Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 09:38, курсовая работа
Цель курсовой работы – определить особенности организации налогового контроля в условиях экономической интеграции.
Для достижения поставленной цели ставились и решались следующие задачи:
- изучить особенности формирования налоговых пространств интеграционных образований;
- показать сущность унификации организации налогового контроля и координации деятельности налоговых служб интегрирующихся государств как основу налоговой гармонизации:
- определить основные направления совершенствования налогового контроля в условиях интеграции.
Введение 3
1. Формирование налоговых пространств интеграционных образований 5
2. Унификация организации налогового контроля и координация деятельности налоговых служб интегрирующихся государств как основа налоговой гармонизации 17
3. Основные направления совершенствования налогового контроля в условиях экономической интеграции 27
Заключение 31
Список использованных источников 32
Несмотря на существующие различия, вызванные как объективными, так и субъективными факторами, налоговые пространства можно рассматривать с точки зрения элементов, составляющих налоговое пространство и его организационную основу, – механизма управления налогами, а также классифицировать по их базовому признаку – функционированию в пределах определенной территории.
Управление налоговыми отношениями можно определить как совокупность государственных мер по обеспечению целенаправленного и непрерывного функционирования налогового механизма в целях реализации эффективной налоговой политики.
Исходя из этого определения, управление налогами в пределах налогового пространства представляет собой цель достижения соответствующей налоговой политики, а налоговый механизм – средство достижения этой цели (инструментарий).
Началом процесса непрерывной интеграции между Российской Федерацией и Республикой Беларусь послужили межправительственные переговоры в январе 1995г., в результате которых был принят пакет российско-белорусских документов, в том числе Меморандум о расширении и углублении российско-белорусского сотрудничества, Соглашение о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь, Протокол о введении режима свободной торговли без изъятий и ограничений между Российской Федерацией и Республикой Беларусь.
В целях усиления интеграционных процессов оба государства взяли курс на формирование единой таможенной территории путем [5, c. 52]:
- отмены в торговле между государствами товарами, происходящими с их территорий, таможенных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие, а также количественных ограничений;
- установления и применения в отношениях с третьими странами одинакового торгового режима, общих таможенных тарифов и мер нетарифного регулирования внешней торговли;
- формирование механизма взаимоотношений Таможенного союза с третьими государствами и международными организациями на основе положений межправительственного Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о едином порядке регулирования внешнеэкономической деятельности от 12 апреля 1994 г.;
- действия однотипного регулирования экономики, базирующихся на рыночных принципах хозяйствования и унифицированном законодательстве.
Развитие внешнеторговых отношений диктует необходимость разработки внешней налоговой политики государства, учитывающей как интересы внутреннего производителя, так и иностранных торговых партнеров и инвесторов. В процесс создания мировой экономики органично вписывается региональная экономическая интеграция, позволяющая на локальном уровне объединяющимся государствам совместно решать проблемы экономического роста и повышения жизненного уровня населения. Решение этих проблем достигается при помощи всех методов государственного регулирования, выработанных теорией и практикой ведения мирового хозяйства. Применение единых подходов в организации налогообложения на территории экономического сообщества создает новую организационно-правовую форму налоговых отношений, функционирующую здесь – единое налоговое пространство интегрирующихся государств. И хотя такое налоговое пространство обладает основным признаком – территориальностью (действие общего налогового механизма распространяется только в пределах регионального экономического союза), однако у него появляется и существенное отличие, характеризующее эту группу налоговых пространств: налоговые отношения действуют, минуя национальные государственные границы, сквозь них. Поэтому на основе их отличительного свойства определяются налоговые пространства интегрирующихся государств как сквозные налоговые пространства.
Развитие экономических отношений приводит к возникновению новых форм экономических и государственных образований; создание региональных интеграционных объединений более высокого уровня позволяет применять специальные режимы налогообложения, организуя свободные экономические зоны для решения межгосударственных проблем. В этом случае возникает новый тип налоговых пространств – замкнутых, функционирующих на территории сквозных пространств и объединяющих эти две группы.
Классификация налоговых пространств представлена на рис. 1.2.
Рисунок 1.2 – Классификация налоговых пространств
Примечание. Источник: [10, с. 32]
Сквозные налоговые пространства включают в себя несколько государственных территорий, объединенных единым механизмом налогообложения в части применения принципов механизма изъятия, действующих ставок, объектов обложения и т.д.
Так как сквозные налоговые пространства в основном объединяют ряд интегрирующих государств, основной целью которых является свободное движение товаров или определенных товарных групп, интеллектуальной собственности и инвестиционного капитала, они вынуждены выбирать в качестве приоритетного такой механизм налогообложения, который обеспечил бы это движение. Различия в налоговых системах объединяющихся государств создают препоны международной торговле и переливу капитала, независимо от наличия границ. Поэтому создание единого налогового поля является необходимым условием функционирования экономических союзов.
