Оптимизация налогообложения на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 22:02, дипломная работа

Описание работы

Цели исследования:
- выявление сущности и значения налога на имущество организации
- рассмотрение оптимизации
- проанализировать методы оптимизации по налогу на имущество организации

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
2
2
1 СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИИ
4
4
1.1 Характеристика налога на имущество
4
1.2 Налогоплательщики и налогооблагаемое имущество
10
1.3 Исчисление и уплата налога на имущество
15
2 ОПТИМИЗАЦИЯ НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИИ
20
2.1 Порядок формирования объекта налогообложения и налоговой базы
20
2.2 Льготы по налогу на имущество организации
26
2.3 Методы оптимизации налогу на имущество организации
31
3 ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ ОПТИМИЗАЦИИ ПО НАЛОГУ НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ОАО «МЕРКУРИЙ»
37
3.1 Характеристика ОАО «Меркурий»
37
3.2 Применение методов оптимизации на примере ОАО «Меркурий»
42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
50

Работа содержит 1 файл

Диплом Налоги.doc

— 269.00 Кб (Скачать)

Освобождаются от налогообложения:

- организации и учреждения  уголовно-исполнительной системы  – в отношении имущества, используемого  для осуществления возложенных  на них функций;

- религиозные организации  – в отношении имущества, используемого  ими для осуществления религиозной  деятельности;

- общероссийские общественные  организации инвалидов (в том  числе созданные как союзы  общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, - в отношении имущества, используемого ими для осуществления их уставной деятельности;

- организации, уставный  капитал которых полностью состоит  из вкладов указанных общероссийских  общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов, - в отношении имущества, используемого ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг);

- учреждения, единственными собственниками, имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, - в отношении имущества, используемого ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;

- организации, основным видом деятельности которых является производство фармацевтической продукции, - в отношении имущества, используемого ими для производства ветеринарных иммунобиологических препаратов, предназначенных для борьбы с эпидемиями и эпизоотиями;

- организации – в  отношении объектов, признаваемых  памятниками истории и культуры  федерального значения в установленном  законодательством Российской Федерации  порядке;

- организации – в  отношении ядерных установок,  используемых для научных целей,  пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, а также хранилищ радиоактивных отходов;

- организации – в  отношении ледоколов, судов с  ядерными энергетическими установками  и судов атомно-технологического  обслуживания;

- организации – в  отношении железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации;

- организации – в  отношении космических объектов;

- имущество специализированных  протезно-ортопедических предприятий;

- имущество коллегий  адвокатов, адвокатских бюро и  юридических консультаций;

- имущество государственных  научных центров;

- организации в отношении  имущества, учитываемого на балансе  организации – резидента особой  экономической зоны, в течение  5 лет с момента постановки  имущества на учет;

- организации – в  отношении судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов.

Таким образом, по сравнению  с ранее действовавшими нормами, отменены следующие льготы:

- бюджетных организаций  (за исключением тех, которые  имеют имущество, используемое  для нужд культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения);

- предприятий по производству, переработке и хранению сельскохозяйственной  продукции, выращиванию, лову  и переработке рыбы и морепродуктов  при условии, что выручка от указанных видов деятельности составляет не менее 70 % от общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг);

- предприятий народных  художественных промыслов; 

-жилищно-строительных, дачно-строительных и гаражных кооперативов, садоводческих товариществ;

- национально-культурных  обществ и др.

Устанавливая налог  на имущество организаций, законодательные (представительные) органы субъектов РФ определяют налоговую ставку в пределах, порядок и сроки уплаты налога, форму отчетности по налогу, а также могут устанавливать налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

В то же время, как верно предусматривая налоговые льготы, законодательные (представительные) органы субъектов РФ не вправе определять налогоплательщиков по налогу на имущество организаций, устанавливать, или изменять объект налогообложения, вводить свои (региональные) правила определения налоговой базы по налогу.

Корректно де-факто освободить от обязанности по уплате налога отдельные  категории налогоплательщиков в отношении всего или части (отдельных видов) имущества законодательные (представительные) органы субъектов РФ могут лишь путем введения налогообложения по налоговой ставке 0 процентов.

При этом, освобождение от налогообложения для налогоплательщика существенно отличается от налогообложения по налоговой ставке 0 процентов.

