Проблемы построения и реализации юридической основы налогообложения имущества физических лиц

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 18:29, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – раскрыть сущность и выявить особенности налога.
В соответствии с поставленной целью выделим перечень решаемых в работе задач:
- дать понятие налога на имущество с физических лиц;
- определить льготы по налогу;
- изучить порядок исчисления и уплаты налога;
- выявить проблемы законодательства, регулирующего вопросы налога на имущество с физических лиц.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Понятие и сущность налога на имущество физических лиц 6
1.1. Общее понятие налога на имущество физических лиц 6
1.2. Льготы по налогам на имущество физических лиц 7
1.3. Порядок исчисления и уплаты налогов на имущество
физических лиц 10
Глава 2. Проблемы построения и реализации юридической основы налогообложения имущества физических лиц 12
2.1. Общие проблемы 12
2.2. Проблема определения налоговых ставок 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 36

Работа содержит 1 файл

Налогооблажение.doc

— 184.50 Кб (Скачать)


СОДЕРЖАНИЕ

 

Стр.

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

При рассмотрении региональных и местных налогов, в число  которых входит большинство имущественных налогов, можно заметить, что доходы от налогообложения имущества занимают преобладающую долю в объеме собственных налоговых доходов региональных и местных бюджетов. В самой структуре имущественных налогов основной объем доходов формируется налогом на имущество организаций (до 1 января 2004 г. - налог на имущество предприятий). Данный налог занимает более 90% доходов от имущественного налогообложения в России. Доминирующая роль налога на имущество организаций объясняется тем, что его объекты в своей совокупности являются наиболее дорогостоящими по сравнению с объектами других налогов, официально входящих в систему имущественного налогообложения, - налога на имущество физических лиц, налога на операции с ценными бумагами и налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения (последние два налога к настоящему времени отменены).

 Указанные факты  свидетельствуют о том, что  на территориальном уровне имущество  представляет собой центральный  объект налогообложения. Поскольку действующие в России методы налогообложения имущества не подвергались кардинальной ревизии с момента их первоначального введения (1992 г.), проблемы мобилизации доходов в территориальные бюджеты на фоне все возрастающего дефицита собственных налоговых доходов к концу 90-х гг. стали проявляться особенно остро. В связи с этим проводимая в настоящее время налоговая реформа была обязана затронуть систему имущественных налогов и внести в механизмы их исчисления значительные перемены, направленные на приведение методов налогообложения имущества в соответствие с уровнем развития и интенсификации социально-экономических отношений.

 Результатом налоговых преобразований стало внесение в 2003 г. в систему имущественного налогообложения первых изменений, касающихся в основном ее регионального уровня. С 1 января 2003 г. в перечень региональных налогов введен новый транспортный налог (гл. 28 НК РФ), изменивший налогообложение имущества - транспортных средств, в том числе водно-воздушных, принадлежащих физическим и юридическим лицам. Во второй половины 2003 г. отменен налоговый контроль за расходами физических лиц, направленный на сопоставление расходов на приобретение объектов движимого и недвижимого имущества с доходами, полученными физическими лицами - налоговыми резидентами РФ. Ближе к концу 2003 г. была принята и с 1 января 2004 г. вступила в силу гл. 30 НК РФ "Налог на имущество организаций", которая сократила перечень облагаемых объектов, одновременно исключив ряд налоговых льгот и повысив ставку этого налога до 2,2%.

