В зависимости
от степени использования в деятельности
организаций норм налогового законодательства различают
следующие виды налогового планирования:
1. Классическое
налоговое планирование подразумевает
соответствие действий налогоплательщика
нормам законодательства, налоговые
платежи вносятся в установленном
порядке. Суть заключается в
планировании правильной
и своевременной уплаты налогов. Классическое
налоговое планирование предусматривает
организацию правильного учета и отчетности,
планирование экономической деятельности
в рамках, определенных законом.
2. Оптимизационное
налоговое планирование предусматривает
способы, при которых экономический эффект
в виде уменьшения налоговых платежей
достигается путем квалификационной организации
дел по исчислению и уплате налогов, что
исключает или снижает необоснованную
переплату налогов. При реализации оптимизационного
налогового планирования действия налогоплательщика
соответствуют закону, он планирует и
организует свою экономическую деятельность
так, чтобы платить меньше налогов. В рамках
оптимизационного налогового планирования
используются все достоинства и все несовершенство
действующего законодательства, в том
числе его сложность и противоречивость.
При этом налогоплательщик реализует
налоговые схемы, позволяющие применять
такие формы экономических действий, налогообложение
которых минимально. Данный способ носит
нерегулярный и более рискованный характер
в отличие от первых двух, поскольку прогнозировать
направление судебной практики по тому
или иному вопросу невозможно.
3. Противозаконное,
то есть уклонение от уплаты
налогов включает использование способов, при
которых экономический эффект в виде снижения
размера налоговых платежей достигается
с применением противозаконных действий
в целях уменьшения налоговых платежей.
Уклонение от уплаты налогов представляет
собой форму уменьшения налоговых и других
платежей, при которых налогоплательщик
умышленно или неосторожно уменьшает
размер своих налоговых обязательств
с нарушением действующего законодательства.
Противозаконное налоговое планирование
– это действия, влекущие за собой ответственность,
предусмотренную законодательством, с
применением мер уголовно-правовой ответственности.
Анализируя
существующие определения можно
сказать, что под налоговым планированием
понимается оптимизация налогообложения
с использованием предоставляемых
льгот и приемов сокращения налоговых
обязательств.
Необходимо
отметить, что различные авторы при
классифицировании налогового планирования,
апеллируя примерно одними и теми
же понятиями, по-разному их трактуют,
подразумевая под ними один смысл. Более
того, анализ экономической литературы
показал, что виды, формы и методы в целом
определяются одним образом, а в исследованиях
по налоговому планированию, являющемуся
частью финансового менеджмента, этим
же понятием придается другое содержание.
1.2 Элементы
налогового планирования
Возможные пути
достижения поставленных целей реализуются
не только за счет полного знания и
использования позитивных и негативных
сторон законодательства, но и за счет
последовательного и грамотного
применения всех составляющих минимизации
и оптимизации налогообложения. К этим
элементам относятся следующие:
- Состояние бухгалтерского и налогового учета, а также взаимодействие между ними должно строго соответствовать нормативно правовым актам; необходимо верное толкование законодательства о налогах и сборах и реагирование на постоянные изменения в нем. Разумеется, данные бухгалтерского учета и отчетности должны позволять получать необходимую информацию для налоговых целей.
- Учетная политика – выбранная предприятием совокупность способов ведения бухгалтерского и налогового учета; документ, который утверждается налогоплательщиком, поскольку законодательство в ряде случаев предоставляет ему возможность выбрать те или иные методы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, способы погашения стоимости активов, методы определения выручки и др.
- Налоговые льготы и организация сделок. Далеко не все хозяйствующие субъекты правильно и в полном объеме применяют льготы устанавливаемые законодательством по большинству налогов. Кроме того, необходим анализ возможных форм сделок (договоров) с учетом их налоговых последствий.
- Налоговый контроль. Составление налогового бюджета является основой для осуществления контрольных действий со стороны руководителя предприятия и финансового менеджера. Снижению ошибок способствует применение принципов и процедур технологии внутреннего контроля налоговых расчетов. Кроме того, организация контроля предусматривает в первую очередь недопущение просрочки уплаты налогов. Однако следует не упускать любые возможности отсрочить уплату, если это допускает законодательство о налогах и сборах.
5. Налоговый календарь необходим
для проверки правильности исчисления
и соблюдения сроков уплаты всех налоговых
платежей, а также представления отчетности.
