Роль государства в экономическом развитии страны

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 17:51, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - определить сущность экономического развития и роль государства в осуществлении качественных преобразований.
Актуальность работы заключается в рассмотрении экономического развития не только с позиции количественного роста, как это делается во многих источниках, но и с точки зрения качественных изменений и улучшений.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы экономического развития.
1. Сущность и основные показатели уровня экономического развития.
2. Экономическое развитие и экономический рост.
2. Анализ, уровень, тенденции экономического развития некоторых стран мира.
1. Богатые и бедные
2. Анализ современного состояния экономического развития России
1. Объем и динамика ВВП
2. Структурные сдвиги в экономическом развитии
3. Показатели и динамика качества жизни населения
3. Проблемы и перспективы экономического развития России
1. Необходимость существования стратегии экономического развития на
долгосрочную перспективу
2. Увеличение объемов производства ВВП
3. Направления перестройки экономической структуры.
4. Улучшение качества жизни
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Microsoft Office Word Document (2).docx

— 66.11 Кб (Скачать)

Министерство образования Российской Федерации

                    Кубанский Государственный Университет

                            Факультет Управления

 

 

 

                               Курсовая работа

 

 

                                   на тему

 

   “Роль государства в  экономическом развитии страны (на  примере России)”

 

 

 

                                                                   Выполнил:

                                                             студент 3 курса

                                                             ф-та управления

                                                               отделения ГМУ

                                                              Гаркушин А. С.

 

                                                        Научный руководитель

                                                              к.э.н., доцент

                                                               Лаврова Т. Г.

 

                               Краснодар 2001

 

 

 

   Введение

 

1. Теоретические основы экономического  развития.

 

   1. Сущность и основные  показатели уровня экономического  развития.

 

   2. Экономическое развитие  и экономический рост.

 

2. Анализ, уровень, тенденции экономического  развития некоторых стран мира.

 

   1. Богатые и бедные

 

   2. Анализ современного состояния  экономического развития России

 

       1. Объем и динамика  ВВП

 

       2. Структурные  сдвиги в экономическом развитии

 

       3. Показатели  и динамика качества жизни  населения

 

3. Проблемы и перспективы экономического  развития России

 

   1. Необходимость  существования   стратегии  экономического  развития  на

      долгосрочную перспективу

 

   2. Увеличение объемов производства  ВВП

 

   3. Направления перестройки  экономической структуры.

 

   4. Улучшение качества жизни

 

   Заключение

 

   Список использованной литературы

 

 

 

   Введение

 

   Цель курсовой работы - определить  сущность экономического развития  и роль

государства в осуществлении качественных преобразований.

 

   Актуальность работы заключается  в рассмотрении экономического  развития не

 только  с  позиции количественного  роста,  как  это  делается   во   многих

источниках, но и с точки зрения  качественных изменений и улучшений.  Многие

исследователи  проблем  экономического   развития   все   чаще   говорят   о

необходимости существования  долгосрочной  стратегии  развития,  однако  при

этом  рассматривается   неполный   перечень   вопросов,   необходимых    для

включения  в  стратегию.  Так   часто   игнорируется   человеческий  фактор.

Экономический  рост  имеет  смысл  только  тогда,  когда  он  сочетается   с

социальной  стабильностью.  Такой   рост   предполагает   достижение    ряда

сбалансированных  социальных задач:  увеличения  продолжительности    жизни,

повышения     уровня      образования     и    культуры,      рационализации

потребления    и   др.   Автор   работы  попытался  дать   оценку   текущему

состоянию России, систематизировать   основные   предложения  по  разработке

стратегии экономического развития, выделить основные направления.

