Нормативная база привлечения к ответственности за налоговые праонарушения

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 16:10, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование проблем, связаных с привлечением к ответственности за налоговые правонарушения, а также выработка предложений по совершенствованию работы налоговых органов, связанной с выявлением правонарушений.
Исходя из поставленных целей, предполагается решить следующие задачи:
● изучить нормативно-правовую базу привлечения к ответственности за налоговые правонарушения, статистические материалы, справочную и научную литературу.
● исследовать правовую природу ответственности за совершение налоговых правонарушений, определить ее место в системе юридической ответственности
● рассмотреть сущность налоговых правонарушений, формы вины при их совершении.
● определить виды ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………..….3
1 Нормативная база привлечения к ответственности за налоговые праонарушения……..….....6
1.1 Ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах в системе
юридической ответственности……………………………………………………….……6
1.2. Сущность налоговых правонарушений и мер ответственности за их
совершение………………………………………………………………..…………….……9
1.3 Формы вины при совершении налогового правонарушения……………………...............12
1.4 Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение
налогового правонарушения…………………………………………………......................15
1.5 Виды ответственности за налоговые правонарушения …………………………………… 17
1.5.1 Налоговые санкции…………………………………………………………………. … 17
1.5.2 Административная ответственность за нарушения законодательства о налогах
и сборах……………………………………………………………………………...…..20
1.5.3 Уголовная ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах…..23
1.6 Зарубежный опыт привлечения к ответственности за налоговые правонарушения…….25

Работа содержит 1 файл

=Диплом=.doc

— 173.50 Кб (Скачать)

           Рассматривая соотношение финансовой и налоговой ответственности, необходимо отметить, что их объединяет только сфера применения, поскольку финансовая ответственность - это ответственность право-восстановительная. Налоговая же ответственность - это ответственность карательная, штрафная.

Следует отметить, что для налоговой ответственности отчасти характерны право-восстановительные черты, связанные с ее фискальной направленностью.

          Соотношение налоговой и административной  ответственности урегулировано в НК РФ: в п. 4 ст. 108 НК РФ предусмотрено, что привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.

     Характер  налоговых правоотношений обуславливает  особый порядок привлечения к  ответственности за налоговые правонарушения. С одной стороны, исходя из их властной составляющей, налоговый орган выносит  решение о привлечении к ответственности  за налоговое правонарушение; с другой стороны, исходя из необходимости дополнительной защиты субъекта правоотношений, в случае, если налоговая санкция не уплачена добровольно, налоговый орган обращается в суд с исковым заявлением о взыскании с лица налоговой санкции (ст. 104 НК РФ). Условно можно сказать, что привлечение лица к налоговой ответственности начинается в порядке административного производства, а заканчивается в порядке арбитражного (гражданского) судопроизводства.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

          1.2 Сущность налоговых правонарушений и мер ответственности за их совершение 

     Налоговым правонарушением признается виновно  совершенное противоправное (в нарушение  законодательства о налогах и  сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Налоговым кодексом Российской Федерации устанавливается ответственность.

          Таким образом никакими другими нормативными актами налоговая ответственность предусмотрена быть не может. Соответственно в случае если федеральным законом будут вводиться новые положения о налоговой ответственности они вступают в силу только после внесения соответствующих изменений в Налоговый кодекс. Рассмотрим субъекты налоговой ответственности (см.таблицу 1.1).                                                                                                          

 Таблица  1.1 - Субъекты налоговой ответственности.                                                          

Субъекты  налоговой ответственности Ответственность за налоговые правонарушения
  • налогоплательщик / плательщик сборов (физическое лицо, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель)
ст.ст.119 - 127,  ст.ст.116-118 НК РФ
  • налоговый агент
ст.123, чт.125 НК РФ
  • законный представитель
ст.119, ст. 124 НК РФ
  • иное обязанное лицо
п.3 ст. 119, ст.127 НК РФ
  • свидетель
ст.128 НК РФ
  • эксперт
ст.129 НК РФ
  • переводчик
ст.129 НК РФ
  • специалист
ст.129 НК РФ
  • банк
ст.ст. 132-135 НК РФ
 

           Для каждого субъекта, указанного в таблице 1.1 предусмотрена налоговая ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах.

          Для признания нарушения нормы, закрепленной в акте законодательства о налогах и сборах, налоговым правонарушением необходимо наличие следующих признаков:

- нарушение  норм, закрепленных актами законодательства о налогах и сборах, в чем выражается противоправный характер нарушения;

- налоговое  правонарушение причиняет вред  такому сектору публичных финансов, как бюджетные доходы;

- виновность  деяния;

- налоговое  правонарушение является основанием реализации юридической ответственности в сфере налогообложения.

            В п. 1 ст. 108 НК РФ установлено, что никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе,

как по основаниям и в порядке, предусмотренным НК РФ. Пунктом 2 ст. 108 НК РФ определено, что никто не может быть привлечен повторно к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения.

         В соответствии с п. 6 ст. 108 НК  РФ лицо считается невиновным  в совершении налогового правонарушения до тех пор, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица. Этот принцип нашел широкое распространение в правоприменительной практике.

