Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 09:38, курсовая работа
Цель курсовой работы – определить особенности организации налогового контроля в условиях экономической интеграции.
Для достижения поставленной цели ставились и решались следующие задачи:
- изучить особенности формирования налоговых пространств интеграционных образований;
- показать сущность унификации организации налогового контроля и координации деятельности налоговых служб интегрирующихся государств как основу налоговой гармонизации:
- определить основные направления совершенствования налогового контроля в условиях интеграции.
Введение 3
1. Формирование налоговых пространств интеграционных образований 5
2. Унификация организации налогового контроля и координация деятельности налоговых служб интегрирующихся государств как основа налоговой гармонизации 17
3. Основные направления совершенствования налогового контроля в условиях экономической интеграции 27
Заключение 31
Список использованных источников 32
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра финансов и финансового менеджмента
КУРСОВАЯ РАБОТА
На тему: Особенности организации налогового контроля в условиях экономической интеграции.
Студент ФФБД
4курс, РФН-1
Проверил
МИНСК 2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Формирование налоговых пространств интеграционных образований
2. Унификация организации налогового контроля и координация деятельности налоговых служб интегрирующихся государств как основа налоговой гармонизации
3. Основные направления совершенствования налогового контроля в условиях экономической интеграции
Заключение
Список использованных источников
Повышение действенности экономических форм общественных отношений во многом зависит от постижения сущности соответствующих категорий, значения тенденций и факторов развития объективных экономических процессов. В этой связи особенно важны исследования, посвященные раскрытию природы действующих и современных условиях явлений, воплощаемых в категориях, форм их проявления, путей более эффективного использования полученных знаний. Данные научные разработки способствуют выработке комплекса мер, направленных на активизацию рычагов и стимулов общественного прогресса.
Среди экономических отношений современного общества особое место занимают распределительные отношения, поскольку распределение выступает связующим звеном между производством и потреблением.
Активную роль в распределительном механизме современной экономики играют инструменты, связанные с движением денежной формы стоимости, среди которых налоги выступают как рычаги не только внутригосударственного, но и межтерриториального перераспределения общественного продукта и национального дохода. В современных условиях усилилось значение налоговых методов перераспределения стоимости общественного продукта в связи с резко возросшими масштабами торговли и производства, динамизмом и глобализацией экономики, изменением ее структуры, процессами интеграции суверенных государств и интернационализации денежных потоков.
В современных условиях сформировалась тенденция к региональной интеграции, причем данные процессы активизировались после Второй мировой войны, которая ярким образом подтвердила тот факт, что только путем объединения и взаимодействия можно достигнуть эффективности и результативности принимаемых решений.
Во всех экономических формациях налоговые отношения являются важнейшей составной частью финансовых отношений государства, а сами налоги – формой изъятия части национального дохода общества. Понятие «налог» отвечает критериям экономической категории. Налог объективен, так как представляет собой общественно необходимые отношения; наделен определенной спецификой общественного предназначения, которое проявляется через совокупность конкретных налоговых форм; имеет объективные и субъективные начала, разрешение противоречия между которыми достигается совершенствованием налоговых форм и налоговых отношений, призван не только обобщать и абстрактно представлять то или иное объективное явление и процесс, но и управлять ими.
Возможности воздействия налогов на экономику в целом и ее отдельные структурные подразделения во многом зависят от форм организации налоговых отношений, их соответствия, с одной стороны, объективным условиям хозяйствования, а с другой – задачам, вытекающим из бюджетно-налоговой политики государства. Поэтому состояние налоговых отношений, формы их проявления и использования в практике государственной и межгосударственной деятельности должны быть предметом самого пристального изучения.
В последние годы проведены крупные исследования и опубликовано немало работ, раскрывающих влияние на общественное воспроизводство налоговых методов регулирования, значительное внимание уделено сущности налогов, рассмотрению и углублению теоретических вопросов, раскрывающих их функции, анализу действующих налоговых систем и их эффективности.
В трудах основоположников теории налогов Ф. Кенэ, А. Смита, У. Петти, Д. Рикардо, Дж.С. Милля обоснованы фундаментальные принципы классической теории налогообложения, определяющей методологическую основу для построения оптимальной налоговой системы.