 

   Практическая  значимость   работы   очевидна   в   ситуации   определения

дальнейшего пути  развития  России.  Станет  ли  страна  сырьевым  придатком

промышленно развитых стран или  войдет в их число, коренным  образом  изменит

свое положение. Характер и динамика экономического развития страны  являются

предметом самого пристального внимания экономистов  и  политиков.  От  того,

какие процессы происходят в динамике  и  уровне  развития,  какие  при  этом

происходят структурные изменения  в  национальной  экономике,  зависит  очень

многое в жизни страны  и  ее  перспективах.  Работа  основывается  на  самых

последних данных  экономического  развития,  новых  методах  и  инструментах

анализа.  Переработан  большой  объем  информации  -  текущие  документы   в

отношении  экономического  развития  страны,  все  статьи  и  монографии  за

последние три года из  журнала  "Проблемы  теории  и  практики  управления",

статьи  из  других  журналов,  учебники  российских  и  зарубежных  авторов,

материалы сети Интернет.

 

 

 

   I. Теорeтические основы экономического  развития.

 

   1.1 Сущность и основные  показатели уровня экономического  развития.

 

   Экономическое развитие  общества - это эволюция его производительных  сил и

производственных   отношений,   обычно   идущая   на    базе    расширенного

воспроизводства. /38/

 

   При определении уровня  экономического развития страны  требуется,  прежде

всего, установление точки отсчета. Многие страны сравнивают свой  уровень  с

уровнем промышленно-развитых стран (например, США, Япония).

 

   Разнообразное  сочетание   факторов  производства   и   условий   развития

различных стран не позволяет оценивать  уровень  экономического  развития  с

какой-то одной  точки  зрения.  Для  этого  используют  целый  ряд  основных

показателей:

 

   1. ВВП/ВНП или НД на  души населения;

 

   2. Отраслевая структура  национальной экономики;

 

   3. Производство основных  видов  продукции  на  душу  населения  (уровень

развития отдельных отраслей);

 

   4. Уровень и качество  жизни населения;

 

   5. Показатели экономической  эффективности.

 

   Следует подчеркнуть, что  уровень экономического развития  страны - понятие

историческое. Каждый этап развития национальной экономики и  всего  мирового

сообщества в целом вносит те или иные изменения в состав его  показателей.

 

   Рассмотрим подробнее перечисленные  выше показатели.

 

   Ведущим показателем при  анализе уровня экономического  развития  являются

показатели ВВП/ВНП на душу  населения.  Эти  показатели  положены  в  основу

международных   классификаций,   подразделяющих   страны   на   развитые   и

развивающиеся.  Так,  к  числу  развитых  стран  относят  страны  с  душевым

производством ВВП от 8 тыс. долл. в  год и выше.

 

   В некоторых  развивающихся   странах  показатель  ВВП   на  душу  населения

находится на высоком уровне (например, в Саудовской Аравии он равен 12  тыс.

долл.), однако по  совокупности  других  показателей  (отраслевая  структура

экономики, производство основных видов  продукции на душу  населения  и  др.)

такие страны не могут быть отнесены к категории развитых.

 

   Другим показателем, широко  применяемым в международной  практике, является

отраслевая   структура    экономики.    Здесь    важное    значение    имеет

внутриотраслевой анализ, который  проводится  на  основе  показателя  ВВП  по

отдельным  отраслям.  Прежде  всего  изучается  соотношение  между  крупными

народнохозяйственными    отраслями    материального    и     нематериального

производства. Это соотношение  выявляется  прежде  всего  по  удельному  весу

обрабатывающей промышленности.

 

   Важное  значение  имеет   и  исследование  структуры   отдельных  отраслей.

Например, отраслевой анализ обрабатывающей промышленности показывает,  какой

удельный  вес  в  ней  занимают  машиностроение  и  химия,   т.е.   отрасли,

обеспечивающие  НТП.  Велика  диверсификация  ведущих  отраслей.   Например,

количество  машиностроительных  отраслей  и  производств   в   индустриально

развитых странах мира достигает 150-200 и более, и лишь 10-15 - в странах  с

относительно низким уровнем  экономического  развития.  Анализируется  также

удельный вес  крупных  хозяйственных  комплексов:  топливно-энергетического,

агропромышленного, строительного  и конструкционных  материалов,  оборонного,

военно-промышленного и др.

