Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 09:25, курсовая работа
Адам Смит сформулировал четыре основополагающих, ставших классическими, принципа налогообложения, желательных в любой системе экономики:
1) Подданные государства должны участвовать в содержании правительства соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства.
2) Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо должен быть точно определен (срок уплаты, способ платежа, сумма платежа).
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ (НДС) В
СОВРЕМЕННОЙ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЕ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……………………………..……..…………7
1.1. Роль и значение НДС в налоговой системе Российской Федерации…. 7
1.2. Порядок исчисления и уплаты НДС ……………………………...……12
1.3. НДС в зарубежных странах и странах СНГ……………………...…….36
2. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ СВЯЗАННЫХ С НДС:
СНИЖЕНИЕ УРОВНЯ ПОСТУПЛЕНИЙ ПО НАЛОГУ И
РОСТ МАХИНАЦИИ ПО ВОЗМЕЩЕНИЮ НДС В 2005-2007 годах...…44
2.1. Анализ поступления НДС в бюджетную систему
Российской Федерации в 2005-2007 годах……..………………………44
2.2. «Лжеэкспортные» махинации и возмещение НДС. Возврат
НДС по программе «TAX FREE for Business»……………………..….56
2.3. Анализ контрольной работы УМНС по РСО-Алании по исчислению и
уплате НДС проводимой самостоятельно и с участием органов МВД...73
3. ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ В
ОБЛАСТИ НДС В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……………..……..…..81
3.1. Механизмы администрирования НДС на 2008 год……………..….…81
3.2. Проблемы и тенденции в администрировании налога
на добавленную стоимость УФНС по РСО-Алания …...……….…….86
3.3 Пути совершенствования администрирования
налога на добавленную стоимость …………..……………………..….93
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..… 104
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ЭЛЕКТРОННЫХ ИСТОЧНИКОВ ДАННЫХ…108
• вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов;
• предоставлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов;
• в течение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог у налогоплательщика и о сумме задолженности налогоплательщика.
Право на вычет (возмещение) сумм налога имеют покупатели — налоговые агенты при одновременном выполнении следующих условий:
1) налоговый агент является налогоплательщиком НДС;
2) состоит на учете в налоговых органах;
3) осуществляет операции, облагаемые налогом;
4) сумма налога была фактически удержана из доходов налогоплательщика и перечислена в бюджет;
5) сумма налога выделена отдельной строкой во всех расчетных документах и счете-фактуре;
6) приобретенные товары (работы, услуги) приняты налоговым агентом к учету, т.е. налоговый агент является непосредственным покупателем товаров (работ, услуг). Следует обратить внимание, что при реализации конфискованного имущества налоговые агенты, осуществляющие операции реализации указанного имущества, не имеют права на включение в налоговые вычеты сумм налога, уплаченных по этим операциям, так как в этом случае налоговые агенты являются не покупателями, а посредниками. Однако право на вычет (возмещение) сумм налога, относящихся к расходам на осуществление этой посреднической деятельности, возникает у данного налогового агента на общих основаниях.
1.3. НДС в зарубежных странах и странах СНГ
1.3.1. НДС в странах СНГ
Государственной налоговой администрацией Украины созданы рабочие группы по усовершенствованию механизмов администрирования налога на добавленную стоимость
В Государственной налоговой администрации Украины созданы рабочие группы по усовершенствованию механизмов администрирования налога на добавленную стоимость. Практики (специалисты подразделов налогообложения юридических лиц, методологии, контрольно-проверочной роботы, налоговой милиции, администрирования учетных показателей и отчетности, автоматизации процессов налогообложения ГНА Украины и из регионов), а также научные работники (преподаватели Национальной академии ГНС, научные работники) совместно будут решать проблемы уплаты, администрирование и возмещения НДС. Речь о том, какие именно задачи стоят перед ними, шла на заседании рабочей группы, которая отвечает за информирование общественности и массово-разъяснительной работы среди налогоплательщиков по вопросу усовершенствования механизмов администрирование НДС.
Как указал руководитель этой рабочей группы директор Департамента общественных связей и массово-разъяснительной работы ГНА Украины Виктор Косарчук, деятельность групп базируется на Указе Президента Украины от 23 июня 2004 года N 671/2004 “О неотложных мероприятиях по повышению эффективности взыскания налога на добавленную стоимость”[8].
Условно работу групп можно распределить по трем направлениям: методология (законодательные изменения), механизм усовершенствования процесса администрирование, создание интегрированной базы данных.
