Роль государства в возникновении, развитии и использовании налогов

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 18:31, курсовая работа

Описание работы

Государство не может существовать без системы налогов, как и налоги не могут взиматься вне государства. При этом характер и объем фискальной деятельности государства и правила, которые регламентируют этот процесс, меняются во времени и пространстве в зависимости от конкретных задач и целей в отдельно взятой стране на каком-либо определенном временном отрезке.

Работа содержит 1 файл

1,1.docx

— 23.17 Кб (Скачать)

     Роль  государства в возникновении, развитии и использовании налогов. 

     Налоги, как известно, являются одним из основных источников финансирования всех направлений деятельности государства  и экономическим инструментом реализации государственных приоритетов. Налоги как способ изъятия и перераспределения  доходов возникли вместе с государством. На первых этапах возникновения государственности это был обычай, а позже - закон или прецедент, но неизбежно возникают обязательные правила (с помощью которых осуществляется прямое воздействие), регулирующее общественные отношения по поводу перехода права собственности на определенную часть материальных благ от населения к государству, то есть от одного собственника к другому. Эти правила предполагают возможное наличие определенного принуждения и поэтому подкрепляются наличием государственного силового аппарата.

       
Государство не может существовать без системы налогов, как и налоги не могут взиматься вне государства. При этом характер и объем фискальной деятельности государства и правила, которые регламентируют этот процесс, меняются во времени и пространстве в зависимости от конкретных задач и целей в отдельно взятой стране на каком-либо определенном временном отрезке.

      
Взимание некоторой доли дохода населения с целью дальнейшего  его перераспределения и использования - это древнейший инструмент, с помощью  которого существовало любое государство (и без которого не могло бы существовать как саморегулирующаяся социальная система), независимо от времени (эпохи) и места (территории) .

     Являясь социальной системой, каждое государство  на любом историческом этапе пользовалось объективным механизмом регулирования  своей жизнедеятельности путем  прямого воздействия на тот или  иной управляемый объект.

      
Необходимость взимания налогов (первоначально  нерегулярно, в натуральном виде) появилась и развивалась вместе с возникновением и становлением государств. Со временем, по мере укрепления государств и расширения запросов власти (содержание армии и т.д.), устанавливаются  обязательные и регулярные взимания с населения в ее пользу.

      
Таким образом, любая социальная система, становящаяся в процессе эволюции государством, нуждалась в средствах на содержание органов публичной власти и армии  и, следовательно, компетентные органы государства, устанавливая правила  по поводу взимания этих средств, оказывали  прямое воздействие. Расходы могли быть больше или меньше в зависимости от конкретных обстоятельств (войны, эпидемии, другие чрезвычайные обстоятельства, требующие текущих затрат). Однако всегда публичная власть для осуществления централизованного управления нуждалась в источниках образования фондов материальных средств или в доходах, которые предполагалось иметь на постоянной основе (военная добыча не могла считаться постоянным источником). Управление могло осуществляться только при помощи постоянного и непрерывного поступления средств. Таким образом, еще в древности возникает прообраз такой категории, как налог, который, как мы видим, является инструментом (средством) государственного управления.
 

     Историческое  развитие налоговой системы РК.

  
     В современной экономической литературе выделяются четыре основных этапа развития налогообложения. Первый этап развития налогообложения характеризуется неорганизованностью и случайным характером этого процесса. К данному этапу можно отнести налогообложение, существующее в древнем мире и в средние века. Наиболее наглядно развитие налогообложения в древнем мире характеризуется процессом налогообложения в Римской империи. Налоги на данном этапе развития имели бессистемный характер и существовали в основном в натуральной форме. Постепенно с развитием товарно-денежных отношений налоги начали принимать денежную форму. Второй этап охватывает период с конца 17 века до последней трети 18 века. В этот период развития общества налоги превращаются уже в основной источник доходов государственных бюджетов многих стран. Налогообложение приобретает определенную системность: появляются системы прямых и косвенных налогов. Налоги в этот период становятся важным элементом существования многих европейских государств, и система организации налогообложения требует необходимости научного осмысления ее дальнейшего развития.

