Расходы федерального бюджета России

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 17:42, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – проанализировать динамику расходов федерального бюджета за период 2008-2010 годов и исследовать причины изменения его состава и структуры.
Исходя из поставленной цели в работе, ставятся следующие задачи:
рассмотреть понятие и классификацию расходов бюджета Российской Федерации;
определить состав и структуру расходов субъектов Российской Федерации;

Содержание

Оглавление
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Экономическая сущность расходов федерального бюджета………5
1.1.Понятие и классификация расходов федерального бюджета……5
1.2 Формы расходов и этапы их санкционирования Федерального бюджета РФ……………………………………………………………..10
1.3. Факторы определяющие величину бюджетных расходов……….15
Глава 2. Анализ расходной части федерального бюджета РФ………………19
2.1.Анализ расходов федерального бюджета по плану за период с 2007 по 2009 годы……………………………………………………….……19
2.2.Анализ исполнения расходов за период с 2007 по 2009 годы…26
2.3.Пути повышения эффективности расходов федерального бюджета РФ……………………………………………………………..33
Заключение………………………………………………………………………37
Список использованной литературы…………………………………………40

Работа содержит 1 файл

финансы.docx

— 83.03 Кб (Скачать)

     Финансовая  поддержка кинематографии и научных  исследований в области культуры, кинематографии и СМИ оказывается  в большей степени из федерального бюджета.

     В 2008 г. по плану расходы федерального бюджета на культуру, кинематографии и СМИ составили 67,804 млрд. руб., в 2009 г. – 77,973 млрд. руб., в 2010 г. – 66,782 млрд. руб.

     По  статье социальная политика предусмотрены  расходы на:

  • пенсионное обеспечение;
  • социальное обслуживание населения;
  • социальное обеспечение населения;
  • охрану семьи и детства;
  • прикладные научные исследования в области социальной политики;
  • другие вопросы в области социальной политики.

     В 2008 г. по плану на социальную политику должно  израсходоваться 215,565 млрд. руб., в 2009 г. –275,086 млрд. руб., в 2010 г. –339,984 млрд. руб.

     Статья  «Охрана окружающей среды» предусматривает  расходы на:

  • сбор, удаление отходов и очистку сточных вод;
  • охрану объектов растительного и животного мира и среды их обитания;
  • прикладные научные исследования в области охраны окружающей среды;
  • другие вопросы в области охраны окружающей среды.

     В 2008 г. на охрану окружающей среды было израсходовано 8,096 млрд. руб., в 2009 г. –9,332 млрд. руб., в 2010 г. –10,210млрд. руб. Происходит увеличение расходов на охрану окружающей среды. 

     2.2.Анализ  исполнения расходов федерального  бюджета за период с 2008 по 2010год 

     Динамику  фактических показателей расходов федерального бюджета можно также  охарактеризовать как положительную, так как на протяжении трех лет  отмечается увеличение расходов средств  федерального бюджета, что представлено в Таблице 2.

     Таблица 2

Исполнение  расходов федерального бюджета РФ за 2008-2010 гг. по разделам и подразделам классификации расходов

  2008 год 2009 год 2010 год
Наименование Млрд.

рублей

в % к общему объему расходов Млрд.

рублей

в % к общему объему расходов Млрд.

рублей

в %к общему объему расходов
В с е г о 5983 100,0 7566,6 100,0 9636,8 100,0
Общегосударствен-

ные вопросы

812,1 13,6 835,2 11,0 829,4 8,6
Национальная  оборона 822,1 13,7 1040,8 13,8 1188,2 12,3
Национальная  безопасность и правоохранительная деятельность 667,2 11,2 835,5 11,0 1004,5 10,4
Национальная  экономика 692,6 11,6 1025 13,5 1651 17,1
Жилищно-коммунальное хозяйство 294,9 4,9 129,4 1,7 151,6 1,6
Охрана  окружающей среды
8,2
 
