Особенности организации налогового контроля за производством и оборотом табачных изделий

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 14:56, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования – производство и оборот табачных изделий.
Предмет исследования – государственное регулирование производства и оборота табачных изделий.
Цель работы: исследовать направления государственного регулирования производства и оборота табачных изделий.
Методы исследования: сравнительного анализа и синтеза при обработке информации, табличный анализ.
Автор работы подтверждает, что приведенный в ней рассчетно–аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников

Содержание

Введение………………………………………………………….…………..4
1 Государственное регулирование производства и оборота табачных изделий………………………………………………………………………….…5
2 Налоговый контроль за производством и оборотом табачных изделий……………………….…………..………………………………………..9
3 Административная ответственность в сфере производства и оборота табачных изделий и совершенствование налогового контроля ….………18
Заключение…….………………………………………………………….....29
Список использованных источников………………….…………………...31

Работа содержит 1 файл

Особенности организации налогового контроля за производством и оборотом табачных изделий.doc

— 339.50 Кб (Скачать)
 

    Примечание  – Источник: собственная разработка на основе [20; 21]. 

    За  допущенные нарушения в сфере  производства и оборота табачных изделий за 9 месяцев 2010 года привлекли на 43 % меньше физических лиц по сравнению с аналогичным периодом 2009 года, а юридических лиц – на 31 % меньше соответственно.

    Проблемным  вопросом в сфере оборота табачных изделий является отсутствие в КоАП ответственности физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, за реализацию табачных изделий, не маркированных в установленном порядке акцизными и (или) специальными марками Республики Беларусь.

    Одним из направлений совершенствования налогового контроля является повышение роли предварительного и текущего контроля, связанных с работой по разъяснению налогового законодательства, сбору, обработке и анализу широкой информации о налогоплательщиках, на основании которой могут осуществляться выборочные проверки налогоплательщиков. Для этого необходимо создание принципиально новых технологий налоговой деятельности на основе применения компьютерных сетей и баз данных с использованием опыта зарубежных стран.

    Одним из путей совершенствования налогового контроля на современном этапе развития страны является сокращение времени, используемого  контрольным работником на проведение налоговых проверок, и, в первую очередь, на проведение выездных налоговых проверок как наиболее трудоемких. Для этого можно сделать следующее:

    а) уменьшить перечень вопросов, подлежащих обязательной проверке, – в настоящее время он составляет более 50-ти вопросов, и если проверяемый период на предприятии больше двух лет, то проверить их все досконально за отводимые на проверку, как правило, две недели не представляется возможным;

    б) сократить объем акта выездной налоговой проверки. Можно подробно расписывать в нем только те вопросы, по которым плательщиком допущены нарушения законодательства о налогах и предпринимательстве;

    в) организовать регулярные курсы по повышению  квалификации контрольных работников, осуществляющих выездные налоговые проверки юридических лиц, так как опытному и подготовленному работнику требуется меньше времени на проведение проверки, чем начинающему и плохо подготовленному.

    Следующим направлением совершенствования налогового контроля является повышение материальной заинтересованности работников в улучшении показателей контрольной работы инспекции, для чего целесообразно создать в каждой налоговой инспекции специальный фонд денежных средств, который бы использовался на укрепление материально-технической базы инспекции и материальное стимулирование работников, показавших наилучшие результаты в работе. Источниками формирования данного фонда могут быть отчисления части доначисленных в ходе налоговых проверок сумм экономических санкций по утвержденному Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь нормативу.

    К одному из главных путей повышения  эффективности налогового контроля можно отнести и совершенствование самого налогового законодательства, так как упрощение и стабильность законодательства о налогах и предпринимательстве автоматически приведут и к упрощению осуществления контроля за его соблюдением.

    Представляет  определенный интерес и такое  из направлений совершенствования налогового контроля, как осуществление проверок аудиторскими фирмами совместно с налоговыми органами и аккредитация аудиторских фирм при МНС.

    Положительными  аспектами указанного предложения  для государства являются:

    а) возможность проведения более полных и результативных проверок предприятий, а также увеличение количества проверок;

    б) повышение качественного уровня как аудиторских, так и налоговых проверок;

    в) снижение расходов по осуществлению  проверок;

    г) увеличение доначислений налогов и санкций в бюджет, а также возможность предотвращения использования схем по уходу от налогов.

    Указанное предложение может быть выгодно  для предприятий в силу следующих причин:

    1) одновременное подтверждение годового  баланса (или аудиторская проверка в других целях) и проведение налоговой проверки;

    2) прозрачность и достоверность отчетности для руководства, акционеров, клиентов и контрагентов;

    3) снижение материальных, трудовых  и временных затрат по сопровождению проверки.

    Для аудиторских фирм данное предложение может быть интересным в силу следующего:

    1)особый статус – агент МНС Республики Беларусь – в рекламных целях способствует привлечению дополнительных клиентов и соответственно увеличению прибыли компании;

    2)доступ  к внутренним материалам налоговых органов – письмам, рекомендациям и прочим документам.

