Расходы федерального бюджета России

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 17:42, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – проанализировать динамику расходов федерального бюджета за период 2008-2010 годов и исследовать причины изменения его состава и структуры.
Исходя из поставленной цели в работе, ставятся следующие задачи:
рассмотреть понятие и классификацию расходов бюджета Российской Федерации;
определить состав и структуру расходов субъектов Российской Федерации;

Содержание

Оглавление
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Экономическая сущность расходов федерального бюджета………5
1.1.Понятие и классификация расходов федерального бюджета……5
1.2 Формы расходов и этапы их санкционирования Федерального бюджета РФ……………………………………………………………..10
1.3. Факторы определяющие величину бюджетных расходов……….15
Глава 2. Анализ расходной части федерального бюджета РФ………………19
2.1.Анализ расходов федерального бюджета по плану за период с 2007 по 2009 годы……………………………………………………….……19
2.2.Анализ исполнения расходов за период с 2007 по 2009 годы…26
2.3.Пути повышения эффективности расходов федерального бюджета РФ……………………………………………………………..33
Заключение………………………………………………………………………37
Список использованной литературы…………………………………………40

Работа содержит 1 файл

финансы.docx

— 83.03 Кб (Скачать)

           При возникновении  чрезвычайных ситуаций, таких войны  или природные катаклизмы, роль государства  в регулировании экономики существенно  возрастает. Увеличиваются и государственные расходы, которые в дальнейшем с трудом поддаются сокращению.[15,c 130] 
 
 

Глава 2. Анализ формирования и исполнения расходной части федерального бюджета за период 2008-2010 годы 

     2.1 Анализ расходов федерального  бюджета по плану за период 2008-2010 

     По  данным ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год» от 28.12.2009 г., ФЗ « О федеральном бюджете на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов» от 31.10.2008 г. и «Основных характеристиках федерального бюджета на 2008-2010годы» от24.07.2007 г. проведём анализ плановых показателей расходной части федерального бюджета.

     Динамику  плановых показателей можно охарактеризовать как положительную, так как на протяжении трех лет отмечается увеличение расходов средств федерального бюджета.

Таблица 1

*Распределение расходов федерального бюджета на 2008-2010 гг. по разделам функциональной классификации расходов  

  2008 год по плану 2009 год по плану 2010 год по плану
Наименование млн. рублей в % к общему объему расходов млн. рублей в % к общему объему расходов млн. рублей в %к общему объему расходов
В с е г о 5463 479,9 100,0 6 500 253,5 100,0 7 177 955,9 100,0
Общегосударствен-

ные вопросы

808 196,5 14,8 891 389,7 13,5 970 584,6 13,5
Национальная  оборона 822 035,9 15,1 955 952,2 14,7 1 053 892,7 14,7
Национальная  безопасность и правоохранительная деятельность 662 867,2 12,1 768 109,0 12,9 922 631,7 12,9
Национальная  экономика 497 229,5 9,1 656 872,0 10,2 730 276,9 10,2
Жилищно-коммунальное хозяйство 53 024,4 0,98 56 497,3 1,1 79 206,9 1,1
Охрана  окружающей среды
8 096,5
 
0,1 9 332,1 0,1 10 210,9 0,1
Образование 277 939,3 5,1 307 516,6 4,3 310 501,0 4,3
Культура, кинематография и средства массовой информации 67 804,7 1,2 77 973,0 0,9 66 782,5 0,9
Здравоохранение и спорт 206 373,5 3,8 211 518,3 3,2 228 602,5 3,2
Социальная  политика
215 565,7
 
3,9 275 086,8 4,7 339 984,4 4,7
Межбюджетные  трансферты
1844346,4
 
33,82 2242500,1 33,6 2408792,1 33,6

Итоги приведены  без учета условно-утвержденных расходов

*По данным Министерства Финансов 

     Если  рассматривать расходы федерального бюджета по статьям расходов, то можно отметить, что наибольшие расходы  отмечаются по таким статьям, как  межбюджетные трансферты, национальная оборона и национальная экономика.

     Межбюджетные  трансферты занимают наибольший удельный вес в классификации расходов.

