Проблемы специального налогового режима природопользования при выполнении соглашений о разделе продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 16:17, реферат

Описание работы

задачи работы:
1. Дать понятие соглашения о разделе продукции, изучить его нормативное регулирование;
2. Рассмотреть особенности налогового режима при реализации СРП
3. Рассмотреть СРП, действующие в Российской Федерации, доходные и налоговые поступления в бюджет РФ от реализации данных соглашений;
4. Выявить проблемы в данной сфере и предложить пути их решения.

Содержание

Введение--------------------------------------------------------------------------------------3
1 Теоретические аспекты соглашений о разделе продукции.
Система налогообложения при выполнении СРП-----------------------------------5
1.1 Понятие соглашения о разделе продукции---------------------------------------5
1.2 Система налогообложения при выполнении соглашений о
разделе продукции--------------------------------------------------------------------------8
1.3 Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты
налога на добычу полезных ископаемых при выполнении соглашений------12
1.4 Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты
налога на прибыль организаций при выполнении соглашений---------------13
1.5 Особенности уплаты налога на добавленную стоимость при
выполнении соглашений-----------------------------------------------------------------16
1.6 Особенности налогового администрирования при выполнении
соглашений о разделе продукции------------------------------------------------------16
2 Соглашения о разделе продукции, действующие в РФ------------------------19
2.1 Краткая характеристика действующих СРП------------------------------------19
2.2 Доходные и налоговые поступления в бюджет РФ при выполнении
СРП-------------------------------------------------------------------------------------------22
3 Проблемы возникающие при выполнении соглашений о разделе
продукции-----------------------------------------------------------------------------------27
3.1 Актуальные проблемы реализации соглашений о разделе
продукции-----------------------------------------------------------------------------------27
3.2 Проблемы налогообложения при реализации СРП-------------------------31
Заключение---------------------------------------------------------------------------------35
Список использованных источников--------------------------------------------------38

Работа содержит 1 файл

Проблемы специального налогового режима природопользования при выполнении СРП РЕФЕРАТ!.doc

— 238.50 Кб (Скачать)

В-третьих, система СРП создает неравные условия для российских производителей, поскольку мелкие независимые компании не участвуют в разработках месторождений по схеме СРП. Кроме того, СРП ставит в неравное положение новые месторождения и старые, разработка которых началась до принятия Закона о СРП [20].

В ноябре 2012 года была проведена Коллегия Счетной  палаты РФ, которая под председательством Сергея Степашина рассмотрела отчет о результатах проверки эффективности деятельности государства и компаний-операторов проектов по реализации действующих соглашений о разделе продукции за 2011 г.

Согласно  этому отчету можно выделить еще  ряд проблем, возникающих при  реализации соглашений о разделе  продукции:

1. В материалах, представленных на Коллегии, обращалось внимание на то, что действующей программой разработки месторождений по проекту «Сахалин-1» предусмотрены доходы от реализации газа на сумму 170 млрд. долларов США. Однако до настоящего времени добыча газа на месторождении Чайво (Стадия 2) не ведется по причине отсутствия договоренности о цене реализации природного газа между оператором проекта «Сахалин-1» компанией «Эксон Нефтегаз Лимитед» и ОАО «Газпром». Минэнерго России достаточной активности в содействии этим переговорам не проявляет. В результате упущенные возможности добычи и реализации газа отрицательно влияют на доходы участников проекта;

2. В 2011 году оператором проекта «Сахалин-2» компанией «Сахалин Энерджи Инвестмент Компани, Лтд» допущены существенные отставания от графика капитального ремонта скважин. На Астохском участке из 13 добывающих скважин на момент проведения проверки около двух лет в простое находились 6 добывающих скважин. Это само по себе является нарушением Правил охраны недр. Кроме того оператор проекта стремясь к выполнению проектных показателей по объемам добычи нефти и газа, эксплуатирует имеющиеся скважины достаточно интенсивно. Такое использование добывающих скважин может привести к их досрочному обводнению и выходу из строя;

3. Отсутствие системы утилизации попутного газа на Харьягинском месторождении не позволяет ввести в технологический процесс уже пробуренные добывающие скважины, и они не дают продукцию. При этом действующие скважины также работают в усиленном режиме.

Не  проведена модернизация центрального пункта сбора продукции для очистки газа. В результате 72 % добываемого попутного газа в настоящее время сжигается на факеле. А это 126 млн. м3 газа в год. 

Кроме экономических потерь такая бездеятельность  оператора проекта «Харьягинское СРП» компании «Тоталь Разведка Разработка Россия» наносит и непоправимый вред экологии;

4. Одной из глобальных проблем на сегодня является отсутствие достоверного учета имущества, созданного при реализации СРП за счет возмещаемых государством расходов. Общий объем средств, направленный на капитальные вложения за весь период реализации соглашений, составил 39,5 млрд. долларов США.

