Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 00:07, курсовая работа
Цель настоящей курсовой работы – разработка предложений по совершенствованию налогового контроля декларирования доходов и имущества физическими лицами на основе изучение направлений государственного регулирования и действующей практики организации и проведения контрольной деятельности налоговых органов.
Введение……………………………………………………….……………….…
1 Декларирование доходов и имущества физических лиц как средство оценки достоверности объекта обложения……………………………….……
2 Налоговый контроль за налогообложением доходов физических лиц……….……………………………………………….….…………………….
3 Повышения эффективности налогового контроля декларирования доходов физических лиц …….………………………………………………….
Заключение ……………………………………………………………..………..
Список использованных источников …………………………….…….…...…..
Социальный налоговый вычет предоставляется в размере фактически произведенных расходов на обучение.
Вычету также подлежат суммы, направляемые на погашение кредитов (за исключением процентов по кредиту, в том числе и просроченных) в течение налогового периода (календарного года), в котором осуществлялось обучение.
Социальный налоговый вычет предоставляется при подаче плательщиком следующих документов:
- справки учреждения образования Республики Беларусь, подтверждающей, что плательщик или его супруг (супруга, его дети, его подопечные) является (или являлся) на момент получения кредита, использованного на оплату обучения, учащимся или студентом данного учреждения образования и получает первое высшее или среднее специальное образование;
- копии договора, заключенного с учреждением образования Республики Беларусь, об оказании образовательных услуг на платной основе;
- документов, подтверждающих фактическую оплату образовательных услуг, в том числе направленных на погашение кредита.
При определении размера налоговой базы плательщик имеет право на получение имущественных налоговых вычетов: в сумме расходов, фактически произведенных плательщиком, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в местном исполнительном и распорядительном органе, на новое строительство либо приобретение на территории Республики Беларусь индивидуального жилого дома или квартиры, а также на погашение кредитов (включая проценты по ним), полученных плательщиком в банках Республики Беларусь и фактически израсходованных им на новое строительство, либо приобретение на территории Республики Беларусь индивидуального жилого дома или квартиры.
Имущественный налоговый вычет предоставляется плательщику на основании его письменного заявления и следующих документов:
- справки местного исполнительного и распорядительного органа, подтверждающей, что плательщик или члены его семьи состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий или состояли на таком учете на момент заключения кредитного договора;
- копии кредитного договора — при получении плательщиком в банках Республики Беларусь кредитов на новое строительство либо приобретение на территории Республики Беларусь индивидуального жилого дома или квартиры;
- выписки из решения общего собрания членов организации граждан-застройщиков (собрания уполномоченных) о включении плательщика в состав жилищно-строительного кооператива, молодежного жилого комплекса либо копия договора о долевом участии в жилищном строительстве или копия договора о строительстве — при строительстве квартир в составе жилищно-строительного кооператива, молодежного жилого комплекса, а также в порядке долевого участия в жилищном строительстве по договору с застройщиком или иному договору о строительстве жилья;
- копии государственного акта на право пожизненного наследуемого владения либо на право частной собственности на земельный участок, предоставленный для строительства и обслуживания жилого дома, — при строительстве индивидуальных жилых домов;
- справки организации застройщика или подрядчика (субподрядчика) о полной проектной стоимости строительства индивидуального жилого дома или квартиры — при строительстве индивидуальных жилых домов или квартир либо заявления физического лица о проектной стоимости строительства индивидуального жилого дома или квартиры;
- копии технического паспорта на индивидуальный жилой дом или квартиру при приобретении индивидуальных жилых домов или квартир;
- копии договора на приобретение товаров (выполнение работ, оказание услуг), используемых при строительстве индивидуальных жилых домов. При приобретении таких товаров (выполнении работ, оказании услуг) у физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в договоре должны быть указаны фамилия, имя, отчество, место жительства, паспортные данные такого физического лица;
- квитанции к приходным кассовым ордерам, платежные инструкции о перечислении денежных средств со счета плательщика на счет продавца (подрядчика, исполнителя), товарные и кассовые чеки, акты о закупке товаров (выполнении работ, оказании услуг) у физических лиц и другие документы, подтверждающие фактическую оплату товаров (работ, услуг) [7, с 105-107].
Декларирование доходов и имущества несовершеннолетних в возрасте до четырнадцати лет осуществляется их законными представителями (родителями, усыновителями или опекунами); несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, за исключением лиц, которые приобрели дееспособность в полном объеме в результате эмансипации или заключения брака, осуществляется этими лицами с письменного согласия их законных представителей.
Лица, ограниченные судом в дееспособности, осуществляют декларирование с согласия их попечителей, а декларирование доходов и имущества лиц, признанных судом недееспособными, осуществляется их опекунами.
Если иное не установлено Президентом Республики Беларусь, декларацию о доходах и имуществе в соответствующий государственный орган обязаны представлять лица, поступающие на государственную службу, а также на военную службу по контракту, службу в органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям, органы внутренних дел и органы финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь [12].
Физические лица имеют право на:
- получение в государственном органе (организации), в который (которую) представляется декларация о доходах и имуществе, или у соответствующего должностного лица налогового органа, истребовавшего декларацию о доходах и имуществе, бесплатной консультации о форме и содержании представляемых документов и порядке заполнения указанной декларации;
- представление своих интересов в государственных органах (организациях), в том числе налоговых органах, самостоятельно или через своего уполномоченного представителя;
- получение в организациях и у индивидуальных предпринимателей, являющихся источником выдачи (выплаты) дохода, справки о суммах выданного (выплаченного) дохода, в том числе о стоимости переданного имущества;
- возмещение убытков (вреда), причиненных им неисполнением или ненадлежащим исполнением должностными лицами государственных органов (организаций), в том числе налоговых органов, обязанностей, установленных настоящим Законом.
