Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 00:07, курсовая работа
Цель настоящей курсовой работы – разработка предложений по совершенствованию налогового контроля декларирования доходов и имущества физическими лицами на основе изучение направлений государственного регулирования и действующей практики организации и проведения контрольной деятельности налоговых органов.
Введение……………………………………………………….……………….…
1 Декларирование доходов и имущества физических лиц как средство оценки достоверности объекта обложения……………………………….……
2 Налоговый контроль за налогообложением доходов физических лиц……….……………………………………………….….…………………….
3 Повышения эффективности налогового контроля декларирования доходов физических лиц …….………………………………………………….
Заключение ……………………………………………………………..………..
Список использованных источников …………………………….…….…...…..
Полученные в иностранной валюте доходы, за счет которых физическим лицом произведены расходы, а также произведенные им в иностранной валюте расходы пересчитываются в белорусские рубли по официальному курсу иностранной валюты, установленному Национальным банком Республики Беларусь на дату произведения расходов.
Если на момент составления расчета известен год, но неизвестна дата получения доходов (произведения расходов), применяется официальный курс белорусского рубля к иностранной валюте, установленный Национальным банком Республики Беларусь на последний (первый) день года, в котором получены доходы (произведены расходы).
При невозможности определения года, в котором произведены расходы в иностранной валюте (получены доходы в иностранной валюте, которые на момент составления расчета не использованы физическим лицом на приобретение имущества или иные цели), перерасчет расходов в белорусские рубли производится по официальному курсу иностранной валюты, установленному Национальным банком Республики Беларусь на дату составления расчета.
Сведения о перерасчете доходов (расходов), полученных (произведенных) физическим лицом в иностранной валюте, в белорусские рубли отражаются в расчете справочно с указанием даты, на которую произведен перерасчет иностранной валюты в белорусские рубли исходя из курса Национального банка Республики Беларусь, установленного на дату перерасчета.
На основании данных, указанных в расчете, налоговым органом производится сопоставление полученных физическим лицом доходов с произведенными расходами. При этом учитываются только суммы доходов, полученные не позднее даты произведения расходов. Доходы, полученные после даты произведения расходов, во внимание не принимаются и учитываются как доход, оставшийся в распоряжении физического лица, на предстоящие расходы [17].
Если установлено, что расходы физического лица соответствуют его доходам, то должностным лицом налогового органа не позднее первого рабочего дня, следующего за днем составления расчета, оформляется заключение о соответствии расходов и доходов, которое хранится в налоговом органе.
Если налоговым органом установлено, что расходы физического лица превышают его доходы, указанные в декларации, либо факт получения дохода не подтверждается, то этим налоговым органом в течение пяти рабочих дней с даты составления расчета направляется физическому лицу письменное требование о даче пояснений об источниках доходов с приложением копий расчетов за все календарные годы, за которые производилось сопоставление расходов и доходов.
В требовании о даче пояснений общий размер установленного налоговым органом превышения расходов над доходами указывается по состоянию на дату составления требования о даче пояснений с учетом всех произошедших в проверяемом периоде деноминаций.
Требование о даче пояснений составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр направляется физическому лицу по почте заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения отправляемой корреспонденции либо вручается физическому лицу лично под роспись или иным способом, позволяющим достоверно установить дату его получения физическим лицом. Второй экземпляр требования хранится в налоговом органе.
На основании представленных физическим лицом пояснений об источниках доходов налоговым органом в течение пяти рабочих дней со дня представления таких пояснений составляется расчет с внесенными изменениями и дополнениями. При необходимости проверки достоверности сведений, указанных физическим лицом в представленном пояснении об источниках доходов, расчет с внесенными изменениями и дополнениями составляется в первый рабочий день, следующий за днем окончания проверки таких данных.
Если исходя из представленных физическим лицом пояснений подтверждается факт получения дохода (произведения расходов) в иностранной валюте на иную дату, чем та, которая была применена при перерасчете доходов (расходов) в белорусские рубли, то налоговым органом производится уточненный расчет в белорусских рублях, при составлении которого применяется официальный курс Национального банка Республики Беларусь иностранной валюты на дату, указанную в пояснении об источниках денежных средств.