Сквозные налоговые пространства могут организовываться на основе применения одного или нескольких общих принципов, но сохранять внутренний порядок налогообложения, присущий каждому государству, находящемуся в сфере действия налогового пространства. Это может быть достигнуто различными способами [10, с. 33]:
- созданием специального налогового режима (отличного от внутригосударственного) для обслуживания экономического союза. В этой ситуации приоритет отдается международному налоговому праву;
- распространением отдельных правил и норм налогообложения как в отношении нерезидентов, так и отечественных товаропроизводителей;
- полной унификацией налоговых законодательств договаривающихся государств.
При применении первого способа общий налоговый механизм может давать сбои, так как внутреннее налоговое законодательство увеличивает налоговую нагрузку как за счет двойного налогообложения (товар облагается налогом дважды по международным и по внутригосударственным нормам), так и действием только общего налогового механизма при более льготном внутреннем налогообложении для резидентов.
Создание равных условий хозяйствования наиболее полно обеспечивает последний способ, предполагающий полную унификацию. Однако этот способ идеально подходит только для государств, имеющих равные экономический и социальный уровни развития. В противном случае единство применяемых налоговых рычагов может неадекватно сказаться на экономических процессах, привести к потерям бюджета и, в свою очередь, к социальным проблемам.
Наиболее оптимальным для государств с трансформационной экономикой представляется комбинированный вариант, обеспечивающий равенство международного и национального налогового права без ущемления внутренних интересов государства.
При оптимизации общего механизма налогообложения необходимо учитывать и такой факт, что сквозные пространства могут объединять не только сопредельные территории. В такой ситуации налоговое пространство становится разорванным (рис. 1.3).
В отличие от сквозных налоговых пространств замкнутые налоговые пространства имеют свой внутренний (индивидуальный) механизм налогообложения, зачастую отличный от действия на общей государственной территории.
В замкнутых налоговых пространствах могут формироваться льготные условия налогообложения как для всех субъектов хозяйствования, так и для поддержки отдельных групп налогоплательщиков или целых отраслей, привлечения иностранных инвестиций.
Рисунок 1.3 – Функционирование отдельных групп налоговых пространств на территории региональных экономических образований
Примечание. Источник: [10, с. 34]
Специальные налоговые режимы представляют собой особую организацию исчисления и уплаты налогов и сборов на определенной территории. Среди специальных налоговых режимов выделяются, в первую очередь, свободные экономические зоны (СЭЗ). Свободные экономические зоны можно определить как обособленные территории государств с льготным по сравнению с общим режимом хозяйственной деятельности для иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями.
Основными целями создания СЭЗ являются (наряду с привлечением иностранного капитала) развитие экспортного отечественного потенциала, использование передовой зарубежной техники, технологий и управленческого опыта.
В мировой практике свободная экономическая зона, как правило, отделена от экономической системы страны таможенной границей. Главным в таком отделении является не наличие границы как таковой, а то, ради чего она создается. Такой подход применяется в определении свободной зоны (или зоны-франко), где она определяется как часть территории страны, на которой товары рассматриваются как объекты, находящиеся за пределами национальной таможенной территории и поэтому не подвергающиеся таможенному контролю и налогообложению (VIII приложение к Киотской конвенции 1973 г.). Наряду с указанными выше общими чертами каждая зона обладает своей спецификой, которая характеризуется множеством факторов, включая особенный налоговый механизм, обслуживающий данную территорию. СЭЗ созданы в Республике Беларусь на основании Указа Президента Республики Беларусь от 20.03.1996 г. № 114 "О свободных экономических зонах на территории Республики Беларусь". На сегодняшний день действуют четыре свободные экономические зоны: СЭЗ – "Брест", СЭЗ – "Минск", СЭЗ – "Витебск" и СЭЗ – "Гомель-Ратон" со специальным налоговым механизмом, действующим в пределах этих зон. Его отличие от общереспубликанского налогообложения состоит, в первую очередь, в пониженных ставках основных видов налогов: налога на добавленную стоимость и налога на прибыль (доходы). Применяется также механизм налоговых освобождений от уплаты налога на прибыль (доходы) по продукции собственного производства (налоговые каникулы представляются сроком на пять лет), целого ряда государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, ограничивается введение на территории свободных экономических зон местных налогов и сборов [6, с. 140].
