Шпаргалка по "Налоговому администрированию"

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 00:57, шпаргалка

Описание работы

1 Сущность и цели налогового администрирования
2 Типы и функции налогового администрирования
.....
11 Регулирование в системе налогового администрирования
12 Учет в системе налогового администрирования
13 Функции и этапы проведения налогового контроля
14 Виды налогового контроля

Работа содержит 1 файл

1 Сущность и цели налогового администрирования.doc

— 262.00 Кб (Скачать)

Степень и  формы участия налоговых органов  в разработке на-логового законодательства в разных странах заметно различаются. В одних странах их функции ограничены сбором налогов и предостовлением консультаций и рекомендаций государственным ведомствам, ответственным за определение экономической и бюджетной политики. В других странах, таких как Канада, Колумбия, Бразилия, Мексика, Уругвай, Венесуэла и др., налоговые органы могут непосредственно участвовать в процессе подготовки и принятии решений по изменению налогового законодательства и имеют в своей структуре соответствующие подразделения. Структуы налоговых органов в странах ЕврАзЭС различны. В республике Беларусь в структуру территориальных органов входят ИМНС по шести областям, по г. Минску, городам, районам и внутригородским районам. При этом в министерстве разработан ряд типовых структур для инспекций различного уровня и численности работающих.

Одной из актуальных проблем отечественной системы налогового администрирования является проблема направленности налоговых органов на выполнение плановых заданий ФНС России по сбору налогов и сборов, т.е. фискальных функций. Зарубежный опыт свидетельствует, что для осуществления налогового контроля во многих странах создаются специализированные налоговые управления (отделы, дирекции и др.). В одних случаях эти ведомства обособлены от министерства финансов (Япония, Швеция), в других - являются его структурными подразделениями (Италия, США, Великобритания). Независимо от подчиненности указанные управления нацелены на постоянный и эффективный контроль за взиманием платежей в бюджет и не связаны с осуществлением неналоговых обязанностей, таких как планирование и выполнение функций фискальных агентов, отвечающих за доходы государства.

 

 

9 Основы налогового  менеджмента

В российской науке налоговый менеджмент, как  самостоятельное направление, еще не получил должного развития. Тем не менее, уже появились различные подвиды налогового менеджмента -"государственный", корпоративный, "региональный" налоговый менеджмент, выделены рассматриваются отдельные составляющие процесса управления налогообложением: налоговое планирование, налоговое регулирование, налоговый контроль. Налоговый менеджмент, направлен на обеспечение заданного законом режима функционирования налогового механизма, понятие, емкое по своему содержанию, целевым установкам и условиям организации.

С одной стороны, он выступает  в качестве объекта научных расследований, представляя собой новое для российской экономической науки направление, с другой сфера сугубо практической деятельности. В первом речь должна идти о концептуальных основах налогового менеджмента, во втором о конкретных методах управления налогообложением.

Налоговый менеджмент можно охарактеризовать как управление налогами предприятий-налогоплательщиков, регулирующее их финансовые взаимоотношения с государством в процессе перераспределения доходов хозяйствующих субъектов и формирования доходов бюджета. Предметом налогового менеджмента являются налоговая политика опродсляющая уровень налогообложения, и ее практическая реализация. Основным объектом налогового менеджмента являются хозяйствующие субъекты—налогоплательщики.

Налоговый менеджмент оказывает глубокое воздействие  на инвестиционную политику на макро- и микроэкономическом уровнях. Для стимулирования инвестиционной деятельности организаций, помимо изменения инвестиционного климата на макроуровне, необходима кардинальная перестройка системы управления российскими организациями, в том числе и в области налогового менеджмента.

Как было отмечено ранее, отечественный налоговый  менеджмент — специфическая подсистема внутрифирменного управления. Это объясняется рядом обстоятельств.

1) в налоговом  менеджменте меньше возможно  заимствование зарубежных способов и приемов.