При непредставлении физическим лицом пояснений об источниках доходов, в том числе в случае письменного отказа физического лица от дачи таких пояснений, или непредставлении им пояснений в течение тридцати календарных дней со дня вручения ему требования о даче пояснений, или если представленные пояснения не позволяют установить источник доходов, доходы физического лица, исчисленные исходя из сумм превышения расходов над доходами, подлежат налогообложению в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.
На основании представленных физическим лицом пояснений об источниках доходов налоговым органом производится расчет с внесенными изменениями и дополнениями, по результатам которого составляется заключение о соответствии расходов и доходов, которое хранится в налоговом органе [17].
Заключение оформляется не позднее первого рабочего дня, следующего за днем составления расчета с внесенными изменениями и дополнениями, и хранится в налоговом органе. Исчисленные суммы подоходного налога предъявляются к уплате физическому лицу на основании извещения налогового органа в течение пяти рабочих дней со дня составления заключения. Извещение налогового органа с предъявляемой суммой налога направляется физическому лицу по почте заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения отправляемой корреспонденции либо вручается физическому лицу лично под роспись или иным способом, позволяющим достоверно установить дату его получения физическим лицом.
При проведении налоговыми органами контроля за соответствием расходов физического лица доходам, заявленным им в декларации, подлежат обложению подоходным налогом доходы, исчисленные налоговым органом исходя из сумм превышения расходов над доходами, по ставкам подоходного налога, действующим на 31 декабря года, за который установлено превышение расходов над доходами.
Пояснения об источниках доходов, представленные физическим лицом по истечении срока, установленного законодательством для представления пояснений, а также вручения извещения налогового органа, учитываются налоговым органом только после проверки их достоверности. При подтверждении факта их достоверности такие пояснения об источниках доходов учитываются налоговым органом при составлении расчета с внесенными изменениями и дополнениями и заключения. Исчисленные суммы подоходного налога предъявляются к уплате физическому лицу на основании извещения налогового органа в течение пяти рабочих дней со дня составления заключения.
Декларации, истребованные налоговым органом, хранятся в порядке, установленном Инструкцией о порядке ведения в налоговых органах Республики Беларусь делопроизводства по документам, содержащим информацию об имущественном положении физических лиц [17].
3 Повышения эффективности налогового контроля декларирования доходов физических лиц
Налоговая система нашей республики еще достаточно молода, и в настоящее время ведется активная работа по упрощению механизма исчисления отдельных платежей, рационализации структуры налогов и общего снижения налоговой нагрузки. Немаловажным является достижения определенной стабильности налогообложения, от которой во многом зависят возможности планирования бизнеса на перспективу. Однако стабильность не означает абсолютную неизменность налоговой системы, а напротив, предполагает ее периодическое реформирование и максимальную адаптацию к изменяющимся экономическим условиям. Пропорционально изменениям налогообложения в целом, должна изменятся организация и осуществление налогового контроля. Взятие на вооружение мирового опыта а также увязка его с национальными особенностями может дать максимально положительный эффект.
Рассмотрим основные мотивы, толкающие плательщиков к недобросовестному отношению к обязанностям налогоплательщиков и варианты их решения.
Нежелание уплачивать налоги вызвано не только высоким уровнем налогообложения, но и пониженной налоговой способностью организаций и населения. В свою очередь, это является следствием негативных процессов, происходящих в экономике, к числу которых относятся: падение уровня производства, инфляция, неплатежи, недостаток оборотных средств, вывоз и «тенизация» капитала.
Кроме того, следует учитывать также отдельные социально-психологические процессы, происходящие в обществе: безразличное в большинстве своем отношение налогоплательщиков к финансовым проблемам государства в целом и негативное восприятие ими налогообложения в частности. Стремление уклониться от исполнения своих налоговых обязанностей укоренилось в сознании многих людей. Деятельность по предупреждению налоговой преступности должна осуществляться по этим двум направлениям.
