Организация контрольной работы налоговых органов

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 10:03, отчет по практике

Описание работы

Исследование нормативно-правовой базы осуществления налогового контроля. Изучение основ организации контрольной работы налоговых органов. Анализ действующих форм и методов налогового контроля, выбор наиболее перспективных путей их совершенствования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..5
1. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
1.1 Состав и структура областной налоговой службы………………….............7
1.2 Руководство Управления ФНС РФ
по Кемеровской области………………………………………………………….8
1.3 Структурные подразделения УФНС России
по Кемеровской области………………………………………………………...11
1.4 Права, обязанности и ответственность налоговых органов………………11
2. ОРГАНИЗАЦИЯ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ
2.1 Правовая база………………………………………………………………...17
2.2 Формы и методы налогового контроля…………………………………….19
2.3 Оценка эффективности налогового контроля……………………………...26
2.4 Пути совершенствования контрольной работы налоговых органов..........33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….38
Список используемых источников……………………………………………..

Работа содержит 1 файл

моя_преддипломная_практика.doc

— 205.00 Кб (Скачать)

    Обязанности должностных лиц налоговых органов.

    Должностные лица налоговых органов обязаны:

    1) действовать в строгом соответствии  с НК РФ и иными федеральными  законами;

    2) реализовывать в пределах своей  компетенции права и обязанности  налоговых органов;

    3) корректно и внимательно относиться  к налогоплательщикам, их представителям  и иным участникам отношений,  регулируемых законодательством  о налогах и сборах, не унижать  их честь и достоинство.

    Ответственность налоговых органов, а также их должностных лиц.

    Налоговые органы несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым  агентам вследствие своих неправомерных  действий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников указанных органов при исполнении ими служебных обязанностей.

    Причиненные налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам убытки возмещаются  за счет федерального бюджета в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

    За  неправомерные действия или бездействие  должностные лица налоговых органов  несут ответственность в соответствии с законодательством РФ. 

 

     2. ОРГАНИЗАЦИЯ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ 
 

    2.1 Правовая база

    При осуществлении своей работы государственные налоговые инспекции руководствуются определенным перечнем нормативно-правовых актов. Данный перечень изменяется и дополняется в связи с переменами в экономической и политической ситуации в стране.

    На  первом месте стоит основной закон  страны - Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993г.) Содержащиеся в нем нормы, регулирующие налоговые отношения, имеют высшую юридическую силу, прямое действие и применяются на всей территории РФ. Они детализируются в законах и подзаконных актах, регулирующих как организацию работы налоговых инспекций, так и конкретные сферы налогообложения.

          Вторым по значимости является Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая (с изменениями), принята Государственной Думой 16 июля 1998 года и одобрена Советом Федерации 17 июля 1998 года. И часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (с изменениями), принята Государственной Думой 19 июля 2000 года и одобрена Советом Федерации 26 июля 2000 года.

    Кодекс  устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе:

    1) виды налогов и сборов, взимаемых  в Российской Федерации;

    2) основания возникновения (изменения,  прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

    3) принципы установления, введения  в действие и прекращения действия  ранее введенных налогов и  сборов субъектов Российской  Федерации и местных налогов  и сборов;

    4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

    5) формы и методы налогового  контроля;

    6) ответственность за совершение  налоговых правонарушений;

    7) порядок обжалования актов налоговых  органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

    В настоящее время Налоговый Кодекс является определяющим в сфере налоговых  отношений и при осуществлении  налогового контроля.

    До 1 января 1999 г. перечисленные выше положения  регулировались несколькими основными законами, в их числе: Закон РФ от 21 марта 1991 г. «О Государственной налоговой службе РСФСР»; Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря 1991 г.

    Одновременно  с принятием Закона «Об основах  налоговой системы» были приняты Федеральные законы, детализирующие его положения. В частности, к таким законам относятся Закон «О налоге на прибыль с предприятий», «Об акцизах», то есть к каждому налогу был принят соответствующий закон. Данная категория нормативных актов постоянно меняется в соответствии с налоговой политикой государства.

    Следующим нормативно-правовым источником являются подзаконные акты по вопросам налогообложения  и организации работы налоговой  инспекции. К таким актам относятся  указы президента РФ. Так 23.12.98г. был  издан Указ Президента №1635 «О Министерстве РФ по налогам и сборам», которым Государственная Налоговая Служба РФ была преобразована в Министерство РФ по Налогам и Сборам.

    Другими самостоятельными источниками налогового права являются постановления и  распоряжения Правительства РФ по налогам и другим обязательным платежам (в них в основном определяются налоговые ставки или налоговые льготы); акты Министерства по налогам и сборам, регулирующие налоговый контроль и содержащие предписания по процедурам взимания различных видов налогов в масштабах всей страны (инструкции, разъяснения, письма и т.д.); местные подзаконные акты по вопросам налогообложения, издаваемые представительными органами краев и областей, а также городов и районов.

    Таким образом, основным документом, регулирующим работу Государственных налоговых инспекций по контролю за соблюдением налогового законодательства с 1 января 1999 г. является Налоговый кодекс РФ.

    2.2 Формы и методы налогового  контроля

 

    В арсенале налоговых органов есть несколько видов налогового контроля за полнотой и правильностью исчисления налогов.

    В зависимости от времени совершения контроля выделяют три основные формы  налогового контроля - предварительный, текущий и последующий. Все они находятся в тесной взаимосвязи, отражая непрерывный характер контроля.

    Предварительный контроль предшествует совершению проверяемых операций. Это позволяет выявить, еще на стадии планирования, нарушения налогового законодательства. Основным методом, реализующим предварительный контроль являются камеральные проверки. Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

    Камеральная проверка проводится уполномоченными  должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями  без какого-либо специального решения  руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки.

    Если  проверкой выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок.

    При проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

    На  суммы доплат по налогам, выявленные по результатам камеральной проверки, налоговый орган направляет требование об уплате соответствующей суммы налога и пени.

    Основными задачами камеральной проверки являются:

    - визуальная проверка правильности оформления бухгалтерской отчетности, т.е. проверка заполнения всех необходимых реквизитов отчета, наличия подписей уполномоченных должностных лиц;

    - проверка правильности составления расчетов по налогам, включающая в себя арифметический подсчет итоговых сумм налогов, подлежащих уплате в бюджет, проверку обоснованности применения ставок налога и налоговых льгот, правильности отражения показателей, необходимых для исчисления налогооблагаемой базы, проверка своевременности представления расчетов по налогам;

    - проверка сопоставимости отчетных показателей с показателями предыдущего отчетного периода;

    - проверка согласованности показателей, повторяющихся в бухгалтерской отчетности и в налоговых расчетах.

    Конкретные  методы камеральных проверок определяются налоговыми службами самостоятельно исходя из характера наиболее часто встречающихся нарушений налогового законодательства на контролируемой территории, возможностей обеспечения автоматизированной обработки информации, знаний и опыта сотрудников.

    Текущий контроль. Текущий контроль называют иначе оперативным. Он ежедневно осуществляется отделами налоговой инспекции для предотвращения нарушений налоговой дисциплины в процессе осуществления финансово-хозяйственной деятельности предприятий и физических лиц, выполнения ими обязательств перед бюджетом. Основным методом, применяемым при этой форме контроля, является экспресс-проверка с использованием методов наблюдения, обследования и анализа.

    Экспресс-проверка - это проверка, проводимая по относительно узкому кругу вопросов финансово-хозяйственной деятельности организации, за короткий временной период. Основанием для планирования указанной категории проверки могут являться имеющие место по результатам предварительного анализа бухгалтерской отчетности налогоплательщика и его налоговых расчетов предположения о недостоверности отражения организацией отдельных показателей, запросы других налоговых органов о проведении встречных и других проверок по узкому кругу вопросов. Высокие результаты может дать осуществление экспресс - проверок и в организациях, отобранных методом случайной выборки. Планирование указанной категории проверок позволяет существенно повысить степень охвата налогоплательщиков проверками. В случае если в результате данной проверки не выявлено каких-либо нарушений, свидетельствующих о недостоверности бухгалтерского учета, отчетности и налоговых расчетов организации, ее дальнейшая проверка не проводится.

    Последующий контроль является неотъемлемой частью налогового контроля. Он сводится к проверке финансово-хозяйственной деятельности организаций и физических лиц за истекший период на предмет правильности исчисления, полноты и своевременности поступления предусмотренных действующим законодательством налоговых и других обязательных платежей. Последующий контроль отмечается углубленным изучением всех сторон финансово-хозяйственной деятельности, что позволяет вскрыть недостатки предварительного и текущего контроля. Эта форма контроля осуществляется путем проведения документальных проверок с использованием таких методов как наблюдение, обследование и анализа непосредственно на месте - на предприятиях, в учреждениях и организациях.

    Документальная  проверка является специфическим методом налогового контроля, т. к. она сочетает в себе черты таких общих методов финансового контроля как проверки и ревизии.

    Категории документальных проверок в зависимости  от степени охвата ими вопросов финансово-хозяйственной  деятельности налогоплательщиков и  видов налога делятся на:

    - комплексную проверку, которая охватывает вопросы правильности исчисления и уплаты, как правило, всех видов налогов;

    - тематическую проверку, охватывающую вопросы правильности исчисления отдельных видов налогов и других обязательных платежей.

    Категории документальных проверок налогоплательщиков также можно подразделить, в зависимости  от места проведения проверки, на проверки с выходом в организации и проверки без выхода в организацию.

    Проверки  без выхода в организацию могут быть целесообразными в следующих случаях:

    - если организация, сообщившая в установленном законодательством порядке о своей ликвидации, не имеет уже фактического адреса местонахождения, а необходимые для проверки документы находятся у кого-либо из ответственных руководителей по домашнему или другому адресу;

    - при отсутствии возможности организовать проверку на территории организации - отсутствие административных помещений, помещение опечатано правоохранительными органами, наличии опасности для жизни и здоровья проверяющего и т.п.;

    - если налогоплательщик относится к категории мелких и объем учетных документов незначителен.

    Такие проверки затягиваются по времени, поэтому необходимо стараться, чтобы проверка проводилась все-таки с выходом в организацию.

Информация о работе Организация контрольной работы налоговых органов