На третьем  этапе развиваются различные  научные теории, касающиеся проблем налогообложения. Основоположником теории налогообложения заслуженно считается известный шотландский экономист А. Смит (1723-1790г.), который в 1776 году выпускает свою книгу «Исследование о природе и причинах богатства народов». Именно он является автором известных ныне в финансовой науке четырех классических принципов: определенности, справедливости, удобства и дешевизны (экономии) налогообложения. На этом этапе развития налогообложения проводятся налоговые реформы в большинстве государств, основные положения которых имели научное обоснование.

Современный этап развития налогообложения характеризуется более конкретным теоретическим обоснованием его различных аспектов. Получают признание во многих государствах кейнсианская, неоклассическая, неокейнсианская теории налогообложения. Налоги становятся не только основным источником пополнения доходов бюджетов, но и превращаются в один из мощных регуляторов социально-экономических процессов.

После распада СССР в Республике Казахстан  начинается процесс формирования собственной налоговой системы, учитывающей рыночный механизм развития экономики. Налогообложение в Казахстане претерпевает глубокие реформы. Первый закон «О налоговой системе Республики Казахстан» был принят 24 декабря 1991 года. Период введения данного закона характеризуется разрывом прежних связей, обусловленным развалом СССР, образованием нового суверенного государства, глубоким кризисом экономики, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Не имея собственного опыта в создании законодательных актов и ввиду недостаточности исследований в области зарубежного опыта налогообложения Казахстан в основном использовал в своей налоговой политике опыт соседних государств и, прежде всего Российской Федерации. Между тем само государственное устройство в наших странах предполагало определенную разницу в основах построения налоговых систем. В результате слепого копирования чужого опыта в Казахстане была построена трехзвенная налоговая система, присущая федеративному государству. Она включала в себя три группы налогов: общегосударственные, общеобязательные местные налоги и сборы, местные налоги и сборы. Большое количество налогов (43 вида: 16 общегосударственных, 10 общеобязательных налогов и сборов, 17 местных налогов и сборов), нестабильность законодательства, наличие множества платежей, расчетной базой для которых являлась себестоимость, применение большого количества льгот (только к одному налогу на прибыль применялось 9 ставок и насчитывалось около 30 льгот) сделало налоговую систему практически неуправляемой и совершенно неэффективной. Работа над усовершенствованием налоговой системы Казахстана началась уже в 1992г. В комитете Верховного Совета Республики Казахстан по финансам и бюджету была разработана и предложена концепция налоговой реформы, в которой выделялись следующие два этапа ее проведения в республике: 1 этап (1994-1995 гг.)- разработка и введение в действие базиса новой налоговой системы Налогового кодекса; 2 этап (1996-1998 гг.) - завершение создания налоговой системы, отвечающей требованиям рыночной экономики. В соответствии с разработанной концепцией был принят Закон РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 24 апреля 1995г., который был введен в действие с 1 июля 1995г. В его разработке принимали участие представители и эксперты международных организаций: МВФ, Международной налоговой программы, ОЭСР, Стэндфордского университета, Гарвардского университета США и др.

В соответствии с принятыми правовыми нормами, на территории республики функционировало 11 видов налогов и сборов, которые были сгруппированы с учетом особенностей устройства унитарного государства и звеньев бюджетной системы.

Современная система налогообложения в Казахстане регулируется посредством Кодекс РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)» от 12 июня 2001 г и введенного в действие с 1 января 2002г. На сегодняшний день в действующее законодательство вносились изменения и дополнения и на 2011 год закон действует с поправками от 21 июля 2011 г. Так, в Казахстане, действует 13 видов налогов, 5 видов сборов, 10 видов плат, таможенные платежи и государственная пошлина. 

В Республике Казахстан действуют:  
      1) налоги:  
      корпоративный подоходный налог;  
      индивидуальный подоходный налог;  
      налог на добавленную стоимость;  
      акцизы;  
      рентный налог на экспорт;  
      специальные платежи и налоги недропользователей;  
      социальный налог;  
      налог на транспортные средства;  
      земельный налог;  
      налог на имущество;  
      налог на игорный бизнес;  
      фиксированный налог;  
      единый земельный налог;  
      2) другие обязательные платежи в бюджет:  
      государственная пошлина;  
      сборы:  
      регистрационные сборы;  
      сбор за проезд автотранспортных средств по территории Республики Казахстан;  
      сбор с аукционов;  
      лицензионный сбор за право занятия отдельными видами деятельности;  
      сбор за выдачу разрешения на использование радиочастотного спектра телевизионным и радиовещательным организациям;  
      плата:  
      за пользование земельными участками;  
      за пользование водными ресурсами поверхностных источников;  
      за эмиссии в окружающую среду;  
      за пользование животным миром;  
      за лесные пользования;  
      за использование особо охраняемых природных территорий;  
      за использование радиочастотного спектра;  
      за предоставление междугородной и (или) международной телефонной связи, а также сотовой связи;  
      за пользование судоходными водными путями;  
      за размещение наружной (визуальной) рекламы.
 
