Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 07:08, курсовая работа
Актуальность темы настоящей работы определяется высоким значением эффективной организации механизма налоговой ответственности, который в современной российской практике пока еще подвержен значительным изменениям и имеет существенные проблемы.
Целью работы является исследование института ответственности за налоговые правонарушения.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. Охарактеризовать понятие и виды налоговых правонарушений;
2. Раскрыть понятие и признаки ответственности за совершение налогового правонарушения;
3. Выявить проблемы, возникающие в деятельности налоговых органов Республики Саха (Якутия) при осуществлении контрольной деятельности и выявлении налоговых правонарушений;
4. Предложить рекомендации по повышении эффективности налогового контроля.
Оглавление
С тех пор как экономика нашего государства освободилась от жесткого государственного контроля, благодаря чему все хозяйствующие субъекты обрели самостоятельность, налоговые платежи стали основным источником государственной казны. Объективно в формировании эффективной налоговой системы главная роль принадлежит государству. Принятие адекватного потребностям экономики и финансовым интересам государства налогового законодательства - необходимое, но недостаточное условие.
Другой не менее важной задачей является формирование механизма, обеспечивающего выполнение налогового законодательства. Для современной российской действительности эта проблема и в настоящее время является очень острой. Соответственно ужесточился контроль за выполнением всеми гражданами и организациями своих обязательств перед бюджетом. Была проведена реформа налогового аппарата и налогового законодательства. Тем не менее ситуация в области сбора налогов оставалась достаточно сложной. Отчасти причины этого кроются в недоверии и неуважении к государству, а от части - в несовершенстве и запутанности законодательства, так вопрос о юридической природе налоговой ответственности до сих пор остается спорным несмотря на принятие кодифицированного акта регулирующего налоговые правоотношения.
Требуемые
суммы налогов государство
Актуальность темы настоящей работы определяется высоким значением эффективной организации механизма налоговой ответственности, который в современной российской практике пока еще подвержен значительным изменениям и имеет существенные проблемы.
Целью работы является исследование института ответственности за налоговые правонарушения.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. Охарактеризовать понятие и виды налоговых правонарушений;
2. Раскрыть понятие и признаки ответственности за совершение налогового правонарушения;
3. Выявить проблемы, возникающие в деятельности налоговых органов Республики Саха (Якутия) при осуществлении контрольной деятельности и выявлении налоговых правонарушений;
4. Предложить рекомендации по повышении эффективности налогового контроля.
Курсовая
работа состоит из введения, двух глав,
включающих пять параграфов, заключения,
списка использованных источников и литературы,
приложения.
Налоговое правонарушение, согласно статье 106 Налогового кодекса РФ1 (далее – НК РФ), — это виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, за которое НК РФ установлена ответственность.
С точки зрения теории права правонарушение можно определить как виновное, противоправное действие (бездействие) лица, причиняющее вред обществу, государству или отдельным лицам2. Имеется и другая формулировка понятия правонарушения: «Правонарушение – это общественно вредное виновное деяние дееспособного субъекта, противоречащее требованиям правовых норм»3.
Как видим, основным отличием определения налогового правонарушения данного в НК РФ от рекомендованных в теории права является отсутствие в нем указания на признак общественной вредности деяния.
Кроме того, учитывая, что НК РФ и есть законодательство о налогах и сборах, в определении, на наш взгляд, имеется повтор признака противоправности: в начале определяется, что это «противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние», а в конце - «за которое НК РФ установлена ответственность».
С учетом данных замечаний целесообразно уточнить понятие налогового правонарушения: «налоговое правонарушение - это виновно совершенное, общественно вредное, противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика».
К ответственности за налоговые правонарушения могут быть привлечены как организации, так и физические лица в случаях, предусмотренных гл. 16 НК РФ. Последние могут быть привлечены к ответственности с шестнадцатилетнего возраста.
Основным нормативно-
НК РФ является не единственным источником, в котором закреплена ответственность за совершение налогового правонарушения. Объективно существующая дифференциация в проявлениях и последствиях противоправных действий (бездействий) в налоговой сфере повлекла их разделение на налоговые преступления, за которые предусмотрена уголовная ответственность, и налоговые правонарушения, влекущие административную ответственность. Регламентирование различных видов ответственности за совершение противоправных деяний объясняется их разнообразным характером4.
Противоправность деяния и наличие санкции за данное деяние являются обязательными признаками налогового правонарушения, которые образуют его состав. Налоговым правонарушением признается действие (бездействие) при одновременном наличии четырех элементов: объекта, объективной стороны, субъекта, субъективной стороны.
Объектом налогового правонарушения являются урегулированные и защищенные законом блага и ценности, которым наносится вред противоправными действиями (бездействиями). Его составные части:
- установленный законом порядок исчисления и уплаты налогов и сборов;
- порядок учета налогоплательщиков;
- порядок составления налоговой отчетности.
Объективная сторона налогового правонарушения - противоправное действие (бездействие) субъекта правонарушения, за которое нормами НК РФ установлена ответственность.
Субъективная сторона налогового правонарушения выражается юридической виной в форме умысла или неосторожности.
К субъектам налогового правонарушения относятся лица, совершившие правонарушение:
- налогоплательщик;
- плательщик сборов;
- налоговый агент;
- кредитная организация выступает в качестве особого субъекта правонарушения.
Существуют основания для того, чтобы деяние было квалифицировано как налоговое правонарушение, за которое наступает ответственность:
Виды налоговых правонарушений, а также налоговая и административная ответственность за их совершение представлены в статьях со 116 по 135 НК РФ. Краткая характеристика налоговых правонарушений представлена в приложении 1.
Законодательством
установлена обязанность
Нарушение налогоплательщиком срока постановки на учет в налоговом органе при отсутствии признаков налогового правонарушения влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей.
Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе влечет взыскание штрафа в размере 10% от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 тыс. рублей.
Нарушение налогоплательщиком установленного НК РФ срока предоставления в налоговый орган информации об открытии или закрытии им счета в каком-либо банке влечет взыскание штрафа в размере 5 тыс. рублей.
Непредоставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета, влечет взыскание штрафа в размере 5% суммы неуплаченного налога за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее предоставления, но не более 30% и не менее 1000 руб.
Непредоставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах и сборах срока представления такой декларации влечет взыскание штрафа в размере 30% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня.
Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) влекут взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченных сумм налога.
Неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20% от суммы, подлежащей перечислению.
Таким образом, под налоговым правонарушением согласно НК РФ понимается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, за которое НК РФ установлена ответственность. С учетом требований теории государства и права и юридической техники предлагается уточнить указанное определение: «налоговое правонарушение - это виновно совершенное, общественно вредное, противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика».
Виды правонарушений, за которые установлена ответственность, охватывают все элементы деятельность налогоплательщика, могущие повлиять на полноту и своевременность перечисления законно установленных налогов и сборов, а также на осуществление контроля со стороны налоговых органов.
Налогоплательщик
несет ответственность в
В первую очередь она связана с государственным принуждением, которое выступает её содержанием. Такое принуждение от имени государства осуществляют органы налогового администрирования и органы внутренних дел5.
Информация о работе Ответственность за совершение налоговых правонарушений