    Указанные меры будут способствовать повышению качества, количества и глубины налоговых проверок, их эффективности, увеличение производительности труда работников налоговой службы, усилению уровня информативности налоговых органов, что позволит увеличить доход бюджета в виде доначислений налогов и санкций, избежать использования юридическими лицами различных схем по уходу от уплаты налогов и снизит затраты по сбору налогов.

    Таким образом, в отношении табачных изделий установлены особые требования производства и их оборота. Нарушение установленных требований и неисполнение обязанностей влечет применение административной ответственности, предусмотренной КоАП. Но кроме специальных составов правонарушений в сфере производства и оборота табачных изделий может быть применена административная ответственность и за нарушение налогового законодательства, законодательства о предпринимательской деятельности и т.д.

    К направлениям совершенствования налогового контроля можно отнести:

    - повышение роли предварительного и текущего контроля;

    - сокращение времени, используемого контрольным работником на проведение налоговых проверок;

    - повышение материальной заинтересованности работников в улучшении показателей контрольной работы инспекции;

    - совершенствование налогового законодательства;

    - осуществление проверок аудиторскими фирмами совместно с налоговыми органами;

    - аккредитация аудиторских фирм при МНС. 

 

    

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 

    В ходе работы были решены основные задачи, а именно: раскрыты понятия «табачные изделия», «оборот»; рассмотрены вопросы, по которым налоговые органы проводят проверку субъектов хозяйствования, занимающихся производством и реализацией табачных изделий; проанализированы меры административной ответственности за нарушения законодательства в сфере производства и оборота табачных изделий; определены направления совершенствования налогового контроля.

    В соответствии с этим, можно сделать  основные выводы, которые заключаются в следующем:

    1. Табачными изделиями являются продукты, частично или полностью изготовленные из табачного сырья так, чтобы использовать для курения, сосания, жевания или нюханья, расфасованные в потребительскую тару (упаковку) для розничной торговли;

    2. Оборот – хранение, импорт, экспорт табачного сырья, оптовая торговля им, а также хранение, импорт, экспорт табачных изделий, оптовая и (или) розничная торговля ими. Поэтому понятие "розничная торговля" следует применять только в отношении табачных изделий и не применять в отношении табачного сырья;

    3. Право импортировать табачное сырье могут только производители готовой продукции - унитарное предприятие "Гродненская табачная фабрика "Неман", "Табак-инвест", а табачные изделия - унитарное предприятие "Беларусьторг" Управления делами президента;

    4. Производство, хранение (как вид предпринимательской деятельности) табачных изделий, оптовая и розничная торговля ими осуществляются субъектами хозяйствования на основании специальных разрешений (лицензий), выдаваемых соответствующими органами;

    5. Юридические лица, осуществляющие импорт табачного сырья, производство, импорт табачных изделий, оптовую торговлю ими, обязаны представлять декларации об объемах производства табачных изделий, а также об объемах оборота табачного сырья и табачных изделий, индивидуальные предприниматели, осуществляющие оптовую торговлю табачными изделиями, - декларации об объемах оборота табачных изделий;

    6. Маркировке акцизными марками подлежат ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь, табачные изделия, а также произведенные в Республике Беларусь и предназначенные для оборота на ее территории табачные изделия;

    7. Для обеспечения своевременности расчетов за поставленные производителями табачные изделия появилась возможность аннулирования специальных разрешений (лицензий) на деятельность, связанную с оборотом (за исключением экспорта и импорта) табачных изделий, при установлении у субъектов торговли просроченной задолженности по расчетам за поставленные табачные изделия два и более раза в течение календарного года;

    8. Перемещаемые транзитом через таможенную территорию Республики Беларусь табачное сырье и табачные изделия подлежат обязательному сопровождению в установленном законодательством порядке подразделениями Департамента охраны Министерства внутренних дел (при перемещении автомобильным транспортом) и военизированной охраной Белорусской железной дороги (при перемещении железнодорожным транспортом). В связи с этим в декрете содержится норма о том, что документы, оформляемые в установленном порядке подразделениями, участвующими в сопровождении перемещаемых табачных изделий и табачного сырья, относятся к документам, подтверждающим легальность ввоза табачного сырья и табачных изделий с целью их транзита через таможенную территорию Беларуси;

    9. При оптовой торговле табачным сырьем и табачными изделиями расчеты должны осуществляться в безналичном порядке. В то же время запрещаются сделки, предусматривающие уступку требования, перевод долга, оплату посредством выдачи или передачи (индоссамента) векселя;

    10. Для облегчения условий выбора наиболее выгодных поставщиков табачного сырья Декретом №28 установлено, что его положения не распространяются на ввоз образцов этого сырья массой не более 3 кг каждый;

    11. В отношении табачных изделий установлены особые требования производства и их оборота. Нарушение установленных требований и неисполнение обязанностей влечет применение административной ответственности, предусмотренной КоАП. Но кроме специальных составов правонарушений в сфере производства и оборота табачных изделий может быть применена административная ответственность и за нарушение налогового законодательства, законодательства о предпринимательской деятельности и т.д.;

    12. К направлениям совершенствования налогового контроля можно отнести:

    - повышение роли предварительного и текущего контроля;

    - сокращение времени, используемого контрольным работником на проведение налоговых проверок;

    - повышение материальной заинтересованности работников в улучшении показателей контрольной работы инспекции;

    - совершенствование налогового законодательства;

    - осуществление проверок аудиторскими фирмами совместно с налоговыми органами;

    - аккредитация аудиторских фирм при МНС.

