Организация контрольной работы налоговых органов

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 10:03, отчет по практике

Описание работы

Исследование нормативно-правовой базы осуществления налогового контроля. Изучение основ организации контрольной работы налоговых органов. Анализ действующих форм и методов налогового контроля, выбор наиболее перспективных путей их совершенствования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..5
1. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
1.1 Состав и структура областной налоговой службы………………….............7
1.2 Руководство Управления ФНС РФ
по Кемеровской области………………………………………………………….8
1.3 Структурные подразделения УФНС России
по Кемеровской области………………………………………………………...11
1.4 Права, обязанности и ответственность налоговых органов………………11
2. ОРГАНИЗАЦИЯ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ
2.1 Правовая база………………………………………………………………...17
2.2 Формы и методы налогового контроля…………………………………….19
2.3 Оценка эффективности налогового контроля……………………………...26
2.4 Пути совершенствования контрольной работы налоговых органов..........33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….38
Список используемых источников……………………………………………..

Работа содержит 1 файл

моя_преддипломная_практика.doc

— 205.00 Кб (Скачать)

    Проверки  с выходом в организации. Выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа.

    Выездная  налоговая проверка в отношении  одного налогоплательщика (плательщика  сбора, налогового агента) может проводиться  по одному или нескольким налогам. Налоговые  органы вправе проверять филиалы  и представительства налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) независимо от проведения проверок самого налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора).

    В ходе документальных проверок сотрудники налоговой инспекции для осуществления  контроля за соблюдением налогового законодательства используют в работе определенные приемы. Анализ нарушений налогового законодательства показывает, что они в большей части связаны с подлогами в первичных и иных бухгалтерских документах. Выявить их можно путем специального исследования данных учета. Подлоги в документах внешне обнаруживаются в таких формах, как противоречия в содержании отдельного документа, нескольких взаимосвязанных документов, а также отклонения от обычного порядка движения ценностей.

    Для установления каждой из указанных форм противоречий применяются свои приемы исследования. Так могут применяться формальная, арифметическая и нормативная проверка.

    Формальная  проверка - проводится внешний осмотр документа, проверяется наличие в нем всех необходимых реквизитов, каких либо посторонних записей, пометок.

    При арифметической проверке контролируется правильность подсчета итоговых сумм в документе, как по горизонтали, так и по вертикали. При проверке расчетов по налогам арифметическая проверка дает возможность проверить правильность арифметического подсчета того или иного показателя, например, налогооблагаемой прибыли, суммы налога и т. п. В формах расчетов обычно указывается порядок расчета показателей.

    Нормативная проверка - это проверка содержания документа с точки зрения соответствия его действующим нормативным актам, правилам. Именно этот метод позволяет выявить незаконные по содержанию документы, установить факты необоснованного списания затрат на себестоимость продукции сверх установленных норм, неправильного применения ставки налога и т. п.

    Именно  с помощью данных приемов исследования отдельного документа при выявлении  нарушения налогового законодательства можно выявить ошибки при определении  объекта налогообложения и расчете  сумм налога.

    К приемам исследования нескольких документов, отражающих одну и ту же или взаимоувязанные операции, относятся встречная проверка и метод взаимного контроля.

    Встречная проверка - это сопоставление разных экземпляров одного и того же документа. Он применяется для документов, оформленных в нескольких экземплярах - накладные, счета-фактуры и т. п. Экземпляры документа находятся либо в разных структурных подразделениях, либо в разных организациях. В условиях правильного отражения хозяйственной операции разные экземпляры имеют одно и тоже содержание. Не совпадение каких-либо показателей или отсутствие одного из экземпляров могут свидетельствовать об укрытии доходов от налогообложения.

    Метод взаимного контроля документов представляет собой исследование различных документов, прямо или косвенно отражающих определенные хозяйственные операции. Учет на предприятии построен таким образом, что, информация об одних и тех же операциях отражается в различных документах.

    В результате таких исследований выявляются не подтвержденные документами операции, учтенные при расчете налогов, либо не полностью учтенные операции.

    На  предприятиях, ведущих лишь суммовой учет реализации товаров, одним из эффективных  приемов выявления признаков  укрытия доходов от налогообложения  является контрольное сличение остатков. С помощью этого приема в ряде случаев можно документально выявить поступление неучтенных товаров. Для его применения сотруднику налоговой инспекции необходимо иметь по проверяемому объекту инвентаризационные описи на начало и конец периода, и документы на оприходование и отпуск товаров. При изучении этих документов составляется таблица, в которой отражаются: остатки товаров на начало и конец периода, приход и расход товаров. Сущность приема контрольного сличения остатков заключается в сравнении максимально возможного остатка, который исчисляется путем сложения остатка товара на начало периода и прихода и вычитания документированного расхода, с остатком по описи на конец изучаемого периода. Негативным признаком является превышение фактического остатка над максимально возможным. Следует иметь в виду, что выявленные изменения могут быть вызваны и случайными ошибками в документах. 

    Таким образом, существует множество разнообразных  методов осуществления налогового контроля, но все-таки необходимо продолжать совершенствовать формы и методы налогового контроля, учитывая при этом зарубежный опыт, адаптированный к нашим российским условиям.

    2.3 Оценка эффективности налогового  контроля

 

    Сложившаяся к настоящему времени система  налогового контроля не обеспечивает требуемого повышения эффективности деятельности налоговых органов. Несмотря на перевыполнение планов по мобилизации налоговых доходов бюджета, задолженность по налоговым платежам в бюджеты всех уровней остается достаточно высокой. В этих условиях наиболее остро встает проблема эффективности налогового контроля.

    Для оценки налогового контроля разработаны  критерии и показатели, позволяющие  построить на их основе методику расчета  эффективности контрольной работы налоговых органов.

