Оптимизация налогообложения предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2011 в 12:24, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение оптимизации ЮЛ и пути законной оптимизации налогообложения малых предприятий. Это позволит снизить налоговое бремя для субъектов малого предпринимательства, что приведет к развитию этого сегмента рынка, выведет из «теневой экономики» большую часть предприятий, будет способствовать развитию правовых отношений в РФ и обеспечит значительный рост поступлений в бюджеты всех уровней.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….......2
1 Общая характеристика налоговой системы ………………………………..5
1.1 Правовая основа налоговой системы……………………………............................7
1.2 Структура Российской налоговой системы……………………………………....8
2 Сущность налоговой оптимизации…………………..…………………..…...11
2.1 Причины налоговой оптимизации……………..……….…………..………...…....13
2.1.2 Схемы налоговой оптимизации………………………………………………......18
2.2 Способы борьбы государства с «уклонистами» налогов……………….……22
2.2.1 Пределы налоговой оптимизации…………………………………………...…..24
3. Оптимизация налогообложения предприятия..............................................................................................................................28
3.1 Краткая характеристика ООО «Виконт»………………………….…………..…28
3.2 Сравнительный анализ доходов и расходов предприятия.………………….30
3.3 Анализ налоговой нагрузки предприятия……………………………………….32
3.4 Разработка системы налогообложения ООО «Виконт»……………………...36
Заключение…………………………………………………………………………..…….39
Список используемой литературы…………………….....…………….….........41

Работа содержит 1 файл

КУРСАК.doc

— 264.00 Кб (Скачать)

     Презумпция  облагаемости предполагает, что налогом  должны облагаться все объекты налогообложения, за исключением тех, которые прямо  перечислены в законе. Принцип "презумпции облагаемости" подразумевает то, что налогоплательщик сам должен доказывать, что он не заплатил налог на вполне законных основаниях.

     Заполнение  пробелов в налоговом законодательстве сводится к тому, что законодатель регулярно принимает соответствующие  поправки к налоговым законам, закрывая различные "лазейки", дающие возможность уменьшать размеры налоговых отчислений и уклоняться от уплаты налогов. Как указывалось выше, такие поправки, в основном, принимаются по результатам практической деятельности налоговых органов и вносимых ими в парламент предложений в связи с выявлением случаев легального уклонения от уплаты налогов, совершаемого из-за нечеткости и недоработанности законов.

     Таким образом, подводя небольшой итог по этой части необходимо выделить следующее, очень тонкая. Преступив практически невидимую черту законности, предприниматель оказывается один на один с государством в лице налоговой инспекции. Как правило, вмешательство данных органов и выявление в действиях налогоплательщика при уменьшении налогов состава правонарушения приводит к неблагоприятным последствиям для налогоплательщика в виде имущественных или личных лишений. Кроме этого неправильная оптимизация налогов может в значительной степени ухудшить взаимоотношения между предприятием и контрагентами.

     2.2.1 Пределы налоговой оптимизации

     Под пределами налоговой оптимизации  следует понимать границы дозволенного законодательством поведения или  действий налогоплательщиков, направленных на снижение налоговых платежей.

     Пределы налоговой оптимизации, границы дозволенного поведения определяются действующим российским законодательством.

     Исходя  из легального определения налога (ст.8 Налогового кодекса РФ) можно утверждать, что налог является формой безвозмездного изъятия части собственности  хозяйствующего субъекта.

     Иначе говоря, законодательство РФ признает право плательщика налогов (собственника денежных средств, полученных от осуществления определенной хозяйственной деятельности) на реализацию мер защиты права собственности, в том числе и на действия, направленные на уменьшение налоговых обязательств.

     Однако, это право не безгранично. Как следует из ст.45 Конституции РФ налогоплательщик имеет право только на те действия, которые не запрещены законодательством. Отсюда и вытекают основной предел налоговой оптимизации - налогоплательщик имеет право только на законные методы уменьшения налоговых обязательств. В случае, если в результате действий налогоплательщика будет допущено нарушение действующего законодательства, то такие действия в зависимости от характера должны квалифицироваться как налоговое правонарушение или преступление в сфере экономической деятельности.

     Можно перечислить следующие пределы  оптимизации:

  1. самый простой и распространенный, но в то же время, самый криминальный метод уклонения от уплаты налогов,- неоприходование выручки в целях сокрытия объекта налогообложения. Уклонение от уплаты налогов путем неотражения выручки может осуществляться в нескольких формах:
  2. неоприходование наличных денежных средств, поступивших от покупателей в оплату товаров. Может производиться путем неиспользования контрольно-кассовых машин при расчетах с физическими лицами;
  3. неотражения наличных денежных средств, поступивших от юридических лиц;
  4. неотражение выручки, причитающейся налогоплательщику, но поступившей на расчетные счета в учреждениях банков других лиц; 
    неотражение выручки, полученной безденежным путем.

     Все эти методы требует ведения двойной  бухгалтерии. Уменьшение налогов посредством  данного метода в случае его выявления  неминуемо влечет за собой применение к "налоговому оптимизатору" налоговых  или уголовно-правовых санкций.

  1. производным от вышеуказанного метода уменьшения налогов является уклонение от уплаты налога посредством использования метода неоприходования поступивших товарно-материальных ценностей, поскольку сокрытие ТМЦ непосредственно, ведет к сокрытию выручки от его реализации.
  2. неоприходование товарно-материальных ценностей чаще всего используется для сокрытия объектов налогообложения по налогу на имущество и налога на приобретение автотранспортных средств. Как и в предыдущем случае, неотражение в бухгалтерском учете приобретенного имущества квалифицируется с точки зрения налогового и уголовного права как правонарушение или преступление соответственно, и наказывается вплоть до лишения свободы.

     Уменьшение  налогов с использованием указанных  методов является непосредственным уклонением от уплаты налогов и легко выявляется контролирующими органами в ходе встречных налоговых проверок партнеров налогоплательщика и в ходе оперативно-розыскных мероприятий. Данные, полученные в ходе указанных проверок, будут являться доказательствами по уголовному делу или в арбитражном суде, и на их основе плательщик налогов может быть привлечен либо к уголовной ответственности, либо к налоговой ответственности.

     Достаточно  легко выявляется и факт подмены  видов продукции или факты  незаконного использования налоговых льгот по объектам, не используемым по прямому назначению.

  1. Еще одним методом "оптимизации", не основанным на законе, является отнесение амортизационных отчислений по нематериальным активам в форме "ноу-хау" на себестоимость продукции (работ, услуг).
  2. Другой метод уменьшения налогов, связанный с неправомерным списанием не себестоимость продукции амортизационных отчислений по нематериальным активам, также достаточно часто встречается на практикеуменьшение срока полезного использования нематериального актива и, соответственно, списание его стоимости на себестоимость в более короткий срок.
  3. Говоря о методах налоговой оптимизации, основанных на "оригинальном" применении закона и "хитрого" оформления договорных отношений, нельзя не рассмотреть методы снижения сумм налога на доходы физических лиц и единого социального налога.

     Таким образом, оптимизация налогообложения  путем заключения договора купли-продажи  информации не может принести иного  результата, кроме финансовых санкций  как для предприятия (занижение  базы для исчисления единого социального налога и неудержание налога на доходы физического лица), так и для физического лица - неполная уплаты суммы налога.

     В заключении, хотелось бы отметить следующее, что прежде чем руководителю организации  принимать решение об оптимизации налогов, необходимо провести анализ налогов, по следующей схеме:

  1. Анализ абсолютной налоговой нагрузки:
  1. факторный анализ обязательных платежей в бюджет;
  1. анализ и оценка на его основе динамики налогов и других обязательных платежей в бюджет;
  2. анализ информационно-пространственного налогового поля.
  1. Анализ относительной налоговой нагрузки:
  1. оценка величины средней интегральной налоговой нагрузки;
  2. анализ и оценка соотношений абсолютной налоговой нагрузки и добавленной стоимости;
  3. анализ и оценка частных аналитических коэффициентов, специфичных для конкретных отраслей национальной экономики;
  4. анализ и оценка общих аналитических коэффициентов относительной налоговой нагрузки.
  1. Анализ и оценка налоговых стимулов:
  1. анализ и оценка отдельных видов налогового стимулирования;
  2. анализ и оценка общей величины налоговых стимулов.
  1. Анализ задолженности по налогам и другим обязательным платежам:
  1. анализ и оценка структуры задолженности перед бюджетом по видам задолженности;
  2. анализ и оценка структуры задолженности по видам обязательных платежей в бюджет;
  3. анализ и оценка динамики задолженности по обязательным платежам в бюджет.
  1. Комплексная оценка налогообложения:
  1. анализ оптимальности налогообложения.
  1. Обобщение резервов оптимизации налогообложения.

 
3 Оптимизация налогообложения предприятия

 

  • 3.1 Краткая  характеристика ООО «Виконт»
  •      Общество  с ограниченной ответственностью «Виконт» создано в 1992 г двумя физическими  лицами и действует на основе заключенного уставного договора и утвержденного  устава. Основной вид деятельности организации – производство мягкой, корпусной мебели на заказ, а также под реализацию в сетях розничных специализированных магазинов.

         В соответствии с учредительными документами, предприятие может осуществлять следующие виды деятельности:

    • розничная торговля;
    • оптовая торговля;
    • посреднические услуги при купле - продаже товаров.

                     Прибыль может распределяться  на развитие предприятия, на  модернизацию оборудования, на ремонт  помещений, на освоение новых  видов деятельности, на вознаграждение  по итогам за год (13 зарплата) и на выплату дивидендов учредителям, а также на благотворительную деятельность и т. д.

               С 1992 г до 2009 г включительно ООО «Виконт»  применяло общий  режим налогообложения, с использованием кассового метода  при определении  доходов и расходов. 

         Организация имеет в собственности здание, цех по производству мебели, офисную  мебель и оргтехнику. В 2008г и 2009г  среднесписочная численность работников организации составляла 43 человек (директор, коммерческий директор, главный бухгалтер, два бухгалтера-операциониста, три водителя, технолог производства, технолог швейного цеха, семь швей, два закройщика, семь продавцов-консультантов, девять обстрельщиков, четыре столяра, четыре грузщика).

         На  ООО «Виконт» применяется повременно-премиальная  форма оплаты труда. 

     
         3.2 Сравнительный анализ доходов  и расходов предприятия

         В таблицы 3.2.1 отражены такие данные по налогам как:

         - нормативная база;

         - ставка;

         - сроки уплаты.

         Составляемое  налоговое поле включает налоги, уплачиваемые предприятием ООО «Виконт» в 2009 г.

         Таблица 3.2.1 – Налоговое поле ООО «Виконт» 

    Наименование  налога Налоговая база Ставка Срок уплаты
    Налог на прибыль 25 глава НК 20% каждый месяц 28-го числа
    Налог на имущество налогооблагаемое  имущество предприятия 2,2% 25-го числа  месяца, следующего за отчетным кварталом
    НДС 21 глава НК 18% каждый месяц  до 20-го числа
    Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, медицинское страхование и социальное страхование  Закон 212 ФЗ 2011 34% Ежемесячно  до 15 числа следующего месяца
    Транспортный налог Закон О Транспортном налоге, гл. 28 НК РФ В зависимости  от  л.с. ежегодно

    Информация о работе Оптимизация налогообложения предприятия