Особенности организации налогового контроля в условия экономической интеграции

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 09:38, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – определить особенности организации налогового контроля в условиях экономической интеграции.
Для достижения поставленной цели ставились и решались следующие задачи:
- изучить особенности формирования налоговых пространств интеграционных образований;
- показать сущность унификации организации налогового контроля и координации деятельности налоговых служб интегрирующихся государств как основу налоговой гармонизации:
- определить основные направления совершенствования налогового контроля в условиях интеграции.

Содержание

Введение 3
1. Формирование налоговых пространств интеграционных образований 5
2. Унификация организации налогового контроля и координация деятельности налоговых служб интегрирующихся государств как основа налоговой гармонизации 17
3. Основные направления совершенствования налогового контроля в условиях экономической интеграции 27
Заключение 31
Список использованных источников 32

Работа содержит 1 файл

особенности организации налогового контроля в условиях экономической интеграции (1).doc

— 226.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.  Основные направления совершенствования налогового контроля в условиях экономической интеграции

В соответствии с проводимой политикой гармонизации и созданием единой таможенной территории страны — учас­тницы ТС определили в качестве основополагающей цели на­логовую унификацию, непосредственно затрагивающую воп­росы создания и обеспечения действенности ТС, особенно от­носительно налогов, входящих в группу таможенных плате­жей: НДС и акцизов.

Это подтверждается рядом межправительственных актов и решений, принятых этим органом [10, с. 181]:

-  план практических действий по гармонизации Налого­вого законодательства государств — участников ТС на 2010-2001 гг., в котором определены основные виды налогов, под­лежащие гармонизации и периоды ее проведения, октябрь 2010 г.;

-  решение о разработке Единой формы документа (свиде­тельства) по постановке на налоговый учет в государстве — участнике ТС. Решение принято на базе проведенного анали­за в части возможности сближения принципов налогового администрирования, декабрь 2000 г.;

-  порядок обмена информацией между налоговыми службами государств-участников договора об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях от 26.03.1996 г. по вопросу налогообложения физических лиц, январь 2001 г.;

-  порядок обмена информацией между налоговыми службами государств-участников договора об углублении интеграции в экономической и гуманитарных областях от 29.03.1996 г. по юридическим лицам, имеющим инвестиции юридических лиц государств-участников договора от 29.03.1999 г.

Эти документы предусматривают оперативный обмен ин­формацией с целью совершенствования налогового контроля за деятельностью как юридических, так и физических лиц, ведущих хозяйственную деятельность и получающих дохо­ды в странах Таможенного союза.

Формирование и развитие полноценного Таможенного со­юза предусматривает создание единой таможенной террито­рии и как следствие, обеспечение согласованного либо едино­го органа по управлению ею. Создание единой таможенной территории (ЕТТ) предполагает слияние национальных та­моженных территорий в общую, в которой действуют еди­ные таможенные нормы и правила, обязательные для испол­нения в пределах ЕТТ. В этой ситуации принятие новых пра­вил либо форм тарифного и нетарифного регулирования и изменения торговых режимов по отношению к третьим стра­нам каким-либо государством, входящим в Таможенный со­юз, недопустимо непосредственно без согласования с прочи­ми членами союза. Так как процедура согласования доста­точно проблематична уже исходя из двух параметров: время, которое занимает непосредственно само согласование, и не­совпадение национальных интересов, разрешение возникаю­щих проблем и оценка необходимости изменений в Единый таможенный тариф, на наш взгляд, более эффективна через создание наднационального органа, обеспечивающего при­нцип единства управления [11, с. 37].

В связи с этим напрашивается вывод, чем больше взаи­мопроникновение национальных экономик, чем больше внут­ренних обязательств по отношению друг к другу, чем выше степень интеграции и сложнее ее форма (ЗСТ—>ТС—> ЭК), тем более актуальным является управление единым экономичес­ким механизмом путем создания определенных институтов (администраций), принимающих на себя выполнение кол­лективных функций в области экономики.

Перспектива интеграционных отношений между членами ТС нашла свое отражение в договоре о Таможенном союзе и едином экономическом пространстве (Москва, 26.02.1999 г. Ратифицирован   Республикой   Беларусь   09.11.1999   г. № 303-3).

Формирование единого налогового пространства опреде­ляет необходимость совершенствования форм налогового контроля. Возможность оперативного обмена информацией и создание единого информационного банка данных о нало­гоплательщиках позволит более эффективно предотвращать налоговые правонарушения и налоговые уклонения по всей территории союза вне зависимости от нахождения субъекта, допустившего правонарушения, и его резиденства.

