Принципы и формы налоговой политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2011 в 18:19, курсовая работа

Описание работы

В условиях перехода от преимущественно централизованных методов плановой экономики к рыночной существенно изменяются методы воздействия государства на социально - экономическое развитие. Оценивая этапы реформирования нашей экономики ( от первых форм хозрасчета до нынешних версий налоговых систем) , нетрудно выявить следующее: все принимавшиеся за последние годы модели хозяйственного механизма содержат концептуальные просчеты , нанесшие народному хозяйству серьезный урон.

Содержание

1. Введение.


2. Глава 1 . Налоги, их функции.


3. Глава 2. Налоговая политика, ее теоретические основы.


П. 1 Сущность, цели и принципы налоговой политики.

П. 2 Фискальная политика.


4. Глава 3. Налоговая политика России на современном этапе, причины кризиса, недостатки, направления реформы.

5. Налог с оборота

6. Налоги на малый бизнес.


7. Заключение.


8. Список литературы.


9. Приложение – Таблицы:


9.1 Ставки основных налогов ( платежей ) в различных странах в процентах (%)


9.2 ЭФФЕКТИВНЫЕ СТАВКИ НАЛОГООБЛАЖЕНИЯ ПО РАЗЛИЧНЫМ СТРАНАМ

(ДОЛЯ НАЛОГОВ (ПЛАТЕЖЕЙ) В ДОБАВЛЕННОЙ СТОИМОСТИ).

Работа содержит 1 файл

kursovik.doc

— 219.00 Кб (Скачать)

уровень  налогообложения  не должен выходить за допустимые пределы, иначе он будет носить угнетающий и запретительный характер . Чрезмерный налоговый пресс провоцирует  резкое сокращение базы налогообложения,  поскольку препятствует  созданию  новых предпринимательских  структур  и  обрекает  на  массовые банкротства уже существующие.  В результате продолжается спад производства,  а значит,  резко сокращаются поступления в бюджет , что ставит под сомнение осуществимость антиинфляционной  стратегии:  иного выхода ,  кроме дополнительной эмиссии денег,  в этих условиях не предвидится.  Таким образом, оптимальный уровень налогового изъятия предполагает такое совокупное бремя на юридических и физических лиц,  при котором налоги не оказывают угнетающего  воздействия на предпринимательскую и инвестиционную деятельность,  а также на жизненный уровень населения, одновременно  обеспечивая в необходимом объеме поступления в бюджет. Бюджетные ограничения должны быть, с одной стороны достаточно жесткими и универсальными, чтобы не допустить поддержки (посредством излишней дифференциации) неконкурентоспособных предприятий и отраслей,  закрепляющей существующую нерациональную структуру производства.  С другой стороны,  необходимо использовать налоговые методы в качестве рычага,  влияющего на экономическое поведение хозяйственных субъектов и  стимулирующего их производственную и инвестиционную деятельность.

           В основе формирования налоговой  политике лежат таким  образом  , две взаимно увязанные методологические  посылки : использование налоговых платежей  для  формирования  доходной  части бюджетов различных  уровней  и  решение фискальных задач  государства; использование  налогового  инструмента   в   качестве косвенного метода регулирования  экономической деятельности .

           И если до недавнего времени  считалось,  что высокий  уровень   налогов  и  степень прогрессивности  налоговых шкал соответствуют,  как правило,  высоким уровням  развития экономики и социальной  защищенности населения,  то сейчас  общей тенденцией в области налогообложения в странах Запада  является  снижение фактического налогового бремени на прибыль корпорации и доходы физических лиц .

      Когда повышаются налоги , чистые доходы граждан  снижаются . Каждый в отдельности  должен работать больше , чтобы получить прежний уровень доходов, который он имел бы до повышения налогов . Обычно люди начинают искать дополнительное место работы вместо того , чтобы повышать продуктивность на своем основном рабочем месте . Это в свою очередь способно привести к снижению производительности труда , дополнительным увольнениям , росту безработицы . Даже , если иногда складывается впечатление , что работник трудится с большей отдачей , стараясь сохранить прежний уровень доходов после выплаты налогов , производительность труда его в действительности снижается ,тормозя экономический рост страны в целом .  

П. II. Фискальная политика. 

Представление о том , что фискальные действия правительства  могут иметь важное стабилизирующее  воздействие на экономику , стало  приобретать все более широкое признание в период “ Великой депрессии “ 30 - х годов .  Кейнсианская теория занятности играла ключевую роль в том , что целительным фискальным мероприятиям придается  такое значение .

