Проблемы и тенденции налоговой политики в области НДС в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 09:25, курсовая работа

Описание работы

Адам Смит сформулировал четыре основополагающих, ставших классическими, принципа налогообложения, желательных в любой системе экономики:
1) Подданные государства должны участвовать в содержании правительства соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства.
2) Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо должен быть точно определен (срок уплаты, способ платежа, сумма платежа).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

1. НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ (НДС) В
СОВРЕМЕННОЙ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЕ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……………………………..……..…………7
1.1. Роль и значение НДС в налоговой системе Российской Федерации…. 7
1.2. Порядок исчисления и уплаты НДС ……………………………...……12
1.3. НДС в зарубежных странах и странах СНГ……………………...…….36

2. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ СВЯЗАННЫХ С НДС:
СНИЖЕНИЕ УРОВНЯ ПОСТУПЛЕНИЙ ПО НАЛОГУ И
РОСТ МАХИНАЦИИ ПО ВОЗМЕЩЕНИЮ НДС В 2005-2007 годах...…44
2.1. Анализ поступления НДС в бюджетную систему
Российской Федерации в 2005-2007 годах……..………………………44
2.2. «Лжеэкспортные» махинации и возмещение НДС. Возврат
НДС по программе «TAX FREE for Business»……………………..….56
2.3. Анализ контрольной работы УМНС по РСО-Алании по исчислению и
уплате НДС проводимой самостоятельно и с участием органов МВД...73

3. ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ В
ОБЛАСТИ НДС В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……………..……..…..81
3.1. Механизмы администрирования НДС на 2008 год……………..….…81
3.2. Проблемы и тенденции в администрировании налога
на добавленную стоимость УФНС по РСО-Алания …...……….…….86
3.3 Пути совершенствования администрирования
налога на добавленную стоимость …………..……………………..….93

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..… 104
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ЭЛЕКТРОННЫХ ИСТОЧНИКОВ ДАННЫХ…108

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ НДС 2008.doc

— 984.00 Кб (Скачать)

1) работы (услуги) связаны непосредственно с недвижимым имуще­ством (за исключением воздушных, морских судов и судов внутреннего плавания, а также космических объектов), находящимся на территории РФ. К таким работам (услугам) относятся строительные, строительно-монтажные, ремонтные, эксплуатационные, реставрационные работы, работы по озеленению и услуги по аренде;

2) работы (услуги) связаны с движимым имуществом, находящим­ся на территории РФ;

3) услуги оказываются на территории РФ в сфере культуры, искус­ства, образования, физической культуры или туризма и спорта, меди­цины либо в иной аналогичной сфере деятельности;

4) покупатель услуг осуществляет деятельность на территории РФ, и покупатель этих услуг имеет место нахождения в одном государстве, а продавец — в другом;

5) деятельность организации или индивидуального предпринима­теля, выполняющих работы (оказывающих услуги), осуществляется на территории РФ. Это положение распространяется на те виды работ и услуг, которые специально не оговорены в НК РФ.

Если реализация работ (услуг) носит вспомогательный характер по отношению к реализации основных работ (услуг), то местом реализа­ции этих работ признается место реализации основных работ.

Момент определения налоговой базы

Моментом определения налоговой базы (ст. 167 НК РФ) является наиболее ранняя из следующих дат:

1) день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;

2) день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имуществен­ных прав.

Если моментом определения налоговой базы является день опла­ты (частичной оплаты) предстоящих поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг или день передачи имущественных прав, то на день передачи имущественных прав в счет поступившей ранее оплаты (частичной оплаты) также возникает момент определения налоговой базы.