Всегда надо помнить о высоких рисках,
связанных с несвоевременной уплатой
налоговых платежей, ибо в случае нарушения
налоговых обязательств перед государством
наступает жесткая ответственность в
соответствии с Налоговым кодексом, административным,
таможенным и уголовным законодательством.
6. Стратегия оптимального управления
и план реализации этой стратегии. Наиболее
эффективным способом увеличения прибыли
является построение такой системы управления
и принятия решений, чтобы оптимальной
оказалась вся структура бизнеса. Именно
подобный подход обеспечивает более высокое
и устойчивое сокращение налоговых потерь
на долгосрочную перспективу. На основе
стратегии разрабатываются налоговые
модули среднесрочных и текущих планов.
7. Льготные режимы налогообложения.
Имеются в виду способы снижения налогов
за счет создания оффшорных компаний за
рубежом и низконалоговых компаний на
территории России. При этом соответствующие
построения должны логично и естественно
вписываться в общую схему бизнеса, служить
обоснованием законного снижения налогового
бремени. В противном случае контролирующие
органы всегда найдут доводы, чтобы оспорить
неубедительную схему целиком либо доставить
неприятности налогоплательщику постоянными
проверками.
8. Имитационные финансовые модели.
Они позволяют менеджеру управлять значениями
одной или нескольких переменных, рассчитывать
совокупную налоговую нагрузку и прибыль.
Такие модели, больше известные как модели
«что если», имитируют экономический эффект
от различных предположений (например
действие факторов внешней среды, изменение
организационной структуры бизнеса, проведение
альтернативной налоговой политики).
9. Отчетно-аналитическая деятельность
налогового менеджмента. Любая компания
должна располагать информацией за несколько
лет о том, какие приемы и способы налоговой
оптимизации дали положительные результаты,
по каким причинам они не достигнуты, какие
факторы повлияли на конечный финансовый
результат и т. п. Тем самым создается основа
для факторного анализа деятельности
компании, успешной разработке бизнес-плана
и налогового бюджета.
1.3 Этапы налогового
планирования
В
экономической литературе сложилось
относительное единодушие по поводу
этапов (или стадий) налогового планирования.
Этапы налогового планирования рассмотрены
в работах многих авторов: Козенковой
Т.А., Евстигнеевым Е.Н., Ройбу А.В., Кожинова
В.Я., Медведева А.Н., Пепеляева С.Г., Попоновой
Н.А., Кокорева И., Русаковой Н.Г. и Кашина
В.А. Различия в подходах к определению
этапов различных авторов представлено
в виде таблиц.
Процесс
налогового планирования состоит из
нескольких взаимосвязанных
между собой этапов, которые, как считает
российский экономист Евстигнеев Е.Н.,
не следует рассматривать как четкую и
однозначную последовательность действий,
обязательно гарантирующих снижение налоговых
обязательств. Это связано с тем, что в
налоговом планировании сочетаются элементы
и науки, и искусства финансового аналитика 6.
До
регистрации и начала функционирования
организации необходим ответ
на общие вопросы стратегического
характера. Объединение их в группы
дает представление об этапах налогового
планирования.
На
первом этапе происходит появление
идеи об организации бизнеса, формулирование
цели и задач, а также решение
вопроса о возможном использовании
налоговых льгот, предоставляемых
законодателем.
Второй
этап характеризуется выбором наиболее выгодного
с налоговой точки зрения места расположения
производств и конторских помещений предприятия,
а также его филиалов, дочерних компаний
и руководящих органов.
Третий
этап налогового планирования в организации
подразумевает выбор организационно-правовой формы
юридического лица и определение ее соотношения
с возникающим при этом налоговым режимом.
Следующие
этапы относятся к текущему налоговому
планированию, которое должно органически
входить во всю систему управления
хозяйствующего субъекта.
Четвертый
этап предусматривает формирование
так называемого налогового поля
предприятия, с целью анализа
налоговых льгот. Налоговое поле
может быть представлено в виде перечня
и характеристик налогов, взимаемых
с юридического лица, с указанием
основных параметров налога.
В частности, к таким параметрам налога
относятся: источник платежа, бухгалтерская
проводка, налогооблагаемая база, ставка,
сроки уплаты, пропорции перечисления
в бюджеты разных уровