Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 00:57, шпаргалка
1 Сущность и цели налогового администрирования
2 Типы и функции налогового администрирования
.....
11 Регулирование в системе налогового администрирования
12 Учет в системе налогового администрирования
13 Функции и этапы проведения налогового контроля
14 Виды налогового контроля
1 Сущность
и цели налогового
Налоговое администрирование - это деятельность уполномоченных органов власти и управления, направленная на исполнение законодательства по налогам и сборам, обеспечение эффективного функционирования налоговой системы и налогового контроля, который способствует обеспечению роста налоговых поступлений и повышению уровня собираемости налоговых платежей и является приоритетной задачей российских налоговых органов, что предусматривается основными направлениями налоговой политики на современном этапе.
Налоговая политика это совокупность экономических, финансовых и правовых мер государства по формированию налоговой системы страны, обеспечению своевременной и полной уплаты налогов и сборов в целях обеспечения финансовых потребностей публичной власти, отдельных социальных групп общества, а также развития экономики страны за счет перераспределения финансовых ресурсов. Проводниками налоговой политики являются налоговые органы.
Налоговая политика государства реализуется через налоговый механизм, который представляет собой совокупность организационно-правовых норм, методов и форм государственного налогообложения через систему различных надстроечных инструментов (налоговых ставок, налоговых льгот, способов обложения).
Налоговый механизм - это комплекс трех взаимодействующих финансово-бюджетных сфер деятельности, регламентированных особыми правовыми нормами всего арсенала законодательных актов государства, определяющий установление, оценку плановых, фактически исполненных и прогнозных налоговых обязательств субъектов налоговых правоотношений (налоговое планирование), принятие научно обоснованных мер текущего вмешательства в ход исполнения бюджетов страны как стимулирующего характера (налоговое регулирование и санкционных мер воздействия при нарушении норм налогового законодательства (налоговый контроль).
Налоговое администрирование, основывающееся на положениях налогового права и дополняющее его, с теоретико практической точки зрения можно назвать стержнем налогового механизма. Все его слагаемые (планирование, учёт, регулирование и контроль) суть управленческие действия профессионалов в органах власти, управления, в научно-исследовательских структурах и т.д. Нормы налогового права позволяют организовать рациональную систему налогового администрирования, распространить её на весь налоговый механизм, обеспечивающий деятельность государства, посредством налогов.
Для оптимального пути развития и совершенствования налогового администрирования необходимо обозначить принципы построения налоговой системы. Современные принципы построения налоговой системы и организации налоговой политики делятся на три группы:
В широком
понимании налоговое
У государства в лице субъектов налогового контроля возникают налоговые отношения с субъектами налогообложения— юридическими и физическими лицами, на которых лежит обязанность уплаты налогов. Возникновению налоговых отношений предшествует система мер (управленческих, правовых), принимаемых субъектами налогового контроля, обеспечивающих предпосылки для осуществления контрольных функций.
Возникающие налоговые правоотношения в первую очередь являются организационными, т.е. направленными на исполнение процесса права реализации. Организационная деятельность по налоговому администрированию направлена на развитие процессуальных форм реализации прав и обязанностей субъектов налоговых правоотношений. Объектом налогового администрирования является исполнение налоговой обязанности.
Целями налогового администрирования являются:
Администрирование налогов является частью налогового процесса и представляет взаимосвязанную совокупность процессуальных действий, направленных на создание благоприятных условий и оказание мотивирующих воздействий на субъект, исполняющий налоговую обязанность, а также на обеспечение законных прав и интересов налогоплательщиков и других участников правоотношений.
В результате эволюционного развития процессов налогообложения сформировалась двухуровневая система государственного налогового администрирования: макроуровня и микроуровня. Границей, разделяющей указанные уровни является налоговая система. При этом, на макроуровне решаются все вопросы налогового администрирования по формированию научно обоснованной налоговой стратегии, налоговой концепции, налоговой политики — непосредственно определяющей облик налоговой системы и направления ее дальнейшего развития и, в конечном итоге, разработки (реформированию) самой налоговой системы.
Основным содержанием вопросов налогового администрирования на микроуровне (в системе налоговых органов) является реализация положений налоговой системы: обеспечение мобилизации налогов и сборов, предусмотренных налоговой системой, и решение организационных вопросов повышения эффективности работы налоговых органов.
Совокупность налогового администрирования макро- и микроуровней составляет систему государственного налогового администрирования.
2 Типы
и функции налогового
Фактически
администрирование налогов
Администрирование налогов может быть организовано по функциональному принципу или по принципу специализации — по видам налогов.
При функциональном типе организации работы налоговых органов различаются так называемые нормативные функции, которые обычно существуют на общенациональном уровне, и оперативные функции которым относятся функции, непосредственно связанные с налогоплательщиками. При специализированном подходе в системе налоговых органов выделяются отдельные подразделения, которые занимаются различными видами налогов.
Могут существовать и комбинированные типы организационных структур налоговых органов, т.е. имеющие в основном функциональную структуру, но с некоторой специализацией по налогам, или имеющие специализированную структуру, но с выделением некоторых подразделений.
