Прямое налогообложение в бюджетной системе Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 10:20, курсовая работа

Описание работы

Для нашей страны налогообложение играет большую роль в укреплении экономической потенциала России. Налогам отводится важное место среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. Вопросы, касающиеся роли прямого налогообложения в формировании доходов бюджетной системы, являются актуальными для нашего государства.

Содержание

Введение
Глава 1. Прямое налогообложение в бюджетной системе Российской Федерации
1.1 Доходы бюджета Российской Федерации
1.2 Понятие прямого налогообложения
Глава 2. Анализ динамики прямых налогов в бюджете Российской Федерации
2.1 Налоговые поступления в 2008-2009 гг.
2.2 Налоговые поступления в 2009-2010 гг.
2.3 Налоговые поступления в январе - августе 2010-2011 гг.
Глава 3. Проблемы и пути совершенствования налоговой системы российской Федерации
3.1 Проблемы налоговой системы Российской Федерации
3.2 Совершенствование формирования налоговых доходов бюджета
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Финансы.docx

— 182.27 Кб (Скачать)

 

Содержание

Введение

Глава 1. Прямое налогообложение  в бюджетной системе Российской Федерации

1.1 Доходы бюджета Российской  Федерации

1.2 Понятие прямого налогообложения

Глава 2. Анализ динамики прямых налогов в бюджете Российской Федерации

2.1 Налоговые поступления  в 2008-2009 гг.

2.2 Налоговые поступления  в 2009-2010 гг.

2.3 Налоговые поступления в январе - августе 2010-2011 гг.

Глава 3. Проблемы и пути совершенствования  налоговой системы российской Федерации

3.1 Проблемы налоговой  системы Российской Федерации

3.2 Совершенствование формирования  налоговых доходов бюджета

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

Введение

В формировании доходов федерального бюджета в основном участвуют  налоги, то есть они, и являются главной  статьей бюджетных доходов. Развитие экономики напрямую зависит от качества ее налоговой системы, от ее возможности обеспечить экономический рост и финансовую стабильность.  В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов.  Налоговые доходы бюджетной системы занимают ведущее место и являются важнейшей формой аккумуляции доходов. Итак, налоги в нашей жизни определяют многое, от того, сколько их будет собрано, зависит благополучие страны, региона, конкретного города. В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Из выше сказанного следует, что минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, и т.п., чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов. Для нашей страны налогообложение играет большую роль в укреплении экономической потенциала России. Налогам отводится важное место среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. Вопросы, касающиеся роли прямого налогообложения в формировании доходов бюджетной системы, являются актуальными для нашего государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Прямое налогообложение  в бюджетной системе Российской Федерации 

1.1 Доходы бюджета  Российской Федерации

Государственный бюджет страны, представляя собой основной финансовый план образования и использования  общегосударственного фонда денежных ресурсов, состоит из доходной и  расходной частей. В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (ст.6) доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с действующим законодательством в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Формирование доходной части бюджета с переходом на рыночные отношения имеет в основном налоговый характер. Классификация бюджетных доходов представляет собой группировку доходов бюджетов применительно к любому уровню бюджетной системы по источникам их формирования, закрепленным законодательными актами за каждым бюджетом и способам получения доходов. Группы доходов бюджетов формируются по статьям доходов, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам получения на любом уровне бюджетной системы по определенным признакам. В качестве признаков, характеризующих доходы бюджетов, можно выбрать следующие:

иерархию уровня власти или  уровень управления;

источники получения доходов;

способы получения доходов;

время поступления доходов;

территориальность доходов.

По иерархии уровня власти или уровню управления доходы бюджетов подразделяются на федеральные, региональные (субъектов РФ) и местные (муниципальные). В основу классификации положен  признак разделения уровня власти, отвечающий за формирование и исполнение бюджета в соответствии с бюджетным  законодательством. Законодательство РФ о налогах и сборах состоит  из Налогового Кодекса РФ (НК) и принятых в соответствии с ним федеральных  законов о налогах и сборах. НК устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в РФ, в том числе:

1) виды налогов и сборов, взимаемых в РФ;

2) основания возникновения  (изменения, прекращения) и порядок  исполнения обязанностей по уплате  налогов и сборов;

3) принципы установления, введения в действие и прекращения  действия ранее введенных налогов  и сборов субъектов РФ и  местных налогов и сборов;

4) права и обязанности  налогоплательщиков, налоговых органов  и других участников отношений,  регулируемых законодательством  о налогах и сборах;

5) формы и методы налогового  контроля;

6) ответственность за  совершение налоговых правонарушений;

7) порядок обжалования  актов налоговых органов и  действий (бездействия) их должностных  лиц.

Законодательство субъектов  РФ о налогах и сборах состоит  из законов о налогах субъектов  РФ, принятых в соответствии с НК. Нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах принимаются представительными органами муниципальных образований в соответствии с НК. Указанные законы и другие нормативные правовые акты именуются в тексте НК РФ как "законодательство о налогах и сборах".Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Понятие прямого  налогообложения

Прямые налоги устанавливаются  непосредственно на доход или  имущество налогоплательщика. В  связи с этим при прямом налогообложении  денежные отношения возникают непосредственно  между налогоплательщиком и государством. Примером прямого налогообложения  в российской налоговой системе  могут служить такие налоги, как  земельный налог, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль  предприятий и организаций, налог  на имущество физических лиц. В данном случае основанием для обложения  служат владение и пользование доходами и имуществом.

Все существенные моменты, входящие в определение налога, наиболее ясно выступают в прямых налогах. Лоренц Штейн отождествляет прямые налоги с налогами на капитал или на производство. Но подобное отождествление возможно лишь либо при сужении понятия прямых налогов, либо при крайнем расширении понятия капитала, что Штейн и делает, говоря о личных капиталах и относя к таковым способности, знания и даже физические силы человека. 
Прямые налоги объединяют  собой налоги на доходы частных хозяйств и налоги на источники, из которых эти доходы получаются. В тех случаях, когда доходы, получаемые частными хозяйствами, очевидны и поддаются точному измерению, как, напр., жалованья чиновникам, проценты по ценным бумагам и т. п. - налоги могут быть взимаемы с этих действительных, называемых Штейном также хозяйственными, доходов. Но такие случаи сравнительно редки, а большинство налогов соразмеряется с вероятными, так называемыми финансовыми, доходами частных хозяйств. Все эти прямые налоги, при которых масштабом обложения служат истинные или предполагаемые доходы, составляют группу налогов подоходных, в узком значении этого слова, тогда как в широком смысле все налоги подоходные. 
Часто же стараются обойти затруднения, встречающиеся при определении облагаемых доходов, тем, что устанавливают налоги не на доходы. Так получаются 2 категории прямых налогов: 1) налоги на доходы, 2) налоги на источники доходов. 
Прямые налоги распадаются также на налоги личные и налоги вещные или имущественные. 
Каждый из этих видов налогов, в свою очередь, распадается на несколько отдельных налогов, именно личные налоги могут простираться на способность человека к физическому труду, на его специальные познания, т. е. способность к труду профессиональному и т. д., - имущественные налоги могут простираться: 1) на недвижимые имущества, т. е. на земли и дома, 2) на движимые имущества. 
При устройстве прямых налогов самым существенным моментом является оценка объектов обложения. Эта операция называется податным кадастром, который всегда должен предшествовать распределению и взиманию прямых налогов. 
Для оценки объектов прямых налогов можно прибегать к трем различным приемам: 1) к самопоказаниям плательщиков, 2) к оценке по определенным признакам, 3) к оценке в каждом отдельном случае административными органами или смешанными комиссиями из членов от правительства и от самих плательщиков. 
Ни один из перечисленных способов не гарантирует абсолютной точности и равномерности обложения; но наиболее обеспечивает таковую оценка в смешанных комиссиях. 
При самопоказаниях неизбежны обманы и сообщения неверных данных, так что более добросовестные плательщики будут обложены тяжелее, чем менее честные. Вследствие этого, система самопоказаний вредно отзывается на народной нравственности. 
Всякая оценка имуществ и доходов по каким-либо внешним признакам может быть верна только приблизительно, так как в каждом отдельном случае обложения на тяжесть последнего влияет целый ряд индивидуальных обстоятельств места и времени. В обложении же по известным признакам нельзя принимать во внимание всех этих особенностей. К тому же принятие тех или иных признаков за масштаб обложения - дело вполне произвольное. 
При оценке облагаемых объектов в каждом отдельном случае административными органами, эти последние, по малому знакомству с местными условиями, часто не будут в состоянии прийти к верным заключениям. 
Очень полезным оказывается здесь участие оценщиков из среды местных жителей - плательщиков распределяемых налогов. Конечно, члены от плательщиков часто при своих показаниях руководствуются не столько стремлением к истине, сколько личными симпатиями. Но поправкой этому служат члены от правительства и оценочные податные комиссии высших инстанций. 
По способу взимания различаются раскладочные и окладные прямые налоги. 
 
Первые назначаются в определенной сумме с целой группы плательщиков, а эти последние распределяют их между собой. Иногда для всего государства назначается сумма, какая должна быть собрана налогом, затем эта сумма распределяется между отдельными провинциями или губерниями, потом между более мелкими административными делениями и, наконец, между отдельными  плательщиками. 
Раскладочный способ взимания налогов часто бывает соединен с круговой ответственностью плательщиков за их поступление. 
Этот способ взимания налогов обеспечивает казне верный доход, но он нарушает определенность обложения по отношению к отдельным плательщикам. 
В настоящее время раскладочный способ взимания прямых налогов преобладает во Франции. 
Окладные или долевые налоги взимаются с каждого плательщика в отдельности. 
Окладной способ взимания налогов требует более сложной организации, но зато он дает возможность достигнуть большей равномерности в обложении. 
Взимание прямых налогов может производиться либо правительственными органами, либо органами местного самоуправления, либо, наконец, чрез отдачу их сбора на откуп. 
В настоящее время откупная система взимания прямых налогов не применяется ни в одном цивилизованном государстве, в старину же она была известна, хотя при взимании прямых налогов она не была так распространена, как при косвенных. 
В последнее время во многих государствах местные органы получили большое значение при взимании прямых налогов, особенно при взимании налогов с источников доходов. Эти налоги во многих государствах служат главным источником доходов местных общественных союзов, так что, если и государство прибегает к тем же налогам, то в видах экономии издержек взимания налогов и удобства плательщиков, является вполне рациональным, чтобы они взимались либо одним государством, либо одними местными союзами. А так как последние могут лучше сообразоваться с местными условиями, имеющими огромное значение при организации прямых налогов, то и представляется наиболее целесообразным поручить распределение и взимание этих налогов местному самоуправлению. При этом местные союзы получают иногда вознаграждение за сбор государственных налогов напр., такое вознаграждение получали в Пруссии общины за сбор государственных подомового и промыслового налогов. Взимание прямых налогов обыкновенно сопровождается принудительными мерами взыскания по отношению к неисправным плательщикам. Прямым налогом обыкновенно называют такой, который непосредственно уплачивается тем лицом, которое государство имеет в виду обложить. В противоположность косвенным налогам (см.) плательщик прямого налога, по предположению финансового закона, несет на себе податное бремя, связанное с уплатой налога, и не перелагает его на других лиц. При взимании прямых налогов государство становится лицом к лицу к действительным плательщикам налога, тогда как налоги косвенные (например, акцизы) уплачиваются посредниками (производителями обложенных товаров), которые затем возмещают их с других лиц (с потребителей). Это разделение налогов на две группы, по внешнему признаку, взимаются ли непосредственно или посредственно (прямо или косвенно) по отношению к действительному плательщику, встречается еще у писателей XVI и XVII столетий и удержалось до настоящего времени не только в житейском языке, но и в финансовой практике большинства государств. Между тем, при ближайшем анализе нельзя не видеть, что приведенная классификация имеет серьезные недостатки. Она не всегда может служить основанием для разграничения обеих групп налогов. Например, таможенные пошлины, уплачиваемые купцом, получающим товар из-за границы, с точки зрения приведенного деления, должны быть отнесены к косвенным налогам, но если эти пошлины уплачивает потребитель, выписывающий из-за границы предметы для своих надобностей, то их придется признать уже налогом П. Указанная классификация не затрагивает самой природы тех или других налогов, о которых нельзя судить только по моменту их взимания