Счетная палата считает, что нужна полная инвентаризация созданного имущества, пообъектный учет.

В ходе проверки было установлено, что в  нарушение положений СРП по проектам «Сахалин-1» и «Харьягинское СРП» имущество, созданное при реализации СРП, стоимость которого составила 16,3 млрд. долл. США и полностью возмещена государством, до настоящего времени не передано Российской Федерации. 

Установлены факты неэффективного использования средств по проекту «Сахалин-1» в сумме 2,8 млн. долл. США на оплату имущества, изначально не пригодного к использованию в проекте (возмещаемые затраты);

5.Кроме этого установлено неэффективное использование Минэнерго России государственных средств на сумму 35 млн. рублей. По двум госконтрактам работы выполнены не в полном объеме и неквалифицированно;

6. В материалах Коллегии также отмечалось о необходимости уже сейчас задуматься о том, на какие средства будут ликвидироваться последствия реализации Соглашений. В соответствии с СРП по проектам «Сахалин-2» создание ликвидационного фонда не предусмотрено. Однако вопрос серьезный, требующий не одну сотню млн. долларов США. Минэнерго России вместе с инвесторами и оператором проекта нужно садиться за стол переговоров и решать этот вопрос.

Также отмечалось, что до настоящего времени  правительством Сахалинской области  не решен вопрос о выделении земельных  участков для строительства полигонов  захоронения, необходимых для утилизации твердых бытовых отходов, полученных в результате реализации СРП по проектам «Сахалин-1» и «Сахалин-2». Несвоевременная утилизация твердых бытовых отходов может привести к негативным последствиям загрязнения окружающей среды на острове [22].

 

3.2 Проблемы  налогообложения при реализации СРП и пути их решения

 

Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции» вводит альтернативный налоговый режим, позволяющий разрабатывать нерентабельные в условиях действующей налоговой системы месторождения, что позволяет решить проблему с инвестированием проектов разработки месторождений, находящихся на континентальном шельфе, в труднодоступных, неосвоенных регионах, месторождений с низкой извлекаемостью минерального сырья, разработка которых требует привлечения новых дорогостоящих технологий. Из этого следует, что цель такого налогового режима – привлечение иностранных инвестиций в развитие топливно-энергетического комплекса страны. Несмотря на это, при реализации СРП существует ряд проблем в сфере налогообложения.

1. Несогласованность действий федеральных и региональных органов власти, а также недостаточная законодательная база в целом и в области налогообложения в частности, что является основной причиной задержки в реализации новых соглашений и медленных темпов реализации старых. Успешная реализация соглашения о разделе продукции возможна только тогда, когда соответствующая законодательная база имеется не только на федеральном уровне, но и в конкретном регионе, где будет происходить работа по проекту. Отсутствие положений об особом режиме соглашения в региональном законодательстве зачастую может перечеркнуть уже начавшиеся переговоры по конкретному соглашению [23]. Также существенным фактором успешной реализации соглашения о разделе продукции является поддержка руководства администрации региона.

2. Ограниченный  приток инвестиций в нефтегазовую  отрасль России.

Расчеты, сделанные на основе типичных показателей  капитальных и эксплуатационных затрат нефтедобывающей компании в  России, а также затрат на транспортировку  продукции, показывают, что для их покрытия и получения прибыли хотя бы на уровне 15% в год компания должна получать за свою нефть после уплаты налогов не менее 110 долл. за тонну. Фактическая же цена реализации российской нефти после уплаты налогов (менее 80 долл. за тонну) гораздо ниже минимального уровня, который обеспечивает возмещение затрат нефтедобывающих компаний и получение прибыли. Фактические затраты на бурение одной скважины превышают российские в 3–4 раза, а себестоимость 1 тонны нефти выше среднероссийской в 2–3 раза. Инвестиции должны контролироваться государством, и государство должно четко знать, сколько и во  что вложено.

3. Отсутствие утвержденных форм налоговой и бухгалтерской отчетности для иностранных участников соглашения. Например, декларация иностранного юридического лица по налогу на прибыль не учитывает специфики соглашения о разделе продукции, обременительна для заполнения и практически бесполезна с точки зрения налогового контроля.

4. Отсутствие урегулированных требований по налоговой регистрации, возникающие в каждом из регионов в отношении инвестора (оператора) соглашения и остальных инвесторов, а также связанных с этим вопросов учета затрат разных налогоплательщиков и их отчетности.

Из  вышесказанного ясно, что необходимо иное, более комплексное решение проблемы стимулирования инвестиций в нефтедобычу. Изначально закон о СРП рассматривался как временная мера, поэтому нужно устранить налоговые различия для производителей, перейдя от СРП к нормальному налоговому законодательству [23].