Имеет место специфика определения даты реализации в отдельных случаях, оговоренных в налоговом законодательстве. Так, при выпол­нении строительно-монтажных работ для собственного потребления моментом определения налоговой базы является последний день ме­сяца каждого налогового периода. В случае передачи товаров, выпол­нении работ, оказании услуг для собственных нужд моментом опреде­ления налоговой базы является фактическая дата передачи товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Налоговая база по налогу на добавленную стоимость

Налоговая база по НДС рассчиты­вается налогоплательщиками самостоятельно. Налоговая база по НДС как стоимостный размер объекта налогообложения определя­йся в зависимости от особенностей реализации произведенных налогоплательщиком или приобретенных им на стороне товаров (ра­бот, услуг).

При реализации товаров (работ, услуг), облагаемых различными налоговыми ставками, налоговая база определяется отдельно по каж­дой из этих групп товаров (работ, услуг).

Налоговая база определяется (ст. 154 НК РФ) как стоимость реа­лизуемых товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, учиты­вающих положения ст. 40 НК РФ без НДС, но с включением в них ак­цизов (для подакцизных товаров). В налоговую базу по товарам, вво­зимым на территорию РФ, включается (ст. 160 НК РФ) таможенная стоимость, таможенная пошлина, а по подакцизным товарам — и сумма акциза.

Аналогичным образом определяется налоговая база и по таким операциям, как: реализация товаров (работ, услуг) по товарообменным (бартерным) операциям, реализация товаров (работ, услуг) на безвозмездной основе, передача права собственности на предмет залога залогодержателю при неисполнении обеспеченного залогом обязательст­ва, передача товаров (результатов выполненных работ, оказанных ус­луг) при оплате труда в натуральной форме.

Особенности определения налоговой базы с учетом специфики реализации приведены в таблице 2.

Таблица 2

Особенности определения налоговой базы[7]

Вид операции

Налоговая база

Статья НК РФ

реализация товаров (работ, услуг)

Цена реализации*

П. 1 ст. 154

Товарообмен (бартер), безвозмездная реализация, передача прав собственности на предмет залога, оплата труда в натуральной форме

Цена реализации

П. 2 ст. 154

Реализация имущества, подлежащего учету по стоимости с учетом уплаченного налога. Для исчисления налога используется расчетная ставка 18/118

Цена реализуемого имущества + НДС - Остаточная стоимость имущества с учетом переоценки

П. 3 ст. 154;

П. 4 ст. 164

Реализация сельхозпродукции, закупленной у физических лиц. Для исчисления налога используется расчетная ставка 18/118

Цена реализации + НДС - Цена приобретения

П. 4 ст. 154;

П. 4 ст. 164

Реализация услуг по производству товаров из давальческого сырья

Стоимость обработки

П. 5 ст. 154

Договоры финансирования под уступку денежного требования или уступки требования (цессии)

 

 

а) при уступке требования, вытекающего из договора реализации;

а) Как при реализации товаров (работ, услуг) (п. 1);

П. 1 ст. 155

Продолжение Таблицы 2

б) при реализации новым кредитором финансовых услуг, связанных с уступкой требования;

б) сумма превышения доходов, полученных новым кредитором при последующей уступке требования, над расходами по приобретению требования;

П. 2 ст. 155

в) при реализации новым кре­дитором иных финансовых Услуг

в) как при обычной реализации товаров (работ, услуг) (п. 1)

П. 5 ст. 155

Посреднические услуги

Сумма вознаграждения

П. 1 ст. 156

Транспортные перевозки

Стоимость перевозки в пределах территории России

П. 1 ст. 157

Международная связь

 

Выручка без НДС - Оплата аренды международных кана­лов связи — взносы в между­народные организации связи

П. 2 ст. 157

 

Реализация предприятия в це­лом как имущественного ком­плекса. Для исчисления налога используется расчетная ставка 15,25%

Балансовая стоимость отдель­ных видов имущества х Попра­вочный коэффициент

Ст. 158

 

 

 

 

Продолжение Таблицы 2

Передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) для соб­ственных нужд, расходы на ко­торые не принимаются к выче­ту при исчислении налога на прибыль

Цена реализации в предыду­щий налоговый период

 

Ст. 159

 