 

     СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 
 

  1. Кодекс  об административных правонарушениях: Кодекс Респ. Беларусь, 21 апр. 2003 г., № 194-З // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2002. – Дата доступа: 1.11.2010.
  2. О внесении изменений в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь: постановление Совета Министров Респ. Беларусь от 30 сен. 2010 г. № 1415 // Нац. Реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2010. – 5/32571.
  3. О государственном регулировании импорта табачного сырья и табачных изделий и внесения изменений и дополнений в декрет Президента Республики Беларусь от 17 декабря 2002 г. № 28: декрет Президента Респ. Беларусь от 18 окт. 2007 г. № 4 // Нац. Реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2007. – 1/9033.
  4. О государственном регулировании производства, оборота и потребления табачного сырья и табачных изделий: декрет Президента Респ. Беларусь от 17 дек. 2002 г. № 28 // Нац. Реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2002. – 1/4234.
  5. О лицензировании отдельных видов деятельности: декрет Президента Респ. Беларусь о 14 июля 2003 г. № 17 // Нац. Реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2003. – 1/4779.
  6. О некоторых мерах по реализации декрета Президента Республики Беларусь от 23 июля 2008 г. № 16: постановление Совета Министров Респ. Беларусь от 28 окт. 2008 г. № 1610 // Нац. Реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2007. – 1/9033.
  7. О порядке предоставления балансов производства и оборота на внутреннем рынке алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта, табачного сырья и табачных изделий: постановление Министерства по налогам и сборам Респ. Беларусь от 25 ноября 2004 г. № 126 // Нац. Реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2004. – 8/11790.
  8. О применении фиксированных розничных цен на водку и табачные изделия: письмо Министерства экономики Респ. Беларусь, Министерства торговли Респ. Беларусь от 11 янв. 2010 г. № 12-05-10/97/12-02-05/25к.
  9. О применении цен на табачные изделия: письмо Министерства экономики Респ. Беларусь от 28 янв. 2010 г. № 12-05-10/559; письмо Министерства торговля Респ. Беларусь от 25 янв. 2010 г. № 12-02-05/85к.
  10. О рекламе: Закон Республики Беларусь от 10 мая 2007 г. № 225-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2007. – 2/1321.
  11. О соблюдении порядка расчетов наличными денежными средствами: письмо Национального банка Респ. Беларусь от 4 мая 2010 г. № 28-20/96.
  12. О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь: указ Президента Респ. Беларусь от 16 окт. 2009 г. № 510 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2009. – 1/11062.
  13. О ценах на табачные изделия: постановление Министерства экономики Респ. Беларусь от 29 марта 2010 г. № 61 // Нац. Реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2010. – 8/22125.
  14. Об изменении срока вступления в силу изменений № 4 BY к ГОСТу 3935-200 «Сигареты. Общие технические условия»: письмо Министерства по налогам и сборам Респ. Беларусь от 29 дек. 2009 г. № 7-2-2-20/6480.
  15. Об информации, указываемой в сопроводительных документах на алкогольные напитки и табачные изделия иностранного производства, и признании утративших силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь и их отдельных положений: постановление Совета Министров Респ. Беларусь от 7 мая 2010 г. № 695 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2010. – 5/31805.
  16. Об утверждении квот на производство в 2009 году табачных изделий: постановление  Совета Министров Респ. Беларусь от 2 дек. 2008 г. № 1841 // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2002. – Дата доступа: 1.11.2010.
  17. Об утверждении квот на производство в 2010 году табачных изделий: постановление  Совета Министров Респ. Беларусь от 27 ноября 2009 г. № 1533 // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2002. – Дата доступа: 1.11.2010.
  18. Об утверждении форм деклараций об объемах производства табачных изделий, оборота табачного сырья и табачных изделий: постановление Министерства по налогам и сборам Респ. Беларусь от 14 окт. 2008 г. № 78 // Нац. Реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2008. – 8/19721.
  19. Справка об итогах работы инспекции  МНС Республики Беларусь по городу Минску по  выполнению доходной части бюджета за 9 месяцев 2008 года.
  20. Справка об итогах работы инспекции  МНС Республики Беларусь по городу Минску по  выполнению доходной части бюджета за 9 месяцев 2009 года.
  21. Справка об итогах работы инспекции  МНС Республики Беларусь по городу Минску по  выполнению доходной части бюджета за 9 месяцев 2010 года.
  22. Янушкевич, Г.А. Административная ответственность в сфере производства и оборота табачного сырья и табачных изделий / Г.А. Янушкевич // Налоги Беларуси. – 2009. – № 18. – С. 81–92.

Информация о работе Особенности организации налогового контроля за производством и оборотом табачных изделий