Организация контрольной работы налоговых органов

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 10:03, отчет по практике

Описание работы

Исследование нормативно-правовой базы осуществления налогового контроля. Изучение основ организации контрольной работы налоговых органов. Анализ действующих форм и методов налогового контроля, выбор наиболее перспективных путей их совершенствования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..5
1. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
1.1 Состав и структура областной налоговой службы………………….............7
1.2 Руководство Управления ФНС РФ
по Кемеровской области………………………………………………………….8
1.3 Структурные подразделения УФНС России
по Кемеровской области………………………………………………………...11
1.4 Права, обязанности и ответственность налоговых органов………………11
2. ОРГАНИЗАЦИЯ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ
2.1 Правовая база………………………………………………………………...17
2.2 Формы и методы налогового контроля…………………………………….19
2.3 Оценка эффективности налогового контроля……………………………...26
2.4 Пути совершенствования контрольной работы налоговых органов..........33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….38
Список используемых источников……………………………………………..

Работа содержит 1 файл

моя_преддипломная_практика.doc

— 205.00 Кб (Скачать)
fy">     Для оценки эффективности контрольной  работы инспекций применяются коэффициенты ранжирования, которые классифицируют (ранжируют) отдельно взятый показатель контрольной работы каждой инспекции  по рейтингу: 

                      Пифнс - Пmin                 Пmax - Пифнс

     КР1 = ───────────; КР2 = ───────────,                                 (2)

                       Пmax - Пmin                  Пmax - Пmin 

     где: Пифнс - соответствующий показатель контрольной работы инспекции;

     Пmax - максимальный показатель контрольной работы инспекции из общих показателей по области;

     Пmin - минимальный показатель контрольной  работы инспекции из общих показателей  по области.

     При использовании коэффициента корректировки  КР1 показатель контрольной работы инспекции ранжируется в порядке убывания рейтинговой оценки, а по коэффициенту корректировки КР2 - в порядке ее возрастания.

     Совокупная  рейтинговая оценка контрольной  работы каждой отдельной инспекции  осуществляется при суммировании данных всех оценок по каждому блоку показателей, приведенных выше. Учитывая неравные возможности окружных и межрайонных инспекций в части объемных показателей дополнительных начислений, в методике отражено стремление уйти от оценки показателей в абсолютном выражении. С этой целью все показатели выбраны в относительном выражении или в виде динамических показателей. Оценка достигнутых результатов по организации и проведению контрольной работы производится ежеквартально по показателям форм статистической налоговой отчетности инспекций за I квартал, 6, 9 месяцев и за год.

     Общая схема действий в рамках предлагаемого  метода оценки эффективности налогового контроля заключается в следующем:

     - ежегодная оценка эффективности  налогового контроля ИФНС России  в регионе;

     - определение инспекции с наилучшими показателями контрольной работы;

     - изучение методов, с помощью  которых этой инспекции удалось  достигнуть таких результатов;

     - разработка планов повышения  эффективности каждой ИФНС России;

     - осуществление планов повышения  эффективности налогового контроля.

     Этапами построения методики являются: выбор  критериев и показателей оценки, способа оценки (разработка коэффициентов  и формул расчета показателей), формирование алгоритма расчетов, непосредственный расчет оценки контрольной работы налоговых органов и анализ полученных результатов.

     Основные  требования к методике: оперативность  и простота расчетов, использование  материалов налоговой внутриведомственной  отчетности с минимальным привлечением сведений от сторонних организаций  и служб, сравнимость результатов, наглядность и инерционность.

     Показатели  оценки эффективности выбраны таким  образом, чтобы направить усилия налоговых органов на решение  задач максимального привлечения  средств в бюджеты всех уровней, осуществление эффективной контрольной  работы. В методике использованы данные внутриведомственной отчетности.

     Отличительными  чертами предлагаемого метода оценки эффективности налогового контроля являются:

     - объективная оценка деятельности  ИФНС России;

     - создание стимулов для повышения  эффективности деятельности государственных ведомств;

     - в идентификация "слабых мест" в контрольной деятельности инспекций.

    Методика  оценки эффективности налогового контроля может использоваться Управлениями ФНС России в качестве замены прямого  контроля за деятельностью нижестоящих инспекций, а также может быть внедрена внутри ФНС России с определением лучшей организации и методики контрольной работы налоговых органов России. [9].

 

    2.4 Пути совершенствования контрольной работы налоговых органов 

    Среди наиболее действенных мероприятий, направленных на совершенствование контрольной работы налоговых органов, следует выделить:

    - разработку методов определения  реальной налоговой базы в  отношении различных видов деятельности  и косвенных параметров, характеризующих  деятельность организаций;

    - формирование системы критериев  для оценки уровня выполнения  налоговых обязательств налогоплательщиками;

    - создание базы данных налоговых  нарушений, выявленных в результате  проведения камерального контроля, для использования в выездных  налоговых проверках;

    - анализ и обобщение наиболее  часто используемых налогоплательщиками  схем ухода от налогов. [10].

    Важнейшим фактором повышения эффективности  контрольной работы налоговой организации является совершенствование действующих процедур контрольных проверок. Необходимыми признаками любой действенной системы налогового контроля являются:

    - наличие эффективной системы отбора налогоплательщиков для проведения документальных проверок, дающей возможность выбрать наиболее оптимальное направление использования ограниченных кадровых и материальных ресурсов налоговой инспекции, добиться максимальной результативности налоговых проверок при минимальных затратах усилий и средств, за счет отбора для проверок таких налогоплательщиков, вероятность обнаружения налоговых нарушений у которых представляется наибольшей;

    - применение эффективных форм, приемов и методов налоговых проверок, основанных как на разработанной налоговым ведомством единой комплексной стандартной процедуре организации контрольных проверок, так и на прочной законодательной базе, предоставляющей налоговым органам широкие полномочия в сфере налогового контроля для воздействия на недобросовестных налогоплательщиков;

    - использование системы оценки работы налоговых инспекторов, позволяющей объективно учесть результаты деятельности каждого из них, эффективно распределить нагрузку при планировании контрольной работы.

