Оптимизация налогообложения предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2011 в 12:24, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение оптимизации ЮЛ и пути законной оптимизации налогообложения малых предприятий. Это позволит снизить налоговое бремя для субъектов малого предпринимательства, что приведет к развитию этого сегмента рынка, выведет из «теневой экономики» большую часть предприятий, будет способствовать развитию правовых отношений в РФ и обеспечит значительный рост поступлений в бюджеты всех уровней.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….......2
1 Общая характеристика налоговой системы ………………………………..5
1.1 Правовая основа налоговой системы……………………………............................7
1.2 Структура Российской налоговой системы……………………………………....8
2 Сущность налоговой оптимизации…………………..…………………..…...11
2.1 Причины налоговой оптимизации……………..……….…………..………...…....13
2.1.2 Схемы налоговой оптимизации………………………………………………......18
2.2 Способы борьбы государства с «уклонистами» налогов……………….……22
2.2.1 Пределы налоговой оптимизации…………………………………………...…..24
3. Оптимизация налогообложения предприятия..............................................................................................................................28
3.1 Краткая характеристика ООО «Виконт»………………………….…………..…28
3.2 Сравнительный анализ доходов и расходов предприятия.………………….30
3.3 Анализ налоговой нагрузки предприятия……………………………………….32
3.4 Разработка системы налогообложения ООО «Виконт»……………………...36
Заключение…………………………………………………………………………..…….39
Список используемой литературы…………………….....…………….….........41

Работа содержит 1 файл

КУРСАК.doc

— 264.00 Кб (Скачать)

     1.2 Структура Российской налоговой  системы

     Структура налоговой системы может рассматриваться  с точки зрения:

  1. соотношения прямых и косвенных налогов;
  2. распределения налоговой нагрузки на физических и юридических лиц;
  3. роли отдельных налогов в формировании общей величины доходов бюджетной системы;
  4. распределения налоговых доходов между уровнями бюджетной системы (налоговые доходы федерального бюджета, налоговые доходы бюджетов субъектов Федерации, налоговые доходы местных бюджетов).

     С точки зрения проблем макроэкономического  регулирования роль прямых и косвенных  налогов различается весьма существенно.

       Так, прямые налоги могут использоваться  в качестве встроенных стабилизаторов, они достаточно чутко реагируют на смену фаз экономической конъюнктуры и, таким образом, представляют собой циклически нестабильный источник налоговых доходов. В отличие от них косвенные налоги, в целом также следуя за фазами экономического цикла, тем не менее более устойчивы к колебаниям конъюнктуры. В фазах экономического спада объем прибыли снижается весьма существенно (вплоть до нуля), в то время как товарооборот, который также может снижаться, никогда не достигает нулевой отметки.

     Кроме того, косвенные налоги обладают свойством прямого индексирования по темпам инфляции. Темпы инфляции автоматически переносятся на объемы поступлений косвенных налогов в доходы бюджетной системы. Динамика же поступлений прямых налогов прямо не связана с темпами инфляции - поступления налога на прибыль и подоходного налога могут как отставать от темпов инфляции, так и опережать их в зависимости от динамики объектов обложения и характера установленных ставок (регрессивное, прогрессивное или пропорциональное налогообложение).

     Следует также отметить, что доминирование  тех или иных типов налогообложения (в первую очередь это относится  к роли прямых и косвенных налогов) отражает и общую политическую ориентацию государства. Принято считать, что  чем выше уровень демократичности того или иного государства, тем выше роль прямых налогов в формировании доходов бюджетной системы. Повышение роли косвенных налогов в ущерб прямым свидетельствует о снижении уровня демократичности в обществе.

     Это обстоятельство отражает тот факт, что в случае с прямыми налогами граждане непосредственно взаимодействуют с государством (в лице налоговых служб) при уплате налогов. При этом формируется их более активная позиция относительно контроля над государством по поводу использования им полученных средств. Когда же поступление налогов обезличено (как в случае с косвенными налогами) и граждане более индифферентны в вопросах использования бюджетных средств, государственные чиновники, чувствуя бесконтрольность со стороны общества, ведут себя более безответственно.

     В рамках российской налоговой системы  в целом хотя и не просматривается  однозначного доминирования косвенных  налогов, тем не менее их роль очень  велика. Причем основную роль в формировании доходов федерального бюджета играют косвенные налоги. Это обстоятельство, с одной стороны, ведет к относительной стабилизации доходов бюджетной системы (и федерального бюджета в первую очередь), а с другой, объективно понижает уровень контроля над использованием этих средств со стороны общества в целом и его отдельных граждан.