Строительно-монтажные работы

Совокупная стоимость работ

Ст. 159

Импорт товаров

Таможенная стоимость + Та­моженная пошлина + Акциз

Ст. 160

Исполнения обязанностей на­логового агента. Для исчисле­ния налога используется рас­четная ставка 18/118

Сумма дохода иностранного юридического лица

 

П.1 ст.161

П. 4 ст.164

Процент (дисконт) по вексе­лям; процент по товарному кредиту. Для исчисления нало­га используется расчетная ставка 18/118

Сумма превышения над став­кой рефинансирования ЦБ РФ

 

Пп. I. 3 п.1ст.162; П.4 ст.164

Страховые выплаты по догово­рам страхования неисполнения договорных обязательств контрагентом. Для исчисления налога используется расчетная ставка 18/118

Сумма выплаты, если страхуе­мые обязательства предусмат­ривают поставку облагаемых НДС товаров (работ, услуг)

Пп. 4 п.1 ст.162;

П. 4 ст.164

Санкции, полученные за неис­полнение (ненадлежащее ис­полнение) договоров. Для ис­числения налога используется расчетная ставка 18/118

Полученные суммы санкций

 

Пп. 2 п. 1 ст. 162; П. 4 ст. 164

 

 

Выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по их оплате. Они могут быть получены в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами. В налоговую базу также включаются (ст. 162 Н К РФ) денежные средства, если их получение связано с расчетами по оплате товаров (работ, услуг). Тем самым ста­вится преграда применению скрытых форм реализации.

В налоговую базу входят:

1) суммы, полученные за реализованные товары (работы, услуги) на пополнение фондов специального назначения, в виде финансовой помощи, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг);

2) суммы, поступившие в виде процента (дисконта) по получен­ным в счет оплаты за реализованные товары (работы, услуги) векселям и облигациям, а также по товарному кредиту в части, превышающей размер процента, рассчитанного в соответствии со ставкой рефинан­сирования ЦБ РФ;

3) полученные страховые выплаты по договорам страхования рис­ка неисполнения договорных обязательств.

Рассмотренные положения по включению в налоговую базу пере­численных сумм не применяются в отношении операций по реализа­ции товаров (работ, услуг), которые не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения).

Налоговые ставки

Для исчисления НДС применяются следующие ставки налога:

•   базовая (основная) — 18%;

•   льготная (пониженная) — 10%;

•   специальная — 0%.

Базовая налоговая ставка по НДС (ст. 164 НК РФ) установлена в размере 18%. Льготная ставка 10% при­меняется по отдельным продовольственным товарам (кроме подак­цизных), товарам для детей, периодическим печатным изданиям и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, а также лекарственным средствам и изделиям медицинского назначе­ния. Перечень товаров, на которые распространяется 10%-ная ставка, строго регламентируется Налоговым кодексом РФ.

Налоговым кодексом РФ предусмотрена ставка 0%, применяемая при реализации:

-                    товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, а также работ (услуг), непосредственно связанных с их производством и реализацией;

-                    услуг по перевозке пассажиров и багажа за пределы территории РФ при оформлении перевозок на основании единых международных перевозочных документов;

-                    работ (услуг), выполняемых (оказываемых) непосредственно в космическом пространстве;

-                    товаров (работ и услуг), предназначенных для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами, а также для личного пользования диплома­тического и административно-технического персонала этих предста­вительств, включая членов их семей, проживающих вместе с ними.

При получении денежных средств, связанных с оплатой товаров (работ, услуг), при удержании налога налоговыми агентами, а также пи реализации товаров (работ, услуг), приобретенных на стороне и учитываемых с налогом, а также при реализации сельскохозяйствен­ной продукции и продуктов ее переработки применяется ставка, опре­деленная расчетным путем, а именно как 18/П8 или 10/110.

