Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 17:42, курсовая работа
Цель работы – проанализировать динамику расходов федерального бюджета за период 2008-2010 годов и исследовать причины изменения его состава и структуры.
Исходя из поставленной цели в работе, ставятся следующие задачи:
рассмотреть понятие и классификацию расходов бюджета Российской Федерации;
определить состав и структуру расходов субъектов Российской Федерации;
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Экономическая сущность расходов федерального бюджета………5
1.1.Понятие и классификация расходов федерального бюджета……5
1.2 Формы расходов и этапы их санкционирования Федерального бюджета РФ……………………………………………………………..10
1.3. Факторы определяющие величину бюджетных расходов……….15
Глава 2. Анализ расходной части федерального бюджета РФ………………19
2.1.Анализ расходов федерального бюджета по плану за период с 2007 по 2009 годы……………………………………………………….……19
2.2.Анализ исполнения расходов за период с 2007 по 2009 годы…26
2.3.Пути повышения эффективности расходов федерального бюджета РФ……………………………………………………………..33
Заключение………………………………………………………………………37
Список использованной литературы…………………………………………40
При возникновении
чрезвычайных ситуаций, таких войны
или природные катаклизмы, роль государства
в регулировании экономики
Глава 2.
Анализ формирования и исполнения расходной
части федерального бюджета за период
2008-2010 годы
2.1
Анализ расходов федерального
бюджета по плану за период
2008-2010
По данным ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год» от 28.12.2009 г., ФЗ « О федеральном бюджете на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов» от 31.10.2008 г. и «Основных характеристиках федерального бюджета на 2008-2010годы» от24.07.2007 г. проведём анализ плановых показателей расходной части федерального бюджета.
Динамику
плановых показателей можно
Таблица 1
*Распределение
расходов федерального бюджета на 2008-2010
гг. по разделам функциональной классификации
расходов
2008 год по плану | 2009 год по плану | 2010 год по плану | |||||
Наименование | млн. рублей | в % к общему объему расходов | млн. рублей | в % к общему объему расходов | млн. рублей | в %к общему объему расходов | |
В с е г о | 5463 479,9 | 100,0 | 6 500 253,5 | 100,0 | 7 177 955,9 | 100,0 | |
Общегосударствен-
ные вопросы |
808 196,5 | 14,8 | 891 389,7 | 13,5 | 970 584,6 | 13,5 | |
Национальная оборона | 822 035,9 | 15,1 | 955 952,2 | 14,7 | 1 053 892,7 | 14,7 | |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность | 662 867,2 | 12,1 | 768 109,0 | 12,9 | 922 631,7 | 12,9 | |
Национальная экономика | 497 229,5 | 9,1 | 656 872,0 | 10,2 | 730 276,9 | 10,2 | |
Жилищно-коммунальное хозяйство | 53 024,4 | 0,98 | 56 497,3 | 1,1 | 79 206,9 | 1,1 | |
Охрана окружающей среды |
|
0,1 | 9 332,1 | 0,1 | 10 210,9 | 0,1 | |
Образование | 277 939,3 | 5,1 | 307 516,6 | 4,3 | 310 501,0 | 4,3 | |
Культура, кинематография и средства массовой информации | 67 804,7 | 1,2 | 77 973,0 | 0,9 | 66 782,5 | 0,9 | |
Здравоохранение и спорт | 206 373,5 | 3,8 | 211 518,3 | 3,2 | 228 602,5 | 3,2 | |
Социальная политика |
|
3,9 | 275 086,8 | 4,7 | 339 984,4 | 4,7 | |
Межбюджетные трансферты |
|
33,82 | 2242500,1 | 33,6 | 2408792,1 | 33,6 |
Итоги приведены без учета условно-утвержденных расходов
*По данным Министерства
Финансов
Если
рассматривать расходы
Межбюджетные трансферты занимают наибольший удельный вес в классификации расходов.
Межбюджетные трансферты - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.
Чтобы понять, почему эта статья занимает центральное место в расходной части бюджета, рассмотрим её структуру.
Статья «Межбюджетные трансферты» включает расходы на:
Расходы по статье «Межбюджетные трансферты» увеличились практически в 1,5 раза за период с 2008 по 2010 год, что наглядно представлено в таблице 1. Наибольший рост размера расходов бюджета в течение анализируемого периода отмечается в 2009 году: на 0,22 % меньше (от общих расходов), чем в 2008 г., но в абсолютном выражении увеличились на 398 153,7 млн.руб. Снижение в относительном выражении связано с увеличением общей суммы расходов.
Если
рассматривать расходы
Расходы по статье «Общегосударственные вопросы» являются одними из самых весомых. Так в 2008 году по плану они составляют 808 196,5 млн. руб., что составляет 14,8% от всех расходов федерального бюджета. В 2009 году по плану они составят 891 389,7 млн. руб. или 13,5% от всех расходов. Уменьшение процентной доли связано не с сокращением расходов на «общегосударственные вопросы», а с увеличением размера совокупных расходов. В 2010 году по плану составляют 13,5% от общих расходов, но в абсолютном выражении так же наблюдается увеличение- 970584,6 млн. руб.