Общие подходы к определению налоговой ответственнос­ти и применению единых налоговых санкций в пределах все­го пространства обеспечат устранение налоговой дискрими­нации налогоплательщика.

Созданию правового налогового поля может также благо­приятствовать организация международных налоговых су­дов и арбитражей.

Налоговое администрирование в системе правовых норм и действий, на наш взгляд, должно базироваться на положе­ниях общего налогового кодекса, учитывающего специфику налоговых отношений, складывающихся в рамках экономи­ческого союза, одновременно не нарушая национального на­логового суверенитета и закрепляя единые подходы в орга­низации общего налогового механизма.

Одним из основных препятствий для налоговой унифика­ции и создания единого налогового пространства по-прежне­му остается проблема сопоставимости базовых положений, используемых в налогообложении: различные подходы в ме­тодике определения налогооблагаемых баз (выручки, вало­вого дохода, прибыли, стоимости имущества и активов пред­приятия).

Часть этих проблем могла быть снята при переходе на ме­ждународные стандарты ведения бухгалтерского учета, так как применение единых подходов позволило бы реально со­поставлять и оценивать эти показатели.

Немаловажным в сфере налогового администрирования бухгалтерского и финансового учета является также унифи­кация первичных документов и финансовой отчетности.

Первичные документы (счета-фактуры, накладные, СМР, таможенные декларации) являются носителями важнейшей экономической информации, используемой для целей нало­гообложения: стоимость (оценка) товара, груза либо оказан­ной услуги, происхождение товара и его фактическое пере­мещение, условия расчетов, валюта платежа и т.д.

Унификация этих документов в пределах экономическо­го союза позволила бы использовать их в системе националь­ного учета без оглядки на зарубежное законодательство (нап­ример, принимать к зачету выделенный НДС), но и компью­теризировать учет экспортно-импортных потоков с целью усиления контроля за исполнением налогового законода­тельства.

Унификация финансовой отчетности позволила бы, в свою очередь, осуществлять спектральный анализ финансовых потоков деятельности как отечественных товаропроизводи­телей, так и нерезидентов.

Сфера налогового контроля и информационного обеспе­чения также является важной составляющей в системе нало­гового администрирования объединенной экономики.

Базовыми  принципами  организации  и  осуществления контроля становятся две взаимодополняющие позиции:

-  избежание налогового уклонения;

-  устранение налоговой дискриминции.

Проблемы налогового уклонения и дискриминации нало­гоплательщика ярко проявляются на территории экономи­ческого союза либо другой формы регионального экономиче­ского образования в условиях действия национальных нало­говых форм и режимов, допускающих разные подходы в на­логообложении отечественного и зарубежного товаропроиз­водителя. Возможность свободного перемещения товара и размещения капиталов также может создавать прецеденты нарушения налоговых законодательств, отсутствие же об­щих подходов в применении налоговой ответственности – усугублять эти негативные проявления.

Создание единой правовой базы, обеспечение общих ме­тодологических подходов в организации налогообложения и бухгалтерского учета позволяют частично решать вышеука­занные проблемы. Однако основной акцент фокусируется на создании общего информационного обеспечения для целей налогового контроля.

Одной из важнейших унификационных процедур, позво­ляющих обеспечить наиболее полный и действенный кон­троль, является разработка единого механизма регистрации налогоплательщиков путем их идентификации как налогоп­лательщика экономического союза и присвоения им единого учетного номера налогоплательщика. Такие системы учета и идентификации налогоплательщиков созданы практически во всех новых независимых государствах и успешно функци­онируют. Целесообразно формирование общей учетной базы, позволяющей идентифицировать плательщика любого госу­дарства, как для проведения экономического анализа, так и для контроля. Добавление к учетному номеру налогопла­тельщика специального кода, указывающего на его нацио­нальную принадлежность (резиденетво), могло бы помочь в решении этой проблемы.

Содружество налоговых администраций, возможность по­лучения полной и достоверной информации о каждом нало­гоплательщике предполагает уменьшение налоговых нару­шений на территории союза. Однако в целях предотвраще­ния налоговой дискриминации и правовой защиты налогоп­лательщика необходимо одновременное закрепление право­вых основ в Модельном налоговом кодексе и их отражение в национальных законодательных актах, а также создание на­логовых судов либо арбитражей, доступных и понятных про­цедур апелляции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Налоговое администрирование, представляющее собой ряд мер по управлению налогообложением, созданию и фун­кционированию необходимых для этой цели структур, мо­жет осуществляться не только в рамках национальных налоговых органов, но и всех причастных к налоговому управле­нию структурах как на государственном, так и межгосудар­ственном уровне, а также при помощи независимых кон­сультативных общественных организаций.

