Организация налогового контроля декларирования доходов физическими лицами

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 00:07, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей курсовой работы – разработка предложений по совершенствованию налогового контроля декларирования доходов и имущества физическими лицами на основе изучение направлений государственного регулирования и действующей практики организации и проведения контрольной деятельности налоговых органов.

Содержание

Введение……………………………………………………….……………….…
1 Декларирование доходов и имущества физических лиц как средство оценки достоверности объекта обложения……………………………….……
2 Налоговый контроль за налогообложением доходов физических лиц……….……………………………………………….….…………………….
3 Повышения эффективности налогового контроля декларирования доходов физических лиц …….………………………………………………….
Заключение ……………………………………………………………..………..
Список использованных источников …………………………….…….…...…..

Работа содержит 1 файл

курсач.docx

— 88.16 Кб (Скачать)

 Совершенствовать налоговый контроль можно применяя комплекс экономических, политических, правовых, организационно-управленческих, технических, культурно-воспитательных мер.

 К числу специальных экономических мер следует отнести те, которые направлены на стимулирование легальной предпринимательской деятельности:

 - сокращение объема неучтенной наличности и незаконно вывозимых за рубеж капиталов;

 - увеличение налогового потенциала физических и юридических лиц;

 - снижение уровня налогообложения

 Их реализация, безусловно, создаст необходимые экономические предпосылки для своевременной и полной уплаты налогоплательщиками обязательных платежей. Первостепенное значение имеет экономическая обоснованность налогов и сборов,  ведь обязательные платежи не должны быть произвольными. Налоги должны быть эффективны с точки зрения «самоокупаемости», т.е. суммы сборов по каждому отдельному налогу должны превышать затраты на его сбор и обслуживание. При установлении налога и определении его существенных элементов должны учитываться последствия как для бюджета или определенной отрасли экономики, так и для конкретного налогоплательщика. В значительной степени можно было бы снизить количество лиц не желающих уплачивать налоги, если бы удалось с экономической точки зрения обосновать целесообразность существования каждого налога и размера его ставки.

 Политическими по содержанию являются мероприятия, затрагивающие деятельность властных структур в связи с налогообложением, имеется в виду изменение проводимой налоговой политики - осуществляемые государством мероприятия по использованию налоговых рычагов, нацеленные на стимулирование приоритетных направлений развития экономики и формирование централизованных финансовых ресурсов. Налоговая политика является составной частью экономической политики государства и во многом определяется уровнем его экономического развития. Налоговая политика должна проводиться в соответствии с принципами всеобщности, равенства, справедливости, соразмерности, удобности и подвижности налогообложения . 

 Правовые меры являются приоритетными, так как практически все предупредительные меры требуют соответствующего нормативного обеспечения. Процесс совершенствования налогового законодательства должен быть продолжен. Следует устранить недостатки отдельных налоговых механизмов и средств обеспечения исполнения налоговых обязанностей. Меры организационного характера имеют своей целью устранение недостатков во взаимодействии между контролирующими и правоохранительными органами, их отдельными подразделениями. К ним же следует отнести и меры, направленные на развитие международного сотрудничества органов налогового контроля. На сегодняшний день добиться объединения всех усилий, прилагаемых в этом направлении, пока не удалось. Разобщенность усилий в значительной степени снижает эффективность предупредительной деятельности.

 Техническими являются мероприятия по совершенствованию форм и методов налогового контроля, повышению квалификации руководителей организаций и бухгалтерских работников, техническому перевооружению налоговых органов, введению в организациях новых кассовых аппаратов с фискальной памятью. Для успешного решения задач, стоящих перед налоговыми и другими контролирующими органами  по предупреждению налоговых преступлений и правонарушений, необходимо внедрение современных информационных технологий.

 Система предупреждения налоговой преступности невозможна и без мер культурно-воспитательного характера. Серьезному воздействию должно подвергнуться нравственно - психологические состояние налогоплательщиков. Необходимо изменить их негативное отношение к налоговой системе и налоговым органам. Значительный предупредительный эффект несет в себе повышение уровня налоговой культуры.