2) молодость  отечественной налоговой практики  отражается на деятельности российских  судов, которые в спорных ситуациях  принимают решения на основе  анализа законодательства и конкретных норм узкого действия, в то время как зарубежные суды (например, в США и Великобритании) чаще анализируют сущность отношений, операций, бизнеса в целом.

3) эта область  знаний чрезвычайно изменчива,  что связано с изменчивостью налогового законодательства.

4) сложившиеся  налоговые реалии не способствуют стабильности предпринимательской деятельности, в то же время создают большое, поле деятельности для налогового менеджмента.

5) с одной стороны, целью бизнеса является прибыль, с другой стороны, в отечественной практике предпринимаются немалые усилия для минимизации прибыли с целью минимизации налоговых издержек,

6) налоговый  менеджмент должен исходить из  тесной связи налогов и учитывать их сбалансированность: уменьшение одних налогов зачастую приводит к увеличению других и наооборот (например, уменьшение НДС способствует увеличению налогооблагаемой базы по прибыли).

7) официальная  российская статистика не отличается достоверностью в силу высокого удельного веса теневых операций, в ней не отражаемых.

Учитывая, что  предпринимательская деятельность осуществляется не ради налогов, а ради прибыли, результатом налогового менеджмента должна быть оптимизация общего уровня налоговых издержек. В мировой практике известны три возможных варианта налоговой политики предприятия:

-нелегальная,  предполагающая уклонение от уплаты налогов на основе сознательного использования уголовно наказуемых методов учета доходов и имущества и намеренного искажения бухгалтерской и налоговой отчетности;

-легальная,  основанная на корректировке  хозяйственной деятельности и методов ведения учета и использовании возможностей, предоставленных законодательством;

- полулегальная,  использующая коллизии, недоработки  и противоречия действующих законов и подзаконных актов.

Одним из важнейших  факторов, определяющих эффективность внутрихозяйственного налогового менеджмента, является система налогообложения. В отечественной практике известны четыре основные системы налогообложения:

  • наиболее распространенная система налогообложения, предусматривающая уплату основных налогов и сборов (НДС, социального и дорожного налогов, налогов на имущество и рекламу, налога на прибыль и т.д.), которая не имеет своего наименования; назовем ее стандартной системой налогообложения;
  • упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства;
  • система налогообложения индивидуального предпринимательства;
  • система налогообложения вмененного дохода.

Налоговому  менеджменту присущи методы управления: планирование, учёт, контроль и регулирование.

 

 

 

10 Планирование  в системе налогового администрирования

Сущность налогового планирования заключается в признании за каждым налогоплательщиком права использовать все допустимые законами средствами, приёмы и способы для максимального сокращения всех налоговых обязательств. Налоговое планирование - организация деятельности хозяйственных субъектов с целью минимизации налоговых обязательств без нарушения буквы закона. В основе налогового планирования лежит максимально полное и правильное использование всех разрешенных законом льгот, оценка позиции налоговой администрации и основных направлений налоговой и инвестиционной политики государства.

Целью налогового планирования является обеспечение потребностей бюджета, а так же оптимизация налогового регулирования и налогового контроля.

Основная задача налогового планирования - обеспечить качественные и количественные параметры заданий по формированию доходной части бюджетов.

На региональном уровне в ходе налогового планирования решаются следующие задачи:

-оценивается налоговый потенциал  региона; прогнозируются обьемы налоговых поступлений с учётом темпов экономического роста региона; утверждается бюджет по налогам;

  • выводятся суммы бюджетного дефицита, уровень инфляции, индексы цен;

-разрабатываются  контрольные задания в разрезе  бюджетов различных уровней;

- определяется долевое распределение налоговых ставок, льгот, вычетов.

Виды налогового планирования: стратегическое и текущее.

Стратегическое  планирование -есть ни что иное , как прогнозирование, главной целью которого являются прогноз и оценка налогового потенциала и поступлений налогов и сборов в бюджеты всех уровней.

Текущее планирование (оперативное и краткосрочное) - позволяет  решать более конкретные:

- определение налоговых баз по видам налогов и сборов;

- расчёт объемов доходов и определение уровней собираемости конкретных налогов и сборов;

-оценка состояния  задолженности (недоимки) по налоговым  платежам по видам налогов,  субъектам - налогоплательщикам, отраслям , регионам и т.д.

