Неравенство доходов

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 21:11, курсовая работа

Описание работы

В данной работе рассматриваются следующие задачи:
- неравенство доходов населения;
- анализ региональных доходов населения в РФ.
-характеристика государственного регулирования доходов в современных условиях кризиса.
В пределах курсовой работы невозможно рассмотреть все критерии, касающиеся данной темы, но обозначение основных проблем поможет понять всю сложность ситуации сложившейся с доходами населения в России.

Содержание

Введение
1. Неравенство доходов.
2. Региональная дифференциация доходов населения России в современных условиях.
3. Характеристика среднего класса.
4. Государственное регулирование доходов в современных условиях кризиса.
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 452.32 Кб (Скачать)

Возможности государства в перераспределении  доходов во многом ограничиваются бюджетными поступлениями. Наращивание социальных

 

расходов  сверх налоговых поступлений  ведет к превращению их в мощный фактор роста бюджетного дефицита и  инфляции. Увеличение социальных расходов госбюджета, даже в пределах полученных доходов, ведет к чрезмерному  росту налогов, способному подорвать  рыночные стимулы.

Механизм социальных трансфертов  включает изъятие в форме налогов  части доходов у средне- и высокодоходных слоев населения и выплату  пособий наиболее нуждающимся и  инвалидам, а также пособий по безработице. Государство перераспределяет доходы также путем изменения  цен, устанавливаемых рынком, например, гарантированием цен фермерам и  введением минимальных ставок заработной платы.

Главный аргумент в пользу равного  распределения доходов заключается  в том, что оно необходимо для  максимизации удовлетворения нужд потребителя, или предельной полезности. Основное возражение против равенства доходов  состоит в том, что для достижения этой цели государство должно изъять в виде налогов часть доходов  высокооплачиваемых семей и передать их низкооплачиваемым. Тем самым  уменьшается стремление и тех, и  других к максимальному увеличению заработка. В результате подрываются  стимулы к производительному  труду, а следовательно, снизится эффективность  экономики и народное хозяйство  рискует войти в полосу затяжной стагнации (что и произошло в  СССР в 70-х — первой половине 80-х  гг.).

Перераспределение доходов от богатых  к бедным американский экономист  А. Окунь (Оукен) сравнил с «дырявым ведром», т.е. этот процесс неизбежно  ведет к снижению экономической  эффективности. Масштабы «утечки» из «ведра Окуня» определяются тем, в какой  мере повышение налогов и рост социальных трансфертов уменьшают  объемы предложения труда. В случае, если эластичность предложения труда  по заработной плате высока, повышение  налогов с целью увеличения социальных трансфертов приводит к значительному  сокращению предложения труда в  легальном секторе экономики  и перетеканию его в теневой  сектор (где оплата труда не облагается государственными налогами).

Государство непосредственно вмешивается  в первичное распределение денежных доходов и нередко устанавливает  верхний предел увеличения

 

номинальной заработной платы. Экономическое значение государственного регулирования заработной платы определяется тем, что ее изменение  оказывает влияние на совокупный спрос и издержки производства. Политика доходов используется государством для сдерживания роста заработной платы в целях снижения издержек производства, повышения конкурентоспособности  национальной продукции, поощрения  инвестирования, сдерживания инфляции. Государство, проводя антиинфляционную политику, может временно централизованным путем устанавливать долгосрочный предел роста заработной платы с  учетом общих потребностей экономического и социального развития. Наиболее эффективным средством государственного регулирования заработной платы в странах с рыночной экономикой является определение гарантированного минимума (или ставки). Именно исходя из минимальных размеров оплаты труда и ведутся переговоры между руководителями компаний и профсоюзами о заключении коллективных договоров на различных уровнях, начиная от предприятий и кончая отраслями. В этих документах также оговариваются различные премии и доплаты, дифференциация заработной платы по отраслям, в зависимости от уровня квалификации.

В России с 1991 г. действует периодически пересматриваемый минимальный размер оплаты труда (МРОТ). В России с 1 января 2010 года МРОТ равен 4330 рублей (по данным «http://www.klerk.ru/glossary/40503/»).

Значительное  влияние на уровень реальных доходов  населения оказывает инфляция. Поэтому  одним из важнейших условий рационального  государственного регулирования доходов  является учет роста цен на потребительские  товары (включая тарифы на услуги населению).

