Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 07:08, курсовая работа
Актуальность темы настоящей работы определяется высоким значением эффективной организации механизма налоговой ответственности, который в современной российской практике пока еще подвержен значительным изменениям и имеет существенные проблемы.
Целью работы является исследование института ответственности за налоговые правонарушения.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. Охарактеризовать понятие и виды налоговых правонарушений;
2. Раскрыть понятие и признаки ответственности за совершение налогового правонарушения;
3. Выявить проблемы, возникающие в деятельности налоговых органов Республики Саха (Якутия) при осуществлении контрольной деятельности и выявлении налоговых правонарушений;
4. Предложить рекомендации по повышении эффективности налогового контроля.
Ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах характеризуется также определёнными лишениями, которые обязан претерпеть виновный. Это является её объективным свойством. Такие лишения заключаются в применении к нарушителю законодательства о налогах и сборах соответствующих санкций, которые и являются мерой ответственности.
В соответствии со способом, каким они служат охране правопорядка, санкции подразделяются на правовосстановительные и штрафные (карательные). Санкции за нарушение законодательства о налогах и сборах, которые заключаются во взыскании пени за просрочку уплаты налогов, являются правовосстановительными, а те санкции, которые предполагают взыскание штрафов - штрафными (карательными). За нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащие признаки налоговых преступлений, наряду со штрафами, предусматриваются и другие более строгие наказания вплоть до лишения свободы.
Ст. 108 НК РФ раскрывает общие условия привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения:
-
никто не может быть привлечен
к ответственности за
- ответственность за налоговое правонарушение, совершенное физическим лицом, наступает, если это деяние не содержит признаков состава преступления, предусмотренного УК РФ.
НК РФ различает степень виновности налогоплательщиков за совершение налоговых правонарушений. Так, противоправное деяние может быть совершено умышленно или по неосторожности. Налоговое правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействий), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействий). Налоговое правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействий) либо вредного характера последствий, возникших вследствие этих действий (бездействий), хотя должно и могло это осознавать.
Согласно ст. 114 НК РФ, налоговой санкцией является мера ответственности за совершение налогового правонарушения. Налоговые санкции установлены в виде денежных взысканий (штрафов) главой 16 НК РФ.
Если
налогоплательщик совершил два или
более налоговых
В ст. 111 и ст. 112 НК РФ приведены обстоятельства, исключающие, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения.
Обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения:
-
вследствие стихийного
- если лицо не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния;
-
использование
Представленный в статье перечень обстоятельств, также как и в ст. 111 НК РФ, является открытым. Это означает, что суды и налоговые органы на свое усмотрение могут признать то или иное обстоятельство смягчающим со всеми закрепленными в НК РФ последствиями.
Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
- отсутствие события налогового правонарушения;
-
отсутствие вины лица в
- совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, физическим лицом, не достигшим к моменту совершения деяния шестнадцатилетнего возраста;
-
истечение сроков давности
Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, истекли три года (срок давности).
Обстоятельства, смягчающие ответственность (совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств:
-
совершение правонарушения под
влиянием угрозы или
- в силу материальной, служебной или иной зависимости.
В НК РФ определено, что наличие хотя бы одного обстоятельства, смягчающего ответственность, влечет снижение размера налоговой санкции не менее чем в два раза. В п. 3 статьи 114 НК РФ представлен лишь минимальный предел снижения налоговой санкции, следовательно, суд и налоговый орган по результатам оценки соответствующих обстоятельств (например, количества смягчающих обстоятельств, личности налогоплательщика или его материального положения) вправе уменьшить размер взыскания и более чем в два раза. Также в НК РФ прописаны отягчающие обстоятельства, при наличии которых ответственность за налоговое правонарушение должна быть увеличена.
Плательщик считается привлеченным к налоговой ответственности в течение 12 месяцев с момента вступления в силу решения суда или налогового органа о применении налоговой санкции. Совершение в этот промежуток времени аналогичного правонарушения будет являться отягчающим обстоятельством и основанием для увеличения штрафа на 100%.