 В ближайшем будущем  качественной трансформации подвергнутся  и другие имущественные налоги, например, налог на имущество  физических лиц (глава НК РФ  об этом налоге на текущий  момент находится в состоянии  проекта). Одновременно с внесением  изменений в действующие налоги из налоговой системы с 1 января 2005 г. полностью исключен с параллельным внедрением его механизма в структуру модели новой государственной пошлины один из представителей имущественных налогов - налог на операции с ценными бумагами, ставка которого с 1 января 2004 г. была понижена с 0,8% до 0,2%. Несмотря на то, что, согласно официальной классификации, земельный налог не входит составной частью в систему имущественного налогообложения, а относится к ресурсным платежам, тем не менее, этот налог (глава НК РФ о земельном налоге введена в действие с 1 января 2005 г.) следует рассматривать в качестве полноправного элемента системы имущественного налогообложения. Поскольку земельный участок является неоспоримым представителем имущества (ст. 130 ГК РФ), следовательно, земельный налог на основе принадлежности его объекта имуществу соответствует характерным признакам имущественных налогов и должен включаться в их систему.

Итак, предметом исследования в данной работе является понятие  налога на имущество физических лиц.

Цель работы – раскрыть сущность и выявить особенности  налога.

В соответствии с поставленной целью выделим перечень решаемых в работе задач:

- дать понятие налога  на имущество с физических  лиц;

- определить льготы  по налогу;

- изучить порядок исчисления и уплаты налога;

- выявить проблемы  законодательства, регулирующего вопросы  налога на имущество с физических  лиц.

 

 

 

 

Глава 1. Понятие и сущность налога на имущество  физических лиц

1.1. Общее понятие налога на имущество физических лиц

 

Действующий налог на имущество физических лиц введен 1 января 1992 года и является налогом с владельцев строений.

 Плательщиками налога  на имущество физических лиц  признаются физические лица - собственники  имущества, признаваемого объектом  налогообложения.

 Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налогоплательщиком в отношении этого имущества признается каждое из этих физических лиц соразмерно его доле в этом имуществе. В аналогичном порядке определяются налогоплательщики, если такое имущество находится в общей долевой собственности физических лиц и предприятий (организаций).

 Если имущество,  признаваемое объектом налогообложения,  находится в общей совместной  собственности нескольких физических лиц, они несут равную ответственность по исполнению налогового обязательства. При этом плательщиком налога может быть одно из этих лиц, определяемое по соглашению между ними.

 Объектом обложения  представлена группа имущества:  недвижимое имущество - жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения.

 Налоговой базой  для исчисления налога на строения, помещения и сооружения является  суммарная инвентаризационная стоимость  объекта, определяемая органами  технической инвентаризации.

 Ставки налога на  строения, помещения и сооружения  устанавливаются нормативными правовыми  актами представительных органов  местного самоуправления в зависимости  от суммарной инвентаризационной  стоимости. Представительные органы  местного самоуправления могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, типа использования и по иным критериям.

1.2. Льготы по налогам на имущество  физических лиц

 

 От уплаты налогов  на имущество физических лиц освобождаются следующие категории граждан.

- Герои Советского  Союза и Герои РФ, а также  лица, награжденные орденом Славы  трех степеней.

- Инвалиды I и II групп,  инвалиды с детства.

- Участники гражданской  и Великой Отечественной войн, других боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, и бывших партизан.

- Лица вольнонаемного  состава Советской Армии, Военно-Морского  Флота, органов внутренних дел и государственной безопасности, занимающие штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, либо лица, находившиеся в этот период в городах, участие в обороне которых засчитывается этим лицам в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих частей действующей армии.

- Лица, получающие льготы  в соответствии с Законом РСФСР  "О социальной защите граждан,  подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", а также лица, указанные в Законе РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча".

- Военнослужащие, а также  граждане, уволенные с военной  службы по достижении предельного  возраста пребывания на военной  службе, состоянию здоровья или  в связи с организационно-штатными  мероприятиями, имеющими общую  продолжительность военной службы 20 лет и более.

- Лица, принимавшие непосредственное  участие в составе подразделений  особого риска в испытаниях  ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок  на средствах вооружения и  военных объектах.