Таким образом, объект
предупреждения налоговой
Другим важным элементом, характеризующим предупреждение преступности того или иного вида, является его цель. Общей целью предупреждения налоговой преступности является достижение или сохранение тенденции снижения и позитивного изменения ее характера и структуры. Основным показателем, свидетельствующим об изменении положения дел в лучшую сторону, должно стать снижение общего числа регистрируемых налоговых нарушений.
Для достижения этой цели необходимо разрешить целый ряд задач, главной из которых является обеспечение защиты финансовых интересов государства и общества. Это, в свою очередь, предполагает: выявление, исследование и последующее устранение причин и условий, способствующих совершению налоговых преступлений; предотвращение или пресечение налоговых нарушений; возмещение ущерба, причиняемого налоговыми нарушениями, т. е. поступление причитающихся государству налогов, пени и штрафов в бюджет в полном объеме.
По уровням предупредительной деятельности выделяются группы мер общесоциального и специального (криминологического) характера. Общесоциальная профилактика связана с наиболее значимыми и долговременными видами социальной деятельности, крупными мерами развития экономики, обеспечения прав, свобод, законных интересов граждан, поддержания культуры и нравственности, укрепления законности и социальной защиты населения. Специальная (криминологическая) профилактика включает меры, направленные именно на устранение, ослабление, нейтрализацию криминогенных факторов. Для предупреждения налоговых нарушений должны применяться меры, относимые к обоим уровням [9, с.228].
К числу общих мер, оказывающих положительное влияние на сферу налогообложения, можно отнести снижение инфляции, стабилизацию курса национальной валюты, увеличение доходов населения.
Существует тесная взаимосвязь предупредительной работы по борьбе с преступностью на общесоциальном и специально - криминологическом уровнях. Значительных успехов в борьбе с налоговой преступностью можно достигнуть, используя специально-криминологические меры. Они имеют специальную направленность и воздействуют на конкретные причины и условия, способствующие совершению преступлений. Именно эти меры отражают специфику предупредительной деятельности.
Специальные меры предупреждения налоговой преступности должны охватывать сферу налогообложения. Вместе с тем, учитывая ее тесную взаимосвязь с другими финансовыми институтами, необходимо распространить соответствующие меры на бюджетную и валютную сферы, а также сферу денежного обращения. Оказывая на возникшие в них негативные процессы целенаправленное воздействие, можно в значительной степени повысить налоговый потенциал общества, что в свою очередь приведет к снижению числа лиц, стремящихся уклониться от уплаты налогов.
Специфичен и круг субъектов, подвергающихся профилактическому воздействию. Лицами, могущими совершить или уже совершившими преступления, являются прежде всего сами налогоплательщики, а также иные лица, ответственные за исчисление и уплаты налогов. К числу последних следует отнести руководителей и главных бухгалтеров организаций, а также налоговых агентов. Число налогоплательщиков - физических лиц велико и составляет значительную часть взрослого населения страны. Это свидетельствует о необходимости проведения широких профилактических мероприятий.
В зависимости от масштаба применения различают меры предупреждения общегосударственные, и индивидуальные. На общегосударственном уровне важно обеспечение экономической стабильности и подъема производства, роста платежеспособности хозяйствующих субъектов, снижение налогового бремени. В качестве крупных социальных групп следует рассматривать налогоплательщиков различных регионов, отдельные категории физических лиц, имеющих различный налоговый статус (граждане, индивидуальные предприниматели), представителей различных сфер предпринимательской деятельности. Как отдельные объекты или микрогруппы данной предупредительной деятельности соответственно следует расценивать организации, являющиеся налогоплательщиками, а также общности предпринимателей, занимающихся коммерцией на одной торговой территории. Субъектом индивидуальных предупредительных мер может являться конкретный налогоплательщик, руководитель или главный бухгалтер организации.
Предупреждение совершения налоговых преступлений должно осуществляться на различных уровнях и в нескольких направлениях. Следует отметить, что специальные профилактические мероприятия в данном случае должны проводится преимущественно в общегосударственном масштабе.
Информация о работе Организация налогового контроля декларирования доходов физическими лицами