Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 09:25, курсовая работа
Адам Смит сформулировал четыре основополагающих, ставших классическими, принципа налогообложения, желательных в любой системе экономики:
1) Подданные государства должны участвовать в содержании правительства соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства.
2) Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо должен быть точно определен (срок уплаты, способ платежа, сумма платежа).
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ (НДС) В
СОВРЕМЕННОЙ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЕ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……………………………..……..…………7
1.1. Роль и значение НДС в налоговой системе Российской Федерации…. 7
1.2. Порядок исчисления и уплаты НДС ……………………………...……12
1.3. НДС в зарубежных странах и странах СНГ……………………...…….36
2. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ СВЯЗАННЫХ С НДС:
СНИЖЕНИЕ УРОВНЯ ПОСТУПЛЕНИЙ ПО НАЛОГУ И
РОСТ МАХИНАЦИИ ПО ВОЗМЕЩЕНИЮ НДС В 2005-2007 годах...…44
2.1. Анализ поступления НДС в бюджетную систему
Российской Федерации в 2005-2007 годах……..………………………44
2.2. «Лжеэкспортные» махинации и возмещение НДС. Возврат
НДС по программе «TAX FREE for Business»……………………..….56
2.3. Анализ контрольной работы УМНС по РСО-Алании по исчислению и
уплате НДС проводимой самостоятельно и с участием органов МВД...73
3. ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ В
ОБЛАСТИ НДС В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……………..……..…..81
3.1. Механизмы администрирования НДС на 2008 год……………..….…81
3.2. Проблемы и тенденции в администрировании налога
на добавленную стоимость УФНС по РСО-Алания …...……….…….86
3.3 Пути совершенствования администрирования
налога на добавленную стоимость …………..……………………..….93
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..… 104
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ЭЛЕКТРОННЫХ ИСТОЧНИКОВ ДАННЫХ…108
1) работы (услуги) связаны непосредственно с недвижимым имуществом (за исключением воздушных, морских судов и судов внутреннего плавания, а также космических объектов), находящимся на территории РФ. К таким работам (услугам) относятся строительные, строительно-монтажные, ремонтные, эксплуатационные, реставрационные работы, работы по озеленению и услуги по аренде;
2) работы (услуги) связаны с движимым имуществом, находящимся на территории РФ;
3) услуги оказываются на территории РФ в сфере культуры, искусства, образования, физической культуры или туризма и спорта, медицины либо в иной аналогичной сфере деятельности;
4) покупатель услуг осуществляет деятельность на территории РФ, и покупатель этих услуг имеет место нахождения в одном государстве, а продавец — в другом;
5) деятельность организации или индивидуального предпринимателя, выполняющих работы (оказывающих услуги), осуществляется на территории РФ. Это положение распространяется на те виды работ и услуг, которые специально не оговорены в НК РФ.
Если реализация работ (услуг) носит вспомогательный характер по отношению к реализации основных работ (услуг), то местом реализации этих работ признается место реализации основных работ.
Момент определения налоговой базы
Моментом определения налоговой базы (ст. 167 НК РФ) является наиболее ранняя из следующих дат:
1) день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;
2) день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.
Если моментом определения налоговой базы является день оплаты (частичной оплаты) предстоящих поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг или день передачи имущественных прав, то на день передачи имущественных прав в счет поступившей ранее оплаты (частичной оплаты) также возникает момент определения налоговой базы.
Имеет место специфика определения даты реализации в отдельных случаях, оговоренных в налоговом законодательстве. Так, при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления моментом определения налоговой базы является последний день месяца каждого налогового периода. В случае передачи товаров, выполнении работ, оказании услуг для собственных нужд моментом определения налоговой базы является фактическая дата передачи товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Налоговая база по налогу на добавленную стоимость
Налоговая база по НДС рассчитывается налогоплательщиками самостоятельно. Налоговая база по НДС как стоимостный размер объекта налогообложения определяйся в зависимости от особенностей реализации произведенных налогоплательщиком или приобретенных им на стороне товаров (работ, услуг).
При реализации товаров (работ, услуг), облагаемых различными налоговыми ставками, налоговая база определяется отдельно по каждой из этих групп товаров (работ, услуг).
Налоговая база определяется (ст. 154 НК РФ) как стоимость реализуемых товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, учитывающих положения ст. 40 НК РФ без НДС, но с включением в них акцизов (для подакцизных товаров). В налоговую базу по товарам, ввозимым на территорию РФ, включается (ст. 160 НК РФ) таможенная стоимость, таможенная пошлина, а по подакцизным товарам — и сумма акциза.
Аналогичным образом определяется налоговая база и по таким операциям, как: реализация товаров (работ, услуг) по товарообменным (бартерным) операциям, реализация товаров (работ, услуг) на безвозмездной основе, передача права собственности на предмет залога залогодержателю при неисполнении обеспеченного залогом обязательства, передача товаров (результатов выполненных работ, оказанных услуг) при оплате труда в натуральной форме.