 

   Характеризуют  уровень   экономического  развития  страны   и   показатели

производства некоторых основных видов продукции,  являющихся  базисными  для

развития  национальной  экономики;  они  позволяют  судить  о   возможностях

удовлетворения потребностей страны в этих основных видах продукции.

 

   В первую очередь к  таким показателям относят производство  электроэнергии

на душу населения. Электроэнергетика  лежит  в  основе  развития  всех  видов

производств, и, следовательно, за этим показателем скрываются и  возможности

технического  прогресса,  и  достигнутый  уровень  производства  и  качества

товаров, и уровень услуг и  т.п. Соотношение по этому показателю в  настоящее

время между развитыми и наименее развитыми странами составляет 500:1.

 

   Другим характерным показателем  такого рода является производство  в стране

на душу населения основных видов  продуктов  питания:  зерна,  молока,  мяса,

сахара,  картофеля  и  др.  Сопоставление  этого  показателя,  например,   с

рациональными нормами потребления  этих  продуктов  питания,  разработанными

ФАО  (Продовольственная  и   сельскохозяйственная   организация   ООН)   или

национальными  институтами,  позволяет  судить  о   степени   удовлетворения

потребностей населения в  продуктах  питания  собственного  производства,  о

качестве пищевого рациона и  т.п.

 

   Близкими к указанным  являются  показатели  наличия  (или  производства  в

стране) на 1000 человек  или  на  среднестатистическую  семью  ряда  товаров

длительного  пользования  холодильников,  стиральных   машин,   телевизоров,

легковых автомобилей, компьютеров  и др.

 

   Уровень жизни населения  страны  в  значительной  степени   характеризуется

структурой ВВП по использованию. Особенно важен  анализ  структуры  частного

конечного потребления (личных  потребительских  расходов).  Большая  доля  в

потреблении товаров длительного  пользования и услуг свидетельствует  о  более

высоком уровне жизни населения  и, следовательно, более высоком  общем  уровне

экономического развития страны.

 

   Анализ  уровня  жизни   населения  обычно  сопровождается  анализом   двух

взаимосвязанных  показателей:  "потребительская  корзина"   и   "прожиточный

минимум".

 

   Потребительская  корзина   -   минимальный   набор   продуктов   питания,

учитывающий  диетологические   ограничения   и   обеспечивающий   минимально

необходимое количество  калорий.  В  потребительскую  корзину  входят  также

необходимый набор непродовольственных  товаров, услуг, необходимых  платежей.

Таким образом, в потребительскую  корзину входят продукты, товары  и  услуги,

необходимые   для   сохранения   здоровья   человека   и   обеспечения   его

жизнедеятельности. Прожиточный минимум - стоимостная оценка  потребительской

корзины,   показатель   минимального   состава   и   структуры   потребления

материальных благ и услуг. По прожиточному минимуму фиксируется  официальная

черта бедности. Согласно декларации прав и свобод человека и гражданина  все

пособия и выплаты гражданам  должны  обеспечивать  уровень  дохода  не  ниже

установленного законом прожиточного минимума.