В частности, планируется разработать и представить на рассмотрение Верховной Рады Украины новую редакцию Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость”, в котором предусмотреть уменьшение ставки налога на добавленную стоимость, сокращение перечня льгот по уплате налога и внедрение моратория на предоставление новых, введение временной регистрации налогоплательщиков, деятельность которых не имеет постоянного характера, внедрение специальной системы отчетности новообразованных предприятий на протяжении первого года их деятельности для предотвращение использования этих предприятий для уклонения от уплаты НДС и утаивания прибыли и прочие нововведения.
В Законе Украины «О правовом режиме территории, которая потерпела загрязнение вследствие Чернобыльской катастрофы” и законах, которые определяют порядок функционирования специальных экономических зон, и специальные режимы инвестиционной деятельности на территориях приоритетного развития запланированы изменения относительно ограничения льгот по уплаты НДС.
Рабочие группы будут отрабатывать свои направления на пилотнх проектах.
Например, в ГНИ городов Ирпень и Бровары будет осуществляться пилотний проект относительно определения категорий налогоплательщиков и разделения на добродетельных, добросовестных и мошенников.[9]
Для реализации этих мероприятий в первую очередь будут разработаны критерии отбора добросовестных плательщиков, которые платят налог, не имеют нарушений по уплате этого налога. А также критерии отбора плательщиков не добродетельных, которые что используют механизм бюджетного возмещения сумм налога для незаконного возмещения. Для первой группы плательщиков предполагается разработка механизмов электронного возмещения НДС с целью сокращения объема встречных проверок.
Запланировано разработать механизмы контроля за выдачей налоговых векселей и их погашением с использованием баз данных налоговой отчетности, журнала векселей, карточек лицевых счетов.
Во втором пилотном проекте будут отработаны механизмы борьбы с отмыванием НДС и взаимосвязь с Таможенными органами – относительно предоставления информации “Online”. Планируется проведение общих проверок субъектов предпринимательской деятельности, которые занимаются экспортно-импортными операциями.
В задачи созданных групп также входит организация системы взаимодействия с министерствами и ведомствами. Например, создание единой информационной базы данных Государственной налоговой администрации Украины, Государственной таможенной службы Украины, Министерства финансов Украины, Государственного казначейства Украины относительно уплаты налогов и сборов.
Конечной целью деятельности рабочих групп является разработка проекта по усовершенствованию механизма администрирования НДС с учетом требований Указа Президента, проведения пилотного проекта в избранных ГНИ, разработка технической задачи и технических требований к функциональной части системы и создание новой усовершенствованной системы администрирование НДС.
Каждую неделю представители специально созданных рабочих групп собираются на джад-сессию, чтобы поделиться своими наработками относительно внедрения этого проекта и обсудить проблемные вопросы, которые возникают в процессе работы.
Согласно закону Украины «О налоге на добавленную стоимость» база налогообложения определяется исходя из договорной цены, но не ниже рыночной, и не зависимо от того являются ли стороны договора «связанными». На практике контрагенты, определив рыночную цену на основании взаимного соглашения, впоследствии обосновывают ее уровень составлением соответствующей документации (например, ценовой политикой для определенных видов товаров, реализованных в конкретный период года, приказом директора об установлении скидок на конкретные виды товара и т.д.). У налоговых же органов недостаточно опыта, навыков и информации для доказательства того, что уровень цен не соответствует рыночному. А потому случаи судебных споров по такому роду вопросов единичны.
Постановлениями Министерства финансов и Государственного налогового комитета Республики Узбекистан внесены изменения в порядок исчисления и уплаты микрофирмами и малыми предприятиями НДС. Теперь отчетным периодом по данному налогу признается квартал. Ранее отчетным периодом считался календарный месяц. Изменения вступили в силы с 15 октября 2005 года. Ставка НДС 20%.[10]
После обретения Азербайджаном независимости многое было сделано для развития системы налогообложения страны, реформирование которой продолжается и по сей день. За прошедший период в положения Налогового кодекса были внесены значительные поправки помимо снижения общего числа налогов с четырнадцати до девяти, были снижены ставки по ряду налогов, в том числе по НДС – на процента. Полностью были освобождены от НДС сделки по финансовому лизингу.[11]
Плательщиками НДС являются юридические и физические лица. Налогооблагаемый оборот от деятельности которых за последние три месяца в 22 500 раз превышает условную финансовую единицу (123 750 000 азербайджанских манатов – 25250 долларов) Ставка НДС установлена в размере 18 %.
