Основные аспекты государственного регулирования налоговой системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 17:03, контрольная работа

Описание работы

Налоговая система и налоговая политика, проводимая с ее помощью правительством, оказывают огромное влияние на развитие экономики страны. Существует либеральная и социально ориентированная виды налоговых систем. Первая основывается на незначительном вмешательстве государства в социально-экономическую жизнь страны, вторая отличается большей степенью государственного регулирования экономики. Соответственно в первой, хозяйственные субъекты платят меньше налогов, во второй больше.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ 6
1.1. Понятие и сущность государственного регулирования налоговой системы 6
1.2. Нормативно-правовая база государственного регулирования налоговой системы 13
1.3. Основные направления деятельности государственного регулирования налоговой системы 18
2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ 35
2.1. Общая характеристика и состояние государственного регулирования налоговой системы 35
2.2. Анализ форм и методов государственного регулирования налоговой системы 37
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 56

Работа содержит 1 файл

1.doc

— 250.50 Кб (Скачать)

      Принципы  налогового контроля можно определить как базовые правовые положения, определяющие организацию и эффективное осуществление налогового контроля, которыми должны руководствоваться субъекты налогового контроля при осуществлении ими контрольных мероприятий в сфере налогообложения.

      Универсальные общеправовые принципы, пронизывая всю  правовую систему России, естественно присущи налоговому праву в целом и правовому институту налогового контроля, в частности. Такими общеправовыми принципами, характерными для налогового контроля являются:

      Принцип законности подразумевает строгое  соблюдение предписаний законодательных актов и основанных на них предписаний иных правовых актов. В рамках налогового контроля принцип законности проявляется, в частности, в том, что, согласно ст. 1 НК РФ, полномочия налоговых и таможенных органов, а также формы и методы налогового контроля устанавливаются исключительно Налоговым кодексом РФ. Кроме того, на налоговые органы возлагается обязанность осуществлять контроль за соблюдением налогового законодательства и принятых в соответствии с ним нормативных актов (ст. 32 НК РФ).

      Принцип юридического равенства - в сфере  налогообложения этот принцип отражается в том, что налоги и сборы не могут иметь дискриминационного характера и различно применяться  исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев (ст. 3 НК РФ). Не допускается установление дифференцированных ставок налогов и сборов, налоговых льгот в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала (за исключением таможенных пошлин), а также в зависимости от того, кто является налогоплательщиком или покупателем товаров, работ или услуг (ст. 353 НК РФ).

      Конституция РФ провозгласила, что человек, его  права и свободы являются высшей ценностью и должны соблюдаться  всеми государственными органами и  организациями. Этот принцип в сфере налогообложения трансформируется в целый ряд специально-правовых принципов, которые мы рассмотрим далее [38, c.65].

      Принцип гласности означает открытую и доступную  для всех организаций и граждан  деятельность государственных органов, а также возможность получения  информации. В сфере налогообложения принцип гласности реализуется, в частности, при официальном опубликовании сведений о действующих на территории России налогах и сборах (ст. 16 НК РФ); при исполнении налоговыми органами своих обязанностей по информированию налогоплательщиков о действиях налоговых органов, по даче разъяснений о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов (ст. 32 НК РФ).

      Принцип ответственности заключается в  том, что к лицу, совершившему правонарушение, применяются меры юридической ответственности. Естественно, что данный принцип является основополагающим для института ответственности за совершение налоговых правонарушений.

      Принцип защиты прав - защита прав субъектов  гарантируется на любом этапе  развития налоговых отношений, в том числе и при проведении мероприятий налогового контроля. Контролируемые субъекты могут обжаловать действия и акты налоговых органов на любой стадии осуществления контрольной деятельности.

      Кроме общеправовых принципов налоговому контролю присущи следующие принципы контроля.

      В настоящее время налоговые органы РФ представляют собой организованную государством единую централизованную систему контрольных органов, объединенную в самостоятельное федеральное  министерство, призванную реализовывать интересы государства в сфере налогообложения и независимую от каких-либо организаций или физических лиц.