Государственное регулирование  
экономики: опыт пяти стран  
Содержание 
1. Введение 5 
2. Болгария 14 
2.1. Введение 14 
2.2. Государственный сектор 17 
2.3. Финансы и банковское дело 22 
2.4. Инвестиции 27 
2.5. Внешняя торговля и торговый режим 30 
2.6. Социальная сфера 35 
2.7. Заключение 36 
3. Франция 39 
3.1. Введение 39 
3.2. Участие государства в производстве 40 
3.3. Экология 53 
3.4. Структурная политика 58 
3.5. Протекционизм 75 
3.6. Регулирование финансовой сферы 87 
3.7. Регулирование трудовых отношений 91 
3.8. Дерегулирование и реформа государственного управления 94 
3.9. Заключение 98 
4. Чили 100 
4.1. Участие государства в производстве 100 
4.2. Экология: нормы, стандарты, санкции 104 
4.3 Структурная политика 104 
4.4. Регулирование институтов финансового рынка 112 
4.5. Социальная политика 117 
4.6. Политика занятости 126 
5. Соединенные Штаты Америки 129 
5.1. Введение 129 
5.2. Участие государства в производстве 134 
5.3. Экология: нормы, стандарты, право,  
система санкций 137 
5.4. Финансовый рынок 142 
5.5. Конкурентное право 146 
5.6. Политика занятости 152 
5.7. Социальные гарантии 155 
5.8. Органы государственного регулирования 158 
6. Новая Зеландия 161 
6.1. Введение 161 
6.2. Участие государства в производстве 164 
6.3. Реформа системы государственного управления 168 
6.4. Экология 172 
6.5. Внешняя торговля 173 
6.6. Иностранные инвестиции 174 
6.7. Регулирование институтов финансового рынка 176 
6.8. Конкурентное право 180 
6.9. Политика занятости 183 
7. Заключение 186 
7.1. Использование опыта зарубежных стран 186 
7.2. Целевые государственные программы 189 
Библиография 194 
Болгария 194 
Франция 195 
Чили 197 
США 198 
Новая Зеландия 199 
 
