Основные аспекты государственного регулирования налоговой системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 17:03, контрольная работа

Описание работы

Налоговая система и налоговая политика, проводимая с ее помощью правительством, оказывают огромное влияние на развитие экономики страны. Существует либеральная и социально ориентированная виды налоговых систем. Первая основывается на незначительном вмешательстве государства в социально-экономическую жизнь страны, вторая отличается большей степенью государственного регулирования экономики. Соответственно в первой, хозяйственные субъекты платят меньше налогов, во второй больше.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ 6
1.1. Понятие и сущность государственного регулирования налоговой системы 6
1.2. Нормативно-правовая база государственного регулирования налоговой системы 13
1.3. Основные направления деятельности государственного регулирования налоговой системы 18
2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ 35
2.1. Общая характеристика и состояние государственного регулирования налоговой системы 35
2.2. Анализ форм и методов государственного регулирования налоговой системы 37
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 56

Работа содержит 1 файл

1.doc

— 250.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

 

ВВЕДЕНИЕ

     В конце 1991 года в России был принят Закон РФ "Об основах налоговой системы Российской Федерации". На его основе строится налоговая система Российской Федерации. Он установил перечень идущих в бюджетную систему налогов, сборов, пошлин и других платежей, определяет плательщиков, их права и обязанности, а также права и обязанности налоговых органов.

      Налоговая система и налоговая политика, проводимая с ее помощью правительством, оказывают огромное влияние на развитие экономики страны. Существует либеральная и социально ориентированная виды налоговых систем. Первая основывается на незначительном вмешательстве государства в социально-экономическую жизнь страны, вторая отличается большей степенью государственного регулирования экономики. Соответственно в первой, хозяйственные субъекты платят меньше налогов, во второй больше.

      Вмешательство государства  в экономику преследует определенные функции.  Как правило,  оно корректирует  те  "несовершенства",  которые присущи рыночному механизму и с которыми он сам либо справиться не в состоянии, либо это решение неэффективно.  Государство  берет на себя ответственность за создание равных условий для соперничества предпринимателей,  для эффективной конкуренции, за ограничение власти монополий. Оно также заботится о производстве достаточного количества  общественных товаров  и  услуг,  так  как  рыночный механизм не в состоянии должным образом удовлетворять коллективные потребности  людей.

      Участие государства в экономической  жизни диктуется еще и тем, что рынок не обеспечивает социально справедливое распределение дохода. Государству надлежит заботиться об инвалидах, малоимущих, стариках. Ему также принадлежит сфера фундаментальных научных разработок. Это необходимо потому что для предпринимателей это очень рискованно,  чрезвычайно дорого и,  как правило, не  приносит  быстрых доходов.  Поскольку рынок не гарантирует право на труд,  государству приходится регулировать рынок труда, принимать меры по сокращению безработицы.

      В целом государство  реализует  политические  и  социально-экономические  принципы данного сообщества граждан.  Оно активно участвует  в  формировании  макроэкономических  рыночных процессов.

      В одной из книг под редакцией Д.Г. Черника я встретила следующее: "... если государство исходит из минимизации вмешательства в социально-экономические процессы, то в таком "рыночном" бюджете потребность в финансировании социально-культурных мероприятий станет незначительной и основная тяжесть их оплаты будет переложена на население...". Меня интересует, а на ком же тогда лежит тяжесть их оплаты в противном случае? Говоря, что последняя будет переложена на кого-то не мешало бы указать с кого она будет переложена. Понятно, что население платит налоги, а правительство с помощью функций налоговой системы их распределяет по "расходным статьям", которые содержат в себе расходы на социальные нужды общества. Так разве не население страны финансирует своими налоговыми отчислениями социальные программы?

      И такого рода противоречия в экономической  литературе встречаются нередко. Это  обусловлено отчасти, может быть, тем, что условия протекания экономических процессов  постоянно изменяются. И то, что было приемлемо сделать пять, двадцать пять лет назад, теперь может быть абсолютно бесполезным и даже вредным. Иногда происходит путаница в терминах, и чтобы этого не происходило многие авторы стараются как можно точнее определить их значение, и эта курсовая работа не исключение.

