Порядок освобождения налогоплательщиков от уплаты НДС

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 20:12, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение порядка освобождения налогоплательщиков от исполнения обязанности по исчислению и уплате НДС, предусмотренного законодательством Российской Федерации. Задачи данной работы – изучение нормативно-правовой базы, регулирующей порядок предоставления указанного права налогоплательщикам, рассмотрение сложных спорных вопросов, возникающих в процессе использовании налогоплательщиками права, с утратой данного права, изучение операций, освобождаемых от налогообложения, а также ознакомление с судебной практикой, связанной с рассмотрением вопросов по использованию налогоплательщиками права освобождения от исчисления и уплаты НДС.

Содержание

Введение 3
1. Нормативно-правовая основа применения НДС 4
2. Порядок освобождения налогоплательщиков от уплаты НДС 9
2.1. Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика 9
2.2. Операции, освобождаемые от налогообложения 13
3. Порядок восстановления НДС 22
Заключение 26
Список использованной литературы 28

Работа содержит 1 файл

Курсовая Порядок освобождения налогоплательщиков от уплаты НДС' V.docx

— 60.88 Кб (Скачать)

Томск-2010

     Содержание 

     Введение 3

     1. Нормативно-правовая основа применения НДС 4

     2. Порядок освобождения налогоплательщиков от уплаты НДС 9

     2.1. Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика 9

     2.2. Операции, освобождаемые от налогообложения 13

     3. Порядок восстановления НДС 22

     Заключение 26

     Список использованной литературы 28

     Приложение А 30 
 

 

     

 
 
     Введение

    В течение последних лет регулярно  появляются сообщения о том, что  налог на добавленную стоимость  будет заменен налогом с продаж. Другая популярная новость про НДС - это снижение ставки. Такое внимание чиновников к этому налогу объясняется  просто. Он давно и уверенно занимает первое место в структуре налоговых  доходов бюджета. Конкурировать  с ним сейчас может разве что  налог на добычу полезных ископаемых.

     Налог на добавленную стоимость довольно сложен для понимания, исчисления и  уплаты именно потому, что с ним  связано много исключений из общих  налоговых правил и льгот. Применение таких льгот становится невозможным  без знания налогового законодательства в области обложения НДС, знания всех условий и ограничений, предусмотренных  законодательством.

     Целью работы является рассмотрение порядка освобождения налогоплательщиков от исполнения обязанности по исчислению и уплате НДС, предусмотренного законодательством Российской Федерации. Задачи данной работы – изучение нормативно-правовой базы, регулирующей порядок предоставления указанного права налогоплательщикам, рассмотрение сложных спорных вопросов, возникающих в процессе использовании налогоплательщиками права, с утратой данного права, изучение операций, освобождаемых от налогообложения, а также ознакомление с судебной практикой, связанной с рассмотрением вопросов по использованию налогоплательщиками права освобождения от исчисления и уплаты НДС.

     Работа  состоит из трех глав. В первой главе рассмотрены теоретические основы исчисления НДС, элементы налогообложения, а также сроки и порядок уплаты. Вторая глава посвящена порядку освобождения налогоплательщиков от уплаты НДС. В данной главе рассматриваются операции, освобождаемые от обложения НДС и порядок предоставления налогоплательщикам права освобождения от исчисления и уплаты налога. Третья глава раскрывает порядок возмещения и восстановления НДС.

 

     

 
 
     1. Нормативно-правовая основа применения НДС

     Налог на добавленную стоимость (НДС) является основным и наиболее стабильным источником налоговых поступлений в бюджет.

     Это универсальный косвенный налог, поскольку уплачивается не за счет прибыли налогоплательщиков, а за счет средств, получаемых от покупателей  товаров (работ, услуг), реализуемых  налогоплательщиками. Этим налогом  облагается доход, идущий на конечное потребление. НДС, в отличие от других косвенных налогов, позволяет государству  получать часть дохода на каждой стадии производственного и распределительного цикла. При этом конечный доход государства  от этого налога не зависит от количества промежуточных производителей.

     В Российской Федерации налог на добавленную  стоимость был введен с 1992 г. Законом  РФ от 06.12.1991 г. № 1992-1 «О налоге на добавленную стоимость» (в настоящее время этот закон признан утратившим силу). С 1 января 2001 г. согласно ст. 1 Вводного закона Налогового кодекса РФ (гл. 21 ч. II) налог на добавленную стоимость исчисляется по новым правилам, намного превзойдя другие налоги по своему влиянию на экономику, формирование доходов бюджета, ценовых пропорций и на финансы предприятий и организаций.

     Введение  НДС в нашей стране совпало  с началом проведения масштабной экономической реформы, внедрением в экономику рыночных отношений, переходом к свободным ценам  на большинство товаров, работ, услуг. В настоящее время НДС в России является не только основным косвенным налогом, но и главным в формировании доходной части бюджетов всех уровней.

     Налог на добавленную стоимость регламентируется гл. 21 ч. II Налогового кодекса Российской Федерации (с изменениями и дополнениями).