0,1 10,1 0,1 13 0,1
Образование 294,6 4,9 355 4,7 418 4,3
Культура, кинематография и средства массовой информации 71 1,2 88,8 1,2 111,6 1,2
Здравоохранение и спорт 196,5 3,45 278,2 3,7 352,3 3,65
Социальная  политика 214 3,6 293,6 3,9 323,5 3,4
Межбюджетные  трансферты
 
 
1900,1
31,8 2674,6 35,3 3593,5 37,3

Итоги приведены  без учета условно-утвержденных расходов 

     В 2008 г. расходы федерального бюджета составили 5 983 млрд. руб., в 2009 г. – 7566,6 млрд. руб., в 2010 г. – 9 636,8 млрд. руб.

     Расходы по статье «Общегосударственные вопросы» являются одними из самых весомых, однако в течение трех лет они находятся  практически на одном уровне: в 2008 г. было исполнено 812,1 млрд. руб., в 2009 г. – 835,2 млрд. руб., в 2010 г. – 829,4 млрд. руб., т.е. по сравнению с 2009 г. в 2010 г. расходы даже уменьшились примерно на 6 млрд. руб.

     Параметры расходов на национальную оборону, заложенные в бюджеты последних лет, отражают последовательно проводящуюся в  государстве политику укрепления его обороноспособности. В целом,бюджеты последних лет позволили стабилизировать ситуацию по финансированию Вооруженных сил и перейти от поддержания жизнеспособности армии на минимальном уровне к модели развития.

     Бюджетные ассигнования на национальную оборону  стабильно растут на протяжении последних  лет. В 2008 г. они составляли всего 822 млрд. руб., в 2009 г. – уже 1040,8 млрд. руб., а в 2010 г. – 1188,2 млрд. руб.

     Одной из причин современного роста расходов на национальную оборону является хроническое  недофинансирование и исключение из перечня приоритетных направлений  развития и оказания государственной  поддержки как сектора национальной обороны, так и обеспечение государственного оборонного заказа, наблюдавшиеся в последние десятилетия. Основными статьями расходов для Министерства обороны РФ всегда являлись, прежде всего, расходы на вооружение, обеспечение личного состава, организацию боевой подготовки и материально-техническое обеспечение, составляющее суммарно около 75 % всех затрат.

     Расходы на национальную безопасность и правоохранительную деятельность в 2008 году составили 667 млрд. руб., в 2009 г. – 835,5 млрд. руб., в 2010 г. – 1004,5 млрд. руб.

     По  сравнению с 2008 и 2009 гг. в 2010 г. статья «Национальная экономика» оказалась в самом большом плюсе - расходы по ней увеличились более чем на 600 млрд. руб., что объясняется увеличением объемов государственного антикризисного стимулирования в прошлом году.

     Сегодняшние темпы роста потребления электроэнергии заметно превышают предусмотренные  Энергетической стратегией России на период до 2020 года. По сравнению с 2008 и 2009 гг. расходы на топливно-энергетический комплекс возросли практически в 4,5 раза: 8,3 млрд. руб. в 2008 г., 9,8 млрд. руб. в 2009 г. и 35,2 млрд. руб. в 2010 г. Это в значительной мере обусловлено ростом промышленного производства и потребления электроэнергии населением крупных городов.

     Развитие  российской экономики невозможно без  создания эффективной транспортной системы. В 2008 г. расходы на развитие транспортной инфраструктуры составили 172,6 млрд. руб., в 2009 г. – 116,3 млрд. руб., в 2010 г. – 220,6 млрд. руб.

     По  сравнению с 2008 г. расходы на транспорт в 2009 г. были существенно сокращены, однако в связи с необходимостью проведения существенной модернизации и строительством разветвленной транспортной системы в 2010 г. расходы бюджеты были увеличены почти в 2 раза .

