Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 16:17, реферат
задачи работы:
1. Дать понятие соглашения о разделе продукции, изучить его нормативное регулирование;
2. Рассмотреть особенности налогового режима при реализации СРП
3. Рассмотреть СРП, действующие в Российской Федерации, доходные и налоговые поступления в бюджет РФ от реализации данных соглашений;
4. Выявить проблемы в данной сфере и предложить пути их решения.
Введение--------------------------------------------------------------------------------------3
1 Теоретические аспекты соглашений о разделе продукции.
Система налогообложения при выполнении СРП-----------------------------------5
1.1 Понятие соглашения о разделе продукции---------------------------------------5
1.2 Система налогообложения при выполнении соглашений о
разделе продукции--------------------------------------------------------------------------8
1.3 Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты
налога на добычу полезных ископаемых при выполнении соглашений------12
1.4 Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты
налога на прибыль организаций при выполнении соглашений---------------13
1.5 Особенности уплаты налога на добавленную стоимость при
выполнении соглашений-----------------------------------------------------------------16
1.6 Особенности налогового администрирования при выполнении
соглашений о разделе продукции------------------------------------------------------16
2 Соглашения о разделе продукции, действующие в РФ------------------------19
2.1 Краткая характеристика действующих СРП------------------------------------19
2.2 Доходные и налоговые поступления в бюджет РФ при выполнении
СРП-------------------------------------------------------------------------------------------22
3 Проблемы возникающие при выполнении соглашений о разделе
продукции-----------------------------------------------------------------------------------27
3.1 Актуальные проблемы реализации соглашений о разделе
продукции-----------------------------------------------------------------------------------27
3.2 Проблемы налогообложения при реализации СРП-------------------------31
Заключение---------------------------------------------------------------------------------35
Список использованных источников--------------------------------------------------38
1. Харьягинское нефтяное месторождение.
Соглашение о разделе продукции по проекту «Харьягинское СРП» подписано Российской Федерацией, представленной Правительством Российской Федерации и администрацией Ненецкого автономного округа, и французским акционерным обществом «Тоталь Разведка Разработка Россия» 20 декабря 1995 г. и вступило в силу 1 января 1999 г. [12].
Харьягинское нефтяное месторождение расположено в 60 км от Полярного круга на территории Ненецкого автономного округа Архангельской области в 140 км от районного центра – г. Усинска (основная база нефтедобычи Республики Коми) и занимает площадь 50х15 кв.км. Месторождение было открыто в 1970 году ПО »Ухтанефтегазгеология» и содержит шесть групп нефтеносных пластов. Соглашение о разделе продукции предусматривает промышленную разработку только 2-го и 3-го объектов (пластов). Указанные объекты содержат парафинистую сернистую нефть, представляющую значительные трудности для коммерчески эффективного извлечения. Общие запасы нефти оцениваются в 160,4 млн тонн, в контрактной зоне — 97 млн тонн.
До 2009 года в состав участников СРП входили: оператор – «Тоталь РРР» (Франция) – 50%; StatoilHydro (Норвегия) – 40%; ОАО «Ненецкая нефтяная компания» (Россия) – 10%. 27 ноября 2009 года доли участия компаний были пересмотрены в связи с вхождением в проект государственной корпорации «Зарубежнефть», доля которой составила 20%, тогда как доли участия Total и Statoil были снижены до 40% и 30% соответственно. Лицензия на разработку месторождения принадлежит компании «Тоталь. Разведка. Разработка. Россия».
Месторождение разрабатывается на условиях СРП, которое было заключено в декабре 1995 года сроком на 29 лет с возможностью продления до 33 лет и вступило в силу 12 февраля 1999 года. В марте 2006 года претензии к французской компании предъявило Минприроды РФ. В конце сентября 2006 года Федеральное агентство по недропользованию инициировало процесс пересмотра лицензионного соглашения на разработку Харьягинского месторождения.
В начале 2011 года планировалась разработка более 389 кустовых площадок (около 3000 интеллектуальных скважин) с общей стоимостью около 10 млрд долл. Предполагается использование новейших средств программного обеспечения систем АСУТП и Телемеханики с полноавтоматизированным комплексом технического и коммерческого энергоучёта. Для реализации проекта планируется привлечь более 100 организаций из более чем 20 стран мира.
В настоящее время реализуется 3-я очередь разработки, предусматривающая увеличение эксплуатационного фонда скважин, освоение новых кустовых площадок, расширение мощностей по закачке воды для поддержания пластового давления, а также строительство установок по очистке газа и получению гранулированной серы, которые позволят отказаться от факельного сжигания попутного газа. Запланированный уровень добычи на 2012 год составляет 1 млн 500 тыс. т нефти [13].
2. СРП «Сахалин-1».
Соглашение о разделе продукции по проекту «Сахалин-1» подписано 30 июня 1995 г. Российской Федерацией в лице Правительства Российской Федерации и администрации Сахалинской области и представителями консорциума инвесторов. Данное соглашение вступило в силу 10 июня 1996 г.