Особое значение имеет проблема защиты денежных доходов (заработной платы, пенсий, пособий) от инфляции. С этой целью применяется индексация, т.е. установленный государством механизм повышения денежных доходов населения, позволяющий частично или полностью  возместить ему удорожание потребительских  товаров и услуг. Индексация доходов  направлена на поддержание покупательной  способности, особенно социально уязвимых групп населения с фиксированными доходами — пенсионеров, инвалидов, неполных и многодетных семей, а  также молодежи.

 

Индексация осуществляется как  на уровне общегосударственном, так  и отдельных предприятий через  коллективный договор Она предусматривает  дифференцированный подход в зависимости  от величины доходов: от полной компенсации  самых низких до близкой к нулю компенсации самых высоких.

В России индексация денежных доходов  установлена законом от 24 октября 1991 г. и распространяется на заработную плату работников бюджетной сферы, а также на пенсии, стипендии и  пособия.

Размер базовой части трудовой пенсии на начало 2008 года был в 1,5 раза ниже минимального размера оплаты труда и равен 1560рублей. В ноябре 2009 года минимальный размер пенсии составлял 5124 руб. , и в 2010 планируется повышение до 10275 руб.

Минимальный размер стипендии студентов  государственных, муниципальных вузов  равен 1100 рублей(«www.osvita.org.ua»), студентов (учащихся) учреждений среднего специального и начального профессионального образования - 400 рублей.

Пособия:

  • Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности (до 12 недель) – 412,8рублей;
  • Родовой сертификат – 12431 руб.;
  • Единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву – 17402 руб.;
  • Единовременное пособие при рождении ребенка –10988 руб.;
  • Единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью – 8840,58 руб.;
  • Ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за первым ребенком до достижения им возраста полутора лет - 2060,41 руб.;
  • за вторым и последующими детьми –4120,82 руб.;
  • Ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву –7458руб.;

 

  • Ежемесячные выплаты на содержание ребенка в семье опекуна – 4000 руб.;
  • Размер оплаты труда приемных родителей – 2500 руб.;
  • Государственный сертификат на материнский (семейный) капитал – 312162,5 руб.;
  • Социальное пособие на погребение  - 1000 рублей.

 За 2008 год перечисленные пособия уже индексировались на коэффициент инфляции. Это происходило дважды. В первой половине года пособия увеличились на 8,5%, а во второй половине года – еще на 1,85% и третье повышение размера пособий на начало 2009 года снова составило 8,5%.

В 2009 году увеличились тарифные ставки бюджетников на 6.7, а в 2010 году предполагается увеличение на 6,5%. В 2007 году существенно увеличены размеры ежемесячных денежных выплат федеральным льготникам и стоимость набора предоставляемых им социальных услуг, размеры «детских» и других социальных пособий. Соответствующие бюджетные ассигнования предусмотрены и на 2010-2011 года.

Индексация доходов имеет и существенные недостатки. Так, она может отрицательно сказаться на стремлении к более напряженному труду, а также не способствует проведению антиинфляционных мер.

Также важным направлением в социальной политике при решении вопросов защиты личных доходов является поддержка бедных слоев населения. Бедность можно рассматривать как экономическое состояние части общества, при котором определенные слои населения не имеют минимальных по нормам данного общества средств к существованию. Состояние бедности характеризуется достаточно длительным отсутствием ресурсов, которые не могут быть компенсированы ни предыдущими сбережениями, ни временной экономией на приобретении дорогостоящих товаров и услуг. Решающее значение в социальной защите этих слоев населения имеет развитая система денежных и натуральных пособий.

Для отнесения определенных категорий  населения, к числу имеющих право на получение социальной помощи используются показатели, определяющие уровень (порог) бедности.

 

Абсолютная черта бедности — это минимальный уровень жизни, определяемый на основе физиологических потребностей человека в продуктах питания, одежде и жилье, т.е. на основе набора (корзины) товаров и услуг, достаточных для удовлетворения основных потребностей человека. В России абсолютная черта бедности совпадает с прожиточным минимумом.

Прожиточный минимум представляет собой натуральный набор продуктов питания, обеспечивающих минимально необходимое количество калорий, а также расходы на непродовольственные товары и услуги, налоги и обязательные платежи, соответствующие по структуре затрат на эти цели бюджета низкодоходных семей. В России продуктовые наборы, используемые в расчетах прожиточного минимума, дифференцированы по различным социально-демографическим группам (мужчины и женщины трудоспособного возраста, пенсионеры, дети до и после 6 лет). Минимальная продовольственная корзина дифференцирована по восьми природно-климатическим зонам России; она включает 35 наименований продуктов питания и 79 непродовольственных товаров. Часто прожиточный минимум называют чертой бедности.

Относительная черта бедности показывает, сколько стоит минимальная потребительская корзина (черта бедности) относительно среднего уровня достатка в данной стране (регионе). Так, в России относительной чертой бедности является уровень доходов, составляющий менее 40% от среднего дохода в данном регионе, в странах — членах ЕС — менее 50% средних суммарных расходов домашних хозяйств по стране.

Бедность также характеризуется  распространенностью (число бедных) и глубиной.

Глубина бедности — это среднее отклонение доходов семей от величины прожиточного минимума. Так, в России в среднем для бедного это отклонение составляет более 40% (в Эстонии — 25%, в Польше и Венгрии — 20%), т.е. бедность в нашей стране отличается большей глубиной, чем в странах Центральной и Восточной Европы.

 Дефицит дохода оценивается как величина дополнительных средств, необходимых для доведения доходов бедных слоев населения до уровня прожиточного минимума. Для общества относительное бремя расходов на

 

поддержку бедных слоев населения определяется тем, насколько высоко над чертой бедности находятся доходы средних  граждан, т.е. насколько велик дефицит  доходов по отношению к ВВП.

Для количественной оценки бедности и социальной дифференциации в целом  используются также более широкие  по набору товаров и услуг, чем  прожиточный минимум, показатели минимального и рационального потребительского бюджета.

Минимальный потребительский бюджет представляет собой социальный минимум товаров и услуг в объеме, необходимом для обеспечения нормальной жизнедеятельности человека. В России этот бюджет составлен на основе более 200. товаров и услуг, в том числе 80 продуктов питания. Структура минимального потребительского бюджета в %: питание — 45,1; непродовольственные товары — 39,0;услуги — 13,2; налоги и сборы — 2,7.

Рациональный потребительский  бюджет отражает потребление товаров и услуг, обеспеченность домашних хозяйств предметами культурно-бытового и хозяйственного назначения в соответствии с научно обоснованными нормами удовлетворения рациональных потребностей человека. Рациональный потребительский бюджет отличается от минимального по структуре затрат — в частности, в нем существенно ниже доля затрат на питание. Его составляющие таковы в %: продукты питания — 30; непродовольственные товары — 47 (из них ткани, одежда, обувь — 20, мебель, предметы культуры и быта — 18, прочие товары — 9%); все услуги—23.

Дифференциация населения по уровню доходов на основе прожиточного минимума и минимального потребительского бюджета  позволяет выделить следующие группы с разным уровнем материальной обеспеченности:

1) «бедные» семьи, душевой доход  в которых ниже или соответствует  прожиточному минимуму;

2) «малообеспеченные» семьи, душевой  доход в которых находится  в интервале между прожиточным  минимумом и минимальным потребительским  бюджетом;

3) «обеспеченные» семьи, душевой  доход в которых находится  в интервале между минимальным  потребительским бюджетом и рациональным 

 

потребительским бюджетом;

4) «богатые» семьи, уровень душевого  дохода в которых выше рационального  потребительского бюджета.

 

                                     

                                  Заключение

Анализ  изменений в уровне жизни населения  России в последние годы показал, что сохранение низкого жизненного уровня большинства населения блокирует  ее экономическое развитие, усугубляет ее социально-политическую нестабильность. Согласно статьи 7 Конституции Российской Федерации «Российская Федерация  — это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь  и свободное развитие человека».

Социальное государство обязано  проводить активную государственную  социальную политику, направленную на обеспечение своим гражданам  важнейших социальных прав, к которым, безусловно, относится право на труд и его достойную оплату, на жилье, образование, охрану здоровья, на социальное обеспечение и др., т.е. на определенный уровень благосостояния.

В этой связи важнейшее теоретическое  и практическое значение приобретает  разработка и реализация государственной  политики по профилактике и сокращению бедности в современной России.

Усиление неравенства и нищеты препятствует развитию внутреннего  рынка России, формированию среднего класса, т.е. платежеспособного большинства  населения. Здоровый и устойчивый рост экономики не может опираться  только на богатое и сверхбогатое население в условиях массовой бедности.

Отсутствие нормальных экономических  условий жизнедеятельности значительной части населения страны снижает  качество человеческого капитала.

Обесценение труда понижает экономическую  ответственность работника за выполненный  труд, негативно влияет на производительность общественного труда.

Несмотря на предпринимаемые усилия, хронической остается проблема задолженности  по заработной плате, которая обостряется  при каждом повышении минимальных размеров оплаты труда.

Информация о работе Неравенство доходов