Направления совершенствования налогового планирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 14:58, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – исследовать теоретические и организационные основы налогового планирования в организации, которое является одним из важнейших элементов системы управления предприятием в условиях действующей системы налогообложения.
Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие задачи исследования:
- определить понятие, сущность и элементы налогового планирования;
- рассмотрение дискуссионных вопросов относительно этапов налогового планирования;
- изучение организационных основ налогового планирования;
- выявить проблемы в области налогового планирования и предложить пути совершенствования.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….3
1 Теоретические основы налогового планирования в организациях……….……5
1.1 Понятие налогового планирования, его принципы и классификация …….…5
1.2 Элементы налогового планирования…………………………………………..11
1.3 Этапы налогового планирования………………………………………………13
2 Оптимизация налогообложения…………………………………………………18
2.1 Взаимодействие налогового и бухгалтерского учета……………………...….18
2.2 Разработка схем минимизации налогов…………………….………………….20
3. Направления совершенствования налогового планирования……………….…22
Заключение…………………………………………………………………………..29
Практическое задание………………………………………………………………32
Список использованной литературы………………………………………

Работа содержит 1 файл

курсовик налоговое планирование.doc

— 196.00 Кб (Скачать)

- расчет налоговой  экономии при разных условиях  хозяйствования, сроков внесения  налоговых платежей;

- выявление  резервов снижения налогового бремени - представляется перспективным полем для деятельности; произведя расчет налогового бремени и рассмотрев его структуру, становится более очевидным влияние тех или иных факторов на его размер, в результате становится возможным управление этими факторами;

- выявление  сильных и слабых сторон организации;

- аудит состояния  системы налогообложения;

- разработка  оргтехмероприятий - относится к  практической, прикладной стороне  вопроса для конкретной организации  и предполагает создание эффективной локальной сети для обмена информацией между отделами финансово-хозяйственных служб с разграничением прав доступа в данную сеть и программные продукты по бухгалтерскому учету и реализации.

 Организационно-правовая  форма организации имеет большое  значение для минимизации налогового бремени, так как в налоговом законодательстве для отдельных организационно-правовых форм предусмотрены существенные льготы по уплате отдельных налогов.

 Не менее  важно правильно определить вид  деятельности.

 При налоговом  планировании следует также оптимизировать организационную структуру предприятия, поскольку она влияет на объем льгот, например, от НДС освобождена внутрисистемная реализация (передача, выполнение, оказание для собственных нужд) организациями и учреждениями уголовно-исполнительной системы произведенных ими товаров (работ, услуг).

 Важно определить  состав и величину взносов  в уставный капитал отдельных  учредителей, а также форму  внесения взносов. В частности,  для субъектов малого предпринимательства  имеет значение доля другого юридического лица, не являющегося малым. Она не должна превышать 25%. Необходимо правильно выбрать форму покрытия своей доли в уставном капитале. Так, например, если вносят нематериальные активы, по которым срок службы определяется самостоятельно, варьируя им, можно регулировать экономию на соответствующих налогах.

 Для оптимизации  налогового бремени имеет значение  формирование учетной политики  организации, выбор показателей:

- начисление  амортизации основных средств:  линейный способ, способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования, способ уменьшаемого остатка, способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ);

- начисление  амортизации нематериальных активов:  линейный способ, способ уменьшаемого  остатка, способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ);

- списание товарно-материальных  ценностей: по себестоимости каждой  единицы, по средней себестоимости,  по методу FIFO (по себестоимости  первых по времени приобретения  товарно-материальных ценностей);

- списание накладных,  комплексных расходов, сроки уплаты  налогов и сборов. Например, начисления  на заработную плату в социальные  внебюджетные фонды перечисляются  до выдачи ее работникам;

- определение  выручки от реализации продукции  (работ, услуг) для целей налогообложения.

 Одной из  проблем анализа налоговой нагрузки  является недостаточно полная  информация о ней в отчетности. В этой связи представляется  целесообразным фиксировать в  форме N 2 "Отчет о прибылях  и убытках" такие данные:

- в составе расходов выделить отдельную строку, например 101 "Начислено налогов и отнесено на финансовые результаты";

- отражать выручку,  включая косвенные налоги (НДС  и др.), возмещаемые за счет  цены реализации продукции, работ,  услуг, а затем отдельной строкой выделить в том числе общую сумму косвенных налогов.

