Принципы и формы налоговой политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2011 в 18:19, курсовая работа

Описание работы

В условиях перехода от преимущественно централизованных методов плановой экономики к рыночной существенно изменяются методы воздействия государства на социально - экономическое развитие. Оценивая этапы реформирования нашей экономики ( от первых форм хозрасчета до нынешних версий налоговых систем) , нетрудно выявить следующее: все принимавшиеся за последние годы модели хозяйственного механизма содержат концептуальные просчеты , нанесшие народному хозяйству серьезный урон.

Содержание

1. Введение.


2. Глава 1 . Налоги, их функции.


3. Глава 2. Налоговая политика, ее теоретические основы.


П. 1 Сущность, цели и принципы налоговой политики.

П. 2 Фискальная политика.


4. Глава 3. Налоговая политика России на современном этапе, причины кризиса, недостатки, направления реформы.

5. Налог с оборота

6. Налоги на малый бизнес.


7. Заключение.


8. Список литературы.


9. Приложение – Таблицы:


9.1 Ставки основных налогов ( платежей ) в различных странах в процентах (%)


9.2 ЭФФЕКТИВНЫЕ СТАВКИ НАЛОГООБЛАЖЕНИЯ ПО РАЗЛИЧНЫМ СТРАНАМ

(ДОЛЯ НАЛОГОВ (ПЛАТЕЖЕЙ) В ДОБАВЛЕННОЙ СТОИМОСТИ).

Работа содержит 1 файл

kursovik.doc

— 219.00 Кб (Скачать)

      Однако  следует отметить, что не одна из вышеприведенных  функции  не работает в российской экономике. Вместе с  тем, чтобы выполнялась главная  фискальная функция, необходимо задействовать все остальные. К сожалению, у нас даже фискальная функция полностью не реализуется. Об этом свидетельствует низкая собираемость налогов.

      Во-первых, налоги влияют на уровень и структуру  совокупного спроса, а через механизм рыночного спроса может содействовать производству или тормозить его. Во-вторых , размер налогов определяет уровень оплаты труда, так как она включает налоговые платежи. В-третьих, от налогов зависит соотношение между издержками производства и ценой товаров  и услуг. Данное соотношение является для предпринимателей определяющим в процессе использования и реализации производственных мощностей.

      Налоговая система должна быть стабильной, в  противном случае предпринимателям невозможно прогнозировать последствия принимаемых решений, что мешает, в свою очередь, формированию рыночных отношений. Таким образом, назрела необходимость серьезно заняться решением вопросов комплексного совершенствования налогового законодательства.

      При повышении ставки налога  мы  сталкиваемся еще с одной проблемой, в частности с такой серьезной как утечка капитала. Утечка ресурсов превышает выплаты международных агентств и иностранных правительств , выделяемые на поддержку процессов российских реформ . Отток в действительности подрывает процесс реформ , так  как инвестиции для приватизации и структурных преобразований должны прийти из самой России  , а не из-за рубежа . Согласно Жаку Рогозинскому , архитектору приватизации в Мексике ,покончить с  бегством капитала можно , только "создав стабильную монетарную обстановку , установив реальные ставки банковского кредита , разумную систему налогов и торговых правил , и тогда деньги вернуться " Облагать капитал чрезмерными налогами  контрпродуктивно , ибо это может только поощрить е его бегству из страны . Наращивание капитала является ключом к  экономическому росту и повышения уровня жизни населения . Налоговое  законодательство должно поощрять накопление и инвестирование капитала. Российское же налоговое законодательство  содержит в  себе все " грехи ", связанные с неразумным отношением к капиталу. Выходом является снижение налогов. Уильям  Эггарс, когда он сотрудничал с Фондом наследия, отмечал в своей работе " Повестка дня для  Восточной Европы в пользу налогов на благо развития" ,  что  бывшее коммунистические страны отчаянно нуждаются в быстром развитии экономики ради получения способности конкурировать с Западом . Чтобы добиться этого , они должны избегать заметного повышения подоходного налога и вместо него ввести стандартный налог  на зарплату. Он предлагал общий уровень в 15% , используемый в Гонконге . Гонконг сохраняет самый низкий в мире уровень налогов и тем не менее в среднем ежегодно увеличивает свой валовой национальный продукт (ВНП) на 6,4% в пересчете на душу населения . В тоже время в США  этот показатель равен 2,4%  , а в Западной Германии - 3,3% .

