Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 09:38, курсовая работа
Цель курсовой работы – определить особенности организации налогового контроля в условиях экономической интеграции.
Для достижения поставленной цели ставились и решались следующие задачи:
- изучить особенности формирования налоговых пространств интеграционных образований;
- показать сущность унификации организации налогового контроля и координации деятельности налоговых служб интегрирующихся государств как основу налоговой гармонизации:
- определить основные направления совершенствования налогового контроля в условиях интеграции.
Введение 3
1. Формирование налоговых пространств интеграционных образований 5
2. Унификация организации налогового контроля и координация деятельности налоговых служб интегрирующихся государств как основа налоговой гармонизации 17
3. Основные направления совершенствования налогового контроля в условиях экономической интеграции 27
Заключение 31
Список использованных источников 32
В соответствии с проводимой политикой гармонизации и созданием единой таможенной территории страны — участницы ТС определили в качестве основополагающей цели налоговую унификацию, непосредственно затрагивающую вопросы создания и обеспечения действенности ТС, особенно относительно налогов, входящих в группу таможенных платежей: НДС и акцизов.
Это подтверждается рядом межправительственных актов и решений, принятых этим органом [10, с. 181]:
- план практических действий по гармонизации Налогового законодательства государств — участников ТС на 2010-2001 гг., в котором определены основные виды налогов, подлежащие гармонизации и периоды ее проведения, октябрь 2010 г.;
- решение о разработке Единой формы документа (свидетельства) по постановке на налоговый учет в государстве — участнике ТС. Решение принято на базе проведенного анализа в части возможности сближения принципов налогового администрирования, декабрь 2000 г.;
- порядок обмена информацией между налоговыми службами государств-участников договора об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях от 26.03.1996 г. по вопросу налогообложения физических лиц, январь 2001 г.;
- порядок обмена информацией между налоговыми службами государств-участников договора об углублении интеграции в экономической и гуманитарных областях от 29.03.1996 г. по юридическим лицам, имеющим инвестиции юридических лиц государств-участников договора от 29.03.1999 г.
Эти документы предусматривают оперативный обмен информацией с целью совершенствования налогового контроля за деятельностью как юридических, так и физических лиц, ведущих хозяйственную деятельность и получающих доходы в странах Таможенного союза.
Формирование и развитие полноценного Таможенного союза предусматривает создание единой таможенной территории и как следствие, обеспечение согласованного либо единого органа по управлению ею. Создание единой таможенной территории (ЕТТ) предполагает слияние национальных таможенных территорий в общую, в которой действуют единые таможенные нормы и правила, обязательные для исполнения в пределах ЕТТ. В этой ситуации принятие новых правил либо форм тарифного и нетарифного регулирования и изменения торговых режимов по отношению к третьим странам каким-либо государством, входящим в Таможенный союз, недопустимо непосредственно без согласования с прочими членами союза. Так как процедура согласования достаточно проблематична уже исходя из двух параметров: время, которое занимает непосредственно само согласование, и несовпадение национальных интересов, разрешение возникающих проблем и оценка необходимости изменений в Единый таможенный тариф, на наш взгляд, более эффективна через создание наднационального органа, обеспечивающего принцип единства управления [11, с. 37].
В связи с этим напрашивается вывод, чем больше взаимопроникновение национальных экономик, чем больше внутренних обязательств по отношению друг к другу, чем выше степень интеграции и сложнее ее форма (ЗСТ—>ТС—> ЭК), тем более актуальным является управление единым экономическим механизмом путем создания определенных институтов (администраций), принимающих на себя выполнение коллективных функций в области экономики.
Перспектива интеграционных отношений между членами ТС нашла свое отражение в договоре о Таможенном союзе и едином экономическом пространстве (Москва, 26.02.1999 г. Ратифицирован Республикой Беларусь 09.11.1999 г. № 303-3).
Формирование единого налогового пространства определяет необходимость совершенствования форм налогового контроля. Возможность оперативного обмена информацией и создание единого информационного банка данных о налогоплательщиках позволит более эффективно предотвращать налоговые правонарушения и налоговые уклонения по всей территории союза вне зависимости от нахождения субъекта, допустившего правонарушения, и его резиденства.