В Налоговый кодексы Республики Молдовы с 1 января 2006 года были внесены изменения: был введен НДС на импорт медикаментов (поставке – 8 %), а также минеральных удобрений и пестицидов (по ставке 20 %).[12]
Объектом налогообложения НДС в Грузии признается: реализация товаров (оказание услуг) на территории Грузии, включая передачу товаров (оказание услуг) на безвозмездной основе, а так же ввоз товаров на территорию Грузии. В случае если по итогам последних 12 месяцев или ране оборот по операциям подлежащим обложению НДС составил свыше 100 000 грузинских лари (около 56 тыс. дол. США) юридические и физические лица обязаны зарегистрироваться в качестве плательщиков НДС.[13]
Моментом определения налоговой базы по НДС являются либо поставки товаров (оказание услуг), либо момент отгрузки, если при поставке товаров присутствует отгрузка. Ставка НДС в Грузии в 2005 году была снижена с 20 до 18%. В отношении экспортных поставок и некоторых видов услуг действует нулевая ставка. В случае осуществления налогооблагаемой операции плательщик НДС обязан выставить счет-фактуру на имя покупателя. Счет-фактура выставляется в четырех экземплярах, первый и третий передаются покупателю, второй и четвертый остаются у продавца. После этого и покупатель и продавец обязаны предоставить по одному экземпляру счета-фактуры в налоговые органы не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем выставления счета-фактуры. Если до 2005 года возвратить уплаченный НДС можно было толь лишь в случае уплаты поставщиком НДС в бюджет, то с 2005 года НДС можно возвратить в любом случае – уплачен он поставщиком в бюджет или нет.
1.3.2. НДС в зарубежных странах. Опыт Болгарии и Германии.
Болгария - единственная страна, в которой в настоящее время действует система НДС-счетов (введена с 2003 года). Болгария очень осторожно подошла к введению спецсчетов, предусмотрев сначала их применение на добровольной основе с 2002 года, и только с 2003 года система НДС счетов стала обязательной.
Кроме того, в Болгарии существовала практика, при которой в том случае, если в цепочке один из поставщиков не перечислял НДС в бюджет, это могло привести к тому, что 3-я или 4-ая компания в цепочке теряла право на возмещение НДС. Таким образом, введение НДС счетов являлось хотя бы в какой-то степени гарантией права на возмещение НДС. [14]
В России такое требование отсутствует, так как компании не имеют возможности проверить уплату НДС своими поставщиками и, в силу этого, уже это небольшое преимущество введения системы спецсчетов для российских компаний будет недоступно.
Отсутствует какая-либо официальная информация в отношении увеличения бюджетных поступлений по НДС, вызванного введением в Болгарии НДС счетов. Следует также отметить, что одновременно с введением НДС счетов, в соответствии с правительственными соглашениями к процессу был привлечен независимый консультант, который контролирует деятельность таможенных органов, что привело не только к резкому сокращению «лжеэкспорта», но и увеличению таможенной пошлины и НДС.
Болгария представляет собой небольшой рынок, 75% компаний ориентировано на экспорт. Таким образом, ориентация на опыт Болгарии может быть не корректна при решении вопроса о введении НДС счетов в России, где существенная часть реализации происходит внутри страны. Для компаний – производителей, которые в основном работают на российском рынке, эта система повлечет негативные последствия.
Эксперты полагают, что инфляция, наблюдаемая в Болгарии, также является последствием введения НДС счетов, и, хотя, общий объем лжеэкспорта сократился, но также, он стал и более изощренным.
В Германии НДС (нем. Mehrwertsteuer, сокращённо — MwSt) введён в Саксонии уже в XVIII столетии. В нынешней Германии общий НДС составляет ставка 19 % (Таблица 3) , но для некоторых товаров существует сниженные ставки (лекарства, книги и продукты питания — для них ставка налога 7 %).
Таблица 3
Ставки НДС%[15]
Страна | Ставка (%) |
Венгрия | 25 |
Швеция | 25 |
Дания | 25 |
Польша | 22 |
Финляндия | 22 |
Ирландия | 21 |
Бельгия | 21 |
Словения | 20 |
Австрия | 20 |
Италия | 20 |
Франция | 19,6 |
Германия (до 1 января 2007 года – 16%) | 19 |
Словакия | 19 |
Португалия | 19 |
Голландия | 19 |
Латвия | 18 |
Литва | 18 |
Эстония | 18 |
Греция | 18 |
Великобритания | 17,5 |
Испания | 16 |
Израиль | 15,5 |
Чехия (единая ставка – действует с 01.01.2008г.) |
|
Кипр | 15 |
Мальта | 15 |
Люксембург | 15 |
Информация о работе Проблемы и тенденции налоговой политики в области НДС в РФ