      Очевидно , что  нынешние налоговые ставки в России чрезмерно высоки . Люди по-прежнему не желают столько платить . Россия , как и раньше , испытывает бюджетный дефицит , а ее население тратит слишком много дорогого времени не на производство необходимых товаров, а на то , как бы избежать уплаты налогов . Упростив  налоговую систему , сократив налоги , взимаемые с предприятий до, быть может , такого же универсального уровня в 15% , отменив НДС , введя общий 15%  налог на индивидуальные доходы , правительство могло бы найти лучшее из возможных решений многих экономических проблем- решение, в котором так остро нуждается сейчас Россия .

        В ряде ведущих  стран  (США,  Японии, Англии  и др.) происходит понижение налоговых ставок  и количество налогов с одновременным расширением  базы налогообложения , уменьшаются количество и размеры налоговых  льгот .

           С позиций  стоящих  перед  Россией экономических проблем  и осуществляемых ныне преобразований целями  налоговой  политики должны стать раскрепощение сил рынка, преодоление спада производства, стабилизация экономики, стимулирование развития приоритетных сфер деятельности и структурных сдвигов .

           Формирования  налоговой  политики  должно строиться на  соблюдении  следующих  принципов:

     - стабильности налоговой системы;

     - одинакового  налогообложения   производителей независимо 

от  отраслевой  принадлежности  предприятия  (фирмы)  и  формы

собственности;

     - равенства налогового бремени  для  различных  категорий

плательщиков  с равным уровнем дохода;

     - одинаковых условий налогообложения   для  предпринимателей, занятых  в производстве, и потребителей.

     Первыми  шагами к  достижению  указанных   целей  могло  бы стать существенное  понижение совокупного уровня  налогового изъятия посредством снижения предельных ставок налогов и прогрессивности шкал налогообложения. Такие меры способствовали бы созданию благоприятного инвестиционного климата и условий для экономического роста.

           Сформулируем важнейшие задачи  налоговой политики в нынешних  условиях:

     - обеспечение достаточных поступлений  в бюджет  для финансирования  неотложных социальных программ;

     - резкий структурный сдвиг   экономических  пропорций   в пользу тех  производств,  которые  работают непосредственно на удовлетворение потребностей населения;

     - создание  наиболее благоприятных  условий для стимулирования деловой  активности.

          В ряду  прочих,  не  менее  острых проблем экономики,  эти  процессы в наибольшей степени поддаются регулированию  налоговым законодательством.

      В сложившейся ситуации в качестве временной меры вплоть до выхода из экономического выхода цент тяжести  федеральных налогов необходимо переместить с прямых на косвенные , при этом представляется целесообразным осуществлять следующие мероприятия :

      1)   Придать незыблемость на длительную  перспективу недавно введенному  порядку , согласно которому из  налогооблагаемой прибыли всех  предприятий производственной и  непроизводственной сферы исключаются все средства , направляемые на инвестиции .

      2)    Широко применять прогрессивное  налогообложение находящихся в  личном пользовании особо престижной  недвижимости , крупных земельных   участков и особо дорогих транспортных  средств вне зависимости от того , находятся они во владении физического или юридического лица , при отсутствии налогов на недвижимость пределах социальных норм потребления , которые необходимо  специально разработать и утвердить для обоснования налоговых льгот .

      3)  Реализовать комплекс мер по увеличению уровня собираемости налогов,  включающего целенаправленную работу  налоговых и таможенных органов , торговой инспекции , правоохранительных органов , и изменение законодательства , регламентирующего их деятельность ( особо следует отметить меры по борьбе с не учитываемым наличным оборотом , включая обязательность использование кассовых аппаратов , получение клиентами - физическими лицами счетов и т. п. ) 

      4)     Постоянно совершенствовать технику  налогообложения , преследуя цель выравнивания налоговой нагрузки между гражданами с различным уровнем доходов и благосостояния , предприятиями , находящимися в объективно разных условиях хозяйствования , а также на повышение нейтральности налоговой системы по отношению к инфляции , изменением обменного курса рубля , способы финансирования производства , величине задолженности предприятиям и т. д.

      5 )    Снижать ставки по  основным видам налогов при  отмене значительной части налоговых  льгот , нередко неэффективных  и создающих либо лазейки в законодательстве , либо  неодинаковые экономические условия в различных секторах хозяйства ,  препятствуя тем самым рациональному использованию ресурсов .

      6)     Постепенно и продуманно изменять  технику взимания налогов в  целях ликвидации нормативных просчетов , допускающих легальное уклонение от их уплаты .

      7)     Уменьшать число налогов , сборов  и платежей путем их объединения  или частичного упразднения .