При освобождении от налогообложения  какого-либо лица это лицо не только освобождается от обязанности платить  налог, но может и не выполнять  никаких иных обязанностей, связанных с конкретным налогом (например, не вести учет объектов налогообложения, не представлять налоговые декларации и налоговые расчеты).

Когда от налогообложения  освобождается отдельный вид  имущества, то налогоплательщик не может  быть привлечен к ответственности за ошибки при учете такого имущества или за представление искаженных данных о таком имуществе, если такие ошибки и искажения не привели к занижению сумм налога, подлежащих уплате в бюджет.

Несомненно, что при  освобождении от налогообложения региональные власти (как законодательные, так и исполнительные органы субъектов РФ) лишаются возможности на основе данных налоговой статистики оценить размеры тех доходов, которые могли быть ими получены, если бы не вводилось соответствующее освобождение (так называемые налоговые расходы бюджетов).

В подавляющем большинстве  субъектов РФ, однако, законодательные (представительные) органы предпочли  устанавливать налоговые льготы в виде освобождения от налогообложения  отдельных категорий налогоплательщиков и отдельных видов доходов.

 

 

2.3 Методы оптимизации налога  на имущество организации

 

 

Несовершенство налогового законодательства, жесткость фискального  контроля и налогового бремени, непродуманность  налогового администрирования, и неумение правительства эффективно использовать собранные налоги вынуждают предпринимателя принимать меры по сохранению своего имущества. Оптимизация налога - это целенаправленные действия налогоплательщика, которые позволяют последнему избежать или в определенной степени уменьшить его обязательные выплаты в бюджет, производимые им в виде налогов, сборов, пошлин и других платежей.

Учитывая направленность действий налогоплательщика при  уменьшении налога (налоговой минимизации), их содержание и цель, можно говорить, что эти действия характеризуются следующими обязательными признаками:

- это активные, волевые  и осознанные действия;

- эти действия прямо  направлены на снижение размера  сумм налога.

То есть при уменьшении налогов, налогоплательщик действует  целенаправленно, предпринимает определенные действия, используя те или иные формальные и содержательные способы, результатом которых будет налоговая экономия. Иными словами, субъект рассматриваемых нами отношений должен действовать умышлено, заранее осознавая характер своих действий, желая наступление определенного результата и сознательно допуская его. Умысел в действиях налогоплательщика, направленный на снижение налоговых платежей - основная составляющая уменьшения налогов (налоговой минимизации).

Уклонение от уплаты налогов  в последние годы приобрело массовый характер. Но это не просто стремление предпринимателя получить сверхприбыль. Это реакция налогоплательщика на недостатки налоговой политики государства. Это является главной причиной налоговой оптимизации.

Сегодня существует достаточно много методов оптимизации   имущественного налогообложения организаций:

1) переход организации на специальный режим налогообложения - где уплачиваемые налоги организации  заменены на ЕНВД, УСН, ЕСХН.

2) покупка имущества на физическое лицо (или юридическое лицо) и передача его в аренду организации.

3) метод, основанный на выборе низконалоговой территории. При выборе низконалоговой территории следует иметь в виду, что региональные льготы могут предоставляться только на ограниченный период.

Необходимо также учитывать возможные неудобства, связанные с управлением фирмой, зарегистрированной в другом регионе (например, необходимость сдачи отчетности в местные налоговые органы и другие проблемы, требующие дополнительных затрат)[8]. В случае, если приобретается дорогостоящее оборудование или недвижимость, то их можно купить от имени компании, зарегистрированной в регионе, в котором установлена низкая ставка налога на имущество, или от имени фирмы, имеющей право на льготу в каком-либо регионе.

Налог на имущество является региональным, если компания не ведет свою деятельность по месту нахождения имущества (не создает постоянные рабочие места, то есть обособленные подразделения), то налог с этого имущества уплачивается по ставке того региона (субъекта РФ), в котором зарегистрирована компания.

В большинстве регионов налог на имущество взимается по максимальной ставке 2.2%. Кроме того, в некоторых регионах установлены пониженные ставки по налогу на имущество для отдельных категорий налогоплательщиков. А в ряде регионов установлены дополнительные льготы по налогу на имущество в части, зачисляемой в региональный бюджет.

4) метод переоценки стоимости основных средств. Она является важным элементом в оптимизации налога на имущество предприятий[11].

