Ответственность за совершение налоговых правонарушений

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 07:08, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы настоящей работы определяется высоким значением эффективной организации механизма налоговой ответственности, который в современной российской практике пока еще подвержен значительным изменениям и имеет существенные проблемы.
Целью работы является исследование института ответственности за налоговые правонарушения.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. Охарактеризовать понятие и виды налоговых правонарушений;
2. Раскрыть понятие и признаки ответственности за совершение налогового правонарушения;
3. Выявить проблемы, возникающие в деятельности налоговых органов Республики Саха (Якутия) при осуществлении контрольной деятельности и выявлении налоговых правонарушений;
4. Предложить рекомендации по повышении эффективности налогового контроля.

Работа содержит 1 файл

Ответственность за совершение налоговых правонарушений (испр2).doc

— 246.50 Кб (Скачать)

Оглавление 

 

Введение

 

       С тех пор как экономика нашего государства освободилась от жесткого государственного контроля, благодаря чему все хозяйствующие субъекты обрели самостоятельность, налоговые платежи стали основным источником государственной казны. Объективно в формировании эффективной налоговой системы главная роль принадлежит государству. Принятие адекватного потребностям экономики и финансовым интересам государства налогового законодательства - необходимое, но недостаточное условие.

       Другой  не менее важной задачей является формирование механизма, обеспечивающего  выполнение налогового законодательства. Для современной российской действительности эта проблема и в настоящее время является очень острой. Соответственно ужесточился контроль за выполнением всеми гражданами и организациями своих обязательств перед бюджетом. Была проведена реформа налогового аппарата и налогового законодательства. Тем не менее ситуация в области сбора налогов оставалась достаточно сложной. Отчасти причины этого кроются в недоверии и неуважении к государству, а от части - в несовершенстве и запутанности законодательства, так вопрос о юридической природе налоговой ответственности до сих пор остается спорным несмотря на принятие кодифицированного акта регулирующего налоговые правоотношения.

       Требуемые суммы налогов государство должно собирать со всех физических и юридических  лиц, объявленных им своими налогоплательщиками. Но еще ни одно государство не смогло достичь этой цели исключительно методом убеждения. Для обеспечения налоговых обязательств существует институт налоговой ответственности. Институт налоговой ответственности – правовой институт, имеющий своей целью повысить платежную дисциплину налоговых агентов и основанный на применении к правонарушителям мер государственного принуждения.

       Актуальность  темы настоящей работы определяется высоким значением эффективной  организации механизма налоговой ответственности, который в современной российской практике пока еще подвержен значительным изменениям и имеет существенные проблемы.

       Целью работы является исследование института  ответственности за налоговые правонарушения.

       Для достижения цели поставлены следующие задачи:

       1. Охарактеризовать понятие и виды налоговых правонарушений;

       2. Раскрыть понятие и признаки ответственности за совершение налогового правонарушения;

       3. Выявить проблемы, возникающие в деятельности налоговых органов Республики Саха (Якутия) при осуществлении контрольной деятельности и выявлении налоговых правонарушений;

       4. Предложить рекомендации по повышении эффективности налогового контроля.

       Курсовая  работа состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Сущность налоговых правонарушений и ответственности за их совершение

1.1 Понятие  и виды налоговых правонарушений

 

       Налоговое правонарушение, согласно статье 106 Налогового кодекса РФ1 (далее – НК РФ), — это виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, за которое НК РФ установлена ответственность.

       С точки зрения теории права правонарушение можно определить как виновное, противоправное действие (бездействие) лица, причиняющее вред обществу, государству или отдельным лицам2. Имеется и другая формулировка понятия правонарушения: «Правонарушение – это общественно вредное виновное деяние дееспособного субъекта, противоречащее требованиям правовых норм»3.

       Как видим, основным отличием определения налогового правонарушения данного в НК РФ от рекомендованных в теории права является отсутствие в нем указания на признак общественной вредности деяния.

       Кроме того, учитывая, что НК РФ и есть законодательство о налогах и сборах, в определении, на наш взгляд, имеется повтор признака противоправности: в начале определяется, что это «противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние», а в конце - «за которое НК РФ установлена ответственность».

       С учетом данных замечаний целесообразно уточнить понятие налогового правонарушения: «налоговое правонарушение - это виновно совершенное, общественно вредное, противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика».

       К ответственности за налоговые правонарушения могут быть привлечены как организации, так и физические лица в случаях, предусмотренных гл. 16 НК РФ. Последние могут быть привлечены к ответственности с шестнадцатилетнего возраста.

       Основным нормативно-правовым актом, регламентирующим вопросы, связанные с налоговыми правонарушениями, является НК РФ. Налоговым правонарушениям и ответственности за их совершение посвящен VI раздел НК РФ.

