Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 17:42, курсовая работа
Цель работы – проанализировать динамику расходов федерального бюджета за период 2008-2010 годов и исследовать причины изменения его состава и структуры.
Исходя из поставленной цели в работе, ставятся следующие задачи:
рассмотреть понятие и классификацию расходов бюджета Российской Федерации;
определить состав и структуру расходов субъектов Российской Федерации;
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Экономическая сущность расходов федерального бюджета………5
1.1.Понятие и классификация расходов федерального бюджета……5
1.2 Формы расходов и этапы их санкционирования Федерального бюджета РФ……………………………………………………………..10
1.3. Факторы определяющие величину бюджетных расходов……….15
Глава 2. Анализ расходной части федерального бюджета РФ………………19
2.1.Анализ расходов федерального бюджета по плану за период с 2007 по 2009 годы……………………………………………………….……19
2.2.Анализ исполнения расходов за период с 2007 по 2009 годы…26
2.3.Пути повышения эффективности расходов федерального бюджета РФ……………………………………………………………..33
Заключение………………………………………………………………………37
Список использованной литературы…………………………………………40
Финансовая поддержка кинематографии и научных исследований в области культуры, кинематографии и СМИ оказывается в большей степени из федерального бюджета.
В 2008 г. по плану расходы федерального бюджета на культуру, кинематографии и СМИ составили 67,804 млрд. руб., в 2009 г. – 77,973 млрд. руб., в 2010 г. – 66,782 млрд. руб.
По статье социальная политика предусмотрены расходы на:
В 2008 г. по плану на социальную политику должно израсходоваться 215,565 млрд. руб., в 2009 г. –275,086 млрд. руб., в 2010 г. –339,984 млрд. руб.
Статья «Охрана окружающей среды» предусматривает расходы на:
В
2008 г. на охрану окружающей среды было
израсходовано 8,096 млрд. руб., в 2009 г. –9,332
млрд. руб., в 2010 г. –10,210млрд. руб. Происходит
увеличение расходов на охрану окружающей
среды.
2.2.Анализ
исполнения расходов
Динамику
фактических показателей
Таблица 2
Исполнение расходов федерального бюджета РФ за 2008-2010 гг. по разделам и подразделам классификации расходов
2008 год | 2009 год | 2010 год | |||||
Наименование | Млрд.
рублей |
в % к общему объему расходов | Млрд.
рублей |
в % к общему объему расходов | Млрд.
рублей |
в %к общему объему расходов | |
В с е г о | 5983 | 100,0 | 7566,6 | 100,0 | 9636,8 | 100,0 | |
Общегосударствен-
ные вопросы |
812,1 | 13,6 | 835,2 | 11,0 | 829,4 | 8,6 | |
Национальная оборона | 822,1 | 13,7 | 1040,8 | 13,8 | 1188,2 | 12,3 | |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность | 667,2 | 11,2 | 835,5 | 11,0 | 1004,5 | 10,4 | |
Национальная экономика | 692,6 | 11,6 | 1025 | 13,5 | 1651 | 17,1 | |
Жилищно-коммунальное хозяйство | 294,9 | 4,9 | 129,4 | 1,7 | 151,6 | 1,6 | |
Охрана окружающей среды |
|
0,1 | 10,1 | 0,1 | 13 | 0,1 | |
Образование | 294,6 | 4,9 | 355 | 4,7 | 418 | 4,3 | |
Культура, кинематография и средства массовой информации | 71 | 1,2 | 88,8 | 1,2 | 111,6 | 1,2 | |
Здравоохранение и спорт | 196,5 | 3,45 | 278,2 | 3,7 | 352,3 | 3,65 | |
Социальная политика | 214 | 3,6 | 293,6 | 3,9 | 323,5 | 3,4 | |
Межбюджетные трансферты |
1900,1 |
31,8 | 2674,6 | 35,3 | 3593,5 | 37,3 |
Итоги приведены
без учета условно-утвержденных
расходов
В 2008 г. расходы федерального бюджета составили 5 983 млрд. руб., в 2009 г. – 7566,6 млрд. руб., в 2010 г. – 9 636,8 млрд. руб.
Расходы по статье «Общегосударственные вопросы» являются одними из самых весомых, однако в течение трех лет они находятся практически на одном уровне: в 2008 г. было исполнено 812,1 млрд. руб., в 2009 г. – 835,2 млрд. руб., в 2010 г. – 829,4 млрд. руб., т.е. по сравнению с 2009 г. в 2010 г. расходы даже уменьшились примерно на 6 млрд. руб.