- Члены семей военнослужащих, потерявших кормильца. Льгота членам семей военнослужащих, потерявших кормильца, предоставляется на основании пенсионного удостоверения, в котором проставлен штамп "вдова (вдовец, мать, отец) погибшего воина" или имеется соответствующая запись, заверенная подписью руководителя учреждения, выдавшего пенсионное удостоверение, и печатью этого учреждения. Если указанные члены семей не являются пенсионерами, льгота предоставляется им на основании справки о гибели военнослужащего.

 Налог на строения, помещения и сооружения не уплачивается:

- пенсионерами, получающими  пенсии, назначаемые в порядке,  установленном пенсионным законодательством  РФ;

- гражданами, уволенными  с военной службы или призывавшимися  на военные сборы, выполнявшими  интернациональный долг в Афганистане и других странах, в которых велись боевые действия; льгота предоставляется на основании свидетельства о праве на льготы и справки, выданной районным военным комиссариатом, воинской частью, военным учебным заведением, предприятием, учреждением или организацией Министерства внутренних дел СССР или соответствующими органами РФ;

- родителями и супругами  военнослужащих и государственных  служащих, погибших при исполнении  служебных обязанностей; льгота  предоставляется на основании  справки о гибели военнослужащего либо государственного служащего, выданной соответствующими государственными органами. Супругам государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей, льгота предоставляется только в том случае, если они не вступили в повторный брак;

- со специально оборудованных  сооружений, строений, помещений (включая  жилье), принадлежащих деятелям культуры, искусства и народным мастерам  на праве собственности и используемых  исключительно в качестве творческих  мастерских, ателье, студий, а также с жилой площади, используемой для организации открытых для посещения негосударственных музеев, галерей, библиотек и других организаций культуры, на период такого их использования;

- с расположенных  на участках в садоводческих  и дачных некоммерческих объединениях граждан жилого строения жилой площадью до 50 кв. м и хозяйственных строений и сооружений общей площадью до 50 кв. м.

 Советы народных  депутатов автономной области,  автономных округов, районов,  городов (кроме городов районного  подчинения), районов в городах имеют право уменьшать размеры ставок и устанавливать дополнительные льготы по налогам, установленным федеральным законом как для категорий плательщиков, так и для отдельных плательщиков.

 Городские (городов  районного подчинения), поселковые, сельские Советы народных депутатов могут предоставлять льготы по налогам только отдельным плательщикам.

 Городской Совет  депутатов МО "Северодвинск" освободил  от уплаты налога следующие  категории граждан:

1) многодетные семьи,  имеющие четырех и более детей в возрасте до 18 лет; льгота предоставляется при представлении справки из домоуправления;

2) детей в возрасте  до 18 лет, над которыми установлена  опека или попечительство;

3) физических лиц - за ячейки в овощехранилищах  и погребах.

1.3. Порядок исчисления и уплаты налогов на имущество

физических  лиц

 

 Исчисление налогов  производится налоговыми органами.

 Лица, имеющие право  на льготы, самостоятельно представляют  необходимые документы в налоговые  органы.

 Налог на строения, помещения и сооружения исчисляется на основании данных об их инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года.

 За строения, помещения  и сооружения, находящиеся в общей  долевой собственности нескольких  собственников, налог уплачивается  каждым из собственников соразмерно их доле в этих строениях, помещениях и сооружениях.

 За строения, помещения  и сооружения, находящиеся в общей  совместной собственности нескольких  собственников без определения  долей, налог уплачивается одним  из указанных собственников по  соглашению между ними. В случае несогласованности налог уплачивается каждым из собственников в равных долях.

 Органы, осуществляющие  регистрацию прав на недвижимое  имущество и сделок с ним,  а также органы технической  инвентаризации обязаны ежегодно  до 1 марта представлять в налоговый орган сведения, необходимые для исчисления налогов, по состоянию на 1 января текущего года.

 Данные, необходимые  для исчисления налоговых платежей, представляются налоговым органам  бесплатно.

Информация о работе Проблемы построения и реализации юридической основы налогообложения имущества физических лиц