Особенности организации налогового контроля в условия экономической интеграции

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 09:38, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – определить особенности организации налогового контроля в условиях экономической интеграции.
Для достижения поставленной цели ставились и решались следующие задачи:
- изучить особенности формирования налоговых пространств интеграционных образований;
- показать сущность унификации организации налогового контроля и координации деятельности налоговых служб интегрирующихся государств как основу налоговой гармонизации:
- определить основные направления совершенствования налогового контроля в условиях интеграции.

Содержание

Введение 3
1. Формирование налоговых пространств интеграционных образований 5
2. Унификация организации налогового контроля и координация деятельности налоговых служб интегрирующихся государств как основа налоговой гармонизации 17
3. Основные направления совершенствования налогового контроля в условиях экономической интеграции 27
Заключение 31
Список использованных источников 32

Работа содержит 1 файл

особенности организации налогового контроля в условиях экономической интеграции (1).doc

— 226.00 Кб (Скачать)


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

Кафедра финансов и финансового менеджмента

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

По дисциплине : Нал

 

На тему: Особенности организации налогового контроля в условиях экономической интеграции.

 

 

Студент ФФБД                                                                              А.В. Каранкевич

4курс, РФН-1

 

Проверил                                                                                    

 

МИНСК 2011

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

1. Формирование налоговых пространств интеграционных образований

2. Унификация организации налогового контроля и координация деятельности налоговых служб интегрирующихся государств как основа налоговой гармонизации

3.  Основные направления совершенствования налогового контроля в условиях экономической интеграции

Заключение

Список использованных источников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Повышение действенности экономических форм общес­твенных отношений во многом зависит от постижения сущ­ности соответствующих категорий, значения тенденций и факторов развития объективных экономических процессов. В этой связи особенно важны исследования, посвященные раскрытию природы действующих и современных условиях явлений, воплощаемых в категориях, форм их проявления, путей более эффективного использования полученных зна­ний. Данные научные разработки способствуют выработке комплекса мер, направленных на активизацию рычагов и стимулов общественного прогресса.

Среди экономических отношений современного общества особое место занимают распределительные отношения, пос­кольку распределение выступает связующим звеном между производством и потреблением.

Активную роль в распределительном механизме совре­менной экономики играют инструменты, связанные с дви­жением денежной формы стоимости, среди которых налоги выступают как рычаги не только внутригосударственного, но и межтерриториального перераспределения общественно­го продукта и национального дохода. В современных услови­ях усилилось значение налоговых методов перераспределе­ния стоимости общественного продукта в связи с резко воз­росшими масштабами торговли и производства, динамизмом и глобализацией экономики, изменением ее структуры, про­цессами интеграции суверенных государств и интернациона­лизации денежных потоков.

В современных условиях сформировалась тенденция к региональной интеграции, причем данные процессы активизировались после Второй мировой войны, которая ярким образом подтвердила тот факт, что только путем объединения и взаимодействия можно достигнуть эффективности и результативности принимаемых решений.

Во всех экономических формациях налоговые отношения являются важнейшей составной частью финансовых отноше­ний государства, а сами налоги – формой изъятия части на­ционального дохода общества. Понятие «налог» отвечает кри­териям экономической категории. Налог объективен, так как представляет собой общественно необходимые отношения; наделен определенной спецификой общественного предназна­чения, которое проявляется через совокупность конкретных налоговых форм; имеет объективные и субъективные начала, разрешение противоречия между которыми достигается со­вершенствованием налоговых форм и налоговых отношений, призван не только обобщать и абстрактно представлять то или иное объективное явление и процесс, но и управлять ими.

 

Возможности воздействия налогов на экономику в целом и ее отдельные структурные подразделения во многом зави­сят от форм организации налоговых отношений, их соответ­ствия, с одной стороны, объективным условиям хозяйствова­ния, а с другой – задачам, вытекающим из бюджетно-налого­вой политики государства. Поэтому состояние налоговых от­ношений, формы их проявления и использования в практике государственной и межгосударственной деятельности дол­жны быть предметом самого пристального изучения.

В последние годы проведены крупные исследования и опубликовано немало работ, раскрывающих влияние на об­щественное воспроизводство налоговых методов регулирова­ния, значительное внимание уделено сущности налогов, рас­смотрению и углублению теоретических вопросов, раскры­вающих их функции, анализу действующих налоговых сис­тем и их эффективности.