Параметры расходов на национальную оборону, заложенные в бюджеты последних лет, отражают последовательно проводящуюся в государстве политику укрепления его обороноспособности. В целом,бюджеты последних лет позволили стабилизировать ситуацию по финансированию Вооруженных сил и перейти от поддержания жизнеспособности армии на минимальном уровне к модели развития.
Бюджетные ассигнования на национальную оборону стабильно растут на протяжении последних лет. В 2008 г. они составляли всего 822 млрд. руб., в 2009 г. – уже 1040,8 млрд. руб., а в 2010 г. – 1188,2 млрд. руб.
Одной из причин современного роста расходов на национальную оборону является хроническое недофинансирование и исключение из перечня приоритетных направлений развития и оказания государственной поддержки как сектора национальной обороны, так и обеспечение государственного оборонного заказа, наблюдавшиеся в последние десятилетия. Основными статьями расходов для Министерства обороны РФ всегда являлись, прежде всего, расходы на вооружение, обеспечение личного состава, организацию боевой подготовки и материально-техническое обеспечение, составляющее суммарно около 75 % всех затрат.
Расходы на национальную безопасность и правоохранительную деятельность в 2008 году составили 667 млрд. руб., в 2009 г. – 835,5 млрд. руб., в 2010 г. – 1004,5 млрд. руб.
По сравнению с 2008 и 2009 гг. в 2010 г. статья «Национальная экономика» оказалась в самом большом плюсе - расходы по ней увеличились более чем на 600 млрд. руб., что объясняется увеличением объемов государственного антикризисного стимулирования в прошлом году.
Сегодняшние
темпы роста потребления
Развитие российской экономики невозможно без создания эффективной транспортной системы. В 2008 г. расходы на развитие транспортной инфраструктуры составили 172,6 млрд. руб., в 2009 г. – 116,3 млрд. руб., в 2010 г. – 220,6 млрд. руб.
По сравнению с 2008 г. расходы на транспорт в 2009 г. были существенно сокращены, однако в связи с необходимостью проведения существенной модернизации и строительством разветвленной транспортной системы в 2010 г. расходы бюджеты были увеличены почти в 2 раза .
Большая часть этих средств была направлена на развитие автомобильного транспорта: формирование федеральной сети автодорог, снижение их перегрузки, сокращение доли дорог, не соответствующих нормативным требованиям, развитие дорожной сети внутри крупных городов.
В последние годы активизировалась государственная поддержка села, которая выражается как в увеличении расходов на содействие сельскому хозяйству, так и в принятии целевых федеральных программ и национальных проектов по российским сельским территориям.
В 2008 г. на развитие сельского хозяйства и рыболовства было потрачено 27,8 млрд. руб., в 2009 г. – уже 58 млрд. руб., а в 2010 г. – 83,1 млрд. руб., т.е. ежегодно расходы увеличивались почти на 30 млрд. руб.
Одним из приоритетных направлений поддержки и развития сельского хозяйства является сохранение и восстановление почв и земель сельскохозяйственного назначения. Другим приоритетным направлением деятельности по поддержке сельского хозяйства является решение проблемы ухудшения социального развития села, улучшение жилищных условий сельских жителей, повышение доступности качественного образования, здравоохранения и социального обслуживания. На реализацию этих планов в 2008 - 2010 гг. было потрачено 168,9 млрд. руб. Федерального бюджета.
Расходы федерального бюджета на жилищно-коммунальное хозяйство в 2008 г. составили 294,9 млрд руб., в 2009 г. — 129,4 млрд руб., а в 2010 г. 151,6 млрд руб.
Уменьшение расходов произошло за счет исключения в 2009 и 2010 г. расходов на прикладные научные исследования в ЖКХ. За счет этого были увеличены расходы на жилищное (в 2008 г. было выделено 44 млрд. руб., в 2009 г. – уже 59,5 млрд. руб., в 2010 г. – 125,7 млрд. руб.) и коммунальное хозяйство (в 2008 г. – 2.6 млрд. руб., в 2009 г. – 1,2 млрд. руб., в 2010 г. – 5,8 млрд. руб.).
