Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 16:10, курсовая работа
Целью работы является исследование проблем, связаных с привлечением к ответственности за налоговые правонарушения, а также выработка предложений по совершенствованию работы налоговых органов, связанной с выявлением правонарушений.
Исходя из поставленных целей, предполагается решить следующие задачи:
● изучить нормативно-правовую базу привлечения к ответственности за налоговые правонарушения, статистические материалы, справочную и научную литературу.
● исследовать правовую природу ответственности за совершение налоговых правонарушений, определить ее место в системе юридической ответственности
● рассмотреть сущность налоговых правонарушений, формы вины при их совершении.
● определить виды ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………..….3
1 Нормативная база привлечения к ответственности за налоговые праонарушения……..….....6
1.1 Ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах в системе
юридической ответственности……………………………………………………….……6
1.2. Сущность налоговых правонарушений и мер ответственности за их
совершение………………………………………………………………..…………….……9
1.3 Формы вины при совершении налогового правонарушения……………………...............12
1.4 Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение
налогового правонарушения…………………………………………………......................15
1.5 Виды ответственности за налоговые правонарушения …………………………………… 17
1.5.1 Налоговые санкции…………………………………………………………………. … 17
1.5.2 Административная ответственность за нарушения законодательства о налогах
и сборах……………………………………………………………………………...…..20
1.5.3 Уголовная ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах…..23
1.6 Зарубежный опыт привлечения к ответственности за налоговые правонарушения…….25
д) ответственность иных лиц, на которых налоговым законом возложено исполнение определенных обязанностей:
- отказ, уклонение (
- отказ от представления
Глава 18 НК РФ предусматривает
отдельные виды нарушений
1.5.2
Административная ответственность
за нарушения законодательства
о налогах и сборах
Административное правонарушение (проступок) - это посягающее на государственный или общественный порядок, права и свободы граждан, на установленный порядок управления, противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. Разновидностью административных правонарушений, являются административные правонарушения - нарушения налогового законодательства.
Субъектами административной ответственности могут быть физические и юридические лица.
Не подлежит административной ответственности лицо, не достигшее к моменту совершения административного правонарушения 16-летнего возраста и лицо, которое во время совершения противоправного действия либо бездействия находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло отдавать себе отчет в своих действиях или руководить ими вследствие хронической душевной болезни, временного расстройства душевной деятельности, слабоумия или иного болезненного состояния.
Кодексом об Административных правонарушениях предусмотрена ответственность за слудующие правонарушения:
Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе -влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей.
Нарушение срока представления сведений об открытии и о закрытии счета в банке или иной кредитной организации- влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей.
Нарушение сроков представления налоговой декларации - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.
Непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля- влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей.
Нарушение порядка открытия счета налогоплательщику (без предъявления ими свидетельства о постановке на учет в налоговом органе) -влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей.
Открытие
банком или иной кредитной организацией
счета организации или
Нарушение банком или иной кредитной организацией срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.
Грубое
нарушение правил ведения бухгалтерского
учета и представления
При выявлении в ходе осуществлении мероприятий налогового контроля определенных нарушений налоговые органы имеют право составлять протоколы об административной ответственности в отношении налогоплательщиков, должностных лиц налогоплательщиков.
Нарушения, по которым налоговые органы имеют право возбуждать производство об административной ответственности предусмотрены в главах 14, 15 и 19 Кодекса об административных правонарушениях.
В тех случаях, когда налогоплательщик – физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, совершил нарушение, ответственность за которое установлена налоговым и административным законодательством, к нему применяется ответственность в соответствии с налоговым законодательством.
В отношении налогоплательщиков – юридических лиц применяется ответственность в соответствии с законодательством о налогах, а в отношении должностных лиц этих налогоплательщиков за то же нарушение может быть применена административная ответственность. К таким нарушениям, в частности можно отнести:
- нарушение срока постановки на учет в налоговом органе. В данном случае к организации будет применена ответственность по статье 116 НК РФ, а виновное должностное лицо может быть привлеч привлечено судом к ответственности по статье 15.3 КоАП РФ на основании протокола, составленного должностным лицом налогового органа.
- нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке
( статья 118 НК РФ и статья 15.4 КоАП РФ)
- нарушение сроков представления налоговой декларации, часто встречающиеся на практике (статья 119 НК РФ и статья 15.5 КоАП РФ)
- непредставление
сведений, необходимых для осуществления
налогового контроля (статья 126 НК РФ
и часть 1 статьи 15.6 КоАП РФ) и другие.
