Проблемы специального налогового режима природопользования при выполнении соглашений о разделе продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 16:17, реферат

Описание работы

задачи работы:
1. Дать понятие соглашения о разделе продукции, изучить его нормативное регулирование;
2. Рассмотреть особенности налогового режима при реализации СРП
3. Рассмотреть СРП, действующие в Российской Федерации, доходные и налоговые поступления в бюджет РФ от реализации данных соглашений;
4. Выявить проблемы в данной сфере и предложить пути их решения.

Содержание

Введение--------------------------------------------------------------------------------------3
1 Теоретические аспекты соглашений о разделе продукции.
Система налогообложения при выполнении СРП-----------------------------------5
1.1 Понятие соглашения о разделе продукции---------------------------------------5
1.2 Система налогообложения при выполнении соглашений о
разделе продукции--------------------------------------------------------------------------8
1.3 Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты
налога на добычу полезных ископаемых при выполнении соглашений------12
1.4 Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты
налога на прибыль организаций при выполнении соглашений---------------13
1.5 Особенности уплаты налога на добавленную стоимость при
выполнении соглашений-----------------------------------------------------------------16
1.6 Особенности налогового администрирования при выполнении
соглашений о разделе продукции------------------------------------------------------16
2 Соглашения о разделе продукции, действующие в РФ------------------------19
2.1 Краткая характеристика действующих СРП------------------------------------19
2.2 Доходные и налоговые поступления в бюджет РФ при выполнении
СРП-------------------------------------------------------------------------------------------22
3 Проблемы возникающие при выполнении соглашений о разделе
продукции-----------------------------------------------------------------------------------27
3.1 Актуальные проблемы реализации соглашений о разделе
продукции-----------------------------------------------------------------------------------27
3.2 Проблемы налогообложения при реализации СРП-------------------------31
Заключение---------------------------------------------------------------------------------35
Список использованных источников--------------------------------------------------38

Работа содержит 1 файл

Проблемы специального налогового режима природопользования при выполнении СРП РЕФЕРАТ!.doc

— 238.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Костромской государственный  технологический университет

Институт управления, экономики и финансов

Кафедра экономики отраслей

 

Дисциплина  «Налогообложение природопользования»

 

 

РЕФЕРАТ

 

 Проблемы специального налогового режима природопользования при выполнении соглашений о разделе продукции

 

 

 

Выполнили: Сургутскова М.Н.

Зимушенко Т.А.

Зимушенко М.Н.

Группа 09-н-11

 

Руководитель: Лапшина Т.И.

 

 

 

Кострома 2012

Содержание

Введение--------------------------------------------------------------------------------------3

1 Теоретические  аспекты соглашений о разделе  продукции. 

Система налогообложения  при выполнении СРП-----------------------------------5

1.1 Понятие соглашения  о разделе продукции---------------------------------------5

1.2 Система налогообложения при выполнении соглашений о

разделе продукции--------------------------------------------------------------------------8

1.3 Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты

 налога на добычу  полезных ископаемых при выполнении  соглашений------12

1.4 Особенности определения  налоговой базы, исчисления и  уплаты

 налога на прибыль организаций при выполнении соглашений---------------13

1.5 Особенности уплаты  налога на добавленную стоимость  при 

выполнении соглашений-----------------------------------------------------------------16

1.6 Особенности налогового  администрирования при выполнении 

соглашений о разделе продукции------------------------------------------------------16

2 Соглашения о разделе  продукции, действующие в РФ------------------------19

2.1 Краткая характеристика  действующих СРП------------------------------------19

2.2 Доходные и налоговые поступления в бюджет РФ при выполнении

СРП-------------------------------------------------------------------------------------------22

3 Проблемы  возникающие  при выполнении соглашений о  разделе 

продукции-----------------------------------------------------------------------------------27

3.1 Актуальные проблемы  реализации соглашений о разделе 

продукции-----------------------------------------------------------------------------------27

3.2 Проблемы  налогообложения при реализации  СРП-------------------------31

Заключение---------------------------------------------------------------------------------35

Список использованных источников--------------------------------------------------38

 

 

 

 

Введение

 

Для эффективного и планомерного развития экономики, отдельных отраслей и предприятий народного хозяйства любого государства огромное значение имеет уровень активности иностранных инвесторов. Именно от объема иностранных капиталовложений в экономику страны во многом зависят перспективы ее роста. Инвестиции, зачастую, предопределяют успешность развития как отдельных предприятий, так и целых регионов, что особенно актуально для такой огромной страны как Россия. Соглашения о разделе продукции призваны сыграть сегодня особую роль в российском инвестиционном процессе, что и предопределяет важность и актуальность детального исследования проблемы применения и сущности данных соглашений.

