Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 09:38, курсовая работа
Цель курсовой работы – определить особенности организации налогового контроля в условиях экономической интеграции.
Для достижения поставленной цели ставились и решались следующие задачи:
- изучить особенности формирования налоговых пространств интеграционных образований;
- показать сущность унификации организации налогового контроля и координации деятельности налоговых служб интегрирующихся государств как основу налоговой гармонизации:
- определить основные направления совершенствования налогового контроля в условиях интеграции.
Введение 3
1. Формирование налоговых пространств интеграционных образований 5
2. Унификация организации налогового контроля и координация деятельности налоговых служб интегрирующихся государств как основа налоговой гармонизации 17
3. Основные направления совершенствования налогового контроля в условиях экономической интеграции 27
Заключение 31
Список использованных источников 32
К другому типу относятся юрисдикции с "умеренными" условиями налогообложения. Они не являются типичными оффшорными территориями. Здесь, как правило, взимается определенный налог на прибыль. Преимущества этих территорий связаны главным образом с благоприятной системой налоговых соглашений, которыми они располагают. Кроме того, в "умеренных" юрисдикциях имеются льготы для компаний определенных типов, прежде всего, холдинговых, финансовых, лицензионных. Эти компании используются как промежуточные пункты для международного перевода доходов и капиталов. К законам с "умеренными" условиями налогообложения обычно причисляют вполне респектабельные и даже престижные государства Западной Европы – Швейцарию, Нидерланды, Ирландию, Люксембург, Бельгию, Австрию. Имеется ряд "комбинированных" юрисдикции, сочетающих в себе признаки различных типов. К такого рода "оптимальным" юрисдикциям можно причислить, прежде всего, Кипр, а также Ирландию и с некоторыми оговорками – Швейцарию.
Имеются и "нетипичные" оффшорные юрисдикции, которые располагают некоторыми соглашениями об устранении двойного налогообложения (Мадейра, Нидерланды, Большие и малые Антильские острова).
Таким образом, основным отличительным признаком замкнутых налоговых пространств является четкое закрепление за отдельной территорией, имеющей государственную таможенную границу, единого механизма налогообложения.
Организация замкнутых налоговых пространств обычно является внутригосударственной функцией, которая обеспечивается единым подходом в осуществлении общегосударственной налоговой политики и производится внутри государства или отдельного региона.
Усиление интеграционных процессов приводит к распространению единых налоговых пространств на территории все большего количества присоединяющихся государств, причем налоговые отношения, закрепленные за определенной территорией опосредуют не только действие общих интересов при сохранении национальных законодательств для защиты внутреннего рынка, но при более высоких степенях интеграции могут выполнять ряд общенациональных функций.
Это приводит не только к унификации налоговых законодательств договаривающихся государств, но и к созданию общего налогового механизма, обслуживающего экономическое пространство регионального сообщества. Так, в Европейском союзе, являющемся примером последовательной интеграционной политики, страны-участницы производят отчисления от налогов, которые в дальнейшем используются на содержание органов управления экономического союза.
Создание надстроечных институтов управления экономическими союзами позволяет решить и ряд дополнительных проблем, возникающих в рамках такого союза, в частности, перераспределения платежей через клиринговую палату между объединившимися странами, в зависимости от доли их участия или с целью выравнивания социально-экономических условий партнеров, осуществления межправительственных программ.
В процессе развития экономик интегрирующих государств, на наш взгляд, наиболее перспективным представляется создание замкнутых налоговых пространств на территории сквозных. Это возможно в форме создания СЭЗ, объединяющей региональные участки отдельных государств (рис 1.4).
Рисунок 1.4 – Организация смешанных налоговых пространств
Примечание. Источник: [10, с. 40]
Преимущество организации такой формы налогового пространства на территории объединяющихся государств выражаются в следующем:
- оптимальный выбор территории, имеющей наиболее благоприятные условия: климатические, геополитические и др.;
- привлечение смешанных инвестиций обоих государств;
- использование средств, полученных на данной территории на международные программы и межгосударственное управление.
В зависимости от поставленных целей и задач проводимой налоговой политики, диапазона применяемого налогового инструментария может осуществляться дальнейшая реструктуризация налогового пространства.