1 Введение 
Постановка проблемы 
Институт государства очень давно находится под пристальным вниманием ученых, занимающихся социальными науками. Наибольший интерес всегда вызывали вопросы о том, что должно и не должно делать государство, какова его природа, а также где граница между обществом и государством, есть ли некий принцип, который бы позволил четко отделить первое от второго. 
В течение последнего столетия функции государства значительно расширились, что вызвало возникновение беспрецедентных по своему масштабу систем регулирования, включающих в себя парламентские законы, декреты, нормы, различного рода неформальные инструменты. При их помощи правительства регулируют общество, а также свою собственную деятельность. Параллельно с этим процессом возникали и разрастались регулирующие органы, которые были призваны проводить в жизнь нормативные акты и наблюдать за их исполнением. 
Усиление регулирующей роли государства позволило создать то, что сегодня принято называть экономиками благосостояния, решить казалось бы неразрешимые противоречия между трудом и капиталом, монополией и конкуренцией, свободной торговлей и развитием внутреннего производства на приемлемом уровне занятости. 
В то же время, регулирование сегодня во все возрастающем масштабе не справляется с потребностями современных обществ и экономик. Большинство стран в последние десятилетия сталкивается с проблемой неадекватности регулирующей инфраструктуры, ее отставания от быстро меняющихся социально-экономических процессов и явлений. Более того, достаточно большой круг политиков и экономистов считает современные нам системы регулирования устаревшими и препятствующими нормальному экономическому развитию. 
Центральной проблемой, по всей видимости, является то, что правительства не успевают за быстрыми переменами происходящими в жизни общества, а традиционный административный контроль и расширение власти регулирующих органов не только не помогают решать накапливающиеся проблемы, но зачастую сдерживают позитивные перемены и введение более прогрессивных способов управления. 
Возникновение и развитие регулирования 
Большинство регулирующих структур в индустриально развитых странах обязано своему возникновению великой депрессии 30-х годов, а также двум мировым войнам, которые поставили под сомнение способность рыночных сил и институтов автоматически приводить экономику в равновесие на уровне эффективного использования ресурсов. Именно идея о неспособности рынка решать целый ряд существенных для демократических обществ проблем и легла в основу принципов экономического регулирования. 
В 50-е и 60-е годы на волне роста новых идей усиления социальной политики, произошло невиданное ранее расширение деятельности правительства в таких сферах как здравоохранение, жилищное строительство, образование, трудовые отношения, экология и многое другое. В 80-е годы, несмотря на популярные тогда идеи дерегулирования, экспансия государственного вмешательства не прекратилась, а большинство экспертов отмечает, что ни одна сфера деятельности правительств индустриально развитых стран в 80-е годы не расширялась такими темпами как регулирование в социальной сфере. 
Процесс создания правил стал как никогда сложным и трудоемким, а в 1970-80-е годы у него появилась новая тенденция: в общем объеме регулирующих инструментов начала резко увеличиваться доля регулирования деятельности самих правительств. 
Другой тенденцией этих десятилетий стало нарастание международных норм, что привело к необходимости создания множества наднациональных органов, отвечающих за процедуры регулирования в целом ряде стран разделяющих общие принципы. 
Нельзя не отметить и еще одного процесса, который шел параллельно вышеприведенным тенденциям: усиление регулирующих функций органов власти на местах, что также вело к необходимости согласования принципов регулирования как с надрегиональными, так и с наднациональными регулирующими структурами. 
Системы регулирования в большинстве индустриально развитых стран превратились в весьма громоздкие и взаимозависимые механизмы с не всегда ясными целями создания и функционирования. Ситуация также осложнялась перераспределением полномочий от традиционных институтов власти к вновь созданным регулирующим структурам, что создавало дополнительную путаницу и неразбериху. 
Осознание необходимости реформ 
Излишняя бюрократизация процедур регулирования, подверженность правительств различного рода группам давления, которые руководствуются частными интересами, заставили элиты подавляющего большинства индустриально развитых стран задуматься о необходимости проведения фундаментальных реформ систем регулирования. 
Многие считали, что регулирование уже достигло беспрецедентного уровня, и дальнейшее наращивание инструментов регулирования не просто бессмысленно, но наносит существенный вред хозяйственным процессам. Другим немаловажным фактором стало нарастание стоимости создания и поддержания уже существующих институтов регулирования. Необходимость реформ была очевидной. 