Проект «Сахалин-1» включает в себя разработку и освоение трех нефтегазоконденсатных месторождений: Чайво (открыто в 1979 году), Одопту (открыто в 1977 году) и Аркутун-Дагинское (открыто в 1989 году) на шельфе Охотского моря. Толщина водного покрова в местах расположения месторождений колеблется от 10 до 60 метров. В этом районе Охотское море покрыто льдом 6 месяцев в году.
Распределение
долей участия между
3. СРП «Сахалин-2».
Соглашение о разделе продукции по проекту «Сахалин-2» подписано 22 июня 1994 г. Российской Федерацией в лице Правительства Российской Федерации и администрации Сахалинской области и представителями компании «Сахалин Энерджи Инвестмент Компани, Лтд». Соглашение вступило в силу 15 июня 1996 г.
Проект «Сахалин-2» включает в себя разработку и освоение Пильтун-Астохского (открыто в 1986 году) и Лунского (открыто в 1984 году) месторождений нефти и газа на шельфе Охотского моря, примерно в 15 км от северо-восточного побережья острова Сахалин, в акватории, которая в течение 6 месяцев покрыта льдами.
Для реализации проекта инвесторами создана и зарегистрирована на Бермудских островах 18 апреля 1994 г. компания «Сахалин Энерджи Инвестмент Компани, Лтд», которая впоследствии стала оператором проекта «Сахалин-2». До апреля 2007 года ее акционерами были: Shell (55 %) и Mitsui (25 %) с Mitsubishi (20 %).
В апреле 2007 года «Газпром» выкупил за $7,45 млрд. контрольный пакет – 50 % плюс одну акцию, - таким образом, у Shell — 27,5 % - 1 акция, Mitsui — 12,5 %, Mitsubishi — 10 %.
Как говорится в сообщении «Газпрома», SakhalinEnergy останется компанией-оператором проекта, «Газпром» «будет играть ведущую роль как мажоритарный акционер», а Shell продолжит вносить «существенный вклад в оперативное управление и останется техническим консультантом».
Главный офис компании располагается в городе Южно-Сахалинске. Помимо этого, компания открыла представительство в г. Москве, офис в г. Райсвейке (Нидерланды) и филиал («СЛМС») в г. Токио (Япония) [12].
2.2 Доходные и налоговые поступления в бюджет РФ при выполнении СРП
Общая сумма дохода, полученного российским государством от реализации СРП, составила к началу 2006 года около $686 млн, к началу 2010 — $5,6 млрд, а к началу 2012 года — более $10,9 млрд. За весь период реализации СРП (1995-2011 гг.) совокупный доход государства составил 11,4 млрд. долл. США. При этом на возмещение затрат в соответствии с положениями СРП государством направлено ликвидной продукции (углеводородов) на сумму 44,7 млрд. долл. США [14].
Доходы в виде доли прибыльной продукции государства при выполнении соглашений о разделе продукции представлены в таблице 3 [15, 16, 17].
Таблица 3. Доходы в виде доли прибыльной продукции государства при выполнении соглашений о разделе продукции
2009 год |
2010 год |
2011 год | |
Доходы в виде доли прибыльной продукции государства при выполнении соглашений о разделе продукции, всего, тыс.руб |
3 377 534,7 |
3 127 398,7 |
9 573 677,2 |
Доходы в виде доли прибыльной продукции государства при выполнении соглашения о разделе продукции по проекту «Сахалин-1», тыс.руб |
3 377 534,7 |
1 307 543,1 |
5 147 885,3 |
Доходы в виде доли прибыльной продукции государства при выполнении соглашения о разделе продукции по проекту «Харьягинское месторождение», тыс.руб |
- |
1 819 855,6 |
4 425 791,9 |
Как видно из таблицы 3, в 2011 году доходы в виде доли прибыльной продукции государства при выполнении СРП увеличились почти в 3 раза по сравнению с 2009 годом. Меньше всего доходов поступило в 2010 году. Большая часть доходов приходится на СРП «Харьягинское месторождение» - 4,4 млр. руб., что составило более 40% всех доходов бюджета НАО. Доходы в виде доли прибыльной продукции государства при выполнении соглашения о разделе продукции по проекту «Харьягинское месторождение» за 9 месяцев 2012 года уже превысили 4 миллиарда рублей. В связи с дополнительными поступлениями доходов за 2011 год и за II квартал 2012 года план за девять месяцев 2012 года по данным доходам в НАО перевыполнен на 35,2% [13]. Следует отметить, что в данной таблице не нашло свое отражение СРП «Сахалин-2», что говорит о том, что раздел продукции при данном соглашении происходит по 2 варианту. Согласно условиям СРП, 100% полученной нефти предназначены для экспорта. Распределение прибыльной продукции между инвесторами и государством будет производиться в зависимости от производственных показателей. Минимально российские власти могут получить 49%, максимально – 75%.
Платежи за добычу полезных ископаемых, уплачиваемые организациями при выполнении соглашений о разделе продукции, представлены в таблице 4 [18].
