Особенности организации налогового контроля в условия экономической интеграции

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 09:38, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – определить особенности организации налогового контроля в условиях экономической интеграции.
Для достижения поставленной цели ставились и решались следующие задачи:
- изучить особенности формирования налоговых пространств интеграционных образований;
- показать сущность унификации организации налогового контроля и координации деятельности налоговых служб интегрирующихся государств как основу налоговой гармонизации:
- определить основные направления совершенствования налогового контроля в условиях интеграции.

Содержание

Введение 3
1. Формирование налоговых пространств интеграционных образований 5
2. Унификация организации налогового контроля и координация деятельности налоговых служб интегрирующихся государств как основа налоговой гармонизации 17
3. Основные направления совершенствования налогового контроля в условиях экономической интеграции 27
Заключение 31
Список использованных источников 32

Работа содержит 1 файл

особенности организации налогового контроля в условиях экономической интеграции (1).doc

— 226.00 Кб (Скачать)

К другому типу относятся юрисдикции с "умеренными" условиями налогообложения. Они не являются типичными оффшорными территориями. Здесь, как правило, взимается определенный налог на прибыль. Преимущества этих терри­торий связаны главным образом с благоприятной системой налоговых соглашений, которыми они располагают. Кроме того, в "умеренных" юрисдикциях имеются льготы для ком­паний определенных типов, прежде всего, холдинговых, финансовых, лицензионных. Эти компании используются как промежуточные пункты для международного перевода дохо­дов и капиталов. К законам с "умеренными" условиями на­логообложения обычно причисляют вполне респектабельные и даже престижные государства Западной Европы – Швей­царию, Нидерланды, Ирландию, Люксембург, Бельгию, Ав­стрию. Имеется ряд "комбинированных" юрисдикции, соче­тающих в себе признаки различных типов. К такого рода "оптимальным" юрисдикциям можно причислить, прежде всего, Кипр, а также Ирландию и с некоторыми оговорка­ми – Швейцарию.

Имеются и "нетипичные" оффшорные юрисдикции, ко­торые располагают некоторыми соглашениями об устранении двойного налогообложения (Мадейра, Нидерланды, Большие и малые Антильские острова).

Таким образом, основным отличительным признаком зам­кнутых налоговых пространств является четкое закрепление за отдельной территорией, имеющей государственную тамо­женную границу, единого механизма налогообложения.

Организация замкнутых налоговых пространств обычно является внутригосударственной функцией, которая обеспе­чивается единым подходом в осуществлении общегосударст­венной налоговой политики и производится внутри государ­ства или отдельного региона.

Усиление интеграционных процессов приводит к рас­пространению единых налоговых пространств на территории все большего количества присоединяющихся государств, при­чем налоговые отношения, закрепленные за определенной территорией опосредуют не только действие общих интере­сов при сохранении национальных законодательств для за­щиты внутреннего рынка, но при более высоких степенях интеграции могут выполнять ряд общенациональных фун­кций.

Это приводит не только к унификации налоговых законо­дательств договаривающихся государств, но и к созданию общего налогового механизма, обслуживающего экономиче­ское пространство регионального сообщества. Так, в Евро­пейском союзе, являющемся примером последовательной интеграционной политики,  страны-участницы производят отчисления от налогов, которые в дальнейшем используются на содержание органов управления экономического союза.

Создание надстроечных институтов управления экономи­ческими союзами позволяет решить и ряд дополнительных проблем, возникающих в рамках такого союза, в частности, перераспределения платежей через клиринговую палату ме­жду объединившимися странами, в зависимости от доли их участия или с целью выравнивания социально-экономичес­ких условий партнеров, осуществления межправительствен­ных программ.

В процессе развития экономик интегрирующих государств, на наш взгляд, наиболее перспективным представляется соз­дание замкнутых налоговых пространств на территории сквоз­ных. Это возможно в форме создания СЭЗ, объединяющей ре­гиональные участки отдельных государств (рис 1.4).

Рисунок 1.4 – Организация смешанных налоговых пространств

Примечание. Источник: [10, с. 40]

 

Преимущество организации такой формы налогового про­странства на территории объединяющихся государств выра­жаются в следующем:

-  оптимальный выбор территории, имеющей наиболее благоприятные условия: климатические, геополитические и др.;

-  привлечение смешанных инвестиций обоих государств;

-  использование средств, полученных на данной террито­рии на международные программы и межгосударственное управление.