Для обоснования применения ставки 0% в отношении экспорти­руемых товаров (работ и услуг) и налоговых вычетов налогоплательщи­ки в обязательном порядке представляют в налоговые органы следую­щие документы (ст. 165 НК РФ):

1) контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностран­ным лицом на поставку товара (припасов) за пределы таможенной тер­ритории Российской Федерации;

2) выписка банка (копия выписки), подтверждающая фактиче­ское поступление выручки от иностранного лица — покупателя ука­занного товара (припасов) на счет налогоплательщика в российском банке;

3) таможенная декларация (ее копия) с отметками российского та­моженного органа, осуществившего выпуск товаров в режиме экспор­та, и российского таможенного органа, в регионе деятельности кото­рого находится пункт пропуска;

4) копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, под­тверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации.

Документы предоставляются налогоплательщиками в срок не позднее 180 дней, считая с даты оформления региональными таможен­ными органами грузовой таможенной декларации на вывоз груза в ре­жиме экспорта.

При реализации товаров в таможенном режиме экспорта момен­том определения налоговой базы является последний день месяца, в котором собран полный пакет документов. В случае если полный па­кет документов не собран на 181-й день, считая с даты помещения то­варов под таможенные режимы экспорта, транзита, перемещения при­пасов, момент определения налоговой базы по указанным товарам (ра­ботам, услугам) определяется по дате отгрузки товаров (работ, услуг).

Операции, не подлежащие налогообложению

Операции, не подлежащие налогообложению, можно разделить на группы исходя из мотивов предоставления:

                 экономических – товаров, помещенных под таможенный режим магазина беспошлинной торговли, банковские операции, НИОКР;

                 социальных (реализация жилищных программ, квартплата, образование, медицина, питание, перевозка пассажиров, ритуальные услуги, продукция общества инвалидов, социальная защита престарелых, благотворительность, услуги архивов, гарантийные ремонт и техобслуживание);

                 культурных и религиозных – ремонт и восстановление памятников, реализация изделий народного промысла, предметы религиозного назначения, билеты, буклеты и пр. на спектакли.

                 международных отношений – предоставление помещений иностранным организациям аккредитованным в России, если законодательством этого государства предусмотрен аналогичный порядок в отношении российских организаций;

                 операции, по которым не возможно определить объект обложения -  услуги страхования, оказание услуг по предоставлению займов;

                 услуги, за которые взимаются госпошлины - услуги адвокатов и нотариусов;

                 работы, услуги, за которые взимаются специализированные налоги - работы по обслуживанию воздушных и морских судов; тотализаторы и др. основанные на риске игры; реализация необработанных алмазов, руды, лома и отходов черных и цветных металлов, реализация почтовых марок, монет из драгоценных металлов.

Налогоплательщики имеют право отказаться (на период не менее одного года) от освобождения операций от налогообложения (п. 5 ст. 149 НК РФ). Это право пре­доставляется в отношении отдельных операций, в частности, это опе­рации общественных организаций инвалидов, реализация предметов религиозного назначения, банковские операции, операции по стра­хованию.

Предоставление освобождения связано с особенностями исчисле­ния НДС, в частности, с механизмом предъявления к вычету НДС, уп­лаченного поставщикам материальных ресурсов (работ, услуг).

Не допускается, чтобы операции освобождались или не освобожда­лись от налогообложения в зависимости от того, кто является покупа­телем соответствующих товаров, работ, услуг.

Условия для освобождения от обложения НДС:

1. Налогопла­тельщики, реализующие товары (работы, услуги), как освобождаемые от НДС, так и облагаемые налогом, имеют право на освобождение только при наличии раздельного учета как са­мих операций, так и затрат по производству и реализации таких това­ров (работ, услуг).

2. Распространяется только на лиц, непосредственно осуще­ствляющих производство товаров, выполняющих работы, оказываю­щих услуги (не применяются при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на осно­ве договоров поручения, договоров комиссии).

Информация о работе Проблемы и тенденции налоговой политики в области НДС в РФ