с плательщика. В действительности, свойство переложения налога с одного лица на другое имеет место и в тех видах обложения, которые по той же классификации относятся к налогам П., например, налог подомовый может быть перелагаем и действительно перелагается на квартиронанимателей. Ввиду неопределенности основания, на котором построена была первоначально приведенная классификация налогов, значение ее неоднократно подвергалось изменениям, и различные писатели, удерживая названия налогов прямых и косвенных, давали им новые определения, на основании других признаков. Так, среди физиократов Тюрго и Дюпон-де-Немур относили к П. налогам только поземельный и личный налоги, а все прочие называли косвенными; другие писатели той же школы, в связи с учением, что только земля дает чистый доход, считали прямым налогом только один налог поземельный. В конце прошлого столетия и в начале нынешнего, в финансовой практике, появляется еще одно деление налогов на прямые и косвенные, которое должно быть признано гораздо более правильным. Согласно этому делению, к прямым налогам относятся те, которые взимаются по непосредственной оценке налогоспособности плательщика, на основании ближайшего исследования податного объекта (составление кадастра); к косвенным — те, которые взимаются, без отношения к личности плательщика, с предметов потребления или известных действий. Таким образом, одни налоги основаны на специальной оценке — кадастре, а другие взимаются по тарифу; первые могут быть названы также оценочными, а вторые — налогами на потребление. В инструкции французского учредительного собрания от 8 января 1799 г. мы встречаем уже довольно точное определение П. налогов в указанном смысле. Здесь к П. налогам относится "всякий налог поземельный или личный, т. е. падающий непосредственно на земельную собственность или на лицо, который взимается на основании кадастра или оценочных списков и поступает непосредственно от облагаемого плательщика к сборщику, уполномоченному на получение налога". Определение прямых налогов как оценочных и взимаемых по кадастрам является общераспространенным во французской финансовой литературе и практике. Из Франции это определение перешло и в другие страны, и в практике удержалось до сих пор более или менее повсюду. Что касается научных классификаций, то указанное разделение налогов нашло себе защиту и среди ученых исследователей не только французских, но и среди немецких финансистов (например, Нейман и Мургард); другие ученые, удерживая то же деление, дают ему нередко другое обоснование: например, одни считают прямые налоги — налогами на производство, косвенные — налогами на потребление (Рау), другие имеют в виду в первом случае обложение дохода или имущества в непосредственном его проявлении (Конрад, Косса), третьи видят в прямых налогах обложение постоянной средней платежной способности (Шеффле). Все эти определения, по существу, немногим различаются между собой, но в ясности и практическом значении они уступают более распространенному и упрочившемуся определению прямых налогов в смысле оценочных и взимаемых на основании предварительной оценки или кадастра. В тесной связи с классификацией налогов находится вопрос о свойствах и сравнительных достоинствах прямого и косвенного обложения. Уже из приведенных определений прямых налогов легко вывести некоторые их свойства, которые выгодно отличают их от налогов косвенных. Так, во-первых, основываясь на более или менее точной предварительной оценке или кадастре, прямые налоги соразмеряются, обыкновенно, с платеже не способностью подданных и поэтому, в большей мере, нежели косвенные, удовлетворяют требованиям равномерности и справедливости обложения; косвенные же налоги, падая большей частью на предметы первой необходимости, потребление которых не различается в зависимости от платежных сил отдельных классов населения, взимаются не только не в соответствии с налогоспособностью плательщиков, но нередко обратно пропорционально их