В зависимости от поставленных целей и задач проводи­мой налоговой политики, диапазона применяемого налого­вого инструментария может осуществляться дальнейшая ре­структуризация налогового пространства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Унификация организации налогового контроля и координация деятельности налоговых служб интегрирующихся государств как основа налоговой гармонизации

 

Основными формами наднационального сотрудничества в сфере налогообложения являются сближение, унификация и гармонизация налоговых систем.

Сближение является наиболее мягкой формой правового воздействия на сложившиеся системы. Оно осуществляется через согласование общих подходов и концепций, совместную разработку правовых принципов и отдельных решений, обеспечение их взаимного соответствия.

В отличие от сближения унификация это уже кардинальная мера. Она предусматривает обязательное единообразие юридических норм и правил.

Внутренняя унификация подразумевает упрощение (уни­версализацию) национальной налоговой системы и преду­сматривает следующие основные направления [3, с. 89]:

-  упрощение методик исчисления налогов;

-  применение идентичного механизма налогообложения для всех налогоплательщиков и объектов налогообложения;

-  равнозначность (одинаковый экономический эффект от применения) налоговых ставок по всем хозяйственным опе­рациям и объектам налогообложения;

-  унификация процедуры исполнения налоговых обяза­тельств.

Что же касается внешней унификации, то механизм ее действия распространяется, в первую очередь, на приведе­ние действующей налоговой системы республики в соответ­ствие с налоговыми системами стран торговых партнеров и участников экономических союзов.

Такое соответствие предполагает решение следующих за­дач:

-  дальнейшая интеграция экономики республики в ми­ровую экономику;

-  привлечение иностранного инвестора, в том числе адап­тированными правилами налогообложения;

возможность заключения международных договоров об избежании двойного налогообложения без ущерба для наци­ональной экономики (так как за основополагающие понятия доходов, прибыли, инвестиционного и трудовых капиталов принимаются равнозначные величины);

-  создание равных условий функционирования для отече­ственных производителей, в том числе и на чужих рынках.

Налоговая унификация представляет собой метод реа­лизации согласованной налоговой политики в сфере гармо­низации налоговых отношений путем установления одина­ковых условий и форм налогообложения для всех субъектов хозяйствования и граждан на территории единого экономи­ческого пространства с целью создания равной налоговой нагрузки в пределах экономического сообщества.

На каждом этапе экономического развития, а также в соответствии с целями и задачами, которые постав­лены перед созданным экономическим сообществом, налого­вая унификация может осуществляться различными форма­ми и методами и предусматривать как комплекс унификационных мер, так и отдельные, наиболее экономически важные для гармонизации области с учетом реально осуществляемых возможностей.

При анализе причин и условий, обеспечивающих необхо­димость создания единой налоговой базы в условиях эконо­мической интеграции можно определить общие принципы налогообложения единого экономического пространства [10, с. 46]:

I. Создание равной налоговой нагрузки в пределах эконо­мического сообщества.

II.  Выбор общих приоритетов в развитии объединенной экономики.

III.  Установление одинаковых условий и форм налогооб­ложения для иностранных и отечественных субъектов хо­зяйствования и граждан.

IV.  Обеспечение правовой защиты в ситуациях, ухудша­ющих положение налогоплательщика, устранение различ­ных форм налоговой дискриминации.

V.  Предусмотрение в налоговом законодательстве мер по предоставлению гарантий стабильности налоговых изъятий в течение определенного периода.

VI.  Организация совместных структур и органов налого­вого администрирования, осуществляющих поддержку выб­ранного налогового курса, управление единым налоговым механизмом и контроль за его осуществлением.

Управление налоговым механизмом в национальных на­логовых системах осуществляется путем организации нало­говых администраций – налоговых органов, обеспечиваю­щих контроль за исполнением налогового законодательства. Организация национальных налоговых систем с учетом ры­ночных отношений, усиление интеграционных процессов, вхождение стран в региональные экономические группиров­ки, все это предъявляет к управлению налоговым механиз­мом новые требования.

Формирование единого налогового пространства невоз­можно без организации действенной системы налогового ад­министрирования в рамках экономического союза. Налого­вое администрирование предполагает создание органов кон­троля и согласование налоговой политики межнационально­го и наднационального уровня (в зависимости от степени ин­теграции). К его компетенции также относится управление налоговыми потоками в рамках регионального сообщества, анализ воздействия на объединенную экономику, планиро­вание и прогнозирование общего уровня налогообложения, совершенствование налоговых отношений с третьими стра­нами и т.д.