Общие подходы к определению налоговой ответственности и применению единых налоговых санкций в пределах всего пространства обеспечат устранение налоговой дискриминации налогоплательщика.
Созданию правового налогового поля может также благоприятствовать организация международных налоговых судов и арбитражей.
Налоговое администрирование в системе правовых норм и действий, на наш взгляд, должно базироваться на положениях общего налогового кодекса, учитывающего специфику налоговых отношений, складывающихся в рамках экономического союза, одновременно не нарушая национального налогового суверенитета и закрепляя единые подходы в организации общего налогового механизма.
Одним из основных препятствий для налоговой унификации и создания единого налогового пространства по-прежнему остается проблема сопоставимости базовых положений, используемых в налогообложении: различные подходы в методике определения налогооблагаемых баз (выручки, валового дохода, прибыли, стоимости имущества и активов предприятия).
Часть этих проблем могла быть снята при переходе на международные стандарты ведения бухгалтерского учета, так как применение единых подходов позволило бы реально сопоставлять и оценивать эти показатели.
Немаловажным в сфере налогового администрирования бухгалтерского и финансового учета является также унификация первичных документов и финансовой отчетности.
Первичные документы (счета-фактуры, накладные, СМР, таможенные декларации) являются носителями важнейшей экономической информации, используемой для целей налогообложения: стоимость (оценка) товара, груза либо оказанной услуги, происхождение товара и его фактическое перемещение, условия расчетов, валюта платежа и т.д.
Унификация этих документов в пределах экономического союза позволила бы использовать их в системе национального учета без оглядки на зарубежное законодательство (например, принимать к зачету выделенный НДС), но и компьютеризировать учет экспортно-импортных потоков с целью усиления контроля за исполнением налогового законодательства.
Унификация финансовой отчетности позволила бы, в свою очередь, осуществлять спектральный анализ финансовых потоков деятельности как отечественных товаропроизводителей, так и нерезидентов.
Сфера налогового контроля и информационного обеспечения также является важной составляющей в системе налогового администрирования объединенной экономики.
Базовыми принципами организации и осуществления контроля становятся две взаимодополняющие позиции:
- избежание налогового уклонения;
- устранение налоговой дискриминции.
Проблемы налогового уклонения и дискриминации налогоплательщика ярко проявляются на территории экономического союза либо другой формы регионального экономического образования в условиях действия национальных налоговых форм и режимов, допускающих разные подходы в налогообложении отечественного и зарубежного товаропроизводителя. Возможность свободного перемещения товара и размещения капиталов также может создавать прецеденты нарушения налоговых законодательств, отсутствие же общих подходов в применении налоговой ответственности – усугублять эти негативные проявления.
Создание единой правовой базы, обеспечение общих методологических подходов в организации налогообложения и бухгалтерского учета позволяют частично решать вышеуказанные проблемы. Однако основной акцент фокусируется на создании общего информационного обеспечения для целей налогового контроля.
Одной из важнейших унификационных процедур, позволяющих обеспечить наиболее полный и действенный контроль, является разработка единого механизма регистрации налогоплательщиков путем их идентификации как налогоплательщика экономического союза и присвоения им единого учетного номера налогоплательщика. Такие системы учета и идентификации налогоплательщиков созданы практически во всех новых независимых государствах и успешно функционируют. Целесообразно формирование общей учетной базы, позволяющей идентифицировать плательщика любого государства, как для проведения экономического анализа, так и для контроля. Добавление к учетному номеру налогоплательщика специального кода, указывающего на его национальную принадлежность (резиденетво), могло бы помочь в решении этой проблемы.
Содружество налоговых администраций, возможность получения полной и достоверной информации о каждом налогоплательщике предполагает уменьшение налоговых нарушений на территории союза. Однако в целях предотвращения налоговой дискриминации и правовой защиты налогоплательщика необходимо одновременное закрепление правовых основ в Модельном налоговом кодексе и их отражение в национальных законодательных актах, а также создание налоговых судов либо арбитражей, доступных и понятных процедур апелляции.
Налоговое администрирование, представляющее собой ряд мер по управлению налогообложением, созданию и функционированию необходимых для этой цели структур, может осуществляться не только в рамках национальных налоговых органов, но и всех причастных к налоговому управлению структурах как на государственном, так и межгосударственном уровне, а также при помощи независимых консультативных общественных организаций.