Значительное внимание проблемам налогов уделялось в работах зарубежных экономистов в исследовании государственного регулирования и развития макроэкономических процессов (Дж. Кейнс, М. Берне, Г. Стайн, А. Лаффер, А. Вагнер и др.).
Вопросы обоснования и оптимальности налогообложения всегда находились в центре внимания представителей русской школы налогообложения (Н.И. Тургенев, В.Т. Посошков, В.Н. Твердохлебов, И.Х. Озеров, И.И. Янжул и др.) и современных отечественных ученых (А.В. Брызгалин, В.И. Гуреев, К.II. Евстигнеев, Н.Е Заяц, В.А. Кашин, Н.В. Миля-ков, Н.Г. Пикитенко, Г.В. Петрова, Л.П. Павлова, В.М. Пушкарева, С.Г. Пепеляев, СЮ. Орлов, Д.Г. Черник, Г.А. Шмарловская, Т.Ф. Юткина и др.)
Разделяя мнения авторов, считаю выбранную тему курсовой работы актуальной.
Цель курсовой работы – определить особенности организации налогового контроля в условиях экономической интеграции.
Для достижения поставленной цели ставились и решались следующие задачи:
- изучить особенности формирования налоговых пространств интеграционных образований;
- показать сущность унификации организации налогового контроля и координации деятельности налоговых служб интегрирующихся государств как основу налоговой гармонизации:
- определить основные направления совершенствования налогового контроля в условиях интеграции.
Предмет исследования – налоговый контроль в условиях интеграции; объект – экономическая деятельность субъектов хозяйствования.
Большинство экономистов, объясняя причины формирования интегрированных пространств, отмечают, что страны, вступая в данные объединения, ставят себе цель улучшения благосостояния нации. Это обусловлено снижением трансакционных издержек за счет расширения объема рынка, а также использования других преимуществ экономии на масштабе. Важно отметить и тот факт, что экономическая интеграция зачастую преследует не только чисто экономические цели, но политические, социокультурные и многие другие. Это определяет тот факт, что некоторые страны могут стремиться к экономической интеграции даже тогда, когда ожидаемые экономические выгоды будут очень невелики и даже когда с экономической точки зрения интеграция в целом окажется невыгодной. С другой стороны, значительные потенциальные экономические выгоды какой-либо страны от участия в экономическом блоке не приведут с необходимостью к ее членству в данном интеграционном объединении. Это обусловлено тем, что многие страны оценивают свою независимость более высоко, чем возможность роста благосостояния в результате участия в интеграционном объединении.
Налоговое пространство государства имеет все признаки, характеризующие отдельную организационно-правовую форму налоговых отношений [2, с. 18]:
- опосредствует определенные экономические отношения, трансформируется вместе с их изменениями;
- имеет конкретные формы, заданные целью налоговой политики и определяющие свое функциональное назначение;
- объединяет все характерные черты налоговых отношений: обязательность, безвозмездность уплаты для всех субъектов, расположенных на данной территории;
- законодательно регламентируется государственными и межгосударственными нормативными актами;
- выполняет свое общественное предназначение через единый налоговый механизм;
- осуществляет воздействие на экономические процессы в пределах закрепленной за ним территории.
Все вышеперечисленные признаки (за исключением последнего) характерны для любой формы налоговых отношений. Функционирование налогового механизма в пределах ограниченной зоны действия (пространства), законодательно закрепленное государством позволяет выделить из совокупности видов налогов и форм налоговых отношений специфическую форму – налоговое пространство государства.
Место налогового пространства в иерархии налоговых отношений и взаимосвязей с государством можно представить следующим образом (рис. 1.1).
Рисунок 1.1 – Налоговые пространства в системе налоговых отношений
Примечание. Источник: [10, с. 20]
Обращаясь к мировой практике можно заметить, что национальные хозяйства сближаются поэтапно: от одной стадии интеграции к другой. Соглашения о региональной экономической интеграции могут принимать различные формы в зависимости от степени интеграции между странами. В зависимости от различных источников различные экономисты выделяют либо пять, либо шесть типов интеграционных объединений.