средствам. Во-вторых, как вытекает из указанных определений, П. налоги имеют ближайшее отношение к определенному доходу или имуществу плательщика, оцениваемому тем или другим способом, и практическое применение этого вида обложения не требует вмешательства государственной власти в промышленную деятельность, которое неизбежно сопровождает все косвенные налоги. Последние требуют установления контроля за производством, которое сосредоточивается поэтому нередко искусственно, в крупных предприятиях, подробно регламентируется во всех частностях, подчиняется, в интересах фискальных, особым техническим условиям и, в результате, задерживается нередко в нормальном своем развитии. Дальнейшее достоинство прямых налогов, по сравнению с косвенными, заключаются в том, что они обеспечивают государству более устойчивый и определенный доход, ибо взимаются с имущества или дохода плательщиков, имеющего постоянную тенденцию к возрастанию (за исключением, конечно, чрезвычайных бедствий, вроде войн, неурожаев и т. п.), тогда как потребление, составляющее объект косвенного обложения, не отличается постоянством и может подвергаться, в зависимости от разнообразных причин, значительным колебаниям. Независимо от устойчивости поступлений, чистый доход государства от прямых налогов, при прочих равных условиях, больше, нежели от косвенных, ибо расходы взимания их, приурочиваемые к производству оценки на более или менее продолжительное время, менее значительны. Наконец, немаловажное значение имеет, в социальном отношении, то обстоятельство, что в прямых налогах правительство предъявляет свои требования непосредственно плательщику, который ясно представляет себе свою податную обязанность и привыкает поэтому сознательно относиться к участию граждан в общих расходах государства и приобретает интересы к вопросам, касающимся финансового хозяйства отечества. Таким образом, на стороне прямого обложения, по сравнению с косвенным, имеются несомненные преимущества финансового, экономического и социального свойства и, казалось бы, что прямые налоги должны преобладать в податных системах современных государств. В действительности, однако, этого нет, что объясняется двумя обстоятельствами. Во-первых, П. налоги, при всех своих достоинствах, представляют, с фискальной точки зрения, то неудобство, что, будучи приурочены к имуществу или доходу плательщиков, они, за исключением более достаточных классов, не могут служить для обложения в достаточной мере массы населения, принадлежащей к бедному классу: для последней цели оказываются более удобовзимаемыми косвенные налоги на предметы первой необходимости. Во-вторых, податные системы, вообще, развивались повсюду под влиянием борьбы экономических интересов отдельных классов населения, причем перевес в этой борьбе в большинстве государств принадлежит до сих пор тому классу населения, который экономически является более сильным. Наиболее ранние формы П. обложения — это поземельные сборы с владельцев имуществ, которые в эпоху господства натурального хозяйства заключались преимущественно в землях, и поголовные подати с классов населения неимущих, т. е. с крестьян и третьего сословия. Значительно позднее, с водворением денежного хозяйства и городской жизни, с развитием, наряду с земледелием, новых важных отраслей производства — промышленности в узком смысле (ремесленной и мануфактурной) и торговли, появились новые П. налоги, направленные к обложению доходов от промыслов, постепенно развившихся и сделавшихся выгодным источником получения финансовых средств. Вместе с тем, с увеличением ценности недвижимых имуществ в городах, которые стали приносить доход, по мере возрастания городского населения, появилась возможность и этот доход подвергнуть обложению наряду с земельным имуществом. Дальнейшая эволюция хозяйственного строя, переход от денежного хозяйства к кредитному и появление процентных бумаг, дающих постоянный доход на капитал, вызвали к жизни новый налог, имеющий целью обложить доход на денежный