Сейчас формируется  тенденция, когда многие компании начинают активно пользоваться предоставленным им правом и приводят восстановительную стоимость основных средств в соответствие с данными о рыночной стоимости. Провести переоценку можно либо в конце года, предшествующего отчетному, либо в первом квартале отчетного года. В последнем случае результаты переоценки отражаются в отчетности за первый квартал.

При переоценке необходимо иметь в виду, что абсолютно  достоверно определить реальную рыночную стоимость имущества сегодня  практически невозможно. Поскольку введение договорных, а потом и свободных цен привело к тому, что, например, однотипное оборудование отличается по учетной стоимости в несколько раз в зависимости от периода приобретения. С учетом этого предприятие при помощи специалистов оценочных фирм может значительно снизить стоимость основных средств. Однако не следует забывать, что изменение их цены влечет изменение валюты баланса и, соответственно, чистых активов предприятия. Данный способ оптимизации является сравнительно новым, поскольку возможность самостоятельно принимать решение о проведении переоценки стоимости основных средств организациям была предоставлена только после введения в действие положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств".

Проводимая организацией переоценка не будет влиять на исчисление амортизации. Это снимает существовавшее ранее естественное ограничение для оптимизации налога на имущество в виде уменьшения объема амортизационных отчислений, включаемых в состав расходов при налогообложении прибыли, поскольку теперь они будут определяться исходя из базы, на которую не влияют результаты произведенной организацией переоценки.

5) минимизация стоимости имущества – консервация основных средств. Зачастую в составе облагаемого налогом имущества числятся устаревшие товары, неисправные и морально устаревшие основные средства и материалы, предназначенные для выпуска продукции, снятой с производства. Если у предприятия есть производственные фонды, в которых оно не нуждается, но по каким-то причинам не может списать, а налог на имущество по ним тяжелое бремя, то самое время эти фонды законсервировать. Для этого достаточно приказа руководителя о переводе фондов на консервацию.

6) разделение основного средства на несколько объектов[12].В этом случае разные части основного средства можно учесть как отдельные объекты и быстрее списать на затраты. Как следствие, фирма экономит не только на налоге на имущество, но и на налоге на прибыль. Однако применить этот способ можно только в том случае, если фирма покупает несколько основных средств, представляющих собой единый комплекс. При этом, правомерность этой схемы не вызывает подозрений ни у бухгалтеров, ни у чиновников.

7) использование льгот. По налогу на имущество представляется одним из наиболее сложных и редко применяемых способов оптимизации данного налога. Связано это с тем, что абсолютное большинство льгот обусловлено либо наличием у организации определенных (достаточно специфических) видов имущества, либо осуществлением определенных видов деятельности (принадлежностью организации к определенной отрасли) и использованием имущества для ведения этих видов деятельности. Поэтому такая оптимизация, как правило, носит предварительный (в момент создания организации и выбора сферы ее деятельности) и долгосрочный характер (переориентироваться впоследствии достаточно сложно, долго и дорого). Кроме того, при выборе сферы деятельности на первый план выступают все же производственные и общеэкономические вопросы, а возможность налоговой оптимизации рассматривается только как некое приложение к ним. Однако разумное "подстраивание" своего бизнеса под применение существующих льгот может принести немалую пользу.

Оптимизация с использованием данной льготы в принципе возможна только в ситуации, когда организация осуществляет указанные виды деятельности. В то же время для многопрофильных организаций достижение упомянутого 70%-ного барьера обычными мерами (увеличение производства льготируемых видов продукции и др.) может оказаться невозможным. В этом случае следует прибегнуть к разделению существующей организации на два самостоятельных юридических лица, одно из которых (условно назовем ее первой организацией) занималось бы деятельностью, указанной в установившей льготу норме Закона. От налога на имущество освобождается все имущество такой организации, ее следует при разделении (выделении) наделить максимально возможным количеством имущества, пусть даже оно будет необходимо для ведения деятельности другой (условно назовем ее второй) организации, на баланс которой при разделении (выделении) целесообразно передать в основном денежные средства, не облагаемые налогом на имущество. Вторая организация для обеспечения своей деятельности заключит договор о совместной деятельности с первой. При этом первая организация внесет в совместную деятельность имущество, необходимое для ведения деятельности второй организации, а вторая - денежные средства.

Информация о работе Оптимизация налогообложения на предприятии