           Обстоятельства, исключающие привлечение  лица к ответственности за  совершение налогового правонарушения:

        В соответствии со ст. 109 НК  РФ лицо не может быть привлечено  к ответственности за совершение налогового правонарушения при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

1) отсутствие  события налогового правонарушения;

2) отсутствие  вины лица в совершении налогового  правонарушения;

3) совершение  деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, физическим лицом, не достигшим к моменту совершения деяния шестнадцатилетнего возраста;

4) истечение  сроков давности привлечения  к ответственности за совершение  налогового правонарушения. Согласно  ст. 113 НК РФ срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения составляет три года.

         Исчисление срока давности со дня совершения налогового правонарушения применяется в отношении всех налоговых правонарушений, кроме правонарушений, предусмотренных ст. 120 и 122 НК РФ, а со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода - в отношении налоговых правонарушений, предусмотренных ст. 120 и 122 НКРФ.

          В п.2 ст.113 части первой НК РФ содержится положение, согласно которому течение срока исковой давности прерывается в случае если лицом совершено новое налоговое правонарушение. И срок начинает исчисляться заново с момента совершения последнего правонарушения или с момента окончания соответствующего налогового периода (только для ст.ст.120 и 122 НК РФ).

          Срок давности взыскания налоговых  санкций установлен ст.115 части  первой НК РФ в три месяца. Срок начинает исчисляться с момента обнаружения налогового правонарушения и составление налоговым органом соответствующего акта об обнаружении правонарушения (либо со дня получение органом постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, либо о прекращении уголовного дела, если первоначально было намерение привлечь физическое лицо за совершенное деяние к уголовной ответственности). Данный срок предусмотрен не для момента наложения самой санкции, а для подачи налоговыми органами иска в суд о применении налоговой санкции.

       Мерой ответственности за совершение налогового правонарушения является налоговая санкция. Сущность налоговых санкций пояснено в статье 114 НК.

Налоговые санкции устанавливаются и применяются  в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных соответствующими статьями НК.

Размер  штрафа зависит от конкретного вида налогового правонарушения, а по видам правонарушений от размера ущерба, который понес бюджет в результате совершения лицом, на которое возлагается ответственность, противоправного деяния.

          Денежные взыскания, предусмотренные кодексом, как правило устанавливаются в фиксированном размере, например, пять тысяч рублей за нарушение установленного плательщиком срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе (ст.116 НК РФ). В соответствии со ст.13 Закона об основах налоговой системы сумма штрафных санкций составляет определенный процент от конкретной денежной суммы.

        В ряде случае Налоговый кодекс также предусматривает возможность взыскания штрафов в процентном отношении к полученным плательщиком доходам, сумма налога, подлежащим уплате в бюджет и т.п. Так, в случае нарушения налогоплательщиком установленного кодексом срока представления в налоговый орган сведений об открытии и закрытии счета в каком-либо банке, если это повлекло неуплату налогов влечет взыскание штрафа в размере десяти процентов от общей суммы денежных средств, поступивших на счет за период задержки представления или не представления сведений об открытии этого счета (п.2 ст.118 НК РФ).

      
 
 
 
 
 

         1.4  Формы вины  при совершении  налогового правонарушения 

         Налоговый Кодекс РФ устанавливает понятие налогового правонарушения, определяя, что для его квалификации необходимо наличие доказательства вины, и, оговаривая условия, при которых виновное лицо может быть освобождено от ответственности, (или она может быть смягчена).

        Наиболее принципиальными моментами  данного определения является  вина и противоправность. Противоправность  означает нарушение норм или  правил, законодательно закрепленными  нормативными документами; для  признания факта налогового правонарушения, а значит, и для привлечения к ответственности лица, его допустившего, было достаточно только этого признака.

       Для классификации налогового  правонарушения в РФ, кроме факта  нарушения законодательства, необходимо  доказать виновность налогоплательщика  в совершении противоправного деяния, которое может быть выражено как в действии, так и в бездействии.

 Виновным  в совершении налогового правонарушения  признается лицо, совершившее противоправное  деяние умышленно или по неосторожности.

         Согласно Российскому законодательству (статья 110 НК) виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности.

           Налоговое правонарушение признается  совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия).

        Поскольку налоговые правонарушения, совершенные умышленно, представляют  собой большую общественную опасность, именно за них в НК РФ установлены увеличенные размеры взысканий.

          Например, согласно ст. 122 НК РФ  неуплата или неполная уплата  налога в результате занижения  налоговой базы или неправильного  исчисления сумм налога по итогам налогового периода, выявленная при выездной налоговой проверке, влекут взыскание штрафа в размере 20% неуплаченной суммы налога. При этом за те же действия, совершенные умышленно, штраф взыскивается в размере 40 % неуплаченных сумм налога.

            Налоговое правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия) либо вредного характера последствий, возникших вследствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать. Например, для наиболее полного отражения какой-либо хозяйственной операции в целях налогообложения главный бухгалтер отходит от установленных НК РФ правил расчета налоговой базы, при этом он предвидит возможность ее занижения, но не желает этого.

Информация о работе Нормативная база привлечения к ответственности за налоговые праонарушения