С целью эффективного функционирования интегрированного пространства, страны-участницы должны координировать свои действия во всех областях экономической политики, в том числе в сфере налогообложения.
Применение единой системы в налогообложении предполагает [11, с. 32]:
- установление ставок косвенных налогов на экспортируемые и импортируемые товары не выше аналогичных ставок, которыми облагаются товары национального производства;
- применение в торговле с третьими странами принципа страны назначения по взиманию косвенных налогов;
- отмену предоставления индивидуальных налоговых льгот при ввозе и вывозе товаров в торговле с третьими странами в части, касающейся установления ставок и порядка взимания налога на добавленную стоимость и акцизов по подакцизным товарам;
- свободный обмен информацией относительно применения ставок и механизма взимания налогов, предоставляемых налоговых льгот для резидентов и нерезидентов, осуществляющих торговые операции с товарами из третьих стран.
Налоговые пространства как форма организации налоговых отношений существенно отличаются друг от друга в зависимости от экономической основы – экономического пространства, в пределах которого осуществляется их воздействие, его однородности, а также от выбора приоритетов государственного развития и используемого инструментария.
Единое налоговое пространство формируется вследствие общих процессов развития региональной экономической интеграции и создания экономических объединений интегрирующихся государств. Региональная экономическая интеграция создает условия для возникновения единого налогового пространства, но автоматически не обеспечивает его функционирование. Образование единого налогового пространства в пределах объединенной экономики – это длительный эволюционный процесс, сопутствующий развитию и созданию реального экономического базиса экономического пространства.
Стремление отдельных государств к объединению опосредовано различными целями и чем выше степень интеграции, чем больше общих целей, стоящих перед сообществом, тем эффективнее достигается процесс создания единого экономического пространства.
В мировой практике экономической интеграции выработано несколько этапов ее развития, каждый из которых формирует экономическое образование, имеющее различную степень конвергенции национальных экономик.
Выделяют четыре основных вида интеграционных объединений [2, с. 21]:
- зона свободной торговли, где страны-участницы отменяют таможенные барьеры в торговле между собой;
- таможенный союз, который характеризуется свободным перемещением товаров и услуг внутри группировки и введением единого таможенного тарифа по отношению к третьим странам;
- общий рынок, когда ликвидируются барьеры между странами не только во взаимной торговле, но и при перемещении рабочей силы и капитала;
- экономический союз, предполагающий, что по всем перечисленным интеграционным мероприятиям добавляется проведение единой экономической политики, создание системы регулирования социально-экономических процессов, общая валюта.
Необходимо отметить, что формирование экономических образований различного вида предусматривает в основном две цели:
- обеспечение свободного движения товаров и услуг;
- создание равных условий для конкуренции всех субъектов, осуществляющих свою деятельность в рамках интеграционных объединений.
Процессу взаимопроникновения национальных экономик и созданию общего экономического базиса – единого экономического пространства – соответствует и процесс формирования единого налогового пространства, который проходит те же этапы становления и развития.
Основным условием достижения этой цели является гармонизация национальных налоговых систем.
В условиях рыночной экономики соответствующая налоговая политика, базирующаяся на долгосрочных научных финансовых прогнозах и оперирующая системой налоговых рычагов, является основным цивилизованным методом достижения сбалансированности материальных и денежных потоков и обеспечения на этой основе реального экономического роста. Часть налоговых регуляторов способна действовать в автоматическом режиме (исходные параметры которого определяются государствами), обеспечивая основной массив перераспределительных процессов в обществе и формирование на этой основе необходимых денежных фондов. При помощи других государство может оказывать прямое (точечное) воздействие на структурную перестройку экономической системы, сознательно регулируя посредством конкретной налоговой политики все ее основные параметры. Эффективность, таким образом, применяемой налоговой политики зависит от степени компетенции государства в обеспечении комплексного использования разнообразных рычагов и стимулов и уровня организации управления налоговыми отношениями.
Информация о работе Особенности организации налогового контроля в условия экономической интеграции