      Всем  известно ,что первоочередной задачей  государственного сектора является стабилизации экономики .

      Политика  стабилизации представляет собой действия правительства по контролю над экономической  ситуацией с целью максимально  приблизить объем ВНП  к его  потенциальному уровню и поддержать низкие стабильные темпы инфляции .

      Такая стабилизация  отчасти реализуется  средствами фискальной политики , т. е. через манипулирование государственным  бюджетом - расходами и  налогообложением для достижения установленных целей .

      Фундаментальное цель фискальной политики состоит в том , чтобы ликвидировать безработицу и инфляцию . Во время спада необходимо проводить стимулирующую фискальную политику , т. е. снижение налоговых ставок  или увеличение госрасходов . Во время проведения стимулирующей фискальной политики мы наблюдаем дефицит бюджета , который компенсируется в период подъема , когда налоговые ставки повышаются , а госрасходы уменьшаются .

Другими словами , если в исходном пункте имеет место  сбалансированный бюджет, фискальная политика должна двигаться в направлении  правительственного бюджетного дефицита в период спада или депрессии .

      И , наоборот если в экономике имеет  место вызванная  избыточным спросом  инфляция , этому случаю соответствует  сдерживающая фискальная политика, которая  включает : уменьшение правительственных расходов , или увеличение налогов . Фискальная политика должна ориентироваться на положительное сальдо правительственного бюджета , если перед экономикой стоит проблема контроля над инфляцией .

      Монетаристы , отвергают дискреционную фискальную политику . Они , в силу существования лагов и ошибок прогнозирования , считают , что уровень госрасходов и налогов может меняться без изменений законодательства ( в отличии от кейнсианцев ) . Параметры фискальной политики изменяются автоматически при перемене экономических условий .

      Недискриционная политика - автоматическое увеличение  налоговых поступлений , сокращение госрасходов в период подъема , и наоборот , уменьшение налоговых поступлений и увеличение госрасходов в период спада ,за счет существования стабилизаторов .

      Встроенный  стабилизатор - любая мера , которая  имеет тенденцию автоматически  увеличивать бюджетный дефицит  в период спада и порождать  его положительное сальдо в период подъема .

      Почти все налоги дадут рост налоговых  поступлений по мере роста ЧНП . В частности , индивидуальный подоходный налог имеет прогрессивные ставки и по мере роста ЧНП дает более чем пропорциональные приросты налоговых поступлений . Более того , по мере роста ЧНП и роста объема закупок товаров и услуг будут увеличиваться поступления от налога на доходы корпораций , налога с оборота и акцизов . И , аналогично , увеличивается величина налогов на зарплату  по мере того , как в ходе экономического подъема создаются новые рабочие места . Напротив , в случае падения ЧНП налоговые поступления от всех этих источников будут падать .

      Как  видим , высокая степень встроенной гибкости финансовой системы является весьма желательной для экономики. Встроенные финансовые стабилизаторы  не делают столь желательным прогнозирование  экономической конъюнктуры . Они открывают правительству возможность не слишком торопиться с принятием антициклических мер. Вместе с тем западная финансовая теория отмечает  ,  что достоинства встроенных стабилизаторов не должны приводить переоценки их возможностей . Данные стабилизаторы смягчают конъюнктурные колебания , но не могут им слишком помешать . Поэтому их оправдано дополнять мерами и дискреционной фискальной политики .

      Не  мало важную роль на развитие производства оказывают налоговые льготы , скидки и кредиты . Налоговые льготы предусматривает налоговый минимум , исключение из облагаемой прибыли некоторых видов доходов и расходов налогоплательщиков , частичное или полное освобождение от налогов , отсрочка уплаты налогов , налоговые скидки и кредиты .

      Налоги , будучи особой сферой производственных отношений , являются своеобразной экономической категорией с устойчивыми внутренними свойствами , закономерностями развития и отличительными формами проявления . Налоги выражают реально существующие денежные отношения , проявляющиеся в процессе изъятия части стоимости национального дохода в пользу общегосударственных потребностей . Эти налоговые отношения как часть финансовых отношений находятся в постоянном изменении . Налоги -не только экономическая категория , но и одновременно финансовая категория .

                  

4. ГЛАВА 3 . 

Налоговая политика России на современном этапе   причины кризиса, недостатки, направления реформы. 

Крушение коммунизма и распад Советского Союза открыли  Российской Федерации путь к созданию свободной рыночной экономики . Вместе с новой экономической структурой пришла и новая , более сложная налоговая система . Если в прошлом каждый трудился на благо государства и все и, казавшееся налогов скорее напоминало часть производственной продукции , предназначавшиеся государству , нынешняя система напоминает ситуацию в западных странах с их налогами на доходы и на добавленную   стоимость . Однако и   при    прежней   и   при    нынешней  системах      налогообложения    в   России

по-прежнему  отсутствуют стимулы к увеличению производства и вслед за ним к повышению уровня жизни .

      Советский Союз представлял не лучшие стимулы  к увеличению производства , чем  это делает сегодняшняя Россия . Он в этой области полагается на идеологию . В то время как Запад уровень жизни населения за счет экономического роста , Советский Союз находился в застое . По мере того как информация о некоммунистическом образе жизни постепенно просачивалась в Советский Союз и росла нужда в инвестировании накопленного капитала , разочарование в коммунистической системе стало оказывать все возрастающее воздействие и в конце концов привело к краху СССР.

      В Советском Союзе существовал  безоговорочный взимавшийся налог , о котором большинство населения  вообще не знало и не подозревали о том , что оно его платит .  Рабочие и служащие никогда не осознавали , что из их зарплаты что-то вычитается , а просто получали низкую заработную плату.

       Сейчас наша  экономика  переживает  трудный период в своем развитии .  В ее ориентации на рынок , на развертывание товарно-денежных отношений придается исключительное значение формирование финансовой базы государства.  И естественно, переход к рыночным  отношениям требует от государства принципиально иных методов управления.  Среди них немаловажную роль призваны сыграть налоги.

           В основе налоговой реформы  лежит  глубокая  трансформация  нашего общества,  преобразование  отношений собственности и покоящейся  на них социально- экономической  структуры в направлении рыночного  хозяйства.  Переходный характер современного периода составляет его главную специфику.

      С формальной точки зрения задача представлялась достаточно сложной,  но ясной,  а именно перейти от  централизованной планируемой экономики (крупное,  узко специализируемое, производство) к экономике рыночного типа. Основные методы этого перехода: разгосударствление и разукрупнение предприятий с включением механизмов конкуренции.

           Развитие политической ситуации  предопределило выбор варианта  рыночных реформ по методу "скачка".  Это не могло не сказаться на  управляемости  ходом  преобразований  и обернулось жестоким экономическим кризисом.  Последний,  в свою  очередь , резко обострил социально-политическую обстановку в обществе .

        К невероятным техническим трудностям  реформы  добавились политические  и экономические.  В этих сложных условиях приходится формироваться налоговой системе,  которая все более вовлекается в сферу политических маневров, подвергается опасности превращения в систему пособий и на налоги возлагаются несвойственные им функции .   В итоге размывается  налоговая политика как таковая.

                 Налоговая  политика, проводимая сегодня в  России, формируется  в результате  действия значительного числа  весьма противоречивых и не  всегда взаимно связанных мер,  с одной  стороны , направленных на удержание доходной базы бюджета на относительно приемлемом уровне, а с другой - формирующих льготные режимы налогообложения для  отраслей  и  групп предприятий ,  имеющих значительное влияние во властных структурах. Это предопределяет целесообразность  рассмотрения  налоговой политики  в двух аспектах :  с точки зрения  ,  во-первых,  ее  действительного единства и последовательности  при реализации  целей экономической политики в широком смысле, наличия в ней взаимодополняющих рычагов и инструментов, а во-вторых , действенности рычагов и инструментов реализации налоговой  политики  в  нынешних конкретно-экономических условиях.

     Такие  цели налоговой политики как  сдерживание  инфляционных процессов,  недопущение их взрывного характера , поддержка предпринимательской , производственной и инвестиционной активности , однако, достаточно противоречивы, поскольку дефляционные мероприятия всегда  в  той  или  иной  мере  угнетают  хозяйственную активность и провоцируют спад производства, а любые мероприятия по предотвращению падения объемов производства и стимулированию  его роста,  по существу означают расширение спроса, прежде всего инвестиционного , а вслед за ним - и потребительского ,  что обязательно ведет к повышению цен.  Стимулирование производственной и инвестиционной активности с помощью налоговых  и монетарных мер может дать эффект лишь в том случае ,  если темпы инфляции не превышают 1-1,5%  в месяц.  По мере нарастания  темпов  инфляции  эффективность  регулирующих производство мер косвенного государственного  вмешательства  в экономику снижается.  Складывающаяся  на  этой основе ситуация "стагфляционной ловушки " предопределяет специфические  требования к налоговой политике как единому целому ,  и к отдельным ее инструментам и составляющим.

Информация о работе Принципы и формы налоговой политики