Национальная
оборона является основным элементом
безопасности государства (наряду с
правоохранительной деятельностью
и предупреждением и
Бюджетные ассигнования на национальную оборону стабильно растут на протяжении последних лет. В 2008 г. по плану они составляли всего 822 млрд. руб.(15,1% от общих расходов), в 2009 г. – уже 891млрд. руб.(14,7% от общих расходов), а в 2010 г. –970млрд руб.(14,7% от общих расходов).
Значительный объем расходов государства на национальную безопасность страны в целом и на защиту отдельного гражданина в частности - вынужденная, но необходимая мера. Защита интересов страны и защита россиян - прямая обязанность государства.
Деньги по статье «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» идут на борьбу с преступностью и терроризмом, на предотвращение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, борьбу с незаконным оборотом наркотиков.
Расходы на национальную безопасность и правоохранительную деятельность в 2008 году по плану составило 662,867 млрд. руб. или 12,1% от общих расходов, в 2009 г. – 768,109млрд. руб. или 12,9% от общих расходов, в 2010 г. – 922,631 млрд. руб. или 12,9% от общих расходов. Несмотря на одинаковое процентное соотношение к общим расходам в 2009 и 2010 годах, в абсолютном выражении наблюдается рост, который составляет 154 522,7 млн.руб.
Динамика расходов на национальную безопасность и правоохранительную деятельность характеризуется стабильным ростом расходов в абсолютном выражении и незначительным изменением структуры в части увеличения долей расходов на предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, ростом доли расходов на борьбу с незаконным оборотом наркотиков, прежде всего, за счет выделения бюджетных ассигнований на уровне консолидированы бюджетов субъектов РФ.
Одной из основных задач государства является создание и поддержание благоприятного делового климата за счет эффективного регулирования, создания соответствующих условий развития экономики, а также защиты и поддержки отечественных производителей.
Наблюдается рост расходов на национальную экономику. Так в 2008 году по плану они составляли лишь 497 229,5 млн.руб. или 9,1 % от совокупных расходов. Наиболее интенсивный рост расходов на национальную экономику наблюдается 2009 году - 656 872 млн.руб. или
10,2 % от совокупных расходов. В 2010 году – 730 276,9 или 10,2% от общих расходов. Увеличение расходов на национальную экономику объясняется увеличением объемов государственного антикризисного стимулирования.
В 2010 г. по сравнению с 2008 и 2009 г. значительно выросли расходы на топливно-энергетический комплекс, развитие сельского хозяйства, транспорт, прикладные научные исследования в области экономики и на другие вопросы в области экономики.
Финансовое
оздоровление предприятий жилищно-
Расходы федерального бюджета на жилищно-коммунальное хозяйство в 2008 г по плану составили 53,024 млрд. руб.(0,98% от общих расходов), в 2009 г. — 56,497 млрд. руб.(1,1% от общих расходов), а в 2010 г. 79,206 млрд. руб.(1,1 от общих расходов). Общее увеличение расходов на данную статью за период с 2008 по 2010 годы составило 26 182,5 млн. руб. или +49,4%.Расходы на данную отрасль надо увеличивать ещё интенсивней, т.к. в РФ существует множество проблем именно в жилищно-коммунальном хозяйстве.
Конституция РФ гарантирует права граждан на охрану их здоровья, поэтому задача государства - обеспечить для каждого гражданина получать качественную медицинскую помощь.
Государство финансирует развитие здравоохранения за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, а также через систему обязательного медицинского страхования (ОМС), созданную в России в 1991 году.
Основные расходы на здравоохранение приходятся на региональные бюджеты и внебюджетные фонды, включая ОМС, при этом доля последних ежегодно увеличивается.
В 2006 году Президент РФ инициировал реализацию приоритетного проекта «Здоровье», предусматривающего дополнительное финансирование из федерального бюджета, что позволило увеличить долю его средств в общем объеме финансирования.
В 2008 г. по данной статье было запланировано использовать 206,373 млрд. руб.(3,8% от общих расходов), в 2009 г. – 211,518 млрд. руб.(3,2% от общих расходов), в 2010 г. – 228,602 млрд. руб.(3,2% от общих расходов).
Статья
43 Конституции РФ закрепляет право
каждого гражданина на образование
в государственных и
Статья «Образование» предусматривает расходы на:
Образование финансируется из бюджетов всех уровней бюджетной системы.
Из
федерального бюджета в основном
финансируются высшее профессиональное
образование и научные
В 2008 г. на образование было израсходовано 277,939млрд. руб., в 2009 г. – 307,516 млрд. руб., в 2010 г. – 310,501 млрд. руб. По сравнению с 2008 г. расходы в 2010 г. должны были увеличиться почти в 1,5 раза.
Статья расходов на культуру, кинематографию и СМИ включает расходы на:
Основные расходы на культуру несут бюджеты субъектов РФ.