Прямое налогообложение в бюджетной системе Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 10:20, курсовая работа

Описание работы

Для нашей страны налогообложение играет большую роль в укреплении экономической потенциала России. Налогам отводится важное место среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. Вопросы, касающиеся роли прямого налогообложения в формировании доходов бюджетной системы, являются актуальными для нашего государства.

Содержание

Введение
Глава 1. Прямое налогообложение в бюджетной системе Российской Федерации
1.1 Доходы бюджета Российской Федерации
1.2 Понятие прямого налогообложения
Глава 2. Анализ динамики прямых налогов в бюджете Российской Федерации
2.1 Налоговые поступления в 2008-2009 гг.
2.2 Налоговые поступления в 2009-2010 гг.
2.3 Налоговые поступления в январе - августе 2010-2011 гг.
Глава 3. Проблемы и пути совершенствования налоговой системы российской Федерации
3.1 Проблемы налоговой системы Российской Федерации
3.2 Совершенствование формирования налоговых доходов бюджета
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Финансы.docx

— 182.27 Кб (Скачать)

Недоимка по налоговым  платежам на 1 сентября 2011г. составила 293,6 млрд.рублей (42,2% от общей задолженности). По сравнению с 1 января 2011г. она сократилась на 6,6%, в том числе по акцизам в целом - на 41,1%, налогу на прибыль организаций - на 39,0%. Увеличилась недоимка по налогу на добычу полезных ископаемых на 28,7%, налогу на добавленную стоимость - на 3,1%.

Урегулированная задолженность на 1 сентября 2011г. составила 396,8 млрд.рублей (57,0% от общей задолженности). По сравнению с 1 января 2011г. она увеличилась на 5,1%. Основная часть урегулированной задолженности приходится на задолженность, приостановленную к взысканию в связи с введением процедур банкротства - 208,4 млрд.рублей (52,5%) и задолженность, взыскиваемую судебными приставами - 120,7 млрд.рублей (30,4%).

Таблица 16

Структура задолженности  по единому социальному налогу1) 
на 1 сентября 2011 года

 

Задолженность

Из нее

млрд. 
рублей

в % к 
итогу

недоимка

урегулированная  
задолженность

млрд. 
рублей

в % к 
итогу

млрд. 
рублей

в % к 
итогу

Всего

55,6

100

19,5

100

35,3

100

в том числе: 
единый социальный налог,  
зачисляемый в федеральный бюджет

45,2

81,3

15,1

77,4

29,5

83,4

Фонд социального страхования  
Российской Федерации

2,2

4,0

1,3

6,7

0,9

2,6

Федеральный фонд обязательного  
медицинского страхования

2,0

3,6

0,9

4,4

1,1

3,2

территориальные фонды обязательного  
медицинского страхования

6,2

11,1

2,2

11,5

3,8

10,8

1) Без учета задолженности  по уплате пеней и налоговых  санкций.


Задолженность по единому  социальному налогу на 1 сентября 2011г. по сравнению с 1 января 2011г. сократилась  на 16,0%. Задолженность по уплате пеней  и налоговых санкций на 1 сентября 2011г. сократилась по сравнению с 1 января 2011г. на 12,4% и составила 30,2 млрд.рублей.

Таблица 17

 

Структура задолженности  по платежам в государственные внебюджетные фонды1) 
на 1 сентября 2011 года

 

Задолженность

Из нее

млрд. 
рублей

в % к 
итогу

недоимка

урегулированная  
задолженность

млрд. 
рублей

в % к 
итогу

млрд. 
рублей

в % к 
итогу

Всего

14,3

100

2,9

100

11,3

100

в том числе: 
Пенсионный фонд Российской Федерации

12,3

85,6

2,4

84,8

9,7

85,8

Фонд социального страхования  
Российской Федерации

0,8

5,7

0,2

6,5

0,6

5,4

Федеральный фонд обязательного  
медицинского страхования

0,1

0,4

0,0

0,5

0,0

0,4

территориальные фонды обязательного  
медицинского страхования

1,2

8,3

0,2

8,2

0,9

8,4

1) Без учета задолженности  по уплате пеней и налоговых  санкций.