 

Историческое  развитие налоговой системы других развитых стран.

 
История налогов насчитывает тысячелетия. Налоги выступали необходимым звеном экономических отношений с момента  возникновения государства и  разделения общества на классы, когда  нарождающиеся социально-государственные  механизмы древнего мира потребовали  соответствующего финансирования.

В Европе XVI-XVIв. развитые налоговые системы отсутствовали. Повсеместно налоговые платежи имели характер разовых изъятий, причем периодически парламенты государств  
предоставляли правителям полномочия, в основном чрезвычайные, по взиманию тех или иных видов налогов. Сбором налогов занимались так называемые откупщики, которые выкупали установленные налоги у государства, внося сумму налога в казну полностью. Далее, заручившись государственными полномочиями и применяя принуждение через помощников, откупщик осуществлял сбор налогов с населения, учитывая, естественно, и свою прибыль, которая достигала иной раз одной четвертой цены откупа.  
Развитие демократических процессов в европейских странах нашло свое отражение в вопросах установления и введения налогов. Так, в Англии в 1615 году в" Великой хартии вольностей" было впервые установлено, что налоги вводятся только с согласия нации. 
Во Франции парламент стал утверждать бюджет и налоги только в 1791 году после Великой французской революции.

  Борьба североамериканских колоний Англии за независимость (1775-1783 гг.) была во многом обусловлена принятием английским парламентом закона о гербовом сборе, который затрагивал интересы почти каждого жителя колоний, так как налогами облагалась вся коммерческая деятельность, судебная документация, периодические издания и т.д.

  В Х1Х веке налогообложение отличается уменьшением числа налогов и большим значением права при их установлении и взимании. Постепенно в обществе наряду с развитием финансовой науки происходит становление научно-теоретических воззрений на природу, проблемы и методики налогообложения. Во второй половине XIX века многие государства предприняли попытки воплотить научные воззрения на практике. После Первой мировой войны была заложена конструкция современной налоговой системы, в которой прямые налоги, и прежде всего индивидуальный подоходно-прогрессивный налог, заняли ведущее место. Доля этого налога в валовом национальном продукте развитых зарубежных стран колеблется соответственно от 5-9% во Франции, Японии, Нидерландах и Италии, до 16-24% в Финляндии, Новой Зеландии.  
Вторым по значению в доходах бюджета являются социальные налоги, доля которых в валовом национальном продукте составляет в среднем 9,1%. Далее следуют косвенные налоги (НДС, акцизы, налог с оборота, налог с продаж и т.д.)и прямые налоги с предпринимательских структур (налог на  прибыль и поимущественные налоги).  
Важнейшим принципом организации налоговых систем стран Запада выступает четкое разграничение доходов центрального бюджета и бюджетов иных уровней, которое соответствует типу государственно-политического устройства страны. В унитарных государствах (Великобри-тания,Франция,Италия) существует два уровня бюджетов: центральный и местный, которым соответствуют отдельные виды налоговых платежей. В федеративных государствах (США, Германия, Канада) организовано три уровня бюджета и соответственно три уровня налоговых платежей - федеральные, региональные, местные.  
Налоговая система США отражает трехступенчатую организацию государственной власти и состоит из федеральных налогов, налогов штатов и налогов местных органов власти. В настоящее время налоговая система США отвечает задачам не просто фискальным - обеспечивать доходами бюджеты всех уровней. Налоги служат инструментом развития экономики. Формирование и движение бюджетных средств занимает центральное место в реализации экономической и социальной политики американского государства.  
Следует учитывать, что при весьма развитых рыночных отношениях, свободе предпринимательства в США государственное регулирование уже стало неотъемлемой частью американского хозяйственного механизма. Основным инструментом государственного регулирования служит налоговая политика и финансовое воздействие на частное предпринимательство. 

 

Информация о работе Роль государства в возникновении, развитии и использовании налогов