Опыт экономической интеграции зарубежных стран и анализ действующей практики формирования региональных образований Новых Независимых Государств подчеркивает прямую зависимость действенности органов межгосударственного управления от целей и задач, выдвинутых создаваемым экономическим сообществом, и объективных экономических условий, обеспечивающих их исполнение.
Основными сферами деятельности налогового администрирования в условиях создания региональных экономических союзов являются системы правовых норм и действий, бухгалтерского (налогового) учета и отчетности, информационного обеспечения и налогового контроля.
Модельный налоговый кодекс, регулирующий правовые налоговые отношения в пределах единого экономического пространства должен отражать специфику как межгосударственных, так и внутригосударственных налоговых отношений, основываясь на принципе равенства и единства в налогообложении экономического пространства.
Унификация системы бухгалтерского (налогового) учета и отчетности, создание единой информационной базы налогового пространства создает возможности совершенствования налоговой системы и повышения действенности налогового администрирования каждого государства-участника и союза в целом.
1. Государственный бюджет: Программа курса / Т.В. Сорокина, Е.Ф. Киреева. — Минск: БГЭУ, 2010. — 11 с.
2. Киреева Е.Ф. Налоговые пространства: проблемы становления и развития//Белорус. экон. журн. – 2000.–№ 1. – С. 18–23.
3. Киреева Е.Ф. Налоговое регулирование в условиях региональной экономической интеграции (на примере стран СНГ) // Весн. БДЭУ. – 2002. – №3, –С. 89–90.
4. Киреева Е.Ф. Опыт унификации налоговых систем // Весн. БДЭУ. – 2001, –№5(28). –С. 17–21.
5. Киреева Е.Ф. Основные тенденции в развитии налоговой системы РБ// Финансы, учет и аудит. – 2001. – № 9. – С. 52–56.
6. Киреева Е.Ф. Проблемы налоговой гармонизации в условиях вхождения Республики Беларусь в региональные экономические союзы// Проблемы учета и финансов на пути интеграции в Европейский союз: Материалы Междунар. науч. конф. Каунас, 21—22нояб. 2002 г./ ЛСУ.— Каунас: Академия, 2002. —С. 140—141.
7. Киреева Е.Ф. Проблемы унификации налоговых систем государств, объединяющихся в экономические союзы // Весн. БДЭУ. – 2000. – №1(18). – С. 87–90.
8. Киреева Е.Ф. Унификация налоговой системы Республики Беларусь в условиях согласованной налоговой политики с Российской Федерацией // Финансовые аспекты Союза Беларуси и России: Сб. выступлений. – М.: Финансовая академия при Правительстве РФ, 2001. – С. 65–66.
9. Киреева Е.Ф. Унификация налоговой системы Республики Беларусь как направление государственной налоговой политики // Проблемы финансирования и кредитования экономики на рубеже XXI века: Тез. докл. Междунар. практ. конф. Гомель, 21—22 дек. 2002 г. / Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины. — Гомель, 2000. — С. 21—22.
10. Киреева Е.Ф. Формирование налоговых пространств в условиях экономической интеграции. – Минск: БГЭУ, 2002. – 355 с.
11. Налоги в условиях экономической интеграции / B.C. Бард, Л.П. Павлова, Е.Ф. Киреева, Н.Е. Заяц и др. – М.: «Кнорус», 2003. – 286 с.
12. Налоговое регулирование в условиях экономической интеграции. Российская Федерация – Республика Беларусь / B.C. Бард, Т.И. Вуколова, Н.Е. Заяц и др. – Минск: БГЭУ, 2003. – 189 с.
13. Управление финансовой деятельностью предприятия: Справ. / В.Ф. Близнец, Т.И. Вуколова, М.И. Ткачук и др.; Под общ. ред. М.И. Ткачук. — Минск: ООО «Мисанта», 2008. — 282 с.
14. Финансовые расчеты предприятий: Справ. / В.Ф. Близнец, Т.И. Василевская, Т.И. Вуколова и др.; Под общ. ред. М.И. Ткачук.— Минск: Вышэйш. шк., 2008. —336 с.
Информация о работе Особенности организации налогового контроля в условия экономической интеграции