Особенности определения налоговой базы с учетом специфики реализации приведены в таблице 2.
Таблица 2
Особенности определения налоговой базы[7]
Вид операции | Налоговая база | Статья НК РФ |
реализация товаров (работ, услуг) | Цена реализации* | П. 1 ст. 154 |
Товарообмен (бартер), безвозмездная реализация, передача прав собственности на предмет залога, оплата труда в натуральной форме | Цена реализации | П. 2 ст. 154 |
Реализация имущества, подлежащего учету по стоимости с учетом уплаченного налога. Для исчисления налога используется расчетная ставка 18/118 | Цена реализуемого имущества + НДС - Остаточная стоимость имущества с учетом переоценки | П. 3 ст. 154; П. 4 ст. 164 |
Реализация сельхозпродукции, закупленной у физических лиц. Для исчисления налога используется расчетная ставка 18/118 | Цена реализации + НДС - Цена приобретения | П. 4 ст. 154; П. 4 ст. 164 |
Реализация услуг по производству товаров из давальческого сырья | Стоимость обработки | П. 5 ст. 154 |
Договоры финансирования под уступку денежного требования или уступки требования (цессии) |
|
|
а) при уступке требования, вытекающего из договора реализации; | а) Как при реализации товаров (работ, услуг) (п. 1); | П. 1 ст. 155 |
Продолжение Таблицы 2 | ||
б) при реализации новым кредитором финансовых услуг, связанных с уступкой требования; | б) сумма превышения доходов, полученных новым кредитором при последующей уступке требования, над расходами по приобретению требования; | П. 2 ст. 155 |
в) при реализации новым кредитором иных финансовых Услуг | в) как при обычной реализации товаров (работ, услуг) (п. 1) | П. 5 ст. 155 |
Посреднические услуги | Сумма вознаграждения | П. 1 ст. 156 |
Транспортные перевозки | Стоимость перевозки в пределах территории России | П. 1 ст. 157 |
Международная связь
| Выручка без НДС - Оплата аренды международных каналов связи — взносы в международные организации связи | П. 2 ст. 157
|
Реализация предприятия в целом как имущественного комплекса. Для исчисления налога используется расчетная ставка 15,25% | Балансовая стоимость отдельных видов имущества х Поправочный коэффициент | Ст. 158
|
Продолжение Таблицы 2 | ||
Передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль | Цена реализации в предыдущий налоговый период
| Ст. 159
|
Строительно-монтажные работы | Совокупная стоимость работ | Ст. 159 |
Импорт товаров | Таможенная стоимость + Таможенная пошлина + Акциз | Ст. 160 |
Исполнения обязанностей налогового агента. Для исчисления налога используется расчетная ставка 18/118 | Сумма дохода иностранного юридического лица
| П.1 ст.161 П. 4 ст.164 |
Процент (дисконт) по векселям; процент по товарному кредиту. Для исчисления налога используется расчетная ставка 18/118 | Сумма превышения над ставкой рефинансирования ЦБ РФ
| Пп. I. 3 п.1ст.162; П.4 ст.164 |
Страховые выплаты по договорам страхования неисполнения договорных обязательств контрагентом. Для исчисления налога используется расчетная ставка 18/118 | Сумма выплаты, если страхуемые обязательства предусматривают поставку облагаемых НДС товаров (работ, услуг) | Пп. 4 п.1 ст.162; П. 4 ст.164 |
Санкции, полученные за неисполнение (ненадлежащее исполнение) договоров. Для исчисления налога используется расчетная ставка 18/118 | Полученные суммы санкций
| Пп. 2 п. 1 ст. 162; П. 4 ст. 164
|
Выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по их оплате. Они могут быть получены в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами. В налоговую базу также включаются (ст. 162 Н К РФ) денежные средства, если их получение связано с расчетами по оплате товаров (работ, услуг). Тем самым ставится преграда применению скрытых форм реализации.
В налоговую базу входят:
1) суммы, полученные за реализованные товары (работы, услуги) на пополнение фондов специального назначения, в виде финансовой помощи, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг);
2) суммы, поступившие в виде процента (дисконта) по полученным в счет оплаты за реализованные товары (работы, услуги) векселям и облигациям, а также по товарному кредиту в части, превышающей размер процента, рассчитанного в соответствии со ставкой рефинансирования ЦБ РФ;
3) полученные страховые выплаты по договорам страхования риска неисполнения договорных обязательств.
Рассмотренные положения по включению в налоговую базу перечисленных сумм не применяются в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), которые не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения).
Налоговые ставки
Для исчисления НДС применяются следующие ставки налога:
• базовая (основная) — 18%;
• льготная (пониженная) — 10%;
• специальная — 0%.