      Целью данной курсовой работы является рассмотрение вопроса государственного регулирования  налоговой системы.

      Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • рассмотреть теоретические и нормативно-правовые основы государственного регулирования налоговой системы;
  • провести анализ эффективности государственного регулирования налоговой системы;
  • выявить основные направления совершенствования регулирования налоговой системы.

     Объект  исследования - формирование и развитие системы налогового регулирования экономики современной России.

     Предмет исследования - отношения, возникающие между государством и налогоплательщиками, а также механизмы, формы, методы и инструменты налогового регулирования этих отношений в России.

      Теоретической и методологической базой исследования послужили диалектический метод познания и его категории, экономические законы, фундаментальное наследие отечественной и зарубежной науки в области государственного регулирования экономики, финансов, в особенности в части налогов, а также системный подход к изучению налогового регулирования экономики.

      Данная  курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемых источников.

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ

1.1. Понятие и сущность  государственного  регулирования налоговой  системы

      В рыночной экономике налоги выполняют  столь важную роль, что можно с  уверенностью  сказать:  без  хорошо  налаженной,  четко действующей налоговой системы, отвечающей условиям развития общественного производства, эффективная рыночная экономика невозможна.

      В чем же конкретно состоит роль налогов в рыночной  экономике, какие функции они выполняют  в хозяйственном механизме?

      Отвечая на эти вопросы,  обычно начинают с того, что налогам принадлежит  решающая  роль  в  формировании  доходной  части государственного бюджета. Это,  конечно, так. Но не это  главное для характеристики роли налогов: государственный бюджет можно сформировать и без них.  Хотя бы с помощью экономических нормативов

отчислений  от  прибыли  в бюджет,  применявшихся  в нашей стране ряд лет. На первое место следует поставить функцию, без которой в экономике, базирующейся на товарно-денежных отношениях, нельзя обойтись. Эта функция налогов -  регулирующая.

      Рыночная  экономика  в  развитых  странах  - это регулируемая экономика. Споры  по этому поводу,  которым отдала дань наша печать, беспредметны. Представить  себе эффективно фyнкционирyющyю рыночную экономику в современном мире,  не  регyлирyемyю  государством, невозможно.  Иное дело - как она регyлирyется, какими способами, в каких формах и т.д.  Здесь,  как говорят, возможны варианты. Но каковы бы ни были эти формы и методы,  центральное место в самой системе регулирования принадлежит налогам [23, c.34].

      Государственное регулирование осуществляется в  двух основных направлениях:

  • регулирование  рыночных,  товарно-денежных отношений.  Оно состоит главным образом в определении "правил  игры",  то  есть разработка законов, нормативных актов, определяющих взаимоотношения действующих на рынке лиц,  прежде всего предпринимателей, работодателей и наемных рабочих. К ним относятся законы, постановления, инструкции государственных органов, регyлирyющие взаимоотношение товаропроизводителей, продавцов и покупателей, деятельность банков,  товарных и фондовых бирж, а также бирж труда, торговых домов,  устанавливающие порядок проведения аукционов, ярмарок, правила обращения ценных бумаг и т.п. Это направление государственного  регулирования  рынка  непосредственно с налогами не связано;
  • регулирование развития народного хозяйства,  общественного производства в условиях,  когда основным  объективным  экономическим законом,  действующим  в обществе,  является закон стоимости. Здесь речь идет  главным  образом  о  финансово-экономических методах   воздействия  государства  на  интересы  людей, предпринимателей с целью направления их деятельности в  нужном, выгодном обществу направлении.

      В условиях рынка отмирают или,  по крайней мере,  сводятся  к минимyмy методы  административного подчинения предпринимателей.