     Межбюджетные  трансферты - средства, предоставляемые  одним бюджетом бюджетной системы  Российской Федерации другому бюджету  бюджетной системы Российской Федерации.

     Чтобы понять, почему эта статья занимает центральное место в расходной  части бюджета, рассмотрим её структуру.

     Статья  «Межбюджетные трансферты» включает расходы на:

  • дотации бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
  • субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (межбюджетные субсидии);
  • субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
  • иные межбюджетные трансферты;
  • межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов.

     Расходы по статье «Межбюджетные трансферты»  увеличились практически в 1,5 раза за период с 2008 по 2010 год, что наглядно представлено в таблице 1. Наибольший рост размера расходов  бюджета в течение анализируемого периода отмечается в 2009 году: на 0,22 % меньше (от общих расходов), чем в 2008 г., но в абсолютном выражении увеличились на 398 153,7 млн.руб. Снижение в относительном выражении связано с увеличением общей суммы расходов.

       Если  рассматривать расходы государственного бюджета по статьям расходов, то можно отметить, что наибольший удельный вес приходится на межбюджетные трансферты: в 2008 г –33,82%, имея тенденцию к увеличению в абсолютном выражении в последующих годах данный вид расходов составляет 2 242 500,1 млн. руб. в 2009 г. и 2 408 792,1 млн. руб. в 2010 г. Они занимают наибольший удельный вес в классификации расходов в связи с тем, что выравнивание уровней бюджетной обеспеченности производится государством с помощью межбюджетных трансфертов, которые в виде дотаций, субсидий или субвенций направляются во все районы.

     Расходы по статье «Общегосударственные вопросы» являются одними из самых весомых. Так в 2008 году по плану они составляют 808 196,5 млн. руб., что составляет 14,8% от всех расходов федерального бюджета. В 2009 году по плану они составят 891 389,7 млн. руб. или 13,5% от всех расходов. Уменьшение процентной доли связано не с сокращением расходов на «общегосударственные вопросы», а с увеличением размера совокупных расходов. В 2010 году по плану составляют 13,5% от общих расходов, но в абсолютном выражении так же наблюдается увеличение- 970584,6 млн. руб.

     Национальная  оборона является основным элементом  безопасности государства (наряду с  правоохранительной деятельностью  и предупреждением и ликвидацией  последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий).

     Бюджетные ассигнования на национальную оборону  стабильно растут на протяжении последних  лет. В 2008 г. по плану они составляли всего 822 млрд. руб.(15,1% от общих расходов), в 2009 г. – уже 891млрд. руб.(14,7% от общих расходов), а в 2010 г. –970млрд руб.(14,7% от общих расходов).

     Значительный  объем расходов государства на национальную безопасность страны в целом и  на защиту отдельного гражданина в  частности - вынужденная, но необходимая мера. Защита интересов страны и защита россиян - прямая обязанность государства.

     Деньги  по статье «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» идут на борьбу с преступностью и терроризмом, на предотвращение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, борьбу с незаконным оборотом наркотиков.

     Расходы на национальную безопасность и правоохранительную деятельность в 2008 году  по плану составило 662,867 млрд. руб. или 12,1% от общих расходов, в 2009 г. – 768,109млрд. руб. или 12,9% от общих расходов, в 2010 г. – 922,631 млрд. руб. или 12,9% от общих расходов. Несмотря на одинаковое процентное соотношение к общим расходам в 2009 и 2010 годах, в абсолютном выражении наблюдается рост, который составляет 154 522,7 млн.руб.

     Динамика  расходов на национальную безопасность и правоохранительную деятельность характеризуется стабильным ростом расходов в абсолютном выражении  и незначительным изменением структуры  в части увеличения долей расходов на предупреждение и ликвидацию последствий  чрезвычайных ситуаций и стихийных  бедствий, ростом доли расходов на борьбу с незаконным оборотом наркотиков, прежде всего, за счет выделения бюджетных  ассигнований на уровне консолидированы  бюджетов субъектов РФ.

     Одной из основных задач государства является создание и поддержание благоприятного делового климата за счет эффективного регулирования, создания соответствующих  условий развития экономики, а также  защиты и поддержки отечественных  производителей.