  К профилактическим мерам, направленным на предупреждение налоговых преступлений, относятся: использование средств массовой информации для разъяснения положений налогового законодательства, прав и обязанностей контролирующих органов, формирования уважительного отношения у граждан к их деятельности, привития налоговой культуры, а также воспитания законопослушного налогоплательщика, осуществление соответствующего взаимодействия с государственными органами и общественными объединениями, внесение в организации представлений и предложений по устранению причин и условий. Недопущение же совершения налоговых преступлений или пресечение уже совершаемых, как правило, непосредственно осуществляется Департаментом финансовых  расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь в процессе их оперативно-розыскной деятельности.

 Специальное криминологическое предупреждение называется таковым не только по тому, что направлено на достижение определенных целей, но и потому, что требует специальных криминологических знаний, которые необходимы и при разработке комплексных планов, и при выработке мер предупреждения отдельных видов преступлений. Представляется, что без глубоких познаний в области налогового права и налогообложения предупреждение преступности данного вида невозможно. Система предупредительных мер должна основываться на четком представлении о налоговой системе и принципах ее построения, налогах ее составляющих, основаниях возникновения и прекращения налоговых обязанностей, правовом положении налогоплательщиков, налоговых агентов и их представителей, особенностях исчисления и порядке уплате налогов, системе налогового контроля, компетенции налоговых органов, полномочиях их должностных лиц, принудительных мерах взыскания и налоговой ответственности.

  С учетом вышеизложенного предупреждение налоговой преступности можно определить как применение комплекса различающихся по содержанию мер, направленных на совокупность политического, экономического и социально-психологических процессов, препятствующего добросовестному исполнению налогоплательщиками своих налоговых обязанностей. Особенности предупреждения налоговой преступности заключаются в том, что:

  - предупредительные меры нацелены на достижение или сохранение тенденции снижения и позитивного изменения ее характера и структуры;

  - главной задачей предупредительной деятельности является обеспечение защиты финансовых интересов государства и общества. Это предполагает: выявление, исследование и последующее устранение причин и условий, способствующих совершению налоговых преступлений; предотвращение или пресечение налоговых преступлений и правонарушений; возмещение ущерба, причиняемого налоговыми преступлениями и правонарушениями, т.е. поступление причитающихся государству налогов, пени и штрафов в бюджет в полном объеме; выявление лиц, склонных к совершению налоговых преступлений и правонарушений, их исправление и перевоспитание;

  - масштаб применения предупредительных мер не ограничивается сферой налогообложения, а распространяется на бюджетную и валютную сферы, а также сферу денежного обращения;

  - предупреждение должно осуществляться на всех уровнях различными по содержанию мерами, среди которых можно выделить: экономические, политические, правовые, организационно-управленческие, технические и культурно-воспитательные;

-действие предупредительных  мер распространяется на лиц,  относящихся к категории налогоплательщиков, а также лиц, ответственных за исчисление и уплату налогов. К числу последних относятся руководители и главные бухгалтеры организаций, а также налоговые агенты;

  - соответствующие мероприятия наряду с различными контролирующими и правоохранительными органами государства осуществляются специальными субъектами, к числу которых относятся финансовые,  налоговые органы, а также органы, наделенные соответствующей компетенцией;

  - система предупреждения должна основываться на познаниях в области налогового права и налогообложения [9, c. 260].

  Важнейшим фактором повышения эффективности контрольной работы налоговой инспекции является совершенствование действующих процедур контрольных проверок. Необходимыми признаками любой действенной системы налогового контроля являются:

  - наличие эффективной системы отбора налогоплательщиков для проведения документальных проверок, дающей возможность выбрать наиболее оптимальное направление использования ограниченных кадровых и материальных ресурсов налоговой инспекции, добиться максимальной результативности налоговых проверок при минимальных затратах усилий и средств,  за счет отбора для проверок таких налогоплательщиков, вероятность обнаружения налоговых нарушений у которых представляется наибольшей;

 - применение эффективных форм, приемов и методов налоговых проверок, основанных как на разработанной налоговым ведомством единой комплексной стандартной процедуре организации контрольных проверок, так и на прочной законодательной базе, предоставляющей налоговым органам широкие полномочия в сфере налогового контроля для воздействия на недобросовестных налогоплательщиков;

 - использование системы оценки работы налоговых инспекторов, позволяющей объективно учесть результаты деятельности каждого из них, эффективно распределить нагрузку при планировании контрольной работы.