В большинстве индустриально развитых стран реформы начались в 80-е годы. Популярным лозунгом того времени стало «облегчение бремени регулирования». Растущее понимание того, что государственное вмешательство блокирует конкуренцию и повышает цены для потребителя привело к беспрецедентным дерегуляционным инициативам в США и Великобритании, и послужило толчком к «экспорту» дерегуляции в другие страны. 
Подходы и мотивы реформ в различных странах 
Для того чтобы понять, как проходили дерегуляционные реформы в реальной жизни, необходимо обратиться к конкретному страновому опыту. Мы рассмотрели основные направления перестройки государственного регулирования на примере США, Франции, Новой Зеландии, Чили и Болгарии. 
Изменение методов государственного регулирования экономики в этих странах было результатом действия двух основных факторов. Во-первых, наиболее сильным мотивом к изменению места и роли государства в экономике выступило ухудшение показателей экономического развития стран. Изучение опыта показывает, что как усиление, так и ослабление вмешательства государства могут повысить эффективность национальной экономики. Как демонстрируют представленные ниже материалы, общей тенденцией в последней трети двадцатого века является либерализация экономики. Вместе с тем процесс дерегулирования в изучаемых странах имел различные направления: дерегулирование всей экономической системы (Болгария, Франция), дерегулирование процедур (Новая Зеландия) и дерегулирование отраслей (США, Чили). 
Во-вторых, такого рода изменения могут стать ответом на изменение среды вследствие возникновения новых факторов роста. Революционные перемены в технике и технологии в последней трети нашего века обусловили индивидуализацию процесса производства, стирание грани между умственным и физическим трудом, повышение требований к качеству товаров и услуг, с одной стороны, а также возникновение новых проблем, прежде всего экологических, с другой стороны. Реакция государства на факторы этого рода рассмотрены в разделе «Экологическое регулирование», а также отчасти в разделах «Конкурентные отношения (защита прав потребителя)» и «Регулирование трудовых отношений». 
Ключевая роль в любом случае принадлежит комплексности и последовательности преобразований, а также учету особенностей конкретного этапа развития страны. Говоря об особенностях конкретного этапа развития, мы имеем в виду, прежде всего, две группы факторов — экономические и социально-политические. Вторая группа факторов особенно значима в случае системной трансформации, связанной с высокими социальными издержками. 
Ниже мы попытаемся выделить общие тенденции, обозначившиеся в ходе трансформации по сферам регулирования. 
Можно, хотя и с некоторой долей условности, выделить два типа либерализации государственной политики в области участия в производстве согласно приоритетным целям, которые ставит перед собой правительство: 
¾ В первом случае либерализация является реакцией на ухудшение показателей экономического развития страны и, главным образом, ситуации с бюджетом. Непосредственная задача правительства состоит в увеличении доходов бюджета за счет доходов от продажи государственной собственности и отказа от субсидирования убыточных производств, и по существу сводится к приватизации. Стратегическая задача повышения эффективности национальной экономики и упрочения позиций на мировой арене выступает как второстепенная. Из рассмотренных ниже стран пример такого типа либерализации дают Болгария и Чили во второй половине 1970-х гг. 
¾ Во втором случае либерализация (принимающая различные формы: приватизация, коммерциализация деятельности государственных предприятий и служб и т.п.) непосредственно призвана сыграть роль инструмента стимулирования интенсивного экономического развития. При этом критерий экономической эффективности преобразований является ключевым и обуславливает необходимость структурного комплексного подхода. То есть подхода, подразумевающего разделение всей совокупности предприятий и служб на потенциально коммерческие и некоммерческие, а также создание соответствующей информационной и консультационной инфраструктуры, с одной стороны, и механизмов контроля за соблюдением общественных интересов, с другой стороны. Этот тип либерализации иллюстрируют примеры Новой Зеландии, США и Франции. 
Проблемы либерализации и антимонопольного регулирования тесно взаимосвязаны. Государство, как правило, оставляет за собой контроль за деятельностью естественных монополий, хотя формы такого контроля могут различаться от всестороннего (априорного технического и финансово-экономического, апостериорного управленческого и т.д.) контроля во Франции, до добровольного обязательства Совета директоров поддерживать постоянную реальную цену на услуги в Новой Зеландии (Trans Power New Zeland Limited). 
В финансовой сфере общая тенденция подразумевает дерегулирование институтов финансового рынка при акценте на защиту прав акционеров и инвесторов и усиление информационно-консультационных функций государства. 
Проблемы экологии, осознанные человечеством лишь в 1970-1980-х гг., уже нашли отражение в законодательстве и практике государственного регулирования экономики. Экологическая политика воспринимается и государством, и обществом как один из аспектов качества жизни населения. Стоит отметить, что проведение природоохранной деятельности в большинстве стран изначально децентрализовано: находится в ведении местных учреждений и осуществляется государственными органами в сотрудничестве с негосударственными организациями (региональные и территориальные советы в Новой Зеландии; национальные советы и институты во Франции). Таким образом, предполагается не только учесть интересы всех заинтересованных сторон (в том числе и путем создания межведомственных комиссий и комитетов), но и принять решение на уровне, наиболее «чувствительном» к результатам. Вместе с тем центральные власти оставляют за собой контроль «внешней угрозы» (экологический контроль импорта товаров и технологий, ввоз в страну живых организмов) и обеспечение законодательной базы, создание системы норм и стандартов. 
В сфере отношений труд — капитал общей тенденцией выступает переход от специального общего регламентирования, с третейской ролью государства и непременным участием профсоюза как посредника между индивидуальным работником и нанимателем, в пользу индивидуального трудового контракта, понимаемого как обычный коммерческий контракт. В то же время государство сохраняет за собой две основных функции в сфере регулирования трудовых отношений. Первой функцией является установление низшего предела (минимальной заработной платы, вредных условий труда, запрет детского труда и т.п.) и обеспечение социальных гарантий, необходимых для поддержания социальной стабильности в обществе (в том числе, разница в оплате в зависимости от квалификации, максимальная разница в оплате для специалистов одной и той же профессии и т.п.). Вторым важным направлением деятельности государства выступает активная политика государства на рынке труда: программы стимулирования занятости, подготовки и переподготовки кадров, а также развития сети информационных и консультационных услуг для всех агентов рынка. 
Деятельность государства в социальной сфере преследует ряд целей, сравнительная значимость которых изменяется в зависимости от уровня социально-экономического развития страны. Все эти цели в свою очередь распадаются на две основные группы: преимущественно политические и преимущественно экономические. К первой группе относится задача поддержания социальной стабильности на основе недопущения слишком большого разрыва в доходах и уровне жизни различных слоев населения. Во вторую группу входят: во-первых, увеличение человеческого капитала, рост качества рабочей силы; во-вторых, стимулирование развития внутреннего рынка и инвестиций путем повышения доходов населения; в-третьих, с помощью средств, проходящих через социальную сферу, правительство имеет возможность влиять на ход тех или иных структурных процессов (как демографических, так и экономических). 
Иерархия целей обусловливает конкретные методы, применяемые государством в регулировании социальной сферы. Так, необходимость обеспечения политической поддержки курса реформ и необратимости преобразований в период системной трансформации потребовали от властей Болгарии расширения, по сути, системы социальной защиты вопреки экономической целесообразности. Там же, где преобладают цели экономического характера, повсеместной тенденцией является стремление государства к снижению расходов бюджета за счет либерализации социальной сферы. Примером такого подхода служат реформы системы образования и здравоохранения в Новой Зеландии, пенсионная — в Чили и т.д. В то же время государство оставляет за собой обязательство поддерживать наименее обеспеченные слои населения. 
Повсеместной тенденцией, связанной с возрастающей взаимосвязью национальных экономик с внешнем рынком, интеграционными процессами, выступает усиление роли наднационального законодательства. Членство (действительное, для Франции, или желаемое, для Болгарии) в ЕЭС, участие в ГАТТ, ВТО и т.п. накладывают совершенно определенные ограничения на формы и методы национального государственного регулирования экономики. 
В целом же основные направления изменения роли государства в экономике в последней трети XX века можно обозначить следующим образом: 
¾ внедрение конкурентных механизмов в традиционных секторах государственной опеки (социальная сфера, отрасли инфраструктуры); 
¾ повышение гибкости структуры управления путем стимулирования участия в принятии решения всех заинтересованных сторон (государственных министерств и ведомств, межведомственных органов, общественных организаций, бизнеса) при сохранении за государством обязанности установления общих правил игры; 
¾ повышение адресности государственных услуг на основании выделения приоритетных сфер влияния (групп населения; отраслей, секторов, сегментов рынка). 
 