      Таким образом,  развитие рыночной экономики  регyлирyется финансово-экономическими методами  -  путем применения отлаженной системы налогообложения,  маневрирования  ссудным  капиталом  и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций,  государственных закупок и осуществления  народнохозяйственных программ и т.п.  Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги.

      Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения,  вводя одни и отменяя  другие  налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем. Удачным примером является способствование  развитию малого бизнеса, всемерно поддерживать его.  Формы такой поддержки разнообразны: создание специальных  фондов  финансирования малых предприятий, льготное кредитование  их  деятельности  и  т.п.   Но   главное средство оказания  содействия  малому бизнесу - особые льготные условия налогообложения.

      В России  к  малым  относятся  предприятия всех организационно-правовых форм,  имеющих среднесписочную  численность работающих в промышленности и строительстве до 200 чел., в науке и научном обслуживании - до 100  чел.,  в  других  отраслях  производственной сферы  - до 50 чел.,  в отраслях непроизводственной сферы - до 15 чел.  Для таких предприятий установлены две очень существенные налоговые льготы. Первая из них состоит в том, что прибыль, направляемая малыми  предприятиями  на строительство, реконструкцию и  обновление  основных  производственных фондов, освоение новой техники,  полностью  освобождается  от  налогов.

      Не  менее  существенна другая льгота,  предусматривающая учет одновременно двух параметров - не только размеров  предприятия, но и рода  деятельности

      Другая  функция  налогов -  стимулирующая.  С помощью налогов, льгот и  санкций государство стимyлирyет  технический  прогресс, увеличение числа рабочих мест,  капитальные вложения в расширение производства и др.  Стимулирование технического прогресса с помощью налогов проявляется, прежде всего, в том,  что сумма прибыли, направленная на техническое перевооружение,  реконструкцию, расширение производства  товаров  народного  потребления, оборудование для производства продуктов питания и  ряда других освобождается от налогообложения. Эта льгота,  кончено, очень существенная.

      Следующая функция налогов -  распределительная, или, вернее, перераспределительная. Посредством налогов  в  государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ - научно-технических, экономических и др. [29, c.46]

      С помощью налогов государство  перераспределяет часть прибыли  предприятий и предпринимателей,  доходов граждан,  направляя ее на развитие  производственной  и  социальной инфрастрyктyры,  на инвестиции и капиталоемкие и фондоемкие отрасли  с  длительными сроками окупаемости затрат: железные дороги и автострады, добывающие отрасли,  электростанции и др.  В  современных  условиях значительные средства из бюджета должны быть направлены на развитие сельскохозяйственного производства,  отставание  которого наиболее болезненно  отражается  на  всем состоянии экономики и жизни населения.

      Перераспределительная функция  налоговой  системы носит  ярко выраженный социальный характер. Соответствующим образом построенная  налоговая  система  позволяет  придать рыночной экономике социальную направленность,  как это сделано в Германии, Швеции многих других странах. Это достигается путем установления прогрессивных ставок  налогообложения,   направления   значительной части бюджета  средств на социальные нужды населения,  полного или частичного освобождения от налогов граждан,  нуждающихся в социальной защите.

      Наконец, последняя функция  налогов  -   фискальная,  изъятие части доходов   предприятий  и  граждан  для  содержания  государственного аппарата,  обороны  станы  и  той  части   непроизводственной сферы,  которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения кyльтyры - библиотеки,  архивы и  др.), либо они  недостаточны для обеспечения должного уровня развития фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т.п.

      Указанное разграничение  функций  налоговой  системы   носит условный характер,  так как все они переплетаются  и осуществляются одновременно.  Налогам присуща одновременно стабильность и подвижность. Чем  стабильнее система налогообложения,  тем увереннее чyвствyет  себя  предприниматель:  он  может  заранее  и достаточно точно  рассчитать,  каков будет эффект осуществления того или иного хозяйственного решения,  проведенной сделки, финансовой операции  и т.п. 

Информация о работе Основные аспекты государственного регулирования налоговой системы