Нормативная база привлечения к ответственности за налоговые праонарушения

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 16:10, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование проблем, связаных с привлечением к ответственности за налоговые правонарушения, а также выработка предложений по совершенствованию работы налоговых органов, связанной с выявлением правонарушений.
Исходя из поставленных целей, предполагается решить следующие задачи:
● изучить нормативно-правовую базу привлечения к ответственности за налоговые правонарушения, статистические материалы, справочную и научную литературу.
● исследовать правовую природу ответственности за совершение налоговых правонарушений, определить ее место в системе юридической ответственности
● рассмотреть сущность налоговых правонарушений, формы вины при их совершении.
● определить виды ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………..….3
1 Нормативная база привлечения к ответственности за налоговые праонарушения……..….....6
1.1 Ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах в системе
юридической ответственности……………………………………………………….……6
1.2. Сущность налоговых правонарушений и мер ответственности за их
совершение………………………………………………………………..…………….……9
1.3 Формы вины при совершении налогового правонарушения……………………...............12
1.4 Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение
налогового правонарушения…………………………………………………......................15
1.5 Виды ответственности за налоговые правонарушения …………………………………… 17
1.5.1 Налоговые санкции…………………………………………………………………. … 17
1.5.2 Административная ответственность за нарушения законодательства о налогах
и сборах……………………………………………………………………………...…..20
1.5.3 Уголовная ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах…..23
1.6 Зарубежный опыт привлечения к ответственности за налоговые правонарушения…….25

Работа содержит 1 файл

=Диплом=.doc

— 173.50 Кб (Скачать)

           Необходимо учитывать, что организация  не может действовать самостоятельно, поэтому вина организации в  совершении налогового правонарушения  определяется в зависимости от  вины её должностных лиц либо  её представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения. Если должностное лицо организации намеренно исказило налоговую отчетность, то данные действия будут рассматриваться как умышленная фальсификация документов, совершенная их должностным лицом.

       Касательно выводов налоговых  органов о привлечении к ответственности  лиц, виновных в совершении  налоговых правонарушений, надлежит  отметить следующие моменты:  в отношении правонарушений, выявленных  по результатам выездной налоговой проверки, выводы и решения налоговых (таможенных) органов могут считаться окончательными только при согласии привлекаемого к ответственности лица с выводами проверяющих и его желании добровольно уплатить сумму штрафных санкций. В противном случае проводящие проверку органы обязаны обратиться в суд.

          Обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения: Пунктом 1 ст. 111 НК РФ определен исчерпывающий перечень, состоящий из трех оснований, исключающих вину лица в совершении налогового правонарушения. При наличии хотя бы одного из этих обстоятельств лицо не несет ответственности за совершение налогового правонарушения.

            Первое основание - это совершение  деяния, содержащего признаки налогового  правонарушения, вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств. На первый взгляд, все ясно. Однако арбитражные суды рассматривают большое количество дел, связанных с вышеуказанным основанием отсутствия вины в совершении налогового правонарушения. Так, например, в постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 25.04.2005 N А19-15661/04-40 была рассмотрена следующая ситуация. Налогоплательщик не представил в налоговый орган истребуемые документы в связи с тем, что они были уничтожены пожаром. Из справки начальника отдела государственного пожарного надзора следовало, что документы хранились в надлежащем месте и были уничтожены в результате пожара,

в связи  с этим согласно подпункту 1 п. 1 ст. 111 НК РФ налогоплательщик не подлежал привлечению к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 НК РФ.

              Второе основание - это совершение  деяния, содержащего признаки налогового  правонарушения, налогоплательщиком - физическим лицом, находившимся  в момент его совершения в  состоянии, при котором это лицо не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния. Вышеуказанные обстоятельства доказываются представлением в налоговый орган документов, которые по смыслу, содержанию и дате относятся к тому налоговому периоду, в котором совершено налоговое правонарушение.