В трудах основоположников теории налогов Ф. Кенэ, А. Смита, У. Петти, Д. Рикардо, Дж.С. Милля обоснованы фундаментальные принципы классической теории налогооб­ложения, определяющей методологическую основу для пос­троения оптимальной налоговой системы.

Значительное внимание проблемам налогов уделялось в работах зарубежных экономистов в исследовании государ­ственного регулирования и развития макроэкономических процессов (Дж. Кейнс, М. Берне, Г. Стайн,                 А. Лаффер, А. Вагнер и др.).

Вопросы обоснования и оптимальности налогообложения всегда находились в центре внимания представителей рус­ской школы налогообложения (Н.И. Тургенев, В.Т. Посош­ков, В.Н. Твердохлебов,                И.Х. Озеров, И.И. Янжул и др.) и современных отечественных ученых                  (А.В. Брызгалин, В.И. Гуреев, К.II. Евстигнеев, Н.Е Заяц, В.А. Кашин, Н.В. Миля-ков, Н.Г. Пикитенко, Г.В. Петрова, Л.П. Павлова, В.М. Пушкарева, С.Г. Пепеляев, СЮ. Орлов, Д.Г. Черник, Г.А. Шмарловская, Т.Ф. Юткина и др.)

Разделяя мнения авторов, считаю выбранную тему курсовой работы актуальной.

Цель курсовой работы – определить особенности организации налогового контроля в условиях экономической интеграции.

Для достижения поставленной цели ставились и решались следующие задачи:

- изучить особенности формирования налоговых пространств интеграционных образований;

- показать сущность унификации организации налогового контроля и координации деятельности налоговых служб интегрирующихся государств как основу налоговой гармонизации:

- определить основные направления совершенствования налогового контроля в условиях интеграции.

Предмет исследования – налоговый контроль в условиях интеграции; объект – экономическая деятельность субъектов хозяйствования.

1. Формирование налоговых пространств интеграционных образований

 

Большинство экономистов, объясняя причины формирования интегрированных пространств, отмечают, что страны, вступая в данные объединения, ставят себе цель улучшения благосостояния нации. Это обусловлено снижением трансакционных издержек за счет расширения объема рынка, а также использования других преимуществ экономии на масштабе. Важно отметить и тот факт, что экономическая интеграция зачастую преследует не только чисто экономические цели, но политические, социокультурные и многие другие. Это определяет тот факт, что некоторые страны могут стремиться к экономической интеграции даже тогда, когда ожидаемые экономические выгоды будут очень невелики и даже когда с экономической точки зрения интеграция в целом окажется невыгодной. С другой стороны, значительные потенциальные экономические выгоды какой-либо страны от участия в экономическом блоке не приведут с необходимостью к ее членству в данном интеграционном объединении. Это обусловлено тем, что многие страны оценивают свою независимость более высоко, чем возможность роста благосостояния в результате участия в интеграционном объединении.

Налоговое пространство государства имеет все признаки, характеризующие отдельную организационно-правовую форму налоговых отношений [2, с. 18]:

-  опосредствует определенные экономические отношения, трансформируется вместе с их изменениями;

-  имеет конкретные формы, заданные целью налоговой политики и определяющие свое функциональное назначение;

-  объединяет все характерные черты налоговых отноше­ний: обязательность, безвозмездность уплаты для всех субъ­ектов, расположенных на данной территории;

-  законодательно регламентируется государственными и межгосударственными нормативными актами;

-  выполняет свое общественное предназначение через единый налоговый механизм;

-  осуществляет воздействие на экономические процессы в пределах закрепленной за ним территории.

Все вышеперечисленные признаки (за исключением пос­леднего) характерны для любой формы налоговых отноше­ний. Функционирование налогового механизма в пределах ограниченной зоны действия (пространства), законодатель­но закрепленное государством позволяет выделить из сово­купности видов налогов и форм налоговых отношений спе­цифическую форму – налоговое пространство государства.

Место налогового пространства в иерархии налоговых от­ношений и взаимосвязей с государством можно представить следующим образом                (рис. 1.1).

Рисунок 1.1 – Налоговые пространства в системе налоговых отношений

Примечание. Источник: [10, с. 20]

 

Обращаясь к мировой практике можно заметить, что национальные хозяйства сближаются поэтапно: от одной стадии интеграции к другой. Соглашения о региональной экономической интеграции могут принимать различные формы в зависимости от степени интеграции между странами. В зависимости от различных источников различные экономисты выделяют либо пять, либо шесть типов интеграционных объединений.