Для обеспечения благоприятных экономических условий роста добычи энергоносителей, создания базы для привлечения крупных инвестиций в нефтегазовую отрасль России необходимо серьезное совершенствование этой системы, значительное сокращение налогового бремени на производителей. 
Совокупная налоговая нагрузка должна быть снижена до уровня, принятого в странах с аналогичной себестоимостью добычи нефти.

Система налогообложения и нормативного регулирования налагает на работающие в России компании значительно большее бремя, чем в других странах.

Например, в США компании уплачивают только роялти и налог на прибыль, в Великобритании - только налог на прибыль, в Норвегии применяются общий и специальный  налоги на прибыль, полученную от добычи нефти и газа. Но эти налоги компенсируются ускоренной схемой амортизации затрат и начислением аплифта на инвестиции, так что в итоге инвестору, прежде чем он начинает их платить, удается обеспечить довольно высокий уровень рентабельности работ.

В США, Англии и Норвегии система налогообложения позволяет нефтедобывающим компаниям обеспечивать рентабельность на минимальном уровне в 15% при мировых ценах на нефть от 15 до 20 долл. за баррель. В России при аналогичных объемах инвестиций достижение такого уровня рентабельности возможно только при цене нефти не менее 25 долл. за баррель. Поэтому неудивительно, что нефтяная отрасль названных трех стран успешно обеспечивает приток инвестиций в разведку и разработку новых крупных месторождений. Один из действенных способов стимулирования роста инвестиций без сокращения доходов государства от эксплуатации ранее освоенных месторождений нефти - введение реально действующего режима раздела продукции [23].

Помимо  чисто налоговых и таможенных проблем не решены до конца вопросы  других отраслей законодательства. Необходима дальнейшая работа по предоставлению льгот и гарантий в отношении иностранных инвестиций на региональном уровне. Таким образом, соглашение о разделе продукции является на данный момент одним из основных способов привлечения иностранных инвестиций в российский ТЭК при реализации крупных проектов.

Чтобы учесть интересы регионов в привлечении  инвестиций, возможно, требуется закрепить  в законодательстве упрощенный порядок  заключения соглашения в отношении  месторождений регионального значения. Для этих целей в законе важно урегулировать выделение месторождений регионального значения в отдельную категорию и предоставить право региону самостоятельно заключать соглашения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Соглашения  о разделе продукции (СРП) - относительно новое явление в международной практике взаимоотношений между государством и частным инвестором (нефтяной компанией).

Порядок, размеры платежей при пользовании  недрами и условия взимания таких  платежей при выполнении СРП устанавливаются  указанными соглашениями в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на дату подписания соглашения.

Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции» вводит альтернативный налоговый режим, позволяющий разрабатывать нерентабельные в условиях действующей налоговой системы месторождения, что позволяет решить проблему с инвестированием проектов разработки месторождений, находящихся на континентальном шельфе, в труднодоступных, неосвоенных регионах, месторождений с низкой извлекаемостью минерального сырья, разработка которых требует привлечения новых дорогостоящих технологий. Из этого следует, что цель такого налогового режима - привлечение иностранных инвестиций в развитие топливно-энергетического комплекса страны.

Система налогообложения  при выполнении соглашения о разделе продукции входит в число четырех специальных налоговых режимов. Однако эта система не предусматривает введения какого-либо особого налога. Данный режим предусматривает только специальный порядок учета доходов и расходов для уплаты налогов и сборов, которые относятся к общему режиму налогообложения. При этом налогоплательщик освобождается от уплаты ряда налогов, в том числе региональных и местных.

В  России в рамках СРП на настоящий момент разрабатываются 3 проекта:

  1. Харьягинское нефтяное месторождение (оператор — Total),
  2. «Сахалин-1« (оператор — ExxonMobil),
  3. «Сахалин-2« (оператор — Sakhalin Energy).

Общая сумма  дохода, полученного российским государством от реализации СРП, составила к началу 2006 года около $686 млн, к началу 2010 — $5,6 млрд, а к началу 2012 года — более $10,9 млрд. За весь период реализации СРП (1995-2011 гг.) совокупный доход государства составил 11,4 млрд. долл. США.

Но несмотря на рост доходов государства от реализации этих СРП, существует ряд проблем.

Договоры о схемах раздела продукции задумывались как преференции, предоставляемые небольшому количеству важных проектов, они, в силу финансовой привлекательности, фактически стали общей практикой при привлечении инвестиций в разработку новых месторождений. На деле подобная система скорее тормозит нормальный инвестиционный процесс, а не способствует ему.

Информация о работе Проблемы специального налогового режима природопользования при выполнении соглашений о разделе продукции