     Таким образом, в рамках российской налоговой  системы активно задействуются  как основные известные мировой  практике косвенные налоги (НДС, акцизы и таможенные пошлины), так и группа прямых налогов (на прибыль, подоходный налог с физических лиц, налоги на имущество). При этом основную роль в формировании федерального бюджета играют косвенные налоги, а в формировании бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов - прямые. 

     2 Сущность налоговой оптимизации

     Налоговая оптимизация – это уменьшение размера налоговых обязательств посредством целенаправленных правомерных действий налогоплательщика, включающих в себя полное использование всех предоставляемых законодательством льгот, налоговых освобождений и других законных приемов и способов. «Оптимизация налоговых платежей – это законный способ решения хозяйственных задач. Это не махинация, а выбор лучшего или одного из подходящих предприятию вариантов ведения и учета хозяйственной деятельности, причем всегда – в соответствии с действующим законодательством. В отличие от оптимизации, уклонение от уплаты начисленных налогов – это всегда правонарушение».

     Первые  исследования по проблемам налоговой  оптимизации  как элемента избежания  налогов появились в западной литературе в 70 - 80-х гг. предыдущего столетия. Налоговая оптимизация рассматривалась в первую очередь как экономическое явление и изучалась в рамках финансового менеджмента. Одним из первых в отечественной науке понятие и пределы налоговой оптимизации исследовал А.В. Брызгалин.

     Налоговая оптимизация и уклонение от уплаты налогов – два разных понятия. Но грань между ними очень тонкая. Понять эту разницу очень важно. Ведь при уклонении фирму могут оштрафовать, а ее руководителя или главного бухгалтера привлечь к уголовной ответственности. При грамотной оптимизации ни фирме, ни ее руководителю или главному бухгалтеру ничего не грозит.

     В первом случае речь идет о налоговой  оптимизации. Налоговая оптимизация  предполагает выбор оптимального варианта деятельности налогоплательщика, направленного  на уменьшение налоговых обязанностей.

     Основным  методом оптимизации налогообложения  является налоговое планирование. Только грамотное налоговое планирование приводит к эффективной оптимизации налогообложения.

     Современное налоговое законодательство само по себе диктует необходимость налогового планирования, поскольку предусматривает различные налоговые режимы. Таким образом, налоговое бремя может быть снижено путем изменения таких параметров, как статус налогоплательщика, направление его деятельности, структура его организации, регион регистрации.

     Проанализируем (таблицу 2.1) и сделаем выводы о  различии в подходах к оптимизации  и уклонению.

    Таблица 2.1 – Последствия поведения налогоплательщиков, направленного на уменьшение налоговых  платежей. 

  Оптимизация Заблуждение Неосторожность Уклонение
Причина поведения Защита прав и законных интересов собственника имущества Низкий уровень  законодательной техники Недобросовестное  отношение к исполнению своих  обязанностей Преднамеренное  желание (умысел) избежать исполнения обязанности по уплате налогов
Отношение к объекту налогообложения Возникновение объекта налогообложения сознательно  избегается Наличию объекта  налогообложения значение не придается  и не могло придаваться Наличию объекта  налогообложения значение не придается, хотя могло придаваться Наличие объекта  скрывается с целью неуплаты налога
Отношение к возможности уменьшить налоговую  базу Стремление  к полному использованию вычетов  и льгот, предусмотренных законодательством Не осознается и не могло осознаваться, что вычеты и льготы используются беззаконных оснований Не осознается, хотя могло осознаваться, что вычеты и льготы используются без законных оснований Отсутствие  законных оснований для использования  вычетов и льгот осознается, тем  не менее намеренно заявляется о праве на вычет или льготу с целью неуплаты налога
Отношение к порядку и срокам уплаты налога Стремление  к получению предусмотренных  законом отсрочек уплаты налога Не осознается и не могло осознаваться, что налог  не уплачен Не осознается, хотя могло осознаваться, что налог не уплачен Намеренно создается  видимость уплаты; представляются недостоверные  сведения с целью получения отсрочки; создаются препятствия взысканию  недоимки
Юридические последствия Снижение налоговых  издержек Взыскание недоимки и, как правило, пеней Взыскание недоимки, пеней и штрафа Взыскание недоимки, пеней удвоенного штрафа, привлечение  к уголовной ответственности

     Как можно заметить грань между оптимизацией и уклонением достаточно тонкая и  неопытному человеку достаточно трудно в этом разобраться.