  

3. ГЛАВА 2 . 

Налоговая политика , ее теоретические  основы . 

П .1 . Сущность , цели и принципы налоговой политики . 

Налоговая политика представляет собой комплекс мер  в  области налогового регулирования ,  направленных на установление оптимального уровня налогового бремени в зависимости  от характера поставленных в данный момент макроэкономических задач.

           Налоговая политика как специфическая  область человеческой   деятельности  относится  к  категории   надстройки.  Между нею и экономическим  базисом общества существует  тесная  взаимосвязь. С одной  стороны , налоговая политика  порождается экономическими отношениями ; общество не свободно в выработке и проведении  политики, последняя обусловлена экономикой. С другой стороны , возникая и развиваясь на основе экономического базиса, налоговая политика ,  как составная часть финансовой политики, обладает определенной самостоятельностью:  у нее специфические законы и  логика развития.  В силу этого она может оказывать обратное влияние на экономику,  состояние финансов.  Это влияние может быть  различно:  в  одних случаях посредством проведения

политических  мероприятий создаются благоприятные  условия  для развития экономики, в других - оно тормозится.

           Научный подход к выработке  налоговой политике предполагает  ее   соответствие   закономерностям   общественного  развития , постоянный  учет выводов  финансовой  теории.  Нарушение  этого важнейшего требования  приводит  к  большим потерям в народном хозяйстве.

           Вся история нашего государства  подтверждает это. Формирование  налоговой  политики  и  создание   налоговой системы  происходит одновременно с развитием параллельных блоков реформы - изменениями в системе собственности ,  ценообразования,  реформированием банковской сферы,  денежно-кредитной

политики и  т . п . . Поэтому в любой конкретный временной промежуток  каждый следующий  шаг на пути создания системы налогообложения во многом определяется принятием конкретных  решений по другим направлениям реформы.

      На выбор конкретного варианта решения в области налоговой политики влияют следующие факторы : общая экономическая ситуация в стране ,  характеризующаяся темпами роста (падения) производства ; уровень инфляции ; кредитно-денежная политика государства; соответствие между сферой производства ,  находящейся под государственным контролем, и приватизированным сектором .

           Разрабатывая налоговую  политику,  видимо  полезно  обратиться к опыту стран с развитой рыночной экономикой .  В теории и  практике  налогового  регулирования  развитых стран Запада  налоговая политика в послевоенные годы строилась в соответствии с кейнсианской  концепцией  функциональных  финансов. Согласно  этой концепции величина расходов и норма налогообложения подчинены потребностям регулирования совокупного общественного спроса,  который должен удерживаться на уровне , обеспечивающем полное использование трудовых ресурсов и  капитала при сохранении стабильности цен ( при этом бюджетное равновесие приносится в жертву равновесию экономическому).  Начиная же с 80-х годов, в связи со снижением доли государственного сектора в экономике развитых стран и  уменьшением  экономической роли государства (сокращением его прямого вмешательства в экономику в основном через снижение  государственных  расходов) налоговая  политика  наряду  с  выполнением  регулирующих функций стала средством обеспечения без дефицитности бюджета. В условиях развитой  экономики  эта цель достигается посредством не усиления налогового бремени ,  ложащегося на производителей  и физических  лиц  ,  а расширения налоговой базы и сокращения государственных расходов на фоне широкомасштабного и  целенаправленного снижения налогов .

      Переход российской экономики на рыночные основы предполагает формирование принципиально  иной , нежели это было в условиях административно - командной системы,  налоговой политики . Это ,  однако , отнюдь не означает необходимости механического заимствования ее западных моделей , эффективных только в условиях развитого рынка.  Теоретическая база и значительный практический опыт стран Запада в области построения и  использования налоговых  систем должны быть переосмыслены и адаптированы  к нашим условиям. Причем с учетом как сегодняшнего уровня развития и кризисного состояния экономики, так и тех задач, которые предстоит решать,  и в немалой степени с помощью налоговой политики.

           Следует также иметь в виду ,  что  установление  высокого уровня   налогового  изъятия  с  целью  решения  прежде  всего фискальных задач и наполнения бюджета не может являться  основой  налоговой  стратегии  на сколько-нибудь продолжительный период.  Использование принципа формирования налогов от доходной части бюджета с целью достижения его без дефицитности неизбежно ведет к установлению  завышенных  норм  налогообложения . При этом игнорируется объективная зависимость между величиной налоговой ставки и ростом  поступлений в бюджет.  Совокупный

Информация о работе Принципы и формы налоговой политики