Задолженность по платежам в государственные внебюджетные фонды на 1 сентября 2011г. по сравнению  с 1 января 2011г. сократилась на 22,5%. Задолженность  по уплате пеней и налоговых санкций  на 1 сентября 2011г. сократилась по сравнению с 1 января 2011г. на 26,0% и составила 42,0 млрд.рублей.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Проблемы и пути совершенствования налоговой  системы российской Федерации 

3.1 Проблемы налоговой  системы Российской Федерации

Действующая в России уже  пятнадцать лет налоговая система  вызывает множество нареканий со стороны предпринимателей, экономистов, депутатов, государственных чиновников, журналистов и рядовых налогоплательщиков. Многим не нравится, что налоги слишком  высокие. Одни по наивности думали, что в условиях рынка государство  устанавливает низкие налоги, что-то вроде десятины в античном мире. Другие полагали, что свобода предпринимательства  распространяется и на налоги: хочу плачу, хочу - скрываю. Но при этом все  дружно возмущаются и обвиняют Правительство, когда задерживается выплата  заработной платы работникам бюджетных  учреждений, пенсий, не во время оплачивается государственный заказ. Далее предметами для критики выступают: излишне  фискальный характер налоговой системы; отсутствие должного стимулирования отечественных  производителей; чрезмерное налогообложение  прибыли (дохода); низкое налогообложение  имущества; высокое налогообложение  физических лиц при небольшой  по сравнению с западными странами оплате труда; низкое налогообложение  физических лиц, поскольку в других странах оно выше; введение налога на добавленную стоимость, о котором  ранее и не слышали; слишком жесткие  финансовые санкции к уклоняющимся от уплаты налога; недостаточность  принимаемых мер по пресечению недоимок в бюджет; частые изменения отдельных  налогов; низкое налогообложение природных  ресурсов.

Обобщить и свести воедино  все эти точки зрения невозможно, хотя во многих критических высказываниях  и предложениях содержится рациональное зерно. Налоговая система, конечно, нуждается в совершенствовании. Но не на базе случайных идей, порой  подхваченных, точнее выхваченных из комплекса, в западных странах, а порой просто дилетантских. России остро не хватает собственной научной школы или нескольких школ в области налогообложения, способных не только усовершенствовать действующую налоговую систему, но предвидеть, спрогнозировать все экономические и социальные последствия от проведения в жизнь того или иного комплекса мероприятий,

Оценивая прошедшие годы, следует помнить, что налоговая  система России возникла и с первых же дней своего существования развивается  в условиях экономического кризиса. В тяжелейшей ситуации она сдерживает нарастание бюджетного дефицита, обеспечивает функционирование всего хозяйственного аппарата страны, позволяет, хотя и  не без перебоев, финансировать неотложные государственные потребности, в  основном отвечает текущим задачам  перехода к рыночной экономике. К  созданию налоговой системы РФ был  широко привлечен опыт развития зарубежных стран. Естественное и вполне объяснимое желание большинства населения  уменьшить налоги вступает в противоречие с неотложными нуждами финансирования хозяйства, решения социальных вопросов, развития фундаментальной науки, обеспечения  обороноспособности государства. С  другой стороны, помимо насущных потребностей в расходах величина налогов должна определяться условиями расширения налоговой базы, которая может  расти только тогда, когда учитываются  интересы товаропроизводителей. В 70-80-е  гг. все страны признали учение А. Лэффера  о соотношении налоговых ставок и доходов. Однако нельзя и снижать  налоги сверх меры. Вспомним, что  они играют не только стимулирующую, но и ограничивающую роль. Чрезмерно  низкие налоги могут привести к резкому  взлету предпринимательской активности, что также может вызвать ряд  негативных последствий.

Налоговая система не сможет быть застывшей. Она реформируется  сейчас и должна реформироваться  дальше. Она, следуя общему ходу всей экономической реформы, является её неотъемлемым звеном. Сегодняшняя стабилизация экономики пока проявляется лишь как тенденция в условиях продолжающегося спада производства и инфляции. Реформирующаяся налоговая система призвана противостоять экономическому и финансовому кризису.