Основными формами наднационального сотрудничества в сфере налогообложения являются сближение, унификация и гармонизация налоговых систем.
Сближение является наиболее мягкой формой правового воздействия на сложившиеся системы. Оно осуществляется через согласование общих подходов и концепций, совместную разработку правовых принципов и отдельных решений, обеспечение их взаимного соответствия.
В отличие от сближения унификация это уже кардинальная мера. Она предусматривает обязательное единообразие юридических норм и правил.
Внутренняя унификация подразумевает упрощение (универсализацию) национальной налоговой системы и предусматривает следующие основные направления [3, с. 89]:
- упрощение методик исчисления налогов;
- применение идентичного механизма налогообложения для всех налогоплательщиков и объектов налогообложения;
- равнозначность (одинаковый экономический эффект от применения) налоговых ставок по всем хозяйственным операциям и объектам налогообложения;
- унификация процедуры исполнения налоговых обязательств.
Что же касается внешней унификации, то механизм ее действия распространяется, в первую очередь, на приведение действующей налоговой системы республики в соответствие с налоговыми системами стран торговых партнеров и участников экономических союзов.
Такое соответствие предполагает решение следующих задач:
- дальнейшая интеграция экономики республики в мировую экономику;
- привлечение иностранного инвестора, в том числе адаптированными правилами налогообложения;
возможность заключения международных договоров об избежании двойного налогообложения без ущерба для национальной экономики (так как за основополагающие понятия доходов, прибыли, инвестиционного и трудовых капиталов принимаются равнозначные величины);
- создание равных условий функционирования для отечественных производителей, в том числе и на чужих рынках.
Налоговая унификация представляет собой метод реализации согласованной налоговой политики в сфере гармонизации налоговых отношений путем установления одинаковых условий и форм налогообложения для всех субъектов хозяйствования и граждан на территории единого экономического пространства с целью создания равной налоговой нагрузки в пределах экономического сообщества.
На каждом этапе экономического развития, а также в соответствии с целями и задачами, которые поставлены перед созданным экономическим сообществом, налоговая унификация может осуществляться различными формами и методами и предусматривать как комплекс унификационных мер, так и отдельные, наиболее экономически важные для гармонизации области с учетом реально осуществляемых возможностей.
При анализе причин и условий, обеспечивающих необходимость создания единой налоговой базы в условиях экономической интеграции можно определить общие принципы налогообложения единого экономического пространства [10, с. 46]:
I. Создание равной налоговой нагрузки в пределах экономического сообщества.
II. Выбор общих приоритетов в развитии объединенной экономики.
III. Установление одинаковых условий и форм налогообложения для иностранных и отечественных субъектов хозяйствования и граждан.
IV. Обеспечение правовой защиты в ситуациях, ухудшающих положение налогоплательщика, устранение различных форм налоговой дискриминации.
V. Предусмотрение в налоговом законодательстве мер по предоставлению гарантий стабильности налоговых изъятий в течение определенного периода.
VI. Организация совместных структур и органов налогового администрирования, осуществляющих поддержку выбранного налогового курса, управление единым налоговым механизмом и контроль за его осуществлением.
Управление налоговым механизмом в национальных налоговых системах осуществляется путем организации налоговых администраций – налоговых органов, обеспечивающих контроль за исполнением налогового законодательства. Организация национальных налоговых систем с учетом рыночных отношений, усиление интеграционных процессов, вхождение стран в региональные экономические группировки, все это предъявляет к управлению налоговым механизмом новые требования.
Формирование единого налогового пространства невозможно без организации действенной системы налогового администрирования в рамках экономического союза. Налоговое администрирование предполагает создание органов контроля и согласование налоговой политики межнационального и наднационального уровня (в зависимости от степени интеграции). К его компетенции также относится управление налоговыми потоками в рамках регионального сообщества, анализ воздействия на объединенную экономику, планирование и прогнозирование общего уровня налогообложения, совершенствование налоговых отношений с третьими странами и т.д.
Таким образом, налоговый контроль имеет более узкую сферу действия, чем налоговое администрирование, обеспечивающее совокупность организационно-правовых действий по управлению налоговым механизмом.