       НК  РФ является не единственным источником, в котором закреплена ответственность  за совершение налогового правонарушения. Объективно существующая дифференциация в проявлениях и последствиях противоправных действий (бездействий) в налоговой сфере повлекла их разделение на налоговые преступления, за которые предусмотрена уголовная ответственность, и налоговые правонарушения, влекущие административную ответственность. Регламентирование различных видов ответственности за совершение противоправных деяний объясняется их разнообразным характером4.

       Противоправность  деяния и наличие санкции за данное деяние являются обязательными признаками налогового правонарушения, которые образуют его состав. Налоговым правонарушением признается действие (бездействие) при одновременном наличии четырех элементов: объекта, объективной стороны, субъекта, субъективной стороны.

       Объектом налогового правонарушения являются урегулированные и защищенные законом блага и ценности, которым наносится вред противоправными действиями (бездействиями). Его составные части:

       - установленный законом порядок исчисления и уплаты налогов и сборов;

       - порядок учета налогоплательщиков;

       - порядок составления налоговой отчетности.

       Объективная сторона налогового правонарушения - противоправное действие (бездействие) субъекта правонарушения, за которое нормами НК РФ установлена ответственность.

       Субъективная  сторона налогового правонарушения выражается юридической виной в форме умысла или неосторожности.

       К субъектам налогового правонарушения относятся лица, совершившие правонарушение:

       - налогоплательщик;

       - плательщик сборов;

       - налоговый агент;

       - кредитная организация выступает в качестве особого субъекта правонарушения.

       Существуют  основания для того, чтобы деяние было квалифицировано как налоговое  правонарушение, за которое наступает  ответственность:

  1. Нормативное — деяние должно быть соответствующим образом закреплено нормой, определяющей ответственность за совершение данного деяния.
  2. Процессуальное — акт уполномоченного органа о наложении конкретного взыскания за конкретное правонарушение.
  3. Фактическое — есть деяние конкретного субъекта, нарушающего правовые предписания, охраняемые санкциями.

       Виды  налоговых правонарушений, а также налоговая и административная ответственность за их совершение представлены в статьях со 116 по 135 НК РФ. Краткая характеристика налоговых правонарушений представлена в приложении 1.

       Законодательством установлена обязанность налогоплательщиков по постановке на учет в налоговых органах по месту своего нахождения (по месту жительства, если речь идет о физических лицах, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица), по месту нахождения обособленных подразделений, а также по месту нахождения принадлежащих налогоплательщику недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению (ст. 83 НК РФ).

       Нарушение налогоплательщиком срока постановки на учет в налоговом органе при  отсутствии признаков налогового правонарушения влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей.

       Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе влечет взыскание  штрафа в размере 10% от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 тыс. рублей.

       Нарушение налогоплательщиком установленного НК РФ срока предоставления в налоговый  орган информации об открытии или  закрытии им счета в каком-либо банке  влечет взыскание штрафа в размере 5 тыс. рублей.

       Непредоставление  налогоплательщиком в установленный  законодательством о налогах  и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту  учета, влечет взыскание штрафа в  размере 5% суммы неуплаченного налога за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее предоставления, но не более 30% и не менее 1000 руб.

       Непредоставление  налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение  более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах  и сборах срока представления такой декларации влечет взыскание штрафа в размере 30% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня.

       Неуплата  или неполная уплата сумм налога в  результате занижения налоговой  базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных  действий (бездействия) влекут взыскание  штрафа в размере 20% от неуплаченных сумм налога.

       Неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20% от суммы, подлежащей перечислению.

       Таким образом, под налоговым правонарушением  согласно НК РФ понимается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, за которое НК РФ установлена ответственность. С учетом требований теории государства и права и юридической техники предлагается уточнить указанное определение: «налоговое правонарушение - это виновно совершенное, общественно вредное, противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика».

       Виды  правонарушений, за которые установлена  ответственность, охватывают все элементы деятельность налогоплательщика, могущие повлиять на полноту и своевременность перечисления законно установленных налогов и сборов, а также на осуществление контроля со стороны налоговых органов.

    1.2 Понятие и признаки ответственности  за совершение налогового правонарушения

 

       Налогоплательщик  несет ответственность в соответствии с законодательством за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных  на него обязанностей (п. 4 ст. 23 НК РФ). Ответственность  за нарушения законодательства о  налогах и сборах обладает всеми признаками юридической ответственности.

       В первую очередь она связана с  государственным принуждением, которое  выступает её содержанием. Такое принуждение от имени государства осуществляют органы налогового администрирования и органы внутренних дел5.

Информация о работе Ответственность за совершение налоговых правонарушений