В новой налоговой системе, исходя из Федерального устройства РФ в отличие от предыдущих лет, более  четко разграничены права и ответственность  соответствующих уровней управления - Федерального и территориального - в вопросах налогообложения. Введение местных налогов и сборов, предусмотрено  законодательством, как дополнение перечня действующих Федеральных  налогов, позволило более полно  учесть разнообразные местные потребности  и виды доходов для местных  бюджетов. И все же новое налоговое  законодательство не в полной мере адаптировано к новым условиям. Его  основные недостатки: излишняя уплотненность, запутанность, наличие большого количества льгот для различных категорий  плательщиков, не стимулирующих рост эффективности производства, ускорение  научно-технического прогресса, внедрение  перспективных технологий или увеличение выпуска товаров народного потребления. Действующее законодательство фактически закрыто по отношению к мировому, не стимулирует привлечение в  народное хозяйство иностранных  инвестиций.

Мировой опыт свидетельствует, что налоговое законодательство - не застывшая схема, оно постоянно  изменяется, приспосабливается к  воспроизводственным процессам, рынку. Налоговая система России будет  претерпевать постоянное обновление правовых и законодательных актов. В первую очередь изменения направлены на активизацию предпринимательства, стимулировать индивидуальных плательщиков в целях повышения их заинтересованности в зарабатывании собственных  средств и во внесение их в собственное  дело. Налоги будут более взаимосвязаны и будут представлять собой систему с механизмом защиты доходов. Более четкое разграничение получат налоги различного уровня с учетом национальных и территориальных особенностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Совершенствование  формирования налоговых доходов  бюджета

Государственный бюджет является важным инструментом воздействия на развитие экономики и социальной сферы. С его помощью на основе бюджетного механизма государство, обеспечивая перераспределение  национального дохода, изменяет структуру  общественного производства, влияет на результаты хозяйствования, осуществляет социальные преобразования. При этом государство применяет различные  формы прямого и косвенного воздействия  на экономику - субсидирование организаций  и предприятий, государственные  инвестиции, бюджетное финансирование отраслей, определяющих научно-технический  прогресс, добиваясь в конечном итоге  изменения народнохозяйственных пропорций.

Использование бюджетного механизма  для регулирования экономики  осуществляется посредством маневрирования поступающими в распоряжение государства  денежными средствами. Оно позволяет  целенаправленно влиять на темпы  и пропорции развития общественного  производства.

На современном этапе  хозяйствования, когда требуется  повысить роль государства в регулировании  экономических процессов, особенно важно сосредоточить вложения бюджетных  средств в проекты, определяющие стратегическое направление развития экономики, создание необходимой производственной инфраструктуры. Через налоговую  политику, бюджетное финансирование представляется возможным влиять на различные стороны хозяйствования, способствуя ускорению обновления производственных фондов, быстрейшему  внедрению в производство научно-технического прогресса. Совершенствование механизма  бюджетного финансирования науки, государственной  системы подготовки и переподготовки кадров для народного хозяйства, использование льготного налогового режима в части обложения прибыли  от реализации новых видов продукции  и других подобных бюджетных мер позволяют стимулировать научные открытия и новые технические достижения, сокращать сроки их внедрения в производство.

Важную роль играет государственный  бюджет в решении социальных проблем  на основе улучшения механизма финансирования учреждений социальной сферы - просвещения, здравоохранения, социального обеспечения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Доходы бюджета отражают экономические отношения, возникающие  у государства с предприятиями, организациями и гражданами в  процессе формирования бюджетного фонда. Расходы бюджета представляют экономические  отношения, которые возникают между  государством, с одной стороны, и  предприятиями, организациями и  гражданами, с другой, в процессе распределения и использования  по различным направлениям средств  бюджетного фонда.

Доходы бюджета необходимо рассматривать, прежде всего, как фактор, влияющий на совокупное потребление  через воздействие на уровень  доходности социальных групп и видов  деятельности. Кроме того, взимание бюджетных доходов позволяет  оказывать определенное воздействие  на выбор направлений использования  накоплений, образующихся в ходе хозяйственной  деятельности, регулировать спрос и  структуру конечного потребления. Доходы бюджета способны воздействовать на хозяйственную активность, на объем  выпускаемой продукции и техническое  освоение производства, на равновесие цен и состояние их эластичности, на отраслевое и территориальное  размещение инвестиций. В результате они обеспечивают возможность смягчения  циклических колебаний в экономическом  развитии, регулирования стоимостных  макроэкономических пропорций, корректировки  темпов социально-экономического развития.

Информация о работе Прямое налогообложение в бюджетной системе Российской Федерации