Физические лица обязаны:
- представлять декларации о доходах и имуществе в порядке, установленном актами законодательства Республики Беларусь;
- по письменному требованию налоговых органов представлять пояснения об источниках доходов в установленный срок.
Физическим лицам запрещается препятствовать должностным лицам государственных органов (организаций), в том числе налоговых органов, при проведении ими проверки полноты и достоверности сведений, указанных в декларации о доходах и имуществе и в пояснениях об источниках доходов [7, с. 108-109].
В текущем году продолжается работа по совершенствованию налогового законодательства. В первую очередь это будет касаться налогового администрирования. В настоящее время работа налоговых органов направлена на то, чтобы унифицировать формы документов, подтверждающих право на получение льгот, а также сократить количество таких документов. Сегодня, после сокращения общего количества физлиц, представляющих налоговые декларации, важной задачей, которая стоит перед налоговыми органами, является проведение разъяснительной работы по налоговому законодательству среди налогоплательщиков, в первую очередь налоговых агентов. Данная работа направлена на то, чтобы упредить те случаи, когда могут быть совершены налоговые правонарушения и исключить случаи предъявления санкций к тем налогоплательщикам, которые не знают, как правильно считать налоги [10].
2 Налоговый контроль за налогообложением доходов физических лиц
Налоговый контроль за налогообложением доходов физических лиц осуществляется на основании инструкции о порядке организации деятельности налоговых органов по контролю за соблюдением порядка декларирования физическими лицами доходов и имущества, утвержденная постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 20 ноября 2003 года № 103 (в редакции постановления МНС от 15.03.2010 №15).
Инструкция регулирует порядок организации деятельности налоговых органов по истребованию, приему, проверке и хранению деклараций о доходах и имуществе, истребованных налоговыми органами, осуществления контроля за соответствием расходов физического лица доходам, заявленным им в декларации.
Декларирование доходов и имущества осуществляется путем представления физическими лицами декларации по письменному требованию налоговых органов о представлении декларации о доходах и имуществе.
Требование о представлении декларации вручается физическому лицу лично под роспись или направляется по почте заказным письмом с уведомлением о вручении. При направлении по почте физическому лицу, проживающему в сельском населенном пункте, налоговым органом одновременно направляется бланк декларации.
Требование о представлении декларации подлежит регистрации в журнале учета требований о представлении деклараций о доходах и имуществе и мер административной ответственности. Ведение журнала возможно в электронном виде, при этом дублирование его на бумажном носителе не требуется [17].
Должностное лицо налогового органа при приеме декларации о доходах и имуществе, об источниках денежных средств обязано:
- удостоверить личность физического лица, представляющего декларацию;
- зарегистрировать декларацию в установленном порядке в журнале (книге) учета деклараций об источниках денежных средств или журнале учета деклараций о доходах и имуществе соответственно;
- проверить полноту и правильность заполнения физическим лицом декларации (заполнение всех реквизитов, наличие подписи физического лица, правильность указания итоговых сумм);
- предложить физическому лицу, не состоящему на учете в налоговом органе, представить заявление о присвоении учетного номера плательщика;
- проверить соответствие данных, указанных в декларации, документам, представленным физическим лицом и подтверждающим получение доходов, право собственности, способ приобретения и стоимость подлежащего обязательному декларированию имущества;
- проверить соответствие суммы средств, указанных в качестве источников денежных средств, общей сумме сделки;
- разъяснить физическому лицу ответственность, установленную законодательством, за нарушение порядка декларирования доходов, имущества и источников денежных средств;
- потребовать представление иных документов, а также дополнительных пояснений физического лица, необходимых для осуществления контроля за соблюдением порядка декларирования;
- направить декларацию и иные документы, связанные с декларированием доходов, имущества и источников денежных средств, полученных от физического лица, проживающего в другом населенном пункте (районе города), в налоговый орган по месту жительства физического лица [7, с. 109-110].
Налоговый орган обязан при осуществлении декларирования предоставить физическому лицу бланк декларации, консультацию о форме и содержании представляемых документов и порядке заполнения декларации. Консультация может быть предоставлена как в устной, так и в письменной форме. При этом налоговые органы не обеспечивают физических лиц нормативными правовыми актами, комментариями к ним и иной юридической литературой.
Налоговый орган при необходимости предлагает физическому лицу, у которого истребуется декларация, представить документы, подтверждающие полноту и достоверность сведений, отраженных им в декларации, в целях сопоставления расходов и доходов физического лица, а также пояснения физического лица, необходимые для осуществления контроля за соблюдением порядка декларирования.
Налоговый орган не вправе требовать от физического лица представления документов, которыми налоговые органы должны располагать или могут получить в силу своей компетенции, за исключением сведений о полученных физическим лицом кредитах банков, займах от физических и юридических лиц, в том числе иностранных государств; доходах, полученных за пределами Республики Беларусь или от источников, находящихся за пределами Республики Беларусь. Такие документы представляются в налоговый орган лично физическим лицом или его уполномоченным представителем.
Налоговый орган не вправе отказать в принятии декларации, представленной физическим лицом по собственной инициативе по установленной форме, и обязан проставить по просьбе физического лица на копии декларации отметку о принятии и дату ее получения. При этом налоговые органы осуществляют контроль за соблюдением порядка декларирования, в том числе за полнотой и достоверностью сведений, указанных в декларации, за исключением контроля за соответствием расходов физического лица доходам, заявленным в декларации [17].
В случае заполнения не всех реквизитов декларация о доходах и имуществе возвращается физическому лицу без рассмотрения.
Информация о работе Организация налогового контроля декларирования доходов физическими лицами