Таким образом, налоговый контроль имеет более узкую сферу действия, чем налоговое администрирование, обеспе­чивающее совокупность организационно-правовых действий по управлению налоговым механизмом.

Налоговое администрирование включает в себя не только контроль за выполнением налоговых обязательств, но и ор­ганизацию определенных государственных структур, зани­мающихся как выработкой правовых основ налогообложе­ния на базе мирового и исторического опыта, современных достижений науки и практики, так и обеспечением условий функционирования налогового механизма, созданием учетно-аналитической, информационной, правовой базы и др.

Функции налогового администрирования могут выпол­нять различные государственные органы: так, например, на­логовым планированием и оценкой действующей налоговой  системы и ее влияния ан экономику обычно занимаются Ми­нистерство финансов и Министерство экономики, учетом и контролем за налогами, уплачиваемыми на границе – Та­моженный комитет и местные таможенные органы и т.д.

В то же время управление налоговым механизмом на тер­ритории единого экономического пространства ставит новые проблемы налогового администрирования [4, с. 18].

Для проведения согласованной налоговой политики, ана­лиза воздействия налогов на объединенную экономику и на­циональные экономики объединяющихся государств необ­ходима координация действий налоговых администраций, предусматривающая не только контроль и процедуры обме­на информацией, но и весь комплекс мер по регулированию и надлежащему исполнению налогового механизма.

Тщательная разработка всего комплекса правил и норм в сфере налогового регулирования международной деятельно­сти требуется и для заключения налоговых соглашений, пос­кольку именно на основе национальных норм каждая страна формирует свои исходные позиции по отдельным статьям и режимам, включаемым в налоговое соглашение.

Значимость налоговых проблем определяет необходи­мость развития налоговой теории и совершенствование ми­ровой налоговой практики, что приводит к созданию негосу­дарственных структур, занятых вопросами налогообложе­ния. К таким структурам относится Международная ассоци­ация (ИФА) – международная неправительственная орга­низация, проводящая научные сравнительные исследования в области налогового права, государственных финансов, фи­нансово-экономических последствий налогообложения, как на национальном, так и на международном уровнях.

Таким образом, практика международного налогового ад­министрирования определила, что его действенность достига­ется путем организации различных органов и структур как внутреннего, так и межгосударственного управления, имею­щих правительственный либо независимый статус (рис. 2.1).

Развитие региональной интеграции на территории быв­шего Советского Союза также сталкивается с отсутствием или неадекватностью воздействия старого бюрократического аппарата на экономические процессы. Поэтому формирование международных экономических отношений между ННГ (новыми независимыми государствами) опосредуется орга­низационно-правовым оформлением и созданием новых меж­государственных структур, базирующихся на нормах меж­дународного права.

 

Рисунок 2.1 – Международное налоговое администрирование

Примечание. Источник: [10, с. 183]

 

Образование в конце 1991 г. Союза Независимых Госу­дарств (СНГ) было оформлено организационной структурой содружества: Совет глав Государств, Совет глав правительств, Межпарламентская ассамблея СНГ, был создан Исполни­тельный секретариат Содружества, органы отраслевого сот­рудничества: Совет руководителей внешнеэкономических ведомств, Межправительственные советы других отраслей экономики.

Правовой основой развития интеграционных, межхозяй­ственных, производственно-экономических связей стал до­говор о создании экономического союза, который подписали 24.09.1993 г. девять государств СНГ, позже к нему присое­динились два государства, а Украина стала ассоциирован­ным участником [9, с. 21].

Практика подтвердила, что для регионального функцио­нирования экономического союза недостаточно одних меж­государственных соглашений, необходима система работы по сближению хозяйственной практики и законодательства государств-участников по созданию новых, отвечающих ры­ночным отношениям, эффективных механизмов взаимодей­ствия.

Поэтому для реализации договора об экономическом сою­зе необходимо было создание главного интеграционного ор­гана, не только координирующего, но и отвечающего за ис­полнение межгосударственных решений.

В связи с этим в сентябре 1994 г. был создан Межгосудар­ственный экономический комитет (МЭК) – постоянно дей­ствующий орган экономического союза.

Однако организация нового интеграционного типа не могла полностью осуществить функции межгосударственно­го органа. Многочисленные совместные декларации и согла­шения, подписанные на самом высоком уровне и предусмат­ривающие создание единого экономического пространства, остались на бумаге, как, впрочем, и сам договор о создании экономического союза оказался рамочным документом, вы­ражающим скорее намерения государств, чем возможность их осуществления.

Информация о работе Особенности организации налогового контроля в условия экономической интеграции