2 Болгария 
2.1. Введение 
Задачей, вставшей перед Болгарией на рубеже 1980-1990-х гг., явился переход к рыночной экономике. Был достигнут общественный консенсус по поводу необходимости, в целях стимулирования экономического развития, повышения качества и уровня жизни населения, продвижения в направлении либерализации общественно-политической и экономической жизни страны. 
Основное содержание реформы государственного регулирования 1990-х гг. в Болгарии в самом общем виде можно сформулировать как либерализация хозяйственной деятельности и «уход» государства из экономики. Для достижения намеченной цели работа должна была сконцентрироваться на двух основных направлениях: отказ от прямого административного вмешательства, во-первых, и разработка и внедрение экономических механизмов регулирования и контроля как действий агентов рынка, так и самой рыночной среды, во-вторых. 
Каждая из поставленных крупных задач распадается на ряд более мелких. Отказ от прямого государственного вмешательства в экономику предполагает не просто отказ от монопольной государственной собственности на средства производства и принципов планового хозяйства, но и ослабление социальной роли государства, социалистически понимаемой как обязательство государства гарантировать обеспечение населения социальными услугами определенного достаточно высокого уровня за символическую плату. В свою очередь использование экономических методов регулирования и контроля подразумевает создание институциональной структуры рыночной экономики (в том числе, рыночной инфраструктуры), а также активную роль государства по поддержке национальной экономики на международной арене и привлечению иностранного капитала. 
Процесс становления рыночной экономики в Болгарии протекал неравномерно. Выполнение программы экономических реформ, согласованной с МВФ и Мировым банком в 1991 году, уже в середине 1992 года было по сути прервано. Политическая неопределенность, частая смена правительств, неготовность власти принять на себя ответственность за проведение непопулярной политики, привели к ослаблению стабилизационных усилий и откладыванию реальных структурных преобразований. Результатом стало возобновление инфляционных процессов и рост бюджетного дефицита. 
К тому же, приход к власти в конце 1994 года социалистического правительства ознаменовался попытками отмены законодательных актов, принятых прежними правительствами, что лишь усугубило состояние неопределенности. Финансирование убыточных предприятий через их кредитование государством напрямую или путем государственного давления на банковскую систему, поддержание искусственной конкурентоспособности экспортного сектора (ограничивая рост цен на энергоносители на внутреннем рынке), откладывание реформы социальной сферы, наконец, неадекватная финансовая политика привели к небывалому обострению финансово-экономического и социального кризиса. 
Несколько волн банковских банкротств, долларизация экономики, падение реального ВВП и уровня жизни – вот ситуация, в которой в апреле 1997 года власть получило новое прореформистское правительство. Приоритеты демократического правительства, работающего в тесном контакте с международными финансовыми организациями, были сконцентрированы в направлении сокращения бюджетного дефицита, прежде всего за счет сокращения обязательств бюджета, и развития институтов рыночной экономики. 
Опыт Болгарии интересен не только тем, что он иллюстрирует один из основных типов дерегулирования экономической жизни – дерегулирование всей экономической (и общественной) системы. Представляет самостоятельный интерес и этапность процесса дерегулирования в Болгарии. Исходя из политических приоритетов и их экономического наполнения, с точки зрения реальных мер правительства, можно условно разделить весь процесс перехода на две фазы. Первую фазу представляется возможным охарактеризовать как фазу дерегулирования отраслей. Явившись, по сути своей, реакцией на кризис внешнего долга и развал социалистической системы, эта фаза, строго говоря, не ознаменовалась существенными реальными мерами по либерализации сферы производства, банковской системы или системы социальной защиты. Содержание первой фазы, продолжавшейся с 1990 по 1996 год, составили либерализация торгового режима, а также более или менее успешные, оторванные от нужд становления негосударственного реального и финансового сектора, монетарная и финансовая политика, направленные на решение задач ограничения дефицита бюджета. Говорить о попытках повышения эффективности экономики и разрешении проблемы дефицита бюджета на базе стимулирования государством развития рыночных институтов и механизмов, т.е. на базе дерегулирования системы, становится возможным, по нашему мнению, только на второй фазе трансформации в Болгарии, начавшейся на рубеже 1996—1997 годов. 
Ниже рассмотрены конкретные шаги болгарского государства в направлении решения поставленных задач. 
2.2. Государственный сектор 
Приватизация 
Приватизация составила ядро структурной реформы экономики Болгарии. Приватизация проходит в трех отдельных, хотя и тесно взаимосвязанных направлениях: рыночная (денежная) приватизация, ваучерная (массовая) приватизация и реституция земель, лесов и городской собственности.

Информация о работе Роль государства в экономическом развитии страны