Второе
место в распределении бюджетных
средств занимает статья «Национальная
экономика». В течение трех лет
отмечалась положительная динамика
расходов по данной статье, а максимальная
сумма расходов отмечена в 2010 г. - 1 650,9
млрд. руб. (19%). Однако уже в 2011 г. расходы
по данной статье снижены, и их доля составит
только 14%.
Основное
место в структуре статьи «Национальная
экономика» занимают бюджетные ассигнования
на топливно-энергетический комплекс,
транспорт, сельское хозяйство и
рыболовство и другие вопросы в области
национальной экономики.
Еще
один лидер в распределении бюджетных
средств – это статья «Национальная
оборона». Несмотря на то, что доля расходов
по данному направлению уменьшилась до
12% в 2010 г., в денежном же выражении на протяжении
трех лет отмечается положительная динамика
увеличения расходов с 831 млрд. руб. в 2008
г. до 1 188,1 млрд. руб. в 2010 г. В 2011 г. доля
расходов по статье «Национальная оборона»
увеличена до 13%.
Основными
статьями расходов для Министерства обороны
РФ являются расходы на вооружение, обеспечение
личного состава, организацию боевой подготовки
и материально-техническое обеспечение,
составляющее суммарно около 75 % всех затрат.
В
2011 г. тройка лидеров по расходованию бюджетных
средств остается неизменной.
2.3.
Пути повышения эффективности
расходов федерального бюджета РФ
Основные
пути повышения эффективности расходов
федерального бюджета РФ отражены в
программе «повышения эффективности
бюджетных расходов на период до 2012
года» от 19.02.2010года.
Цель
Программы – повышение эффективности
деятельности публично-
правовых
образований по обеспечению потребностей
граждан и общества в
государственных
и муниципальных услугах, увеличению
их доступности и
качества,
выполнению государственных (муниципальных)
функций, реализации долгосрочных приоритетов
и целей социально-экономического развития.
Базовым
условием достижения цели Программы является
обеспечение
долгосрочной
сбалансированности и устойчивости
бюджетной системы
Российской
Федерации.
Для
достижения цели Программы необходимо
решение следующих
основных
задач:
- четко определить
сферы и механизмы обеспечения ответственностипублично-правовых
образований и органов государственной
власти и местногосамоуправления внутри
публично-правового образования;
- обеспечить
более тесную увязку стратегического
и бюджетногопланирования, определить
плановые результаты бюджетных расходов
иобеспечить мониторинг их достижения
с точки зрения целей бюджетных расходов;
- оптимизировать
объемы и порядок предоставления государственныхуслуг,
а также выполнения государственных функций;
- повысить
качество управления в общественном секторе,
в том числепутем адаптации инструментов
корпоративного менеджмента;
- создать механизмы
стимулирования участников бюджетного
процесса дляповышения эффективности
бюджетных расходов и проведения структурныхреформ;
- усилить прозрачность
и подотчетность деятельности органовгосударственной
власти и органов местного самоуправления,
в том числе за счет внедрения требований
к публичности показателей их деятельности.
Для
решения указанных задач в 2010-2012
годах предлагается принять
решения
по следующим основным направлениям:
- внедрение
программно-целевых принципов организации
деятельностиорганов исполнительной
власти и органов местного самоуправления;
- восстановление
трехлетнего бюджета;
- переход к
программному бюджету;
- развитие
новых форм оказания государственных
(муниципальных)услуг;
- реформирование
государственного (муниципального) финансовогоконтроля;
- совершенствование
механизмов государственных (муниципальных)закупок;
- повышение
эффективности бюджетных расходов по
направлениямгосударственной политики
(отраслям экономики и социальной сферы);
- создание
информационной среды и технологий для
реализации управленческих решений и
повышения действенности общественного
контроля.
Основным
инструментом повышения эффективности
бюджетныхрасходов как составной части
эффективности деятельности органовгосударственной
власти и местного самоуправления предлагается
принятьпрограммно-целевой принцип организации
деятельности путем созданияусловий для
интеграции стратегических (политических)
целей и всейсовокупности мер для их достижения
в рамках долгосрочных целевых программ.
В
рамках настоящей Программы под
долгосрочной целевой программой (ДЦП)
предлагается понимать комплекс мероприятий,
реализуемых органамиисполнительной
власти в рамках полномочий и материальных
ресурсовсоответствующих публично-правовых
образований для достижениядолгосрочных
целей социально-экономического развития
(государственнойполитики).