Согласно п. 2 статьи 108 НК РФ, никто не может быть дважды привлечен к ответственности за совершение одного и того же правонарушения. В соответствии с п. 8 ст. 101 НК РФ в решении инспекции о привлечении лица к налоговой ответственности должны быть изложены обстоятельства совершенного правонарушения и приведены ссылки на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства. Неисполнение налоговым органом данного требования означает недоказанность наличия события налогового правонарушения в действиях плательщика.
Срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения составляет 3 года, по истечению которого налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности за его совершение.
Срок, в течение которого может быть взыскана налоговая санкция, исчисляется с даты составления акта налоговой проверки (камеральной или выездной), а не вынесения решения по ее результату. Данный срок является пресекательным, т. е. не подлежащим восстановлению. В случае его пропуска суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа.
Таким образом, с учетом изложенного, ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах можно определить как обязанность лица, нарушившего законодательство о налогах и сборах, претерпеть лишения имущественного или личного характера в результате применения к нему государством, в лице соответствующих органов налоговых и иных санкций.
Налоговая ответственность обладает следующими признаками:
- является средством охраны правопорядка;
- состоит из применения мер государственного принуждения;
-
наступает лишь за
- состоит в применении к правонарушителю определенных отрицательных последствий;
-
наступает на основе норм
- реализуется в соответствующей процессуальной форме;
-
санкции налоговой
- субъектами являются налогоплательщики.
Соблюдение налогового законодательства является необходимым условием обеспечения успешного продвижения экономических реформ. Государство вынуждено выработать такой механизм взаимодействия с налогоплательщиками, который обеспечил бы надлежащее исполнение ими их налоговых обязательств. В России этот механизм получил название «налоговый контроль». Одной из задач налогового контроля является выявление налоговых правонарушений.
Управление Федеральной налоговой службы РФ по Республике Саха (Якутия) осуществляет контроль за налогоплательщиками – юридическими лицами, осуществляющими свою деятельность на территории Республики Саха (Якутия) и налогоплательщиками – физическими лицами, проживающими на этой территории. Количество налогоплательщиков – юридических лиц, зарегистрированных в Едином государственном реестре юридических лиц и обязанных подавать налоговую отчетность на 1 мая – 37 622, индивидуальных предпринимателей – 41 472.
Проанализируем количественные характеристики налоговых правонарушений в Республике Саха (Якутия).
Сведения о динамике налоговых правонарушений приведены в таблице 1.
В
целом, по Республике Саха (Якутия) в
период 2006-2010 гг. выявлялось от 12 900 до 19 152
налоговых правонарушений. Максимум числа
выявленных правонарушений пришелся на
2008 г. – 19 152, минимум на 2010 г. – 12 900. По итогам
выявленных правонарушений нарушителям
предъявлено штрафных санкций на общую
сумму 1 099 482 тыс. руб. Максимум предъявленных
санкций пришелся на 2007 г. (341 119 тыс. руб.),
минимум – на 2010 г. (142 542 тыс. руб.).
Таблица
1
Сведения о выявленных налоговых правонарушениях и штрафных санкциях за их совершение в Республике Саха (Якутия)
2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | |
Выявлено нарушений по итогам выездных и камеральных проверок | 16 714 | 15 663 | 19 152 | 15 729 | 12 900 |
Темп изменения | - | 0,94 | 1,22 | 0,82 | 0,82 |
Объемы
штрафных санкций за нарушение законодательства
о налогах и сборах,
тыс. руб. |
247 270 | 341 119 | 201 204 | 167 347 | 142 542 |
Темп изменения | - | 1,37 | 0,59 | 0,83 | 0,85 |
Количество
выявленных в результате проведения
налоговых проверок налоговых правонарушений
имеет, в целом, тенденцию к понижению
(рис. 1).
Наибольшее количество налоговых правонарушений было выявлено в 2008 году. В остальные годы количество выявленных правонарушений постоянно снижалось от 16 714 в 2006 году до 12900 в 2010 году.
На
рисунке 2 приведена динамика объема
предъявленных штрафных санкций за период
2006 – 2010 гг.
Информация о работе Ответственность за совершение налоговых правонарушений