капитал. Таким образом, в тесной связи с видоизменением общих условий народного хозяйства постепенно возникли важнейшие П. налоги, существующие теперь повсюду: поземельный, подомовый, промысловый и рентный. Общая их особенность та, что они падают на отдельные источники дохода и поэтому носят название реальных или объективных. В противоположность этим налогам, личные налоги имеют в виду обложение всей совокупности доходов плательщика, без отношения к источнику их происхождения. Первоначальная форма последней группы налогов — поголовная подать, взимавшаяся в одинаковом размере со всех подданных, за исключением привилегированных классов, несмотря на финансовые свои удобства, слишком противоречила требованию равномерности обложения. Более совершенным личным налогом явился налог классный, определявшийся в различном размере для отдельных классов населения, но при этом распределение на классы основывалось на слишком общих признаках и вызывало необходимость в дальнейшем усовершенствовании личного обложения на началах ближайшего определения общего дохода каждого плательщика; эта реформа привела к созданию обще-подоходного налога. Последний, впрочем, не везде существует наряду с реальными налогами: в некоторых странах (например, в России) первоначальные формы личных налогов отпали с течением времени, не заменившись новыми формами обложения, а в других странах они постепенно видоизменялись в указанном порядке (в Пруссии); наконец, можно указать примеры государств, где подоходный налог носит следы происхождения смешанного: из реальных налогов и классных (в Англии и Италии: в этих странах не существует отдельно промыслового налога, который поглощен обще-подоходным). Правильное взаимное отношение указанных налогов в общей системе прямого обложения, по установившемуся в финансовой науке мнению, заключается в том, что подоходный налог является дополнением к специальным налогам и имеет целью обложить некоторые части дохода плательщика, которые не затрагиваются другими налогами, и, кроме того, привести к большей равномерности и справедливости обложения. Существенное его отличие от реальных налогов заключается в способе определения объекта обложения; в отношении первых принимаются во внимание внешние признаки доходности имущества или промысла; причем по мере усовершенствования оценки или кадастра число этих признаков увеличивается, но при этом облагается лишь предполагаемый доход плательщика, тогда как подоходный налог имеет в виду обложение действительного дохода, на основании (подлежащего проверке и контролю) непосредственного заявления или декларации плательщика. Поэтому подоходный налог считается совершеннейшей формой прямого обложения, но и к нему новейшая практика вносит поправку: так как прочность и устойчивость дохода зависит от его источника, и недвижимое имущество дает более обеспеченный доход (фундированный), нежели личный заработок, то к подоходному налогу присоединяют еще умеренный налог поимущественный (например, в Пруссии), взимаемый со всего имущества плательщика. Этот последний налог уже по основанию своему, очевидно, отличается от всех перечисленных П. налогов, которыми облагаются различные виды приобретения: он является налогом на владение. В этом отношении с ним имеют сходство так называемые налоги на роскошь, которые иногда относятся к налогам косвенным, потому что они падают на предметы не дохода, а расхода плательщиков. По смыслу приведенного выше определения, эта группа налогов должна быть отнесена к П.; наиболее распространенные налоги, сюда относящиеся — налоги на собак, на экипажи и лошадей, на прислугу, на карты и т. п. В России по государственной росписи на 1898 г. значится П. налогов 100578 тыс. руб., а косвенных и пошлин — 623680 тыс. руб., а, кроме того, доход от казенной продажи питей — 85461 тыс. руб.; таким образом, на прямое обложение приходится не более 12,5% всех налогов. В Великобритании, Франции и Италии за тот же год находим в бюджетах следующие цифры (в млн.):