 Проблема рационального отбора налогоплательщиков для проведения контрольных проверок приобретает особую значимость в условиях массовых нарушений налогового законодательства. Система отбора наиболее эффективна при использовании двух способов отбора налогоплательщиков для проведения документальных проверок: случайного и специального отбора, что позволяет наиболее полно охватить документальными проверками налогоплательщиков, обеспечивает профилактику налоговых правонарушений за счет внезапности и непредвиденности контрольных проверок, а также проведение целенаправленной выборки налогоплательщиков, у которых вероятность обнаружения налоговых нарушений представляется наиболее высокой. Но это условие возможно лишь в условиях достаточности средств и персонала на осуществление данных мероприятий.

Первоочередной задачей  налоговых органов является постоянное совершенствование форм и методов  налогового контроля. Наиболее перспективным  выглядит  увеличения количества проверок соблюдения налогового законодательства, проводимых совместно с другими  контролирующими органами. Результативность их очень высокая, поэтому дальнейшее продолжение совместной деятельности может привести к увеличению поступлений  от таких проверок.

 Практика показала, что весьма полезным в работе налоговых инспекций является проведение рейдов в вечернее и ночное время, также значительно увеличивается результативность контроля при применении перекрестных проверок, сущность которых состоит в выезде сотрудников отделов одной налоговой инспекции на территорию другой инспекции.

 В настоящее время получили мировое распространение факты уклонения налогоплательщиков от уплаты налогов посредством неведения бухгалтерского учета, ведения его с нарушением установленного порядка, которые делают невозможным определение размера налогооблагаемой базы. Особая сложность работы с данной категорией плательщиков связана с отсутствием эффективных механизмов борьбы с подобными явлениями. Не имея достаточного времени и кадровых ресурсов, необходимых для фактического восстановления бухгалтерского учета, сотрудники налоговых органов вынуждены брать за основу для исчисления налоговых обязательств налогоплательщика данные, декларированные в налоговых расчетах и вытекающие из бухгалтерской документации, даже в тех случаях, когда анализ иной имеющейся информации дает основания сделать вывод, что указанные документы искажаются.

 Применение косвенных методов является общепринятым в мировой практике. Например, в Германии законодательство прямо санкционирует применение указанных методов, а существующая в этой стране судебная практика свидетельствует о безоговорочном признании судами доказательств размера налогооблагаемой базы, основанных на применении косвенных методов исчисления.

 Наиболее распространенными из них являются следующие:

 Метод общего сопоставления имущества. Методика исчисления налогооблагаемого дохода данным методом подразделяется на две части:

 1) учет изменения имущественного положения за отчетный период;

 2) учет произведенного и личного потребления за отчетный период.

 Сумма имущественного прироста, с одной стороны, и производственного и личного потребления, с другой, сопоставляются с декларированными доходами за отчетный период. На основании прироста имущества неизвестного происхождения делается вывод о том, что он стал следствием незадекларированных доходов за отчетный период.

 Метод, основанный  на анализе производственных  запасов. Используя данный метод,  можно дать оценку достоверности  отраженного в отчетности объекта  продаж с затратами на производство.

Основной задачей совершенствования  форм и методов налогового контроля является повышение его эффективности. Но этого невозможно достичь без  улучшения работы с кадрами.

Тут полезным может быть введение системы бальной оценки работы налоговых инспекторов, осуществляющих контрольные проверки. Сущность такой  оценки, состоит в том, что в  зависимости от категории каждого  проверенного предприятия, - исходя из классификации на крупные, средние, малые и мелкие, а также отраслевой принадлежности - налоговому инспектору засчитывается определенное количество баллов. При этом за отчетный период каждый налоговый инспектор должен набрать определенное минимальное количество баллов. Количество набранных баллов может служить основанием для вывода о его служебном соответствии. Кроме того, балльный норматив может служить основой для составления планов проверок на предстоящий отчетный период в части наиболее оптимального распределения нагрузки между отдельными инспекторами.

В заключение хочется отметить, что в развитых странах профессия  налоговый инспектор является очень  высокооплачиваемой, что сразу же отсекает возможность различных  подкупов или других негативных моментов. Взятие на вооружение данного отношения  к служащим  контролирующих органов  сразу дало бы позитивные изменения. 

Информация о работе Организация налогового контроля декларирования доходов физическими лицами