      Принцип планомерности подразумевает, что  любая контрольная деятельность, для которой характерно ее постадийное  осуществление, всегда должна быть тщательно подготовлена, а конкретные действия по проведению контроля должны быть соотнесены с временными рамками их осуществления.

      Принцип регулярности (систематичности) контроля - согласно данному принципу, контрольная  деятельность носит цикличный характер и отдельные ее действия повторяются через определенные промежутки времени.

      Принцип регулярности действительно очень  ярко проявляется при проведении налогового контроля. Более того, в  определенных случаях законодательно установлены периоды времени  для проведения мероприятий налогового контроля.

      Принцип объективности и достоверности  – данный принцип предполагает, что решение руководителя уполномоченного  органа должно соответствовать фактически  существующим обстоятельствам, выявленным в ходе проведения мероприятий налогового контроля, и содержать вывод о соответствии или несоответствии налоговому законодательству совершенных налогоплательщиком деяний.

      Принцип документального оформления результатов  контроля - надлежащее оформление документов налогового контроля создает основу для последующей реализации налоговыми органами своих полномочий по применению мер ответственности к виновным лицам за совершение ими налоговых или административных правонарушений.

      Принцип взаимодействия и обмена информацией  с другими государственными органами - в настоящее время принцип взаимодействия налоговых органов с другими уполномоченными органами, такими как органы налоговой полиции, государственные внебюджетные фонды, органы федерального казначейства, таможенные органы и другие (ст. 82 НК РФ), заключается не столько в передаче сведений о совершении нарушений, сколько в аккумулировании в налоговых органах информации о налогоплательщиках, налоговых агентах, банках и других обязанных лицах, необходимой для осуществления налоговыми органами своих функций.

      Рассмотренные выше общеправовые принципы и принципы контрольной деятельности не исчерпывают  систему принципов налогового контроля, поскольку специфику сферы налогообложения  отражают специально-правовые принципы налогового права, которые оказывают доминирующее влияние на содержание налогового контроля. Научное обоснование системы специально-правовых принципов налогообложения, а также их закрепление в Налоговом кодексе РФ приводят к возможности установления следующих принципов налогового контроля в дополнение к уже рассмотренным выше.

      Принцип всеобщности налогового контроля предполагается, что ни одна организация или физическое лицо не могут быть освобождены налоговыми органами от проведения в отношении  них мероприятий налогового контроля, начиная с проведения учета юридических и физических лиц.

      Принцип единства налогового контроля предполагает единообразное осуществление налогового контроля на всей территории РФ, существование  единого реестра налогоплательщиков на территории РФ, единства форм, методов и порядка проведения налогового контроля, применяемых на всей территории России.

      Принцип территориальности налогового контроля выражается в том, что в большинстве  случаев взаимоотношения налогоплательщика  по поводу осуществления мероприятий  налогового контроля возникают именно с тем налоговым органом, в котором он состоит на учете.

      Принцип ограничения сферы налогового контроля только вопросами исполнения обязанностей лиц, предусмотренных налоговым  законодательством - действующее в  настоящее время законодательство предоставляет налоговым органам полномочия по осуществлению контроля не только в сфере налоговых отношений, но и в сфере административно-правовых и валютных отношений. Соответственно, налоговый контроль следует отличать от административно-правового или валютного контроля, возможность проведения которого предусмотрена законодательством.

      Презумпция  добросовестности налогоплательщиков, налоговых агентов, плательщиков сборов и иных обязанных лиц - при проведении контрольных мероприятий налоговые органы должны исходить из презумпции добросовестности проверяемого ими лица и надлежащего исполнения им своих обязанностей. Согласно ст. 3 НК РФ, в случае наличия противоречий или неясности налогового законодательства все сомнения, касающиеся оценки действий налогоплательщика, должны толковаться в его пользу.

      Принцип соблюдения налоговой тайны - налоговое  законодательство устанавливает требование соблюдения специального режима доступа  к сведениям о налогоплательщике, полученным должностными лицами уполномоченных контрольных органов. Налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений, определенных в ст. 102 НК РФ. Налоговая тайна не подлежит разглашению должностными лицами уполномоченных органов, привлекаемыми специалистами, экспертами, переводчиками за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

      Принцип возмещения ущерба, причиненного в  результате неправомерных действий при проведении налогового контроля - при проведении налогового контроля не допускается причинение ущерба проверяемой организации или физическому лицу (ст. 103 НК РФ). Убытки, причиненные неправомерными действиями налоговых органов или их должностных лиц при проведении налогового контроля, подлежат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду (неполученный доход) (ст. 35 и 103 НК РФ) [27, c.43].

