровский, назвавший его "живой клеточкой социального организма". Достоинством этого подхода стала возможность объяснения наличия собственной воли и интересов юридического лица, а тем самым самостоятельности его выступления в качестве субъекта гражданского оборота, хотя приравнивание юридического лица к физическому тоже признавалось искусственным. Теория "естественного лица" (natural entity) в начале нынешнего века распространилась и в американском праве. 
В цивилистической науке советского периода также был выдвинут ряд теорий, объясняющих сущность категории юридического лица, прежде всего применительно к господствовавшим в тогдашнем обороте государственным организациям (предприятиям и учреждениям). Здесь отвергалась теория юридического лица как обособленного, персонифицированного имущества (ибо государственное имущество даже при создании на его базе юридического лица оставалось собственностью государства и в этом смысле действительно не обособлялось от имущества учредителя)5.

Юридическое лицо рассматривалось  в качестве "социальной реальности" (а не фикции), наделенной определенным имуществом для достижения общественно  полезных целей или для решения  социально-экономических задач государства  и общества (теория социальной реальности Д. М. Генкина).

Иногда прямо утверждалось, что  за государственным юридическим  лицом всегда стоит само государство, или "всенародный коллектив", являющийся действительным собственником его  имущества (теория государства С. И. Аскназия). Опасность такой трактовки, не позволявшей ясно разграничивать имущество и ответственность государства и созданных им юридических лиц, в наибольшей мере проявилась во внешнеэкономическом обороте (создавая, например, возможность обращения взыскания по долгам государственных внешнеторговых организаций на имущество государства). Во внутреннем же обброте она служила обоснованием тезиса об "отсутствии" у государственного юридического лица каких-либо интересов, отличных от интересов государства. 
Господствующей теорией в советской цивилистической доктрине стала теория коллектива, обоснованная в работах А. В. Венедиктова и С. Н. Братуся. Согласно этой теории юридическое лицо является реально существующим социальным образованием, имеющим "людской субстрат" (сущность) в виде коллектива его работников, за которым стоит всенародный коллектив трудящихся, организованный в государство. Другие ученые подчеркивали также роль администрации (директора, руководителя) государственного юридического лица (теория директора Ю. К. Толстого, в определенной мере развивавшаяся В. П. Грибановым). Согласно этим взглядам, поскольку воля руководителя признается волей самого юридического лица и именно через него юридическое лицо приобретает права и обязанности, руководитель и представляет собой сущность ("людской субстрат") юридического лица. "Теория коллектива" получила и определенное законодательное признание - на ее основе были сформулированы нормы о понятии юридического лица и правах государственных организаций в советском гражданском законодательстве 1961-1964 гг.

Информация о работе Система органов налогового алминистрирования