Функции налогового администрирования обычно делятся на нормативные и оперативные, а также на основные и вспомогательные.
Нормативные функции отвечают первой задаче налогового администрирования, а именно — интерпретации и применению налогового законодательства и нормативных актов.
Оперативные функции в основном относятся к деятельности, связанной со сбором налогов. В них объединяются обе ранее указанные задачи администрирования налогов, поскольку оперативные функции способствуют установлению тесного взаимодействия между налоговыми органами и налогоплательщиками и от них зависит добровольное выполнение налогоплательщиками их обязанностей по уплате налогов.
Основные функции включают учет и регистрацию налогоплательщиков текущий налоговый контроль и налоговые проверки. С помощью функции учета и регистрации налогоплательщиков ведется постоянный и правильный учет (выявление) всех налогоплательщиков которые зарегистрировались должным образом (или уклонились от регистрации). Эта функция — основа взаимоотношений между налоговыми органами и налогоплательщиками.
Функция текущего налогового контроля определяет четко, в установленном порядке и с учетом актуализации сведений все налоговые обязательства налогоплательщика (продекларирован или начисленные налоги, денежные штрафы, пени и т.д.) и налоговые зачеты в результате совершенных налогоплательщиком платежей или полученных скидок Главная цель такого контроля— это возможность определять правильно и точно факты неподачи налоговой декларации или недоимки по налогам.
Правовая функция —обеспечивает правильное применение нормативных налоговых актов как налоговыми органами, так и налогоплательщиками. В рамках этой функции осуществляются такие виды деятельности, как ответы на запросы и жалобы налогоплательщиков, помощь всем налоговым органам, а также участие в проектах по изменению налогового законодательства.
Функция информирования налогоплательщиков. Для обеспечения высокого уровня исполнения налогового законодательства налогоплательщиками налоговые органы должны иметь соответствующие отделы или подразделения, ответственные за распространение нормативных налоговых документов и оказание помощи налогоплательщикам в правильном исполнении их налоговых обязательств.
К числу методов налогового администрирования можно отнести следующие методы регулятивной и юрисдикционной деятельности:
- обеспечение
исполнения обязанностей по
Администрирование налогов, как вид государственной деятельности, строится и базируется на определенных принципах. К ним можно отнести следующие принципы:
3 Налоговое законодательство - правовая основа налогового администрирования
Налоговое законодательство - совокупность налогово-правовых норм, содержащихся в законах РФ, законах субъектов РФ, актов представительных органов местного самоуправления, регулирующих общественные отношения в сфере налогообложения, которые устанавливают систему налогов и сборов, общие принципы налогообложения, основания возникновения, изменения и прекращения отношений собственников и государства по уплате налогов и сборов, формы и методы налогового контроля, ответственность за нарушения налоговых обязательств, защиту прав налогоплательщиков и иных участников налоговых правоотношений.
Налоговым законодательством устанавливаются правила по введению и взиманию налогов и сборов на территории РФ. Отношения, возникающие при проведении мероприятий налогового контроля, обжаловании решений по результатам материалов проведения налогового контроля, действия или без действия должностных лиц налоговых органов, привлечения к ответственности за нарушение на налоговой дисциплины регулируются только НК РФ.
Налоговое законодательство включает в себя: законодательство РФ о налогах и сборах, законодательство субъектов РФ о налогах и сборах, нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах. Законодательство РФ о налогах и сборах состоит из НК и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.
Законодательство субъектов РФ о налогах и сборах состоит из законов о налогах и сборах субъектов РФ, нормативные правовые акты органов муниципальных образований о местных налогах и сборах принимаются представительными органами муниципальных образований на основании налогового Кодекса.
В обшей части НК много внимания отведено вопросам создания единого налогового правового порядка, обеспечения законности для всех участников налоговых отношений.
К правовой основе деятельности налоговых органов относятся подзаконные акты издаваемые ФНС РФ, содержащие предписания, обязательные для своих подразделений: письма, приказы, инструкции и методические указания по вопросам, связанным с налогообложением и сборами. Одно из важнейших изменений в налоговом законодательстве, которое внес НК РФ - изменение статуса этих документов. Они, согласно ст. 4 НК РФ не входят в налоговое законодательство РФ. Особо следует сказать о правовой базе деятельности налоговых органов субъектов РФ.
К ведомственным подзаконным актам относятся приказы, положения, инструкции и другие разновидности инструктивного материала, который регулирует отношения внутри налоговых органов. В круг этих отношений входят: вопросы совершенствования организаций и деятельности всех подразделений; структуры и штатная численность специалистов; проблемы взаимодействия между территориальными подразделениями с другими правоохранительными органами; учет, контроль, анализ налоговой практики.
Внутриведомственные нормативные акты, направленные на решение задач, стоящих непосредственно перед налоговыми органами, носят императивный характер и распространяют свое действие на лиц, являющихся сотрудниками налоговых органов. Инструктивный материал может быть межведомственным, если подготовлен и издан за подписью руководителей двух и более министерств, комитетов, управлений.
Информация о работе Шпаргалка по "Налоговому администрированию"