Нормативная база привлечения к ответственности за налоговые праонарушения

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 16:10, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование проблем, связаных с привлечением к ответственности за налоговые правонарушения, а также выработка предложений по совершенствованию работы налоговых органов, связанной с выявлением правонарушений.
Исходя из поставленных целей, предполагается решить следующие задачи:
● изучить нормативно-правовую базу привлечения к ответственности за налоговые правонарушения, статистические материалы, справочную и научную литературу.
● исследовать правовую природу ответственности за совершение налоговых правонарушений, определить ее место в системе юридической ответственности
● рассмотреть сущность налоговых правонарушений, формы вины при их совершении.
● определить виды ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………..….3
1 Нормативная база привлечения к ответственности за налоговые праонарушения……..….....6
1.1 Ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах в системе
юридической ответственности……………………………………………………….……6
1.2. Сущность налоговых правонарушений и мер ответственности за их
совершение………………………………………………………………..…………….……9
1.3 Формы вины при совершении налогового правонарушения……………………...............12
1.4 Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение
налогового правонарушения…………………………………………………......................15
1.5 Виды ответственности за налоговые правонарушения …………………………………… 17
1.5.1 Налоговые санкции…………………………………………………………………. … 17
1.5.2 Административная ответственность за нарушения законодательства о налогах
и сборах……………………………………………………………………………...…..20
1.5.3 Уголовная ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах…..23
1.6 Зарубежный опыт привлечения к ответственности за налоговые правонарушения…….25

Работа содержит 1 файл

=Диплом=.doc

— 173.50 Кб (Скачать)

     д) ответственность иных лиц,  на которых налоговым законом  возложено исполнение определенных обязанностей:

     - отказ, уклонение (предоставление  заведомо недостоверных сведений) организации или физического  лица предоставить имеющиеся у нее (него) сведения о налогоплательщике по запросу налогового органа (ст.126 НК РФ);

     - отказ от представления документов  и предметов по запросу налогового  органа (ст.127 НК РФ).

     Глава 18 НК РФ предусматривает  отдельные виды нарушений банком обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах и ответственность за их совершение. Применение к банковским учреждениям финансовых санкций производится посредством взыскании штрафа или пени. В последнем случае взыскание производится в бесспорном порядке.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.5.2 Административная ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах 

    Административное правонарушение (проступок) - это посягающее на государственный или общественный порядок, права и свободы граждан, на установленный порядок управления, противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. Разновидностью административных правонарушений, являются административные правонарушения - нарушения налогового законодательства.

    Субъектами  административной ответственности  могут быть физические и юридические  лица.

    Не  подлежит административной ответственности лицо, не достигшее к моменту совершения административного правонарушения 16-летнего возраста и лицо, которое во время совершения противоправного действия либо бездействия находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло отдавать себе отчет в своих действиях или руководить ими вследствие хронической душевной болезни, временного расстройства душевной деятельности, слабоумия или иного болезненного состояния.

    Кодексом  об Административных правонарушениях предусмотрена ответственность за слудующие правонарушения:

    Нарушение срока постановки на учет в налоговом  органе -влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей.

    Нарушение срока представления сведений об открытии и о закрытии счета в  банке или иной кредитной организации- влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей.

    Нарушение сроков представления налоговой  декларации - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.

    Непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля- влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей.

    Нарушение порядка открытия счета налогоплательщику (без предъявления ими свидетельства о постановке на учет в налоговом органе) -влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей.

    Открытие  банком или иной кредитной организацией счета организации или индивидуальному предпринимателю при наличии решения налогового органа о приостановлении операций по счетам этого лица - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.

      Нарушение банком или иной кредитной организацией срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.

    Грубое  нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности(искажение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10 процентов;искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10 процентов) - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей. (см. Приложение 3)

    При выявлении в ходе осуществлении  мероприятий налогового контроля  определенных нарушений  налоговые органы имеют право составлять протоколы об административной ответственности в отношении   налогоплательщиков, должностных лиц  налогоплательщиков.  

    Нарушения, по которым налоговые органы имеют  право возбуждать производство об  административной ответственности  предусмотрены в  главах 14, 15 и 19 Кодекса  об административных правонарушениях.

    В тех случаях, когда налогоплательщик – физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, совершил нарушение, ответственность за которое установлена налоговым и административным законодательством, к нему применяется ответственность в соответствии с налоговым законодательством. 

    В отношении налогоплательщиков –  юридических лиц применяется  ответственность в соответствии с законодательством о налогах, а в отношении должностных  лиц этих налогоплательщиков за то же нарушение может быть применена  административная ответственность.  К таким нарушениям, в частности можно отнести:

     - нарушение срока постановки на учет в налоговом органе.  В данном случае к организации   будет применена  ответственность по статье 116 НК РФ, а  виновное должностное лицо может быть привлеч привлечено судом к ответственности по статье 15.3 КоАП РФ на основании протокола, составленного должностным лицом налогового органа.

     - нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке

( статья 118 НК РФ и статья 15.4 КоАП РФ)

- нарушение сроков представления налоговой декларации, часто встречающиеся на практике (статья 119 НК РФ и статья 15.5 КоАП РФ)

- непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля  (статья 126 НК РФ и часть 1 статьи 15.6 КоАП РФ) и другие.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.5.3 Уголовная ответственность  за нарушения законодательства  о налогах и  сборах 

     По  закону не всякая недоимка признается преступлением. Для возбуждения  уголовного дела важен размер налоговой  задолженности. Уголовная ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах предусмотрена статьями 198, 1999,199.1 Уголовного Кодекса РФ. (см Приложение Г)

     Частью 1 статьи 199 Уголовного кодекса РФ (уклонение  от уплаты налогов и (или) сборов с  организации)  предусмотрена ответственность за неуплату налогов в крупном размере, а частью 2 этой статьи — в особо крупном размере.Размер крупной недоимки составляет более 500 000 рублей при условии, что недоплата превышает 10% от суммы причитающихся налогов. Если размер недоимки превысит 1 500 000 рублей, процентное соотношение неуплаченных и причитающихся налогов потеряет свое значение. Под особо крупной понимают недоимку, сумма которой составляет более 2 500 000 рублей (при 20-процентной неуплате) или более 7 500 000 рублей (независимо от процентного соотношения недоплаченных средств и общей суммы налогов).Недоимка рассчитывается только за три финансовых года, следующих подряд.

     Законом установлен исчерпывающий перечень преступных способов уклонения от уплаты налогов: 1) фирма не представила в инспекцию налоговую декларацию или другие обязательные документы; 2) в этих документах указаны заведомо ложные сведения. Обязанность представлять в инспекцию «другие документы» должна быть установлена федеральным налоговым законодательством.

Если  фирма представила в инспекцию  достоверную отчетность, но налоги не перечислила (независимо от причин), привлечь ее руководство к ответственности  по статье 199 Уголовного кодекса РФ нельзя.

     Российское  законодательство предусматривает  следующие меры наказания за уклонение от уплаты налогов организацией: штраф в размере от 100 000 до 300 000 рублей;  штраф в размере заработной платы или другого дохода осужденного за период от одного года до двух лет;  арест на срок от четырех до шести месяцев;

лишение свободы на срок до двух лет с  лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет  или без такового.

     Если  То же деяние, совершенное:

     а) группой лиц по предварительному сговору;

           б) в особо крупном размере,

то наказание  будет более строгим, а именно:

лишение свободы на срок до шести лет с  одновременным лишением права занимать руководящие должности на срок до трех лет или без такового; штраф  в размере от 200 000 до 500 000 рублей; штраф в размере заработной платы или другого дохода осужденного за период от одного года до трех лет.

     За  уклонение фирмы от уплаты налогов  суд привлекает к уголовной ответственности  ее руководителя или главного бухгалтера. Именно они отвечают за законность всех хозяйственных операций. Кроме того, налоговое преступление могут совершить люди, которые фактически выполняли обязанности руководителя или главбуха.

     К уголовной ответственности могут  быть привлечены и иные служащие фирмы. Например, это могут быть работники, которые оформляют первичные документы бухгалтерского учета. Дело в том, что они могут действовать как пособники данного преступления (ч. 5 ст. 33 УК РФ), то есть умышленно содействовать его совершению.Если же удастся доказать, что руководитель и главный бухгалтер действовали по предварительному сговору, отвечать им придется по части 2 статьи 199 Уголовного кодекса РФ.

     В рамках уголовного права существуют две формы вины: умысел и неосторожность. Конституционный Суд РФ пояснил, что если руководитель или главный бухгалтер допустили недоплату налога по неосторожности, привлечь их к уголовной ответственности нельзя.Неосторожность может быть небрежной или легкомысленной. Если бухгалтер не знал, что его действия могут повлечь неуплату налога, — значит, он действовал небрежно. Возможно, бухгалтер знал, что совершает нарушение, но рассчитывал его предотвратить. В этом случае считается, что он действовал легкомысленно. Если же бухгалтер или руководитель фирмы сознавали, что скрывают доходы, чтобы не платить налоги, но все равно продолжали это делать, то в этом случае их действия расцениваются как умышленные. 
 
 
 
 
 
 
 

       1.6  Зарубежный опыт привлечения к ответственности за налоговые правонарушения 

     Необходимость изучения зарубежного права традиционно  объясняется у нас различными практическими соображениями. Знание налогового права зарубежных стран позволяет понять общие закономерности развития и функционирования налогового механизма.

     В различных странах существуют разные варианты организации и подчиненности  налогового аппарата. Основную нагрузку при осуществлении налогового контроля несут специально созданные для этого органы -налоговые управления (отделы, дирекции и др.). В одних случаях, этот аппарат обособлен от министрества финансов (Швеция, Япония, Китай и др.), в других - является структурным подразделением министерства финансов (США, Великобритания, Италия и др.). Однако в обоих случаях налоговый аппарат преследует одну и ту же цель-осуществление постоянного и эффективного контроля за взиманием платежей в бюджет и не связан с осуществлением многочисленных неналоговых функциональных обязанностей министерства финансов, таких как планирование, выработка законопроектов и т.п. Специализация налогового аппарата зарубежных стран исключительно на вопросах налогообложения и пополнения доходной части бюджета, как правило, оправдывает себя.

     Следует обратить внимание на то, что в ряде стран при существовании обособленного  налогового ведомства в рамках министерства финансов также могут существовать различные налоговые подразделения. Так, в Китае существует Главная государственная налоговая инспекция, не входящая в систему министерства финансов, и в то же время в рамках этого министерства учреждено Управление налогов. Управление не дублирует функции налоговой инспекции: если последняя контролирует взимание налогов, то основная задача налогового управления - формирование налоговой политики.

Информация о работе Нормативная база привлечения к ответственности за налоговые праонарушения