Базовая налоговая ставка по НДС (ст. 164 НК РФ) установлена в размере 18%. Льготная ставка 10% применяется по отдельным продовольственным товарам (кроме подакцизных), товарам для детей, периодическим печатным изданиям и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, а также лекарственным средствам и изделиям медицинского назначения. Перечень товаров, на которые распространяется 10%-ная ставка, строго регламентируется Налоговым кодексом РФ.
Налоговым кодексом РФ предусмотрена ставка 0%, применяемая при реализации:
- товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, а также работ (услуг), непосредственно связанных с их производством и реализацией;
- услуг по перевозке пассажиров и багажа за пределы территории РФ при оформлении перевозок на основании единых международных перевозочных документов;
- работ (услуг), выполняемых (оказываемых) непосредственно в космическом пространстве;
- товаров (работ и услуг), предназначенных для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами, а также для личного пользования дипломатического и административно-технического персонала этих представительств, включая членов их семей, проживающих вместе с ними.
При получении денежных средств, связанных с оплатой товаров (работ, услуг), при удержании налога налоговыми агентами, а также пи реализации товаров (работ, услуг), приобретенных на стороне и учитываемых с налогом, а также при реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки применяется ставка, определенная расчетным путем, а именно как 18/П8 или 10/110.
Для обоснования применения ставки 0% в отношении экспортируемых товаров (работ и услуг) и налоговых вычетов налогоплательщики в обязательном порядке представляют в налоговые органы следующие документы (ст. 165 НК РФ):
1) контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товара (припасов) за пределы таможенной территории Российской Федерации;
2) выписка банка (копия выписки), подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного лица — покупателя указанного товара (припасов) на счет налогоплательщика в российском банке;
3) таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в режиме экспорта, и российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска;
4) копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации.
Документы предоставляются налогоплательщиками в срок не позднее 180 дней, считая с даты оформления региональными таможенными органами грузовой таможенной декларации на вывоз груза в режиме экспорта.
При реализации товаров в таможенном режиме экспорта моментом определения налоговой базы является последний день месяца, в котором собран полный пакет документов. В случае если полный пакет документов не собран на 181-й день, считая с даты помещения товаров под таможенные режимы экспорта, транзита, перемещения припасов, момент определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) определяется по дате отгрузки товаров (работ, услуг).
Операции, не подлежащие налогообложению
Операции, не подлежащие налогообложению, можно разделить на группы исходя из мотивов предоставления:
экономических – товаров, помещенных под таможенный режим магазина беспошлинной торговли, банковские операции, НИОКР;
социальных (реализация жилищных программ, квартплата, образование, медицина, питание, перевозка пассажиров, ритуальные услуги, продукция общества инвалидов, социальная защита престарелых, благотворительность, услуги архивов, гарантийные ремонт и техобслуживание);
культурных и религиозных – ремонт и восстановление памятников, реализация изделий народного промысла, предметы религиозного назначения, билеты, буклеты и пр. на спектакли.
международных отношений – предоставление помещений иностранным организациям аккредитованным в России, если законодательством этого государства предусмотрен аналогичный порядок в отношении российских организаций;
операции, по которым не возможно определить объект обложения - услуги страхования, оказание услуг по предоставлению займов;
услуги, за которые взимаются госпошлины - услуги адвокатов и нотариусов;
работы, услуги, за которые взимаются специализированные налоги - работы по обслуживанию воздушных и морских судов; тотализаторы и др. основанные на риске игры; реализация необработанных алмазов, руды, лома и отходов черных и цветных металлов, реализация почтовых марок, монет из драгоценных металлов.
Налогоплательщики имеют право отказаться (на период не менее одного года) от освобождения операций от налогообложения (п. 5 ст. 149 НК РФ). Это право предоставляется в отношении отдельных операций, в частности, это операции общественных организаций инвалидов, реализация предметов религиозного назначения, банковские операции, операции по страхованию.
Предоставление освобождения связано с особенностями исчисления НДС, в частности, с механизмом предъявления к вычету НДС, уплаченного поставщикам материальных ресурсов (работ, услуг).
Не допускается, чтобы операции освобождались или не освобождались от налогообложения в зависимости от того, кто является покупателем соответствующих товаров, работ, услуг.
Условия для освобождения от обложения НДС:
1. Налогоплательщики, реализующие товары (работы, услуги), как освобождаемые от НДС, так и облагаемые налогом, имеют право на освобождение только при наличии раздельного учета как самих операций, так и затрат по производству и реализации таких товаров (работ, услуг).
2. Распространяется только на лиц, непосредственно осуществляющих производство товаров, выполняющих работы, оказывающих услуги (не применяются при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии).
Информация о работе Проблемы и тенденции налоговой политики в области НДС в РФ