     Большая часть этих средств была направлена на развитие автомобильного транспорта: формирование федеральной сети автодорог, снижение их перегрузки, сокращение доли дорог, не соответствующих нормативным  требованиям, развитие дорожной сети внутри крупных городов.

     В последние годы активизировалась государственная  поддержка села, которая выражается как в увеличении расходов на содействие сельскому хозяйству, так и в  принятии целевых федеральных программ и национальных проектов по российским сельским территориям.

     В 2008 г. на развитие сельского хозяйства и рыболовства было потрачено 27,8 млрд. руб., в 2009 г. – уже 58 млрд. руб., а в 2010 г. – 83,1 млрд. руб., т.е. ежегодно расходы увеличивались почти на 30 млрд. руб.

     Одним из приоритетных направлений поддержки  и развития сельского хозяйства  является сохранение и восстановление почв и земель сельскохозяйственного  назначения. Другим приоритетным направлением деятельности по поддержке сельского  хозяйства является решение проблемы ухудшения социального развития села, улучшение жилищных условий  сельских жителей, повышение доступности  качественного образования, здравоохранения  и социального обслуживания. На реализацию этих планов в 2008 - 2010 гг. было потрачено 168,9 млрд. руб. Федерального бюджета.

     Расходы федерального бюджета на жилищно-коммунальное хозяйство в 2008 г. составили 294,9 млрд руб., в 2009 г. — 129,4 млрд руб., а в 2010 г. 151,6 млрд руб.

     Уменьшение  расходов произошло за счет исключения в 2009 и 2010 г. расходов на прикладные научные исследования в ЖКХ. За счет этого были увеличены расходы на жилищное (в 2008 г. было выделено 44 млрд. руб., в 2009 г. – уже 59,5 млрд. руб., в 2010 г. – 125,7 млрд. руб.) и коммунальное хозяйство (в 2008 г. – 2.6 млрд. руб., в 2009 г. – 1,2 млрд. руб., в 2010 г. – 5,8 млрд. руб.).

     По  статье расходов на здравоохранение  и спорт в2008 г. было использовано 196,5 млрд. руб., в 2009 г. – 278,2 млрд. руб., в 2010 г. – 352,3 млрд. руб. (рис.11). Из этих средств:

     - на здравоохранение было потрачено  в 2008 г. – 169,8 млрд. руб., в 2009 г. – 231,4 млрд. руб., в 2010 г. – 290,7 млрд. руб.;

     - на физическую культуру и спорт:  в 2008 г. – 11 млрд. руб., в 2009 г. – 14,5 млрд. руб., в 2010 г. – 14,8 млрд. руб.;

     - на прикладные научные исследования: в 2008 г. – 3,3 млрд. руб., в 2009 г. – 4,6 млрд. руб., в 2010 г. – 5,6 млрд. руб.;

     - на другие вопросы в области  здравоохранения, физической культуры  и спорта: в 2008 г. – 12,2 млрд. руб., в 2009 г. – 27,7 млрд. руб., в 2010 г. – 42,2 млрд. руб.

     В 2008 г. на образование было израсходовано 294,6 млрд. руб., в 2009 г. – 355 млрд. руб., в 2010 г. – 418 млрд. руб. По сравнению с 2008 г. расходы в 2010 г. увеличились почти в 2 раза.

     По  всем статьям «Образование» отмечается ежегодное увеличение расходов Федерального бюджета. Это связано с реализацией национального проекта «Образование», а также увеличением заработной платы учителям. Направляются ассигнования на повышение квалификации и переподготовку работников федеральных бюджетных учреждений, реализация мер социальной защиты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в этих учреждениях, ассигнования позволят обеспечить предоставление среднего профессионального образования студентам, высшего образования, а именно, увеличение бюджетных мест.

     Единственная  статья, по которой отмечается динамика уменьшения расходов – это другие вопросы в области образования. Расходы по данной статье были уменьшены  с 17,7 млрд. руб. в 2008 г. до 11,6 млрд. руб. в 2010 г.