 При использовании  этих методов оптимизации необходимо  как можно более четко прописать  правовые основы оптимизации,  чтобы избежать претензий налогового  органа и доначисления налогов.

Перспективы развития налогового планирования

Вне всякого сомнения, у налогового планирования есть будущее. Государство и налогоплательщик всегда будут играть в эту увлекательную игру. На очередные запреты государства налогоплательщик ответит поиском новых схем. Государство в ответ на очередные схемы будет прикрывать те законодательные лазейки, которые позволяют реализовывать подобные схемы.

 В экономических  изданиях в последнее время  многими авторами проводится  мысль о том, что при гармонизации  налоговой системы возможности  налогового маневра и налогового планирования существенно уменьшатся. Гармонизация налоговой системы, скорее всего, значительным образом отменит, и вполне справедливо, многие совершенно неэффективные налоговые льготы. Значит, будет меньшее количество льготных режимов налогообложения.

 Но в рамках  рыночной экономики невозможно  или очень трудно убрать различия  в налоговых режимах предприятий  ввиду их специализации, размера  и иностранного участия. Налоговым  кодексом РФ предусмотрены еще  разные инвестиционные кредиты. Иностранные инвестиции, о которых мечтают почти все экономисты страны, нельзя ограничить закрытым списком нескольких стран-инвесторов.

 Финансовые  и промышленные группы будут  продолжать выбирать, на каком  звене производственной цепочки  формировать и получать прибыль.

 Даже изменение  налоговой привязки, т.е. регистрация  предприятия в другой территориальной  налоговой инспекции, может способствовать  минимизации определенных налогов.  Известно, что некоторые финансово-промышленные  группы перевели свои головные офисы из Москвы в провинцию.

 При существующем  порядке вещей большинство руководителей  современных российских предприятий  формально являются нарушителями  налогового и даже уголовного  законодательства. Несмотря на значительное  количество налоговых дел в судах общей юрисдикции и арбитражных судах, преобладающая часть налоговых правонарушений и преступлений остается вне поля зрения контрольных и правоохранительных органов. Фактически нарушение формальных правил налогообложения является общеупотребимой в российском бизнесе практикой, т.е. обычаем делового оборота. Это касается многих налогов, но уж совершенно точно - сборов во внебюджетные фонды и подоходного налога при выплате зарплаты.

 Базу налоговой  системы и львиную долю налоговых  поступлений обеспечивают только несколько налогов - так называемые основные налоги. К ним можно отнести налог на добавленную стоимость, налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц. Значение прямых налогов, прежде всего налога на прибыль организаций, падает, а косвенных налогов, и особенно НДС, возрастает. Остальные налоги, преимущественно местные, составляют некоторый налоговый фон. Налоговое планирование главным образом направлено на минимизацию именно основных налогов. Их уменьшение достаточно часто приводит к уменьшению и всех остальных.

 В целях  налогового планирования очень  важно своевременно отказаться  от привычных, давно применяемых  схем бизнеса и расчетов. Если  в рамках существующих схем  невозможно добиться заметных  результатов, значит, пришло время  менять сами схемы. Тогда оптимизация должна проводиться не только в рамках действующей схемы бизнеса, но и между различными возможными схемами бизнеса.

 После эволюционной  налоговой реформы 1991 - 1998 гг. российская  система налогообложения подошла  к новому этапу в своем развитии - этапу стабилизации и кодификации. Главных претензий практического характера к налоговой системе, без учета социальной и стимулирующей функции налогов, всего две.

 Первая - налоговая  система чрезмерно усложнена,  на сегодня налогам посвящено огромное количество нормативных документов, включая тысячи писем и разъяснений.

 Вторая - налоговая  система слишком быстро и часто  изменяется, по основным налогам  происходит несколько изменений  в год вне всякой привязки  к финансовому и налоговому  году, зачастую с приданием нормативным актам обратной силы, что полностью противоречит Конституции РФ и нормальному здравому смыслу.