Среднесрочное планирование (до 5 лет) и долгосрочное (до 10 лет и больше) правильнее относить к прогнозированию.

Методы налогового планирования: трендовый и экспертный методы.

Метод тренда или экстраполяции основывается на информации о поступлении конкретных налогов и сборов за определённый предыдущий период, об объёмов выпадающих доходов, о состоянии задолженности по налоговым платежам, на анализы тенденции развития налогооблагаемой базы, структуры налога плательщиков.

Экспертный  метод разработки прогнозных оценок используется для расчетов возможного поступления конкретных налогов и сборов

Статистические  модели прогнозирования налоговых  поступлений ориентированны на учет прямых эффектов воздействия на на лотовую базу, в частности на структуру налогов.

 

Краткосрочное планирование осуществляется на очередной календарный год исходя из параметров социально-экономического развития страны и субъектов РФ. Результаты прогнозов сопостановляются со статистическими и оперативными данными в ретроспективе позволяет отбирать наиболее вероятные сценарии на будущее

-детерминистические прогнозы налоговых поступлений;

-прогнозы временных  рядов налоговых поступлений  на основании их собственной динамики;

-прогнозы с использованием  моделей с несколькими переменными

Точный прогноз  налоговых поступлений - одно из главных  условий успешной работы налоговых органов. В налоговых органах часто приходиться иметь дело с текущим прогнозом и формироваванием месячных заданий подчиненным территориальным инспекциям. Прогнозные значения на конец предстоящего периода опрсдо ляются обычно по предыстории с помощью различных типов прогнозов. Оценка и прогнозирование налогового потенциала позволяют совершенствовать процессы планирования налоговых поступлений на различных уровнях бюджетной системы, выявлять и срав нивать налоговые возможности и уровень налоговой активности регионов, и тем самым могут характеризовать социальн экономическое развитие субъектов РФ

 

 

11 Регулирование  в системе налогового администрирования

Целью налогового регулирования является достижение равновесия общественных, корпоративных и личных экономических интересов участников налоговых отношений. Налоговое регулирование преследует интересы государства в бюджетно-налоговой сфере деятельности, т.е. направлено на максимальное финансовое обеспечение общественных интересов. В качестве форм налогового регулирования можно назвать: систему налогового стимулирования; опытно налоговых ставок; систему налоговых льгот. Система налогового стимулирования представляет:

изменение сроков уплаты налога и сбора, а также  пени; предоставление отсрочки или рассрочки по уплате налога; предоставление налогового кредита или инвестиционного кредита.

Целью оптимизации  наших ставок является достижение относительного равновесия налоговыми функциями - фискальной и регулирующей. Оптимальное соотношение перечисленных методов и форм налогового стимулирования обеспечивает результативность налоговой политики государства.

Налоговые стимулы  всегда были доступными спутниками налогов. Изменение налоговых стимулов не должно наносить ущерба доходам бюджета, корпоративным и личным экономическим интересам. К налоговым стимулам примыкают налоговые льготы. Льготы по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Вторую часть  системы налоговой стимулирования представляют отсроченные налоговые обязатеютва, т.е. налоговые стимулы в форме изменения сроков уплаты обязательств перед государством.

Отсроченные налоговые обязательства могут  возникать вследствие переноса срока уплаты налога ил сбора по соглашению с ор-ганами государственной власти о прдоставлении отсрочки или рассрочки, либо вследствие имеющих место в отчётном периоде налогооблагаемых временных разниц.

Временные разницы - это разниць между балансовой стоимостью актива или обязательства  и их налоговой базой.

Их можно  подразделить на две группы:

а) отсроченные налоговые обязатеьства, возникающие вследствие предоставляемых налоговых капсул органами государственной власти;

б)отсроченные налоговые обязатеьства, возникающие вследствие распределения налогов между отзтными периодами.

Информация о работе Шпаргалка по "Налоговому администрированию"