Налоговое администрирование включает в себя не только контроль за выполнением налоговых обязательств, но и организацию определенных государственных структур, занимающихся как выработкой правовых основ налогообложения на базе мирового и исторического опыта, современных достижений науки и практики, так и обеспечением условий функционирования налогового механизма, созданием учетно-аналитической, информационной, правовой базы и др.
Функции налогового администрирования могут выполнять различные государственные органы: так, например, налоговым планированием и оценкой действующей налоговой системы и ее влияния ан экономику обычно занимаются Министерство финансов и Министерство экономики, учетом и контролем за налогами, уплачиваемыми на границе – Таможенный комитет и местные таможенные органы и т.д.
В то же время управление налоговым механизмом на территории единого экономического пространства ставит новые проблемы налогового администрирования [4, с. 18].
Для проведения согласованной налоговой политики, анализа воздействия налогов на объединенную экономику и национальные экономики объединяющихся государств необходима координация действий налоговых администраций, предусматривающая не только контроль и процедуры обмена информацией, но и весь комплекс мер по регулированию и надлежащему исполнению налогового механизма.
Тщательная разработка всего комплекса правил и норм в сфере налогового регулирования международной деятельности требуется и для заключения налоговых соглашений, поскольку именно на основе национальных норм каждая страна формирует свои исходные позиции по отдельным статьям и режимам, включаемым в налоговое соглашение.
Значимость налоговых проблем определяет необходимость развития налоговой теории и совершенствование мировой налоговой практики, что приводит к созданию негосударственных структур, занятых вопросами налогообложения. К таким структурам относится Международная ассоциация (ИФА) – международная неправительственная организация, проводящая научные сравнительные исследования в области налогового права, государственных финансов, финансово-экономических последствий налогообложения, как на национальном, так и на международном уровнях.
Таким образом, практика международного налогового администрирования определила, что его действенность достигается путем организации различных органов и структур как внутреннего, так и межгосударственного управления, имеющих правительственный либо независимый статус (рис. 2.1).
Развитие региональной интеграции на территории бывшего Советского Союза также сталкивается с отсутствием или неадекватностью воздействия старого бюрократического аппарата на экономические процессы. Поэтому формирование международных экономических отношений между ННГ (новыми независимыми государствами) опосредуется организационно-правовым оформлением и созданием новых межгосударственных структур, базирующихся на нормах международного права.
Рисунок 2.1 – Международное налоговое администрирование
Примечание. Источник: [10, с. 183]
Образование в конце 1991 г. Союза Независимых Государств (СНГ) было оформлено организационной структурой содружества: Совет глав Государств, Совет глав правительств, Межпарламентская ассамблея СНГ, был создан Исполнительный секретариат Содружества, органы отраслевого сотрудничества: Совет руководителей внешнеэкономических ведомств, Межправительственные советы других отраслей экономики.
Правовой основой развития интеграционных, межхозяйственных, производственно-экономических связей стал договор о создании экономического союза, который подписали 24.09.1993 г. девять государств СНГ, позже к нему присоединились два государства, а Украина стала ассоциированным участником [9, с. 21].
Практика подтвердила, что для регионального функционирования экономического союза недостаточно одних межгосударственных соглашений, необходима система работы по сближению хозяйственной практики и законодательства государств-участников по созданию новых, отвечающих рыночным отношениям, эффективных механизмов взаимодействия.
Поэтому для реализации договора об экономическом союзе необходимо было создание главного интеграционного органа, не только координирующего, но и отвечающего за исполнение межгосударственных решений.
В связи с этим в сентябре 1994 г. был создан Межгосударственный экономический комитет (МЭК) – постоянно действующий орган экономического союза.
Однако организация нового интеграционного типа не могла полностью осуществить функции межгосударственного органа. Многочисленные совместные декларации и соглашения, подписанные на самом высоком уровне и предусматривающие создание единого экономического пространства, остались на бумаге, как, впрочем, и сам договор о создании экономического союза оказался рамочным документом, выражающим скорее намерения государств, чем возможность их осуществления.
Информация о работе Особенности организации налогового контроля в условия экономической интеграции