Из таблицы 4 видно, что регулярные платежи за добычу полезных ископаемых (роялти) также как и доходы имеют положительный темп роста. Большая часть приходится на регулярные платежи за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья, за исключением горючего природного газа. Также на основе данной таблицы можно сделать вывод о том, что большая часть полезных ископаемых добывается в рамках СРП «Сахалин-1» и «Сахалин-2» (Сахалинская обл.). Благодаря реализации проектов СРП, Сахалинская область находится на пятой строчке российского рейтинга по сводному индексу социально-экономического положения; по развитию реального сектора экономики регион занимает третье место; по показателям инвестиционной привлекательности — шестое место; 12-е место по доходам и занятости населения; выработка валового регионального продукта в Сахалинской области в два раза выше, чем в среднем по Дальневосточному федеральному округу, а доходы — в 1,5 раза; с 1996 года валовой региональный продукт вырос с 9,6 до 455,2 миллиарда рублей, по объёму валового регионального продукта на душу населения область занимает третье место в целом по России; с 1996 года добыча нефти на Сахалине выросла почти в 9 раз, газа — в 13,2 раза.; только в нефтегазовом секторе экономики Сахалинской области накоплено иностранных инвестиций на сумму в 32,6 миллиардов долларов; построен первый в России и один из крупнейших в мире завод по переработке сжиженного газа [19].
Платежи за пользование недрами при выполнении соглашений о разделе продукции представлены в таблице 5 [15, 16, 17].
Таблица 4. Платежи за добычу полезных ископаемых, уплачиваемые организациями при выполнении соглашений о разделе продукции
Регулярные платежи за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции , всего, руб: |
В том числе: | |||||||||||
Регулярные платежи за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (газ горючий природный), руб: |
Регулярные платежи за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья, за исключением газа горючего природного, руб: | |||||||||||
2009 |
2010 |
2011 |
На 1.12.12 |
2009 |
2010 |
2011 |
На 1.12.12 |
2009 |
2010 |
2011 |
На 1.12.12 | |
Ненецкий АО |
650 388 |
1 236 084 |
1 707 940 |
2 372 073 |
0 |
0 |
0 |
0 |
650 388 |
1 236 084 |
1 707 940 |
2 372 073 |
Сахалинская область |
16 244 656 |
24 724 204 |
34 631 251 |
16 332 125 |
4 076 263 |
8 291 205 |
10 454 772 |
672 559 |
12 168 393 |
1 236 084 |
24 176 479 |
15 659 566 |
РФ |
16 895 112 |
25 960 223 |
36 339 201 |
18 704 210 |
4 076 263 |
8 291 206 |
10 454 778 |
672 559 |
12 818 781 |
17 669 083 |
25 884 420 |
18 031 640 |
Таблица 5. Платежи за пользование
недрами при выполнении соглашений о разделе
продукции
2009г., тыс.руб: |
2010г., тыс.руб: |
2011г., тыс.руб: |
0,5 |
120 507,6 |
- |
3 Проблемы возникающие при выполнении соглашений о разделе продукции
3.1 Актуальные
проблемы реализации
С точки зрения мирового опыта договоры типа СРП – это закономерный эффективный способ выстроить взаимовыгодные отношения между государством, владельцем недр и частным предпринимателем. При этом путем использования гражданско-правовых норм в деловой практике России, например в сфере недропользования, создается особый механизм стабильных и взаимовыгодных отношений между государством и инвестором – механизм, который может обеспечить реальный выход страны из экономического кризиса, несмотря на инфляцию, отсутствие стройной налоговой системы, наличие политической и законодательной нестабильности.
Безусловно, положительным фактором является активное участие российской стороны в управлении и контроле проектов, возможность утверждать программы и сметы работ, участвовать в обсуждении планов компаний-операторов по привлечению российских подрядных организаций и обучению российских специалистов, финансовых документов, соглашений по маркетингу, экологической безопасности.
Государство имеет доступ практически к любой информации по проектам, в частности «Сахалин-1» и «Сахалин-2», приобретая неоценимый опыт работы с такого рода гигантскими международными проектами на высшем уровне, что весьма перспективно для использования в освоении российского шельфа [20].
Несмотря на это, объем фактической доли российского участия в проектах на основе СРП не превышает 10% (при 70% по закону). Основные запасы нефти и газа расположены на арктическом и сахалинском шельфах, в районах с экстремальными гидрометеорологическими и сейсмическими условиями. Несмотря на ужесточение контроля со стороны государства, западные операторы продолжают политику дискриминации российской промышленности, используя легальные методы и пробелы в законодательстве. Это первая проблема.
Во-вторых, несмотря на то, что договоры о схемах раздела продукции задумывались как преференции, предоставляемые небольшому количеству важных проектов, они, в силу финансовой привлекательности, фактически стали общей практикой при привлечении инвестиций в разработку новых месторождений. На деле подобная система скорее тормозит нормальный инвестиционный процесс, а не способствует ему. Длительное время занимают переговоры о пропорции разделения прибыли от добычи между инвестором и Российской Федерацией, уточнение иных прав и обязательств, утверждение в Госдуме. Последний фактор создает почву для произвола и коррупции чиновников [21].