      Помимо  перечисленных выше для налогового контроля характерны некоторые принципы процессуальной деятельности, такие как принцип участия представителя обязанного лица при осуществлении мероприятий налогового контроля или принцип обеспечения права лица на переводчика.

      Интересно отметить, что учету налогоплательщиков как составной части налогового контроля кроме принципов налогового контроля присущи и свои специфические принципы, такие, например, как принцип множественности учета, предполагающий постановку на учет организаций и физических лиц по разным основаниям в разных налоговых органах.

 

3. Основные  направления совершенствования  регулирования налоговой  системы

      Налогам присуща одновременно стабильность и подвижность. Чем  стабильнее система налогообложения,  тем увереннее чувствует  себя  предприниматель:  он  может  заранее  и достаточно точно  рассчитать,  каков будет эффект осуществления того или иного хозяйственного решения,  проведенной сделки, финансовой операции  и т.п.  Неопределенность - враг предпринимательства. Предпринимательская  деятельность  всегда  связана  с риском, но  степень  риска по крайней мере удваивается,  если к неустойчивости рыночной конъюнктуры прибавляется неустойчивость налоговой системы,  бесконечные изменения ставок, условий налогообложения, а в условиях нашей печальной памяти перестройки и самих принципов налогообложения.

      Не  зная твердо,  каковы будут условия  и ставки налогообложения  в предстоящем периоде,  невозможно рассчитать,  какая же часть ожидаемой прибыли уйдет  в  бюджет,  а  какая  достанется предпринимателю.

      Стабильность  налоговой системы не означает, что  состав налогов,  ставки,  льготы,  санкции  могут  быть  установлены раз и навсегда.  "Застывших" систем налогообложения нет и быть не может. Любая система налогообложения отражает характер общественного строя,  состояние экономики страны,  устойчивость социально-политической  ситуации,  степень  доверия населения к правительству - и все это на момент ее введения в действие.  По мере изменения  указанных и иных условий налоговая система перестает отвечать предъявляемым к ней требованиям, вступает в противоречие  с  объективными условиями развития народного хозяйства.  В связи с этим в налоговую систему в целом или отдельные ее элементы (ставки, льготы и т.п.) вносятся необходимые изменения.

      Сочетание стабильности и динамичности, подвижности  налоговой системы  достигается тем,  что в течение года никакие изменения (за  исключением  устранения  очевидных  ошибок)  не  вносятся; состав  налоговой  системы (перечень налогов и платежей) должен быть стабилен в течение нескольких лет. В условиях нашей страны с  ее прежней приверженностью к пятилетним планам (хотя с позиции хозяйственной целесообразности  трудно  определить  преимущества наших пятилеток перед французскими,  например,  четырехлетками) период относительной стабильности  целесообразно  принять равным 5 годам.

      Систему налогообложения можно считать  стабильной  и,  соответственно, благоприятной для предпринимательской деятельности, если остаются неизменными  основные  принципы  налогообложения, состав налоговой  системы,  наиболее  значимые льготы и санкции (если, естественно,  при этом ставки налогов не выходят за пределы экономической целесообразности) [37, c.80].

      Частные изменения могут вноситься ежегодно,  но при этом желательно, чтобы они  были установлены и были известны предпринимателям хотя бы за месяц до начала нового хозяйственного  года. Например, состояние бюджета на очередной год, наличие бюджетного дефицита и его ожидаемые размеры могут определить  целесообразность снижения  на 2-3 пункта или необходимость повышения на 2-3 пункта ставок налога на прибыль или  доход.  Такие  частные изменения не  нарушают  стабильности системы хозяйствования,  а вместе с тем не  препятствуют  эффективной  предпринимательской деятельности.

Информация о работе Основные аспекты государственного регулирования налоговой системы