Предметом работы является налогообложение природопользования.

Объектом – проблемы специального налогового режима природопользования при выполнении соглашений о разделе продукции.

Исходя из цели, можно  выделить следующие задачи:

1. Дать понятие соглашения о разделе продукции, изучить его нормативное регулирование;

2. Рассмотреть особенности  налогового режима при реализации  СРП

3. Рассмотреть СРП, действующие в Российской Федерации, доходные и налоговые поступления в бюджет РФ от реализации данных соглашений;

4. Выявить проблемы в  данной сфере и предложить  пути их решения.

Работа состоит  из трёх глав. Первая глава содержит общие положения об СРП. Во второй главе рассмотрены действующие в России СРП, а также дается анализ финансовых поступлений от реализации данных соглашений. Третья глава включает выявленные в данной сфере проблемы и пути их решения. Объём работы составляет 40 страниц.

1 Теоретические  аспекты соглашений о разделе  продукции. Система налогообложения при выполнении СРП

1.1 Понятие соглашения  о разделе продукции

 

Соглашение о разделе  продукции - это договор, в соответствии с которым Российская Федерация  предоставляет субъекту предпринимательской деятельности (инвестору) на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск [1].

В России отношения, возникающие в рамках соглашений о разделе продукции, регулируются федеральным законом № 225-ФЗ от 30 декабря 1995 «О соглашениях о разделе продукции» [1]. Этот закон устанавливает правовые основы отношений, возникающие в области недропользования и инвестиционной деятельности в процессе осуществления российских и иностранных инвестиций в поиски, разведку и добычу минерального сырья на территории РФ, а также на континентальном шельфе и в пределах исключительной экономической зоны РФ на условиях соглашений о разделе продукции. Помимо использования Закона «О соглашениях о разделе продукции» особенностью регулирования названных отношений является применение следующих нормативных актов: Налоговый кодекс РФ (НК РФ) [2]; Закон РФ «О недрах» от 21 февраля 1992 г. [3]; Федеральный закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» от 26 марта 1998 г. [4]; постановления Правительства РФ, комментирующие основной закон («О порядке назначения и деятельности представителей государства в управляющих комитетах, создаваемых в соответствии с условиями соглашений о разделе продукции» [5]; «Об утверждении Правил определения сумм компенсации расходов государства на поиски и разведку полезных ископаемых, предусматриваемых в соглашениях о разделе продукции» [6]; «Об утверждении Перечня документов, представляемых инвестором по соглашению о разделе продукции в таможенные органы Российской Федерации для освобождения от уплаты таможенной пошлины на товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации для целей соглашения, а также на вывозимую с таможенной территории Российской Федерации продукцию, произведенную в соответствии с условиями соглашения» [7]; «Об утверждении Положения о формировании и использовании ликвидационного фонда при реализации соглашения о разделе продукции» [8]; «О налогообложении инвесторов, операторов и юридических лиц, участвующих в выполнении работ по соглашениям о разделе продукции» [9]).

Цель соглашения заключается в том, чтобы разведать, есть ли в недрах участка полезные ископаемые, добыть их и разделить между инвестором и государством продукцию (добытые из недр полезные ископаемые) [10]. Перечни участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции, устанавливаются федеральными законами [11].

Стороны соглашения о разделе продукции представлены на рисунке 1 [1].

Инвестор по СРП определяется по итогам аукциона. Условиями аукциона должно быть предусмотрено  участие российских юридических лиц в реализации соглашений в долях, установленных Правительством РФ и соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ, на территории которых находится участок недр [10]. Инвестору гарантируется защита имущественных и иных прав, приобретенных и осуществляемых им в соответствии с соглашением. На инвестора не распространяется действие нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, если указанные акты устанавливают ограничения его прав, приобретенных и


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1. Стороны  СРП

 

осуществляемых в соответствии с соглашением, за исключением предписаний  соответствующих органов надзора, которые выдаются в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях обеспечения безопасного ведения работ, охраны недр, окружающей среды, здоровья населения, а также общественной и государственной безопасности [11].