С целью эффективного функционирования интегрированного пространства, страны-участницы должны координировать свои действия во всех областях экономической политики, в том числе в сфере налогообложения.

Применение единой системы в налогообложении предполагает [11, с. 32]:

- установление ставок косвенных налогов на экспортируемые и импортируемые товары не выше аналогичных ставок, которыми облагаются товары национального производства;

- применение в торговле с третьими странами принципа страны назначения по взиманию косвенных налогов;

- отмену предоставления индивидуальных налоговых льгот при ввозе и вывозе товаров в торговле с третьими странами в части, касающейся установления ставок и порядка взимания налога на добавленную стоимость и акцизов по подакцизным товарам;

- свободный обмен информацией относительно применения ставок и механизма взимания налогов, предоставляемых налоговых льгот для резидентов и нерезидентов, осуществляющих торговые операции с товарами из третьих стран.

Налоговые пространства как форма организации налого­вых отношений существенно отличаются друг от друга в за­висимости от экономической основы – экономического про­странства, в пределах которого осуществляется их воздейст­вие, его однородности, а также от выбора приоритетов госу­дарственного развития и используемого инструментария.

Единое налоговое пространство формируется вследствие общих процессов развития региональной экономической ин­теграции и создания экономических объединений интегри­рующихся государств. Региональная экономическая интег­рация создает условия для возникновения единого налогового пространства, но автоматически не обеспечивает его функ­ционирование. Образование единого налогового пространст­ва в пределах объединенной экономики – это длительный эволюционный процесс, сопутствующий развитию и созда­нию реального экономического базиса экономического про­странства.

Стремление отдельных государств к объединению опосре­довано различными целями и чем выше степень интеграции, чем больше общих целей, стоящих перед сообществом, тем эффективнее достигается процесс создания единого эконо­мического пространства.

В мировой практике экономической интеграции вырабо­тано несколько этапов ее развития, каждый из которых фор­мирует экономическое образование, имеющее различную степень конвергенции национальных экономик.

Выделяют четыре основных вида интеграционных объе­динений [2, с. 21]:

-  зона свободной торговли, где страны-участницы отме­няют таможенные барьеры в торговле между собой;

-  таможенный союз, который характеризуется свобод­ным перемещением товаров и услуг внутри группировки и введением единого таможенного тарифа по отношению к тре­тьим странам;

-  общий рынок, когда ликвидируются барьеры между странами не только во взаимной торговле, но и при переме­щении рабочей силы и капитала;

-  экономический союз, предполагающий, что по всем пе­речисленным интеграционным мероприятиям добавляется проведение единой экономической политики, создание сис­темы регулирования социально-экономических процессов, общая валюта.

Необходимо отметить, что формирование экономических образований различного вида предусматривает в основном две цели:

-  обеспечение свободного движения товаров и услуг;

-  создание равных условий для конкуренции всех субъ­ектов, осуществляющих свою деятельность в рамках интег­рационных объединений.

Процессу взаимопроникновения национальных эконо­мик и созданию общего экономического базиса – единого экономического пространства – соответствует и процесс формирования единого налогового пространства, который проходит те же этапы становления и развития.

Основным условием достижения этой цели является гар­монизация национальных налоговых систем.

В условиях рыночной экономики соответствующая нало­говая политика, базирующаяся на долгосрочных научных финансовых прогнозах и оперирующая системой налоговых рычагов, является основным цивилизованным методом дос­тижения сбалансированности материальных и денежных по­токов и обеспечения на этой основе реального экономическо­го роста. Часть налоговых регуляторов способна действовать в автоматическом режиме (исходные параметры которого определяются государствами), обеспечивая основной массив перераспределительных процессов в обществе и формирова­ние на этой основе необходимых денежных фондов. При по­мощи других государство может оказывать прямое (точеч­ное) воздействие на структурную перестройку экономичес­кой системы, сознательно регулируя посредством конкрет­ной налоговой политики все ее основные параметры. Эффек­тивность, таким образом, применяемой налоговой политики зависит от степени компетенции государства в обеспечении комплексного использования разнообразных рычагов и сти­мулов и уровня организации управления налоговыми отно­шениями.

Информация о работе Особенности организации налогового контроля в условия экономической интеграции