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Анализ динамики прямых налогов в бюджете Российской Федерации 

2.1 Налоговые поступления в январе - августе 2008-2009 гг.

По данным Федеральной  налоговой службы, в консолидированный  бюджет Российской Федерации в январе-августе 2009 г. поступило налогов, сборов и  иных обязательных платежей, администрируемых ФНС России, (без учета единого  социального налога, зачисляемого в  федеральный бюджет) на сумму 4052,7 млрд. рублей, что на 28,4% меньше, чем за соответствующий период предыдущего  года. В августе 2009г. поступления  в консолидированный бюджет составили 477,5 млрд. рублей и сократились по сравнению с предыдущим месяцем  на 31,8%.

Таблица 1. Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации по видам млрд. рублей

 

Январь-август 2009г.

В% к январю-августу 2008г.

консолиди- рованный бюджет

в том числе

консолиди- рованный бюджет

в том числе

феде- ральный бюджет

консолиди- рованные бюджеты  субъектов Российской Федерации

феде- ральный бюджет

консолиди- рованные бюджеты  субъектов Российской Федерации

Всего

4052,7

1572,5

2480,1

71,6

59,4

82,4

из них:

налог на прибыль организаций

833,6

134,2

699,4

45,6

24,6

54,5

налог на доходы физических лиц

1052,7

-

1052,7

99,4

-

99,4

налог на добавленную стоимость  на товары (работы, услуги), реализуемые  на территории Российской Федерации

773,4

773,4

-

94,3

94,3

-

акцизы по подакцизным  товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации

212,5

52,0

160,5

103,4

64,4

128,7

налоги на имущество

408,2

-

408,2

116,1

-

116,1

налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

630,1

586,3

43,8

50,8

50,2

60,3

из них налог на добычу полезных ископаемых

613,6

571,2

42,4

50,4

49,8

59,4

поступления в счет погашения  задолженности по перерасчетам по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам

1,6

0,7

0,8

55,3

127,4

36,8


Основную часть налогов, сборов и иных обязательных платежей консолидированного бюджета в январе-августе 2009г. обеспечили поступления налога на доходы физических лиц - 26,0%, налога на прибыль организаций - 20,6%, налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации - 19,1%, налога на добычу полезных ископаемых - 15,1%.

В январе-августе 2009г. в консолидированный  бюджет Российской Федерации поступило  федеральных налогов и сборов 3521,9 млрд. рублей (87,0% от общей суммы  налоговых доходов), региональных - 338,7 млрд. рублей (8,4%), местных налогов  и сборов - 70,0 млрд. рублей (1,7%), налогов  со специальным налоговым режимом - 119,1 млрд. рублей (2,9%).

Поступление налога на прибыль  организаций в консолидированный  бюджет Российской Федерации в январе-августе 2009г. составило 833,6 млрд. рублей и сократилось  по сравнению с соответствующим  периодом предыдущего года на 54,4%. В  общей сумме поступлений по данному  налогу в январе-августе 2009г. доля налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджеты бюджетной системы  Российской Федерации по соответствующим  ставкам, снизилась по сравнению  с соответствующим периодом предыдущего  года на 2,6 процентного пункта и составила 94,1%, доля налога с доходов, полученных в виде дивидендов, увеличилась на 2,1 процентного пункта и составила 4,9%. В августе 2009г. поступление налога на прибыль организаций составило 75,3 млрд. рублей и сократилось по сравнению с предыдущим месяцем  на 41,9%.

Таблица 2. Поступление налога на прибыль организаций

 

Январь-август 2009г.

Справочно январь-август 2008г.

консолидированный бюджет

в том числе

Консолиди-рованный бюджет

в том числе

млрд. рублей

В % к итогу

федеральный бюджет

консолидированные бюджеты  субъектов Российской Федерации

млрд. рублей

В % к итогу

федеральный бюджет

консолидированные бюджеты  субъектов Российской Федерации

Всего

833,6

100

134,2

699,4

1827,0

100

544,5

1282,5

из него:

зачисляемый в бюджеты  бюджетной системы Российской Федерации  по соответству-ющим ставкам

784,3

94,1

85,6

698,7

1766,9

96,7

487,9

1279,0

с доходов, полученных в виде дивидендов

40,5

4,9

40,5

-

50,3

2,8

50,3

-

с доходов, полученных в виде процентов по государственным и  муниципальным ценным бумагам

7,9

0,9

7,9

-

5,5

0,3

5,5

-

Информация о работе Прямое налогообложение в бюджетной системе Российской Федерации