Опыт экономической интеграции зарубежных стран и анализ действующей практики формирования региональ­ных образований Новых Независимых Государств подчерки­вает прямую зависимость действенности органов межгосу­дарственного управления от целей и задач, выдвинутых соз­даваемым экономическим сообществом, и объективных эко­номических условий, обеспечивающих их исполнение.

Основными сферами деятельности налогового админист­рирования в условиях создания региональных экономичес­ких союзов являются системы правовых норм и действий, бухгалтерского (налогового) учета и отчетности, информаци­онного обеспечения и налогового контроля.

Модельный налоговый кодекс, регулирующий правовые налоговые отношения в пределах единого экономического пространства должен отражать специфику как межгосударственных, так и внутригосударственных налоговых отноше­ний, основываясь на принципе равенства и единства в нало­гообложении экономического пространства.

Унификация системы бухгалтерского (налогового) учета и отчетности, создание единой информационной базы нало­гового пространства создает возможности совершенствова­ния налоговой системы и повышения действенности налого­вого администрирования каждого государства-участника и союза в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

1.                  Государственный бюджет: Программа курса / Т.В. Сорокина, Е.Ф. Киреева. — Минск: БГЭУ, 2010. — 11 с.

2.                  Киреева Е.Ф. Налоговые пространства: проблемы становления и развития//Белорус. экон. журн. – 2000.–№ 1. – С. 18–23.

3.                  Киреева Е.Ф. Налоговое регулирование в условиях региональной экономической интеграции (на примере стран СНГ) // Весн. БДЭУ. – 2002. – №3, –С. 89–90.

4.                  Киреева Е.Ф. Опыт унификации налоговых систем // Весн. БДЭУ. – 2001, –№5(28). –С. 17–21.

5.                  Киреева Е.Ф. Основные тенденции в развитии налоговой системы РБ// Финансы, учет и аудит. – 2001. – № 9. – С. 52–56.

6.                  Киреева Е.Ф. Проблемы налоговой гармонизации в условиях вхождения Республики Беларусь в региональные экономические союзы// Проблемы учета и финансов на пути интеграции в Европейский союз: Материалы Междунар. науч. конф. Каунас, 21—22нояб. 2002 г./ ЛСУ.— Каунас: Академия, 2002. —С. 140—141.

7.                  Киреева Е.Ф. Проблемы унификации налоговых систем государств, объединяющихся в экономические союзы // Весн. БДЭУ. – 2000. – №1(18). – С. 87–90.

8.                  Киреева Е.Ф. Унификация налоговой системы Республики Беларусь в условиях согласованной налоговой политики с Российской Федерацией // Финансовые аспекты Союза Беларуси и России: Сб. выступлений. – М.: Финансовая академия при Правительстве РФ, 2001. – С. 65–66.

9.                  Киреева Е.Ф. Унификация налоговой системы Республики Беларусь как направление государственной налоговой политики // Проблемы финансирования и кредитования экономики на рубеже XXI века: Тез. докл. Междунар. практ. конф. Гомель, 21—22 дек. 2002 г. / Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины. — Гомель, 2000. — С. 21—22.

10.             Киреева Е.Ф. Формирование налоговых пространств в условиях экономической интеграции. – Минск: БГЭУ, 2002. – 355 с.

11.             Налоги в условиях экономической интеграции / B.C. Бард, Л.П. Павлова, Е.Ф. Киреева, Н.Е. Заяц и др. – М.: «Кнорус», 2003. – 286 с.

12.             Налоговое регулирование в условиях экономической интеграции. Российская Федерация – Республика Беларусь / B.C. Бард, Т.И. Вуколова, Н.Е. Заяц и др. – Минск: БГЭУ, 2003. – 189 с.

13.             Управление финансовой деятельностью предприятия: Справ. / В.Ф. Близнец, Т.И. Вуколова, М.И. Ткачук и др.; Под общ. ред. М.И. Ткачук. — Минск: ООО «Мисанта», 2008. — 282 с.

14.             Финансовые расчеты предприятий: Справ. / В.Ф. Близнец, Т.И. Василевская, Т.И. Вуколова и др.; Под общ. ред. М.И. Ткачук.— Минск: Вышэйш. шк., 2008. —336 с.

Информация о работе Особенности организации налогового контроля в условия экономической интеграции