Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 07:08, курсовая работа
Актуальность темы настоящей работы определяется высоким значением эффективной организации механизма налоговой ответственности, который в современной российской практике пока еще подвержен значительным изменениям и имеет существенные проблемы.
Целью работы является исследование института ответственности за налоговые правонарушения.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. Охарактеризовать понятие и виды налоговых правонарушений;
2. Раскрыть понятие и признаки ответственности за совершение налогового правонарушения;
3. Выявить проблемы, возникающие в деятельности налоговых органов Республики Саха (Якутия) при осуществлении контрольной деятельности и выявлении налоговых правонарушений;
4. Предложить рекомендации по повышении эффективности налогового контроля.
С целью повышения эффективности и качества проведения камеральных налоговых проверок предлагаются следующие меры:
- с учетом большого количества проводимых камеральных проверок, ограниченности инструментария и срока для их проведения, в НК РФ целесообразно конкретизировать вопросы, которые могут и должны проверяться при проведении камеральных проверок;
-
в НК РФ целесообразно
-
необходимо изменить
Существует ряд факторов, негативно влияющих на организацию и результаты работы и по выездным проверкам.
В настоящее время срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке. Решение о назначении проверки выносится до того, как инспекция уведомляет плательщика о начале проверки. Соответственно, время, которое инспекция сможет потратить на проведение самой проверки будет прямо уменьшено на время, потраченное инспекцией на розыск налогоплательщика; вручение ему решения о проведении проверки и требования о предоставлении документов; время, которое дается налогоплательщику на предоставление истребованных документов. На практике это означает сокращение времени проведения выездной налоговой проверки обычного налогоплательщика с двух месяцев до, максимум, полутора месяцев, т.е., как минимум, на 25 процентов.
Процедура выбора объектов для выездных проверок налоговым законодательством в настоящее время не регламентирована. В результате – каждая инспекция выбирает плательщиков для выездной проверки по-своему. В налоговом законодательства России нет ни слова о методах, которые следует использовать при выборе объектов для выездных налоговых проверок.
Пунктом 3 статьи 89 НК РФ установлено, что выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам. Таким образом, выделяются комплексные проверки и тематические проверки. Налоговые органы, в большинстве случаев, проводят тематические проверки. При проведении тематической проверки вместо комплексной налоговая инспекция может сократить затраты рабочего времени на 30 – 50 процентов, «потеряв» 10 – 15 процентов возможных доначислений. Эти потери инспекция «компенсирует» проведя 2 – 3 тематические проверки вместо 1 – 2 комплексных. При этом увеличивается и степень охвата плательщиков налоговыми проверками. В тоже время, при стихийной замене комплексных проверок тематическими существенно ослабевает контроль за правильностью исчисления налогов, не являющихся основными, что нельзя рассматривать как положительную тенденцию.
По методу проведения проверки, можно выделить проверки, проводимые сплошным методом и проверки, проводимые выборочным методом. Проведение выборочной проверки существенно повышает ее эффективность - затраты рабочего времени на проведение проверки сокращаются, хотя и увеличивается риск необнаружения ошибок плательщика. В настоящее время в налоговом законодательстве понятие выборочного метода проведения выездных проверок отсутствует. В тоже время, при правильно организованной выборке можно выявить основные налоговые правонарушения в ходе выборочной проверки.
Предложения
по повышению эффективности
-
дополнить статью 89 НК РФ понятиями
«комплексной выездной
-
дополнить статью 89 НК РФ понятиями
«сплошного» и «выборочного»
метода налоговых проверок. Нужно
узаконить такой подход к
Выполненное исследование позволило сделать следующие выводы.
Налоговое правонарушение, согласно статье 106 Налогового кодекса РФ — это виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, за которое НК РФ установлена ответственность.
Основное отличие определения налогового правонарушения, данного в НК РФ от рекомендованных в теории права, является отсутствие в нем указания на признак общественной вредности деяния. Кроме того, учитывая, что НК РФ и есть законодательство о налогах и сборах, в определении имеется повтор признака противоправности: в начале определяется, что это «противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние», а в конце - «за которое НК РФ установлена ответственность».
С учетом данных замечаний целесообразно уточнить понятие налогового правонарушения и изложить ст. 106 НК РФ в следующем виде: «Налоговое правонарушение - это виновно совершенное, общественно вредное, противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика».
Виды правонарушений, за которые установлена ответственность, охватывают все элементы деятельность налогоплательщика, могущие повлиять на полноту и своевременность перечисления законно установленных налогов и сборов, а также на осуществление контроля со стороны налоговых органов.
Ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах может быть определена как обязанность лица, нарушившего законодательство о налогах и сборах, претерпеть лишения имущественного или личного характера в результате применения к нему государством, в лице соответствующих органов налоговых и иных санкций.
Реализация ответственности за налоговые правонарушения в Республике Саха (Якутия) характеризуется следующими основными моментами.
Количество выявленных в результате проведения налоговых проверок налоговых правонарушений имеет, в целом, тенденцию к понижению, так же как имеет тенденцию к понижению и объем предъявленных в результате налоговых проверок штрафных санкций.
Анализ показал, что указанные тенденции определялись снижением активности налоговых органов. Установлена четкая взаимосвязь количества проверок и количества выявленных правонарушений. Это свидетельствует о том, что сложившаяся система налогового контроля не обеспечивает профилактики налоговых правонарушений. Их количество не уменьшается, а уменьшается только выявление налоговых правонарушений в результате снижения числа проверок.
В то же время эффективность налоговых проверок, выраженная в объеме предъявляемых штрафных санкций на 1 налоговую проверку в 2010 году после снижения в течение двух последних лет несколько возросла. На это обстоятельство повлияло существенное увеличение размеров штрафных санкций, установленное изменением законодательства с середины 2010 года.
Эффективность выездных налоговых проверок, исчисленная по предъявляемым штрафным санкциям в 10-15 раз превышает эффективность камеральных налоговых проверок, что объясняется следующими особенностями выездной налоговой проверки: 1) носит более детальный характер, позволяющий более тщательно проверить соблюдение налогового законодательства налогоплательщиком; 2) назначается, зачастую, при возникновении подозрения на наличие правонарушений.
За последние годы, несмотря на законодательное увеличение штрафных санкций, наметилась тенденция снижения эффективности налоговых проверок: уменьшается количество штрафных санкций, приходящихся на 1 проверку – как камеральную, так и выездную. Представляется, что изменилась структура совершаемых налоговых правонарушений: при сохранении их общего количества уменьшается доля наиболее наказуемых.
Подходы в организации налогового контроля в Республике Саха (Якутия) отличаются от общероссийских. Если в целом по России уменьшается количество выездных налоговых проверок при увеличении камеральных, то в РС(Я), наоборот, растет число выездных проверок при уменьшении камеральных.
Показателями конечной эффективности налогового контроля является рост налоговых поступлений и снижение налоговой задолженности. Эти показатели в РС(Я) имеют положительные тенденции: поступление налогов и сборов в консолидированный бюджет (даже с учетом того, что на рассматриваемый период пришелся финансово-экономический кризис, в результате которого сократилось производство и налогооблагаемая база по ряду налогов) возросло за четыре последних года на 82,7%. Задолженность по налогам и сборам в тоже время снизилась на 32,1%.
Таким
образом, основной проблемой налогового
контроля за соблюдением законодательства
о налогах и сборах является снижение
эффективности налоговых
1. Нормативно-правовые
акты
2. Научно-методическая
литература и публикации
Информация о работе Ответственность за совершение налоговых правонарушений