1.5.3
Уголовная ответственность
за нарушения законодательства
о налогах и
сборах
По закону не всякая недоимка признается преступлением. Для возбуждения уголовного дела важен размер налоговой задолженности. Уголовная ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах предусмотрена статьями 198, 1999,199.1 Уголовного Кодекса РФ. (см Приложение Г)
Частью 1 статьи 199 Уголовного кодекса РФ (уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации) предусмотрена ответственность за неуплату налогов в крупном размере, а частью 2 этой статьи — в особо крупном размере.Размер крупной недоимки составляет более 500 000 рублей при условии, что недоплата превышает 10% от суммы причитающихся налогов. Если размер недоимки превысит 1 500 000 рублей, процентное соотношение неуплаченных и причитающихся налогов потеряет свое значение. Под особо крупной понимают недоимку, сумма которой составляет более 2 500 000 рублей (при 20-процентной неуплате) или более 7 500 000 рублей (независимо от процентного соотношения недоплаченных средств и общей суммы налогов).Недоимка рассчитывается только за три финансовых года, следующих подряд.
Законом установлен исчерпывающий перечень преступных способов уклонения от уплаты налогов: 1) фирма не представила в инспекцию налоговую декларацию или другие обязательные документы; 2) в этих документах указаны заведомо ложные сведения. Обязанность представлять в инспекцию «другие документы» должна быть установлена федеральным налоговым законодательством.
Если фирма представила в инспекцию достоверную отчетность, но налоги не перечислила (независимо от причин), привлечь ее руководство к ответственности по статье 199 Уголовного кодекса РФ нельзя.
Российское законодательство предусматривает следующие меры наказания за уклонение от уплаты налогов организацией: штраф в размере от 100 000 до 300 000 рублей; штраф в размере заработной платы или другого дохода осужденного за период от одного года до двух лет; арест на срок от четырех до шести месяцев;
лишение свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Если То же деяние, совершенное:
а) группой лиц по предварительному сговору;
б) в особо крупном размере,
то наказание будет более строгим, а именно:
лишение свободы на срок до шести лет с одновременным лишением права занимать руководящие должности на срок до трех лет или без такового; штраф в размере от 200 000 до 500 000 рублей; штраф в размере заработной платы или другого дохода осужденного за период от одного года до трех лет.
За уклонение фирмы от уплаты налогов суд привлекает к уголовной ответственности ее руководителя или главного бухгалтера. Именно они отвечают за законность всех хозяйственных операций. Кроме того, налоговое преступление могут совершить люди, которые фактически выполняли обязанности руководителя или главбуха.
К
уголовной ответственности
В
рамках уголовного права существуют
две формы вины: умысел и неосторожность.
Конституционный Суд РФ пояснил, что если
руководитель или главный бухгалтер допустили
недоплату налога по неосторожности, привлечь
их к уголовной ответственности нельзя.Неосторожность
может быть небрежной или легкомысленной.
Если бухгалтер не знал, что его действия
могут повлечь неуплату налога, — значит,
он действовал небрежно. Возможно, бухгалтер
знал, что совершает нарушение, но рассчитывал
его предотвратить. В этом случае считается,
что он действовал легкомысленно. Если
же бухгалтер или руководитель фирмы сознавали,
что скрывают доходы, чтобы не платить
налоги, но все равно продолжали это делать,
то в этом случае их действия расцениваются
как умышленные.
1.6
Зарубежный опыт привлечения
к ответственности за
налоговые правонарушения
Необходимость изучения зарубежного права традиционно объясняется у нас различными практическими соображениями. Знание налогового права зарубежных стран позволяет понять общие закономерности развития и функционирования налогового механизма.
В различных странах существуют разные варианты организации и подчиненности налогового аппарата. Основную нагрузку при осуществлении налогового контроля несут специально созданные для этого органы -налоговые управления (отделы, дирекции и др.). В одних случаях, этот аппарат обособлен от министрества финансов (Швеция, Япония, Китай и др.), в других - является структурным подразделением министерства финансов (США, Великобритания, Италия и др.). Однако в обоих случаях налоговый аппарат преследует одну и ту же цель-осуществление постоянного и эффективного контроля за взиманием платежей в бюджет и не связан с осуществлением многочисленных неналоговых функциональных обязанностей министерства финансов, таких как планирование, выработка законопроектов и т.п. Специализация налогового аппарата зарубежных стран исключительно на вопросах налогообложения и пополнения доходной части бюджета, как правило, оправдывает себя.
Следует
обратить внимание на то, что в ряде
стран при существовании
Информация о работе Нормативная база привлечения к ответственности за налоговые праонарушения