Основной целью создания СЭЗ в Республике Беларусь и проводимой в соответствии с ними налоговой политикой является ускорение экономического развития региона путем:
- привлечения иностранных инвестиций;
- апробации новых методов хозяйствования, основанных на сочетании различных форм собственности;
- расширения производства потребительских товаров и услуг;
- увеличения экспортной продукции и решения других социально-экономических задач.
Поставленные задачи решаются при использовании следующих регуляторов налогового механизма – льгот и преференций резидентам СЭЗ:
1. При ввозе иностранных и отечественных товаров на территорию СЭЗ таможенные платежи (за исключением сборов за таможенное оформление) не взимаются и меры экономической политики не применяются.
2. Продукция (работы, услуги) собственного производства резидентов СЭЗ, вывозимая за пределы зоны, освобождается от уплаты таможенных платежей, за исключением сборов за таможенное оформление.
3. Применяются пониженные ставки (на 50 %) по основным налогам – НДС и прибыль.
4. Используются дополнительные льготы и преференции: для производителей освобождение от налога на прибыль в течение пяти лет по продукции и услугам собственного производства; для экспортеров собственной продукции понижение ставки налога на прибыль на 50 % в последующие пять лет; освобождение от налогообложения дивидендов резидентов в течение пяти лет с момента регистрации; снижение ставки налога на доходы от реализации прав на объекты интеллектуальной собственности до 5 % и т.д.
В качестве одной из разновидностей замкнутого налогового пространства можно отметить организацию свободных таможенных и таможенно-складских зон (СТЗ).
СТЗ представляют собой определенный таможенный режим, при котором иностранные товары размещаются и используются в соответствующих территориальных границах без оплаты таможенных пошлин.
Для названных зон характерно создание их для обслуживания мирового рынка, неприменение в них многих налоговых норм и таможенных ограничений, действующих на остальной территории страны, распространение государственного регулирования внешнеэкономических связей.
На сегодняшний день практически ни одна схема международного налогового планирования не обходится без специфического налогового механизма, обслуживающего оффшорный бизнес. Оффшорную территорию с полным правом можно отнести к группе замкнутых налоговых пространств, имеющих собственный режим налогообложения.
Оффшорная территория (налоговая гавань, налоговый оазис) – государство или территория, проводящая политику привлечения ссудных капиталов из-за рубежа путем предоставления налоговых и прочих льгот. Льготы предоставляются не только иностранным, но и местным компаниям.
В качестве оффшорных юрисдикции наиболее часто выступают небольшие независимые государства (в прошлом многие из них были колониями) или обособленные территории, обладающие особым государственно-правовым статусом. Это могут быть самоуправляющиеся владения метрополий (арендованная территория или государственное образование), до сих пор имеющие статус колонии. Власти этих юрисдикции стимулируют развитие сектора оффшорных услуг с целью привлечения иностранного капитала, увеличения занятости населения и повышения деловой активности.
Главная особенность налогового пространства оффшорной территории заключается в освобождении от налогов. Уплата налогов обычно ограничивается внесением ежегодной пошлины или сбора. Требования к минимально оплачиваемому капиталу для оффшорных компаний обычно не существует.
В то же время такой льготный режим налогообложения в рамках отдельной территории, несмотря на неоспоримые преимущества, имеет и существенные недостатки. Территории-оффшоры в большинстве случаев исключены из сферы налоговых соглашений. Налоговые службы подвергают особенно пристрастной проверке контракты с оффшорными фирмами. В ряде стран, особенно развитых, введено антиоффшорное законодательство.
Оффшорная компания это не юридический термин, а, как правило, собирательный образ. Поэтому в законах, на основе которых происходит регистрация таких компаний, они могут определяться как нерезидентные (поп resident), освобожденные от налогов (exempt) и компании международного бизнеса (international business company). Компании международного бизнеса часто имеют гибкую шкалу налогообложения с существенными л ьготами для оффшорных коммерческих операций.
В современном оффшорном бизнесе наблюдается своеобразная специализация оффшорных территорий. Выделяются "налоговые гавани", специализирующиеся на размещении холдингов, проведении банковских, страховых, трастовых операций. Например, судовладельческие компании традиционно размещаются в Либерии, на Кипре, в Панаме, на островах Мэн, Гернси. Такая специализация вызвана в том числе и налоговыми льготами, предназначенными определенному виду бизнеса. В то же время все налоговые юрисдикции можно условно подразделить на два основных типа. Первый – это собственно оффшорные районы и юрисдикции, относящиеся к "налоговым гаваням". Для последних характерно отсутствие налога на прибыль льготных компаний. Вместе с тем эти юрисдикции, в основном, исключены из сферы действия международных налоговых соглашений (остров Мэн, Гибралтар, Багамы, Панама и т.д.) [10, с. 38].
Информация о работе Особенности организации налогового контроля в условия экономической интеграции