Так
же для повышения эффективности
расходов федерального бюджета следует
решить следующие задачи в области
бюджетных расходов:
- сокращение
числа федеральных целевых программ, обеспечение
концентрации средств бюджета по наиболее
эффективным и социально значимым проектам;
- снижение
расходов на содержание государственного
аппарата;
- продолжение
децентрализации инвестиционного процесса
через расширение государственно-коммерческого
финансирования проектов;
- повышение
эффективности использования ассигнований
на национальную оборону и оборонный комплекс
путем концентрации их на решении социальных
проблем, конверсии и перспективных научно-исследовательских
работах;
- снижение
уровня дотаций отдельным отраслям;
- усиление
контроля за использованием бюджетных
средств;
- обеспечение
приоритетного финансирования расходов
на науку, культуру, медицинское обслуживание,
образование.
Заключение
Проделанная
работа позволяет сделать следующие
выводы. Бюджет Российской Федерации является
важнейшим звеном финансовой системы
страны. Отражая содержание процессов
производства и распределения общественного
продукта и национального дохода, бюджет
представляет собой экономическую форму
образования и использования основного
централизованного фонда денежных средств
государства.
Многообразие
видов расходов бюджетов предусматривает
необходимость их группировки по
функциональному и экономическому
назначению, а также ведомственной
принадлежности.
В
первую очередь применяется экономическая
классификация расходов бюджета, показывающая
их влияние на процесс расширенного
воспроизводства. В этом случае выделяются
текущие и капитальные бюджетные
расходы. Экономическая группировка
расходов бюджета предполагает распределение
бюджетных средств в зависимости от
целей и условий их выделения. Ее использование
дает возможность для включения расходов
бюджетов в расчеты валового внутреннего
продукта и валового регионального продукта,
для анализа влияния бюджетных расходов
на структуру общественного потребления
и накопления. Она является базовой при
оценке целевого использования бюджетных
средств.
Специфика
федерального бюджета состоит в
том, что его расходные обязательства
осуществляются в общих интересах
населения, проживающего на всей территории
страны.
На
величину и структуру расходов бюджетов
всех уровней влияют множество факторов,
как-то: государственное устройство,
внешняя и внутренняя политика государства,
общий уровень экономики, уровень
благосостояния населения, размер государственного
сектора в экономике, межбюджетные
отношения и многие другие факторы.
Для разграничения расходов используются
функциональная, экономическая, ведомственная
классификации, которые основываются
по целевым статьям, по экономическому
содержанию, по функциональному назначению.
В
работе рассмотрена процедура санкционирования
расходов федерального бюджета. В неё
было выделено пять этапов: составление
и утверждение бюджетной росписи; утверждение
и доведение бюджетных ассигнований до
распорядителей и получателей средств
федерального бюджета и уточнение смет
доходов и расходов распорядителям средств
федерального бюджета и бюджетным учреждениям;
утверждение и доведение до распорядителей
и получателей средств федерального бюджета
лимитов бюджетных обязательств; принятие
денежных обязательств получателями средств
федерального бюджета; подтверждение
денежных обязательств федерального бюджета.
Состав
и структура расходов федерального
бюджета – один из ключевых экономических
индикаторов, характеризующий приоритетные
направления социально-экономической
политики государства. На основании
анализа параметров федерального бюджета
на 2008-2010 годы были установлены основные
изменения. Среди них можно отметить следующие:
наибольшими темпами выросли расходы
на межбюджетные трансферты, национальную
оборону, национальную безопасность и
правоохранительную деятельность и национальную
экономику; также увеличиваются расходы
на культуру, кинематографию, средства
массовой информации, государственные
капитальные вложения. Также нужно отметить,
что снизились расходы на жилищно-коммунальное
хозяйство. Уменьшение расходов произошло
за счет исключения в 2009 и 2010 г. расходов
на прикладные научные исследования в
ЖКХ. За счет этого были увеличены расходы
на жилищное и коммунальное хозяйство.
В
целом же, с каждым годом наблюдается
увеличение расходов едва ли ни по каждой
статье. Межбюджетные трансферты по-прежнему
занимают центральное место в
системе расходов федерального бюджета
РФ. В среднесрочной перспективе предусмотрено
абсолютное увеличение доли межбюджетных
трансфертов в 2011 году до 38%. Основную долю
в статье «Межбюджетные трансферты» занимают
«Межбюджетные трансферты бюджетам государственных
внебюджетных фондов». В среднесрочной
перспективе прогнозируется рост объема
межбюджетных трансфертов для перечисления
государственным внебюджетным фондам.
В динамике этот показатель растет.
Федеральный
бюджет должен стать надежным инструментом
реализации экономической и социальной
политики Правительства РФ.