По статье расходов на здравоохранение и спорт в2008 г. было использовано 196,5 млрд. руб., в 2009 г. – 278,2 млрд. руб., в 2010 г. – 352,3 млрд. руб. (рис.11). Из этих средств:
-
на здравоохранение было
-
на физическую культуру и
-
на прикладные научные
-
на другие вопросы в области
здравоохранения, физической
В 2008 г. на образование было израсходовано 294,6 млрд. руб., в 2009 г. – 355 млрд. руб., в 2010 г. – 418 млрд. руб. По сравнению с 2008 г. расходы в 2010 г. увеличились почти в 2 раза.
По
всем статьям «Образование»
Единственная статья, по которой отмечается динамика уменьшения расходов – это другие вопросы в области образования. Расходы по данной статье были уменьшены с 17,7 млрд. руб. в 2008 г. до 11,6 млрд. руб. в 2010 г.
В 2008 г. расходы федерального бюджета на культуру, кинематографию и СМИ составили 71 млрд. руб., в 2009 г. – 88,8 млрд. руб., в 2010 г. – 111,6 млрд. руб. Таким образом, в области выделения средств из федерального бюджета на культуру, кинематографию и спорт отмечается положительная динамика в сторону увеличения средств.
Бюджет
культуры состоит из двух элементов.
Это текущие расходы и
За счет текущих расходов финансируются предприятия и учреждения культуры - государственные театры, концертные и выставочные залы, музеи, библиотеки, а также учреждения образования в системе культуры и соответствующие научные организации.
Федеральная целевая программа «Культура России (2006-2010 годы)» нацелена на решение конкретных задач в области культуры и достижения определенных результатов.
В 2008 году на культуру из федерального бюджета было выделено 38,8 млрд. руб., в 2009 г. – 50,1 млрд. руб., в 2010 г. – 56,5 млрд. руб.
В 2008 г. на социальную политику было израсходовано 214 млрд. руб., в 2009 г. – 293,6 млрд. руб., в 2010 г. – 323,5 млрд. руб.
Наибольшие расходы отмечаются по статье «Пенсионное обеспечение» В 2008 г. расходы составили 160,5 млрд. руб., в 2009 г. – 212 млрд. руб., в 2010 г. – 218,6 млрд. руб. По остальным статьям социальной политики также отмечается положительная динамика увеличения расходов.
В 2008 г. на охрану окружающей среды было израсходовано 8,2 млрд. руб., в 2009 г. – 10,1 млрд. руб., в 2010 г. – 13 млрд. руб.
Необходимо отметить, что расходы на охрану окружающей среды в 2010 г. увеличились за счет статьи «Сбор, удаление отходов и очистка сточных вод» (было использовано 6 024 700,00 тыс. руб. федерального бюджета). В 2008 и 2009 гг. данная статья не была предусмотрена.
Расходы по статье «Межбюджетные трансферты» ежегодно увеличивались практически в 1,5 раза. В 2008 г. на межбюджетные трансферты было выделено 1900,1 млрд. руб., в 2009 г. – 2674,6, в 2010 г. – 3593,5 млрд. руб. По сравнению с 2008 и 2009 гг. были уменьшены расходы по статье «Иные межбюджетные трансферты» за счет чего были увеличены расходы на трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов.
Фактические расходы превышают плановые, т.к. в процессе исполнения бюджета постоянно происходят изменения в потребности финансирования той или иной сферы. Где-то нужно сократить объём финансирования, где-то увеличить. Так же изменения могут быть вызваны чрезвычайными происшествиями, стихийными бедствиями, авариями и т.д.
В процессе исполнения бюджета вносятся изменения,которые закрепляются законодательно.
Проведя анализ, можно увидеть, что наибольший удельный вес в классификации расходов занимали и занимают межбюджетные трансферты. Доля расходования этих средств на протяжении трех лет постоянно увеличивалась и в 2010 г. уже составляла 36%. В среднесрочной перспективе предусмотрено абсолютное увеличение доли межбюджетных трансфертов в 2011 году до 38%. Основную долю в статье «Межбюджетные трансферты» занимают «Межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов». В среднесрочной перспективе прогнозируется рост объема межбюджетных трансфертов для перечисления государственным внебюджетным фондам. В динамике этот показатель растет. Это обусловлено необходимостью проведения дополнительных мер по укреплению и сбалансированности системы пенсионного обеспечения, решению задач, поставленных в Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ, по повышению размеров пенсий и пособий, усилению социальной направленности в отношении таких категорий граждан, как инвалиды, ветераны, реализации мероприятий, направленных на демографическое развитие страны и т.д.