Согласно ст.8 ФЗ № 225 существуют 2 способа раздела продукции:

1. Раздел только прибыльной продукции. Прибыльная продукция - та, которая остается после передачи инвестору части продукции (компенсационная продукция) в целях компенсации затрат инвестора (возмещаемых расходов), состав которых устанавливается соглашением о разделе продукции (далее - соглашение), и в соответствии с нормами главы 26.4 НК РФ. Компенсационная продукция не должна превышать 75 процентов общего количества произведенной (добытой из недр) продукции, а добытой на континентальном шельфе - 90 процентов ее общего количества

За счет компенсационной  продукции возмещаются также  такие налоги и сборы, как налог  на добавленную стоимость, единый социальный налог, платежи за пользование природными ресурсами, плата за пользование водными объектами, государственная пошлина, таможенные сборы, земельный налог, акцизы, сумма платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Данный способ раздела  весьма выгоден инвесторам, цифры 75 и 90 процентов говорят сами за себя: делить приходится из остающихся 25 и 10 процентов продукции.

2. Прямой раздел, исключающий  этап определения компенсационной  продукции. Пропорции раздела  устанавливаются соглашением, при  этом доля инвестора в произведенной продукции не должна превышать 68 процентов.

 

1.2 Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции

 

Система налогообложения  при выполнении соглашений о разделе  продукции установлена гл. 26.4 НК РФ. Данная система налогообложения существенным образом отличается от иных специальных налоговых режимов. Пользователь недр, являющийся стороной соглашения о разделе продукции, освобождается от взимания отдельных налогов и иных обязательных платежей в части и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации. Взимание указанных налогов и платежей заменяется разделом продукции в соответствии с условиями соглашения о разделе продукции. Действие подобного режима выгодно как инвестору, так и государству: первый имеет благоприятные условия для вклада средств в поиск, разведку, а также добычу полезных ископаемых; государство приобретает гарантии получения части прибыли от этой деятельности.  Режим применяется в течение всего срока действия соглашения о разделе продукции.

Для рассмотрения систем налогообложения используются следующие понятия:

Инвестор – это юридическое лицо или объединение юридических лиц, осуществляющее вложения собственных, заемных или привлеченных средств в поиск, разведку и добычу минерального сырья и являющиеся пользователями недр на условиях соглашения.

Продукция – полезное ископаемое, добытое из недр на территории РФ, а также на континентальном шельфе РФ и в пределах исключительной экономической зоны РФ, на участке недр, предоставленном инвестору, и первое по своему качеству соответствующее государственному стандарту РФ, стандарту отрасли, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого – стандарту организации. Не может быть признана полезным ископаемым продукция, полученная при дальнейшей обработке.

Произведенная продукция – количество продукции горнодобывающей промышленности и продукции разработки карьеров, содержащееся фактически добытом из недр минеральном сырье, первой по своему качеству соответствующей стандартам.

Раздел продукции – раздел между государством и инвестором произведенной продукции в натуральном или стоимостном выражении.

Прибыльная продукция – произведенная за четный период при выполнении соглашения продукция за вычетом части продукции, стоимостной эквивалент которой используется для уплаты налога на добычу полезных ископаемых, и компенсационной продукции.

Компенсационная продукция – часть произведенной при выполнении соглашения продукции, которая не должна превышать 75% общего количества произведенной продукции, а при добыче на континентальном шельфе РФ – 90% общего количества произведенной продукции, передаваемой в собственность инвестора для возмещения понесенных им расходов.

Пункт раздела – место коммерческого учета продукции.

Цена продукции – определяемая в соответствии с условиями соглашения стоимость продукции.

Цена нефти – цена реализации нефти, которая указана сторонами сделки но не ниже среднего за отчетный период уровня цен нефти сырой марки «ЮРАЛС» [2].

Для применения к таким  соглашениям данного режима необходимо чтобы соглашение отвечало следующим  требованиям:

-было заключено после проведения аукциона на предоставление права пользования недрами на иных условиях, чем раздел продукции в порядке и на условиях, которые определены п.2 ст.4 ФЗ № 225, и признания аукциона несостоявшимся;

-при выполнении соглашений, в которых применяется порядок раздела продукции, установленный п.2 ст. 8 ФЗ № 225, доля государства составляет не менее 32 % от общего количества произведённой продукции;

Информация о работе Проблемы специального налогового режима природопользования при выполнении соглашений о разделе продукции