Важнейшая
задача - обеспечить его прозрачность
для всех членов общества. Необходимо
добиться, чтобы федеральный бюджет
стал средством стабилизации государственных
финансов. Он должен превратиться в
надежную опору и гаранта для
всех определенных законом получателей
средств. Решить названные задачи можно,
лишь объединив усилия Президента Российской
Федерации, Правительства РФ и палат
Федерального Собрания. Правительство
РФ должно стать организующим центром
этой работы.
Список
использованных источников и литературы
- Бюджетный
кодекс Российской Федерации от 31.07.1998
г. № 145-ФЗ // "Собрание законодательства
РФ", 03.08.1998, N 31, ст. 3823; с последующими
изменениями и дополнениями.
- Федеральный
закон «Об исполнении федерального бюджета
за 2008 год» от 28.12.2009 г. № 382-ФЗ// "Собрание
законодательства РФ", 04.01.2010, N 1, ст.
3
- Федеральный
закон «О федеральном бюджете на 2009 год
и плановый период 2010 и 2011 годов» от 24.11.2008
г. № 204-ФЗ// "Собрание законодательства
РФ", 01.12.2008, N 48, ст. 5499
- Афанасьев
Мст. П. Бюджет и бюджетная система: учебник/
Мст. П. Афанасьев, А. А. Беленчук, И. В. Кривогов;
под ред. Мст. П. Афанасьева. – 2-е изд., перераб.
и доп. – М.: Юрайт, 2011. – 778с.
- Бабич А.М.,
Павлова Л.Н. Финансы. - М.: ИД ФБК-Пресс,
2000.
- Барулин С.В.
Финансы: учебник.-2-е изд., стер.-М.: КНОРУС,
2011. – 740с.
- Бюджетная
система России: учебник для вузов/ под
ред. проф. Г.Б.Поляка. – 2-е изд., перераб.
и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 704 с.
- Бюджетная
система Российская Федерации: учебник/
под ред. О.В. Врублевской, М. В. Романовского.
– 4-е изд. –СПб: Питер, 2008. - 576 с.
- Галанов В.
А. Финансы, денежное обращение и кредит:
учебник. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2006. – 416с.
- Государственные
и муниципальные финансы: учеб.пособие
для студентов/ под ред. Г. Б. Поляка. –
3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА,
2008. – 376с.
- Колпакова
Г.М. Финансы, денежное обращение, кредит.
- М.: Финансы и статистика, 2005. - 495 с.
- Подъяблонская
Л. М. Государственные и муниципальные
финансы: учебник/ Л. М. Подъяблонская.
– М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 560с.
- Самсонов
Н.Ф., Баранникова Н.П., Строкова Н.И. Финансы
на макроуровне. - М.: Высшая школа, 1998.
- Сумароков
В.Н. Государственные финансы в системе
макроэкономического регулирования. -
М.: Финансы и статистика, 1996.
- Финансы:
учебник/ А. Г. Грязнова, Е. В. Маркина, М.
Л. Седова и др.; под ред. А. Г. Грязновой,
Е. В. Маркиной. – 2-е изд., перераб. и доп.
– М.: Финансы и статистика: ИНФРА-М, 2010
- Финансы:
учебник/ под ред. В. В. Ковалева. – 2-е изд.,
перераб. и доп. – М.: Велби, 2003. – 512с.
- Финансы:
учебник/ под ред. Л. А. Дробозиной. – М.:ЮНИТИДАНА,
2002. – 527 с.
- Чернецов
С. А. Финансы, денежное обращение и кредит:
учеб.пособие. – М.: Магистр, 2008. – 528с.
- Васильева
Ю.В. Бюджет - 2006 - бюджет развития. Интервью
председателя Комитета по бюджету и налогам
ГД ФС РФ//Финансы- 2005.-№10. с.28
- Демин С.,
КановалА.Финансовый план-прогноз//Бюджет-2005.-№4.
с. 32
- Каледина
А. Сроки пенсионной реформы переносятся
на 2007-2008 годы//Финансовые известия от
17.09.04
- Лавров А.М.
Бюджетная реформа 2001-2008 гг.: от управления
затратами к управлению результатами//Финансы.
2005.-№ 9. с.19
- http://www.minfin.ru
- Официальный сайт министерства Финансов
РФ
- http://www.gks.ru
- Официальный сайт Госкомстата РФ
- http://www.cbr.ru
- Официальный сайт Центрального Банка
РФ
- http://www.budgetrf.ru
-Сайт "Бюджетная система Российской
Федерации"
- http://www.roskazna.ru-
Официальный сайт Федерального Козначейства
РФ