     Часть вторая НК РФ в изначальном варианте (Раздел VIII, главы 21-24, статьи 143-245) была опубликована в «Российской газете» 10 августа 2000 г. (№ 117-ФЗ от 5 августа 2000 г.). Одновременно был опубликован Федеральный закон «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» (№ 118-ФЗ от 5 августа 2000 г.). 1 января 2001 года вступили в силу первые 4 главы второй (особенной) части Налогового кодекса РФ1, в частности глава 21 «Налог на добавленную стоимость».

     НДС представляет собой форму изъятия  в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и реализации товаров (работ, услуг).

     Добавленной стоимостью является разница между  стоимостью реализованных товаров (работ, услуг) и стоимостью материальных услуг, отнесенных на себестоимость  и издержки обращения. Учитывается  увеличение стоимости на всех стадиях  производства товаров (работ, услуг), налог  вносится по мере их реализации.

     НДС автоматически приплюсовывается к  цене реализации и компенсируется посредством  увеличения розничной цены товаров. Налог уплачивается конечным потребителем при покупке товара (работ, услуг), а также на различных стадиях  производства и реализации товаров.2

    Налогоплательщиками налога на добавленную стоимость  признаются:

  1. организации;
  2. индивидуальные предприниматели;
  3. лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.

    Объектом  налогообложения признаются следующие  операции:

    1) реализация товаров (работ, услуг)  на территории Российской Федерации,  в том числе реализация предметов  залога и передача товаров  (результатов выполненных работ,  оказание услуг) по соглашению  о предоставлении отступного  или новации, а также передача  имущественных прав.

    2) передача на территории Российской  Федерации товаров (выполнение  работ, оказание услуг) для  собственных нужд, расходы на  которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные  отчисления) при исчислении налога  на прибыль организаций;

    3) выполнение строительно-монтажных  работ для собственного потребления;

    4) ввоз товаров на таможенную  территорию Российской Федерации. 3

    Налоговым кодексом РФ также предусмотрены  операции, которые не признаются объектом налогообложения по НДС. Их перечень ограничен и включает в себя передачу на безвозмездной основе жилых домов, детских садов, клубов, санаториев и  других объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения; операции по реализации земельных участков (долей в них); передача имущественных прав организации ее правопреемнику (правопреемникам) и другие операции, указанные в статье 146 НК РФ.4

    Налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) определяется как  стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 40 НК РФ, с  учетом акцизов (для подакцизных  товаров) и без включения в  них НДС.

    Налоговый период (в том числе для налогоплательщиков, исполняющих обязанности налоговых  агентов) устанавливается как квартал, что закреплено в   Федеральном  законе от 27.07.2006г. № 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса РФ и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования». До  01.01.2008г. налоговым периодом по НДС признавался календарный месяц, а для налогоплательщиков (налоговых агентов) с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС, не превышающими два миллиона рублей, налоговый период устанавливается как квартал.

    По  НДС НК РФ предусматривает три  вида налоговых ставок: 0%, 10% и 18%.

    Налогообложение производится по налоговой ставке 0% при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а  также товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, при условии представления в  налоговые органы документов, предусмотренных  статьей 165 НК РФ.

    Налогообложение производится по налоговой ставке 10% при реализации товаров, предусмотренных  статьей 164 Налогового кодекса РФ, а  именно:

    1) продовольственных товаров;

    2) товаров для детей;

    3) периодических печатных изданий,  за исключением периодических  печатных изданий рекламного  или эротического характера; книжной  продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, за исключением  книжной продукции рекламного  и эротического характера;

    4) медицинских товаров отечественного  и зарубежного производства.

    Налогообложение производится по налоговой ставке 18% в случаях, не указанных выше.

    При применении в организации нескольких ставок Налоговым кодексом РФ предусматривается  обязанность ведения раздельного  учета операций, облагаемых по различным  ставкам. 5

    Сумма налога при определении налоговой  базы исчисляется как соответствующая  налоговой ставке процентная доля налоговой  базы, а при раздельном учете - как  сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых  отдельно как соответствующие налоговым  ставкам процентные доли соответствующих  налоговых баз.6

    Основным  первичным документом при расчете  налоговой базы и суммы НДС  является счет-фактура. Счет-фактура  является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных  продавцом товаров (работ, услуг), имущественных  прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм налога к вычету.

    Счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного статьей 169 НК РФ, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению. Налогоплательщик обязан составить счет-фактуру, вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж.

    Налогоплательщик  имеет право уменьшить общую  сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные  налоговые вычеты.

    Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные  налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных  прав на территории Российской Федерации  либо уплаченные налогоплательщиком при  ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для внутреннего  потребления, временного ввоза и  переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации без таможенного контроля и таможенного оформления, в отношении:

    1) товаров (работ, услуг), а также  имущественных прав, приобретаемых  для осуществления операций, признаваемых  объектами налогообложения

    Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму  налоговых вычетов, предусмотренных  статьей 171 НК РФ. 

    Уплата  налога по операциям, признаваемым объектом налогообложения на территории Российской Федерации производится по итогам каждого  налогового периода исходя из фактической  реализации (передачи) товаров (выполнения, в том числе для собственных  нужд, работ, оказания, в том числе  для собственных нужд, услуг) за истекший налоговый период равными долями позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом.

Информация о работе Порядок освобождения налогоплательщиков от уплаты НДС