               Третье основание - это использование  налогоплательщиком или налоговым  агентом письменных разъяснений  по вопросам применения законодательства  о налогах и сборах, подготовленных финансовым органом или другим уполномоченным государственным органом либо их должностными лицами в пределах их компетенции. Такого рода обстоятельства устанавливаются наличием соответствующих документов этих органов, которые по смыслу и содержанию относятся к налоговым периодам, когда совершено налоговое правонарушение, вне зависимости от даты издания этих документов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность  за совершение налогового правонарушения
 

   Пункт 3 ст. 114 НК РФ предусматривает возможность снижения размера штрафов, налагаемых в соответствии с НК РФ за совершение налоговых правонарушений, в случае установления смягчающих ответственность обстоятельств. В частности, определено, что при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не менее чем в два раза по сравнению с размером, установленным за совершение налогового правонарушения соответствующей статьей главы 16 НК РФ, а при наличии отягчающего обстоятельства в виде совершения налогового правонарушения лицом, ранее привлекавшимся к ответственности за аналогичное правонарушение, размер штрафа увеличивается на 100%.

Обстоятельства, смягчающие ответственность налогоплательщика, устанавливаются судом или налоговым  органом и учитываются им при  наложении санкций за налоговые правонарушения.

       При принятии решения о привлечении  налогоплательщика к налоговой  ответственности в случае установления  в ходе проверки обстоятельств  совершения налогового правонарушения, которые могут быть расценены  как смягчающие, налоговые органы обязаны на основании п. 3 ст. 101 НК РФ отразить их в принимаемом решении. Если в нем не были отражены смягчающие ответственность обстоятельства, это не является препятствием для установления таких обстоятельств судом самостоятельно.

       Более того, из ст. 112 НК РФ следует, что суду вменено в обязанность при рассмотрении вопроса о привлечении лица к налоговой ответственности устанавливать наличие или отсутствие смягчающих ответственность обстоятельств.

         Согласно п. 1 ст. 112 НК РФ обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, признаются:

1) совершение  правонарушения вследствие стечения  тяжелых личных или семейных  обстоятельств;

2) совершение  правонарушения под влиянием  угрозы или принуждения либо  в силу материальной, служебной или иной зависимости;

3) иные  обстоятельства, которые судом или  налоговым органом могут быть  признаны смягчающими ответственность.

        Арбитражная практика показывает, что смягчающими признаются, как  правило, следующие обстоятельства:

1) тяжелое  материальное положение привлекаемого  к ответственности лица, отсутствие  источника уплаты санкции;

2) незначительность  совершенного правонарушения;

3) факт  совершения налогового правонарушения  впервые;

4) статус  налогоплательщика.

          Пункт 2 ст. 112 НК РФ устанавливает единственное отягчающее обстоятельство - совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекавшимся к ответственности за аналогичное правонарушение.

       При наличии хотя бы одного  смягчающего обстоятельства размер санкции уменьшается не менее чем в два раза, а при наличии отягчающего - увеличивается ровно в два раза, по сравнению с санкцией, предусмотренной для данного состава правонарушения главой 16 части первой НК РФ (п.п.3,4 ст.114 НК РФ).

     При наложении налоговых санкций применяется принцип сложения в отличии например от уголовного законодательства, где господствует в основном принцип поглощения более строгой санкцией менее строгой. То есть при совершении нескольких налоговых правонарушений санкции за каждое взимается отдельно (п.5 ст.114 НК РФ). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.5 Виды ответственности  за налоговые правонарушения 

    1.5.1 Налоговые санкции 

     По  законодательству РФ о налогах и сборах мерой ответственности за совершение налогового правонарушения является санкция. Санкции являются разновидностями государственного принуждения. Целью наложения санкций на правонарушителя является желание государства заставить правонарушителя отказаться от дальнейшего нарушения норм права Соотношение обязанностей налогоплательщиков и ответственности за нарушение налогового законодательства указаны в Приложении 1. Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных в гл. 16 НК РФ. При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в 2 раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей гл. 16 НК РФ. При повторном совершении налогового правонарушения (п. 2 ст. 112 НК РФ) размер штрафа увеличивается на 100%. При совершении одним лицом 2-х и более налоговых правонарушений санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгой санкции более строгой.

             Сумма штрафа, присужденного налогоплательщику, плательщику сборов или налоговому агенту за нарушение законодательства о налогах и сборах, повлекшее задолженность по налогу или сбору, подлежит перечислению со счетов нарушителя только после перечисления в полном объеме этой суммы задолженности и соответствующих пеней, в очередности, установленной гражданским законодательством РФ.

     Размер  штрафа зависит от конкретного вида налогового правонарушения. (см.Приложение Б). Денежные взыскания, предусмотренные кодексом, как правило устанавливаются в фиксированном размере, например, пять тысяч рублей за нарушение установленного плательщиком срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе (ст.116 НК РФ). Напомним, что в соответствии со ст.13 Закона об основах налоговой системы сумма штрафных санкций составляет определенный процент от конкретной денежной суммы.

     В ряде случае Налоговый кодекс  также предусматривает возможность  взыскания штрафов в процентном  отношении к полученным плательщиком  доходам, сумма налога, подлежащим  уплате в бюджет и т.п.

Так, в  случае нарушения налогоплательщиком установленного кодексом срока представления  в налоговый орган сведений об открытии и закрытии счета в каком-либо банке, если это повлекло неуплату налогов  влечет взыскание штрафа в размере  десяти процентов от общей суммы денежных средств, поступивших на счет за период задержки представления или не представления сведений об открытии этого счета (п.2 ст.118 НК РФ).

     В зависимости от субъекта налоговой  ответственности, предусмотренные  кодексом виды налоговых правонарушений можно разделить на следующие категории:

     1. Ответственность налогоплательщиков  (граждан и юридических лиц):

         а) ответственность за нарушение сроков постановки на учет в качестве налогоплательщиков и представления иных сведений в налоговые органы:

     - уклонение (нарушение сроков) постановки  на учет в налоговом органе.

     - Не представление в установленные  сроки сведений об открытии  счета. При этом взыскание штрафа  производится, внезависимости от  того, повлекло ли данное правонарушение неуплату налога (ст.118 НК РФ).

     - Нарушение сроков представления  в налоговые органы документов.

         б) ответственность за воспрепятствование правомерным действиям налоговых органов:

     - незаконное воспрепятствование  доступу должностного лица налогового органа, проводящего налоговую проверку в соответствии с НК РФ, на территорию или в помещение налогоплательщика или иного обязанного лица (ст.124 НК РФ).

     - Не соблюдение установленного  кодексом порядка пользования,  владения, распоряжения имуществом, на которое наложен арест (ст.125 НК РФ).

        в) ответственность за нарушение правил расчетов с бюджетом по обязательным налоговым платежам:

     - нарушение правил составления налоговой декларации.

          - Нарушение правил учета доходов  и расходов и объектов налогообложения. 

     - Неуплата или неполная уплата  сумм налога.

2. Ответственность  иных обязанных лиц: 

     а) ответственность налогового агента:

     - за неисполнение обязанностей  по удержанию с налогоплательщика  и (или) перечислению в бюджет  удержанных сумм налогов (ст.123 НК РФ).

          - Не соблюдение установленного  кодексом порядка владения, пользования,  распоряжения имуществом, на которое наложен арест (ст.125 НК РФ);

     б) ответственность свидетеля:

     - неявка, уклонение от явки без  уважительных причин лица, вызываемого  по делу о налоговом правонарушении;

     - отказ от дачи показаний, дача  заведомо ложных показаний (ст.128 НК РФ);

     в) ответственность эксперта, переводчика,  специалиста: 

     - отказ от участия в проведении  налоговой проверки;

     - дача заведомо ложного заключения (осуществление заведомо ложного  перевода) (ст.129 НК РФ);

     г) ответственность законного представителя налогоплательщика:

     - нарушение срока представления  налоговой декларации (ст.119 НК РФ);

     - незаконное воспрепятствование  доступу должностного лица налогового  органа на территорию или в  помещение налогоплательщика или  иного обязанного лица;

Информация о работе Нормативная база привлечения к ответственности за налоговые праонарушения