     Наблюдается рост расходов на национальную экономику. Так в 2008 году по плану они составляли лишь 497 229,5 млн.руб. или 9,1 % от совокупных расходов. Наиболее интенсивный рост расходов на национальную экономику наблюдается 2009 году - 656 872 млн.руб. или

10,2 % от  совокупных расходов. В 2010 году – 730 276,9 или 10,2% от общих расходов. Увеличение расходов на национальную экономику объясняется увеличением объемов государственного антикризисного стимулирования.

     В 2010 г. по сравнению с 2008 и 2009 г. значительно выросли расходы на топливно-энергетический комплекс, развитие сельского хозяйства, транспорт, прикладные научные исследования в области экономики и на другие вопросы в области экономики.

     Финансовое  оздоровление предприятий жилищно-коммунального  хозяйства в определенной степени  зависит от финансовой поддержки  из федерального бюджета. В федеральном  бюджете интересы жилищно-коммунального  хозяйства субъектов Российской Федерации учитываются в рамках межбюджетных отношений в Федеральном  фонде компенсаций и в Федеральном  фонде софинансирования расходов, в том числе в рамках финансирования ФЦП «Жилище».

     Расходы федерального бюджета на жилищно-коммунальное хозяйство в 2008 г по плану составили 53,024 млрд. руб.(0,98% от общих расходов), в 2009 г. — 56,497  млрд. руб.(1,1% от общих расходов), а в 2010 г. 79,206 млрд. руб.(1,1 от общих расходов). Общее увеличение расходов на данную статью за период с 2008 по 2010 годы составило 26 182,5 млн. руб. или +49,4%.Расходы на данную отрасль надо увеличивать ещё интенсивней, т.к. в РФ существует множество проблем именно в жилищно-коммунальном хозяйстве.

     Конституция РФ гарантирует права граждан  на охрану их здоровья, поэтому задача государства - обеспечить для каждого  гражданина получать качественную медицинскую  помощь.

     Государство финансирует развитие здравоохранения  за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных  бюджетов, а также через систему  обязательного медицинского страхования (ОМС), созданную в России в 1991 году.

     Основные  расходы на здравоохранение приходятся на региональные бюджеты и внебюджетные фонды, включая ОМС, при этом доля последних ежегодно увеличивается.

     В 2006 году Президент РФ инициировал  реализацию приоритетного проекта  «Здоровье», предусматривающего дополнительное финансирование из федерального бюджета, что позволило увеличить долю его средств в общем объеме финансирования.

     В 2008 г. по данной статье было запланировано использовать 206,373 млрд. руб.(3,8% от общих расходов), в 2009 г. – 211,518 млрд. руб.(3,2% от общих расходов), в 2010 г. – 228,602 млрд. руб.(3,2% от общих расходов).

     Статья 43 Конституции РФ закрепляет право  каждого гражданина на образование  в государственных и муниципальных  учреждениях.

     Статья  «Образование» предусматривает  расходы на:

  • дошкольное образование;
  • общее образование;
  • начальное профессиональное образование;
  • среднее профессиональное образование;
  • профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации;
  • высшее и послевузовское профессиональное образование;
  • молодежная политика и оздоровление детей;
  • прикладные научные исследования в области образования;
  • другие вопросы в области образования.

     Образование финансируется из бюджетов всех уровней  бюджетной системы.

     Из  федерального бюджета в основном финансируются высшее профессиональное образование и научные исследования в образовательной сфере.

     В 2008 г. на образование было израсходовано 277,939млрд. руб., в 2009 г. – 307,516 млрд. руб., в 2010 г. – 310,501 млрд. руб. По сравнению с 2008 г. расходы в 2010 г. должны были увеличиться почти в 1,5 раза.

     Статья  расходов на культуру, кинематографию и СМИ включает расходы на:

  • культуру;
  • кинематографию;
  • телевидение и радиовещание;
  • периодическую печать и издательства;
  • прикладные научные исследования в области культуры, кинематографии, средств массовой информации;
  • другие вопросы в области культуры, кинематографии, средств массовой информации.

     Основные  расходы на культуру несут бюджеты  субъектов РФ.

Информация о работе Расходы федерального бюджета России