 Сложная  ситуация с взаимодействием налогового  и бухгалтерского учета в смысле  доступности и понятности, особенно  в вопросе реализации ниже себестоимости, приводила к тому, что при очередном этапе планирования деятельности предприятия нельзя было точно просчитать предстоящие налоговые и финансовые результаты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Налоговое планирование является составной частью финансового менеджмента и занимает в ней специфическое место, что обусловлено тем, что налоговый аспект присутствует в любом сегменте управления финансами хозяйствующих субъектов. Налоговая экономия увеличивает собственные финансовые ресурсы предприятия, поэтому конечной целью налогового планирования является не только и не столько оптимизация налогов, а в рамках достижения основных целей предпринимательской деятельности предприятия повышение его финансовой устойчивости и значимости.

В настоящее время назрела острая необходимость выделения налогового планирования в отдельное самостоятельное направление науки и практики управления финансами организации, определения его места в системе финансового менеджмента, систематизации накопленных разрозненных теоретических знаний и фрагментарного практического опыта в целях обеспечения устойчивого роста благосостояния российских организаций и развития экономики страны. Требуется формирование новых подходов к налоговому планированию как важнейшей составной части управления финансами, оценки его влияния на финансовые результаты деятельности хозяйствующего субъекта. Значимость налогового планирования обусловлена тем, что с налогообложением связаны все сферы финансовой деятельности организации, а также существенными величинами налоговых платежей в общей сумме ее расходов, высоким уровнем налоговой нагрузки, тяжестью налогового бремени предприятий.

Эффективность налогового планирования в организации  в условиях российской экономики  ограничивается наличием нескольких обстоятельств. Далеко не все элементы и методы, описанные исследователями налогового планирования, используются хозяйствующими субъектами при организации налогового планирования. На российских предприятиях налоговое планирование часто сводится к своевременной уплате налогов, правильному исчислению налоговых платежей. Необходимостью оптимизации налоговых платежей часто пренебрегают.

Противоречие  интересов государства и налогоплательщиков при использовании различных  способов оптимизации налоговых  платежей последних порождает проблему не четкого разделения понятий налогового планирования и уклонения от уплаты налогов. В связи c этим принимаются попытки совершенствования законодательства в области налогового планирования. C учетом мирового опыта представляется целесообразным для решения данной проблемы более широкое использование в отечественном законодательстве понятия «злоупотребление правом» и «доктрины деловой цели.

В ходе написания курсовой работы по теме «Налоговое планирование и пути совершенствования» автором были детально изучены и использованы в работе законодательно-нормативные материалы, учебные пособия, монографии, публикации официальных сайтов Интернет. В курсовой работе были рассмотрены понятие налогового планирования, его элементы, этапы, пределы и основные принципы. Детально рассмотрены общая схема налогового планирования и этапы разработки схемы минимизации налогов.

В ходе работы над  данной темой были сделаны следующие  выводы:

- Налоговое планирование это сложный процесс, состоящий из различных элементов, проходящий во множество этапов и имеющий законодательные ограничения.

- Основные принципы налогового планирования показали, что налоговое планирование это не механическое уменьшение к. л. налога или налогов, а финансовая оптимизация, т. е. выбор наилучшего пути управления финансовыми ресурсами предприятия.

- Для каждого предприятия должны быть установлены свои способы минимизации с учетом индивидуальных особенностей.

- В области налогообложения важны точность составления налоговых расчетов и отчетов (в соответствии с налоговым и бухгалтерским учетом), своевременная уплата налогов в бюджет и контроль за их выполнением.

- Необходимость разработки и использования учетной политики предприятия и всех видов планирования (стратегического, текущего).

- Использование всех возможных законных путей минимизации налоговых обязательств.

- Каждое предприятие обязано осуществлять налоговое планирование для достижения наибольшего его финансового процветания. Профессионально выполненное налоговое планирование – важный шаг к процветанию предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вариант № 2.

Задача 1.

В сентябре 2007 года ЗАО «А» отгрузило ЗАО «В»  партию товаров на 236000 руб. (в том  числе НДС-36 000 руб.) Срок оплаты по договору -1 октября 2010 года.

Информация о работе Направления совершенствования налогового планирования