    Проблема  рационального отбора налогоплательщиков для проведения контрольных проверок приобретает особую значимость в  условиях массовых нарушений налогового законодательства, характерных для современной России. Система отбора, о которой говорилось выше, наиболее эффективна, так как использует два способа отбора налогоплательщиков для проведения документальных проверок: случайный и специальный отбор, что позволяет наиболее полно охватить документальными проверками налогоплательщиков, обеспечивает профилактику налоговых правонарушений за счет внезапности и непредвиденности контрольных проверок, а также проведение целенаправленной выборки налогоплательщиков, у которых вероятность обнаружения налоговых нарушений представляется наиболее высокой.

    Первоочередной  задачей налоговой службы является постоянное совершенствование форм и методов налогового контроля. Наиболее перспективным выглядит продолжение увеличения количества проверок соблюдения налогового законодательства, проводимых совместно с органами налоговой полиции. Как я указывала выше, результативность их очень высокая, поэтому дальнейшее продолжение совместной деятельности может привести к увеличению поступлений от таких проверок.

    Также действенной формой налогового контроля являются перепроверки предприятий, допустивших  сокрытие налогов в крупных размерах в течении года с момента такого сокрытия. Подобные повторные проверки позволяют проконтролировать выполнение предприятий по акту предыдущей проверки, а также достоверность текущего учета.

    Практика  показала, что весьма полезным в  работе налоговых инспекций является проведение рейдов в вечернее и ночное время, также значительно увеличивается  результативность контроля при применении перекрестных проверок, сущность которых состоит в выезде сотрудников отделов одной налоговой инспекции на территорию другой инспекции.

    Особенно  актуальным представляется применение косвенных методов исчисления налогооблагаемой базы, использование которых может принести большую пользу в условиях массового уклонения от уплаты налогов и усложнения применяемых российскими налогоплательщиками форм сокрытия объектов налогообложения. Как показывает анализ практики контрольной работы налоговых органов России, в настоящее время получили мировое распространение факты уклонения налогоплательщиков от уплаты налогов посредством неведения бухгалтерского учета, ведения его с нарушением установленного порядка, которые делают невозможным определение размера налогооблагаемой базы. Особая сложность работы с данной категорией плательщиков связана с отсутствием эффективных механизмов борьбы с подобными явлениями. Не имея достаточного времени и кадровых ресурсов, необходимых для фактического восстановления бухгалтерского учета, сотрудники налоговой инспекции вынуждены брать за основу для исчисления налоговых обязательств налогоплательщика данные, декларированные в налоговых расчетах и вытекающие из бухгалтерской документации, даже в тех случаях, когда анализ иной имеющейся информации дает основания сделать вывод, что указанные документы искажаются. Действующее законодательство практически не представляет налоговым органам права производить исчисления налогооблагаемой базы на основании использования каких-либо иных сведений о налогоплательщиках помимо тех, которые содержатся в бухгалтерской отчетности и в налоговых декларациях. Налоговый кодекс РФ представляет налоговым органам право в случаях учета определять суммы налогов, подлежащих внесению в бюджет, расчетным путем на основании данных его аналогичным плательщиком. Но право использовать косвенные методы исчисления налоговых обязательств не применяются, если налогоплательщик представляет налоговому органу документы и сведения заведомо искаженные.

    Как показывает анализ зарубежного опыта, применение косвенных методов является общепринятой в мировой практике. Например, в Германии законодательство прямо санкционирует применение указанных методов, а существующая в этой стране судебная практика свидетельствует о безоговорочном признании судами доказательств размера налогооблагаемой базы, основанных на применении косвенных методов исчисления.

    Наиболее  распространенными из них являются следующие:

    Метод общего сопоставления имущества. Методика исчисления налогооблагаемого дохода данным методом подразделяется на две части:

    1) учет изменения имущественного  положения за отчетный период;

    2) учет произведенного и личного  потребления за отчетный период.

    Сумма имущественного прироста, с одной  стороны, и производственного и личного потребления, с другой, сопоставляются с декларированными доходами за отчетный период. На основании прироста имущества неизвестного происхождения делается вывод о том, что он стал следствием незадекларированных доходов за отчетный период.

    Метод, основанный на анализе производственных запасов. Используя данный метод, можно дать оценку достоверности отраженного в отчетности объекта продаж с затратами на производство.

    Основной  задачей совершенствования форм и методов налогового контроля является повышение его эффективности. Но этого невозможно достичь без улучшения работы с кадрами.

    Тут полезным может быть введение системы  бальной оценки работы налоговых  инспекторов, осуществляющих контрольные  проверки. Сущность такой оценки, состоит  в том, что в зависимости от категории каждого проверенного предприятия, - исходя из классификации на крупные, средние, малые и мелкие, а также отраслевой принадлежности - налоговому инспектору зачитывается определенное количество баллов. При этом за отчетный период каждый налоговый инспектор должен набрать определенное минимальное количество баллов. Количество набранных баллов может служить основанием для вывода о его служебном соответствии. Кроме того, балльный норматив может служить основой для составления планов проверок на предстоящий отчетный период в части наиболее оптимального распределения нагрузки между отдельными инспекторами.

    Но  в конце надо отметить, что никакое  совершенствование форм не даст положительных  результатов, если налоговый инспектор  не будет постоянно совершенствовать свои знания в области налогообложения.

Информация о работе Организация контрольной работы налоговых органов