     2.1 Причины налоговой оптимизации

     Стремление  уменьшить свои налоговые обязательства - это объективное социальное явление. Как говорил один из персонажей романа Дж. Гришема "Фирма": "Я патологически  не могу платить налоги и отдавать государству свои деньги". Думается, что в этой незатейливой формулировке и кроется основной побудительный мотив, заставляющий налогоплательщиков становиться на путь налоговой минимизации.

     Именно  вышеуказанными обстоятельствами, можно  объяснить массовый характер уклонений от уплаты налогов, а также то, что во всех без исключения странах проблема криминогенности в налоговой сфере всегда актуальна.

     Однако, конкретных причин, непосредственно  подталкивающих предпринимателей к  уклонению от уплаты налогов достаточно много. Можно выделить:

  1. политические причины;
  2. моральные причины;
  3. экономические причины;
  4. технико-юридические причины.

     Моральные (нравственно-психологические) причины  в основном кроются и порождаются  характером налоговых законов. Если авторитет любого другого закона (другой отрасли права) базируется на длительном и единообразном его применении, что чаще всего обуславливается его общностью для всех, постоянством и беспристрастностью, то налоговый закон не является ни общим, ни постоянным, ни беспристрастным.

     Общность закона для всех предполагает ситуацию, когда норма закона обязательна для всех без исключения. Однако налоговый закон не является общим, в силу предоставления налоговых льгот отдельным категориям плательщиков. Это приводит к тому, что отдельные группы налогоплательщиков оказываются в более выгодном положении по сравнению с другими. Данное обстоятельство естественно вызывает у последних чувство несправедливости по отношению к ним и порождает стремление уравнять себя с льготниками. Зачастую инструментом такого уравнивания и выступает уклонение от уплаты налогов.

     Постоянство закона означает неизменность его положений  на протяжении длительного периода  времени, однако, налоговый закон - закон  не постоянный. Например, изменения  и дополнения в Закон РФ "О  налоге на прибыль предприятий и организаций" и в Закон РФ "О налоге на добавленную стоимость" с момента их издания в 1991 году вносились более 20 раз. Практика постоянного внесения корректировки сохранилась и в связи с введением в действие Налогового кодекса РФ.

     Такие колебания налогового законодательства, постоянное изменение объекта налогообложения  по различным налогам снижают  авторитет налоговых законов, что  в свою очередь вызывает у налогоплательщиков ощущение необязательности его исполнения и, соответственно, влечет его нарушения.

     Кроме того, в отличие от других законов, налоговые законы не являются беспристрастными, так как их устанавливает государство. Даже самое законопослушное население  относится к налоговому законодательству с меньшим уважением, чем к  другим законам, считая, что государство устанавливает налоги исключительно в своих же интересах. Иначе говоря, налогоплательщиками государство воспринимается по отношению к ним как большой кредитор, который устанавливает свои "правила игры", а не как законодатель. В связи с этим плательщики считают возможным уклоняться от возврата своих долгов.

     Таким образом, если длительность и единообразность  применения закона определяет модель поведения граждан по отношению  к нему, которая чаще всего тяготеет к соблюдению данного закона, то непостоянство, отсутствие общности и беспристрастности налогового закона, наоборот, вызывает у граждан неуважение к нему, и, как следствие, влечет его нарушение в виде уклонения от уплаты налогов.

     Политические  причины подталкивают налогоплательщика к уклонению от уплаты налогов тогда, когда налоги начинают использоваться государством не только для покрытия своих расходов, то есть обеспечения своего функционирования, а еще и как инструмент социальной или экономической политики.

     Как инструмент экономической политики, налоги проявляются в том, что государство повышает налоги на некоторые отрасли производства с целью уменьшить удельный вес данных отраслей экономики и понижает налоги для других отраслей, более перспективных или слаборазвитых и более полезных для их быстрейшего развития. В такой ситуации предприятия тех отраслей, налоги для которых повышены, стараются уклониться от уплаты налогов, причем, главной целью такого уклонения являются не только корыстные интересы, но и стремление сохранить предприятия и отрасль в целом на прежнем уровне.

     Экономические причины вызывают стремление налогоплательщика  к уклонению от уплаты налогов  также достаточно часто. Экономические  причины можно разделить на два  вида:

  1. причины, которые зависят от финансового состояния налогоплательщика;
  2. порожденные общей экономической конъюнктурой.

Информация о работе Оптимизация налогообложения предприятия