     В 2008 г. расходы федерального бюджета на культуру, кинематографию и СМИ составили 71 млрд. руб., в 2009 г. – 88,8 млрд. руб., в 2010 г. – 111,6 млрд. руб. Таким образом, в области выделения средств из федерального бюджета на культуру, кинематографию и спорт отмечается положительная динамика в сторону увеличения средств.

     Бюджет  культуры состоит из двух элементов. Это текущие расходы и федеральная  целевая программа «Культура  России».

     За  счет текущих расходов финансируются  предприятия и учреждения культуры - государственные театры, концертные и выставочные залы, музеи, библиотеки, а также учреждения образования  в системе культуры и соответствующие научные организации.

     Федеральная целевая программа «Культура  России (2006-2010 годы)» нацелена на решение  конкретных задач в области культуры и достижения определенных результатов.

     В 2008 году на культуру из федерального бюджета было выделено 38,8 млрд. руб., в 2009 г. – 50,1 млрд. руб., в 2010 г. – 56,5 млрд. руб.

     В 2008 г. на социальную политику было израсходовано 214 млрд. руб., в 2009 г. – 293,6 млрд. руб., в 2010 г. – 323,5 млрд. руб.

     Наибольшие  расходы отмечаются по статье «Пенсионное  обеспечение» В 2008 г. расходы составили 160,5 млрд. руб., в 2009 г. – 212 млрд. руб., в 2010 г. – 218,6 млрд. руб. По остальным статьям социальной политики также отмечается положительная динамика увеличения расходов.

     В 2008 г. на охрану окружающей среды было израсходовано 8,2 млрд. руб., в 2009 г. – 10,1 млрд. руб., в 2010 г. – 13 млрд. руб.

     Необходимо  отметить, что расходы на охрану окружающей среды в 2010 г. увеличились за счет статьи «Сбор, удаление отходов и очистка сточных вод» (было использовано 6 024 700,00 тыс. руб. федерального бюджета). В 2008 и 2009 гг. данная статья не была предусмотрена.

     Расходы по статье «Межбюджетные трансферты»  ежегодно увеличивались практически  в 1,5 раза. В 2008 г. на межбюджетные трансферты было выделено 1900,1 млрд. руб., в 2009 г. – 2674,6, в 2010 г. – 3593,5 млрд. руб. По сравнению с 2008 и 2009 гг. были уменьшены расходы по статье «Иные межбюджетные трансферты» за счет чего были увеличены расходы на трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов.

      Фактические расходы превышают плановые, т.к. в процессе исполнения бюджета постоянно  происходят изменения в потребности финансирования той или иной сферы. Где-то нужно сократить объём финансирования, где-то увеличить. Так же изменения могут быть вызваны чрезвычайными происшествиями, стихийными бедствиями, авариями и т.д.

      В процессе исполнения бюджета вносятся изменения,которые закрепляются законодательно.

     Проведя анализ, можно увидеть, что наибольший удельный вес в классификации расходов занимали и занимают межбюджетные трансферты. Доля расходования этих средств на протяжении трех лет постоянно увеличивалась и в 2010 г. уже составляла 36%. В среднесрочной перспективе предусмотрено абсолютное увеличение доли межбюджетных трансфертов в 2011 году до 38%. Основную долю в статье «Межбюджетные трансферты» занимают «Межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов». В среднесрочной перспективе прогнозируется рост объема межбюджетных трансфертов для перечисления государственным внебюджетным фондам. В динамике этот показатель растет. Это обусловлено необходимостью проведения дополнительных мер по укреплению и сбалансированности системы пенсионного обеспечения, решению задач, поставленных в Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ, по повышению размеров пенсий и пособий, усилению социальной направленности в отношении таких категорий граждан, как инвалиды, ветераны, реализации мероприятий, направленных на демографическое развитие страны и т.д.

Информация о работе Расходы федерального бюджета России