    1. Критерий результативности. Он включает следующие показатели:

    - динамика сумм дополнительно  начисленных налогов и сборов  в консолидированный бюджет по  результатам выездных и камеральных  проверок по сравнению с соответствующим  периодом прошлого года;

    - удельный вес результативных  выездных проверок;

    - динамика количества организаций,  не предоставляющих отчетность  или предоставляющих "нулевую"  отчетность, на конец отчетного  периода по сравнению с началом  года;

    - динамика количества индивидуальных  предпринимателей, не предоставляющих  отчетность или предоставляющих "нулевую" отчетность, на конец отчетного периода по сравнению с началом года;

    - динамика количества проверок  организаций и индивидуальных  предпринимателей по вопросу  соблюдения законодательства о  применении ККМ при осуществлении  денежных расчетов с населением по сравнению с соответствующим периодом прошлого года.

    2. Критерий действенности. Он характеризуется такими показателями, как:

    - динамика сумм дополнительно  взысканных налоговых платежей  по результатам контрольной работы  по сравнению с соответствующим периодом прошлого года;

    - динамика сумм дополнительно  взысканных налоговых платежей  по камеральным проверкам по  сравнению с соответствующим  периодом прошлого года;

    - удельный вес дополнительно взысканных  налоговых платежей по камеральным  проверкам от общей суммы дополнительно взысканных налоговых платежей по выездным и камеральным проверкам;

    - динамика сумм дополнительно  взысканных платежей по результатам  выездных проверок (в расчете  на одну проверку) по сравнению  с соответствующим периодом прошлого года;

    - динамика сумм взысканных штрафных  санкций по результатам проверок  по вопросу соблюдения законодательства  о применении ККМ при осуществлении  денежных расчетов с населением  по сравнению с соответствующим  периодом прошлого года;

    - удельный вес дополнительно начисленных сумм по результатам выездных проверок, уменьшенных, по решениям судебных и вышестоящих органов, в общей сумме доначисленных платежей.

    3. Критерий интенсивности контрольной  работы налоговых органов. Он характеризует производительность труда инспекторского состава ИФНС России и состоит из показателей:

    - сумма дополнительно взысканных  налоговых платежей по результатам  контрольной работы в расчете  на одного сотрудника инспекции  ФНС России по субъекту РФ;

    - удельный вес камеральных проверок, в процессе которых использованы дополнительные документы, объяснения и сведения, от их общего количества;

    - удельный вес выездных проверок  организаций и физических лиц,  в процессе которых проведены  инвентаризация имущества, осмотр  производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, привлечение экспертов, допросы свидетелей, привлечение специалистов, встречные проверки, от общего количества выездных проверок.

    Предлагаемые  критерии и показатели были выбраны  не случайно. Сопоставление указанных показателей позволяет дать оценку контрольной работы как в целом по региону, так и отдельных налоговых инспекций, оценить степень эффективности их деятельности в рамках проведения налогового контроля. С помощью этих общедоступных для инспекций показателей с некоторыми корректировками может быть осуществлен анализ внутри каждой инспекции между отделами и даже среди налоговых инспекторов, осуществляющих камеральные и выездные проверки.

    Вышеуказанные показатели группируются по пяти стратегическим блокам.

    1. Блок "Общая оценка показателей  эффективности контрольной работы". В нем оценивается динамика сумм дополнительно начисленных и взысканных налогов и сборов в консолидированный бюджет РФ по результатам налоговых проверок, как в целом, так и в расчете на одного сотрудника инспекции. При сравнении показателей нагрузки по дополнительно взысканным налоговым платежам на одного работника инспекции, исходя из общей численности инспекции и численности работников, занимающихся налоговыми проверками, можно сделать вывод об эффективности организационной структуры ИФНС России.

     2. Блок "Оценка показателей организации  и проведения камеральных налоговых проверок соблюдения законодательства о налогах и сборах". В нем происходит оценка эффективности проведения камеральных налоговых проверок.

     3. Блок "Оценка показателей организации  и проведения выездных налоговых проверок соблюдения законодательства о налогах и сборах". Чем ниже данный показатель, тем наиболее эффективна работа налоговых органов в этом направлении.

     4. Блок "Оценка контрольной работы налоговых органов с организациями и индивидуальными предпринимателями, не предоставляющими в налоговые органы отчетность или предоставляющими "нулевую" отчетность. Он показывает результативность и интенсивность работы инспекций с подобными проблемными налогоплательщиками.

     5. Блок "Оценка контрольной работы  по вопросам соблюдения законодательства о применении ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением". В нем отражаются такие показатели, как динамика количества проверок организаций и налогоплательщиков, соблюдающих законодательство о применении ККМ, а также динамика взысканных штрафных санкций по результатам указанных проверок.

     Анализируя  и оценивая работу инспекций по каждому приведенному показателю (показатели рассчитываются без учета сумм пени по текущей задолженности.), мы приходим к достаточно объективной комплексной оценке контрольной работы инспекции в целом, а также к сравнительной оценке деятельности налоговых органов региона.

     Следует отметить, что оценка каждого показателя производится в баллах. Изначально определяется количественная оценка значения того или иного показателя в их общей сумме. Причем каждый показатель может иметь в разные периоды времени и различные баллы, в зависимости от выбранных или заданных приоритетных направлений контрольной работы налоговых органов, следовательно, можно изменять приоритет тех или иных направлений.

     Оценка  конкретного показателя в баллах рассчитывается по следующей формуле: 

                          Оn = сумма б * КР1 (или КР2)                                                (1) 

     On - сумма баллов по выбранному  показателю;

     сумма б - КР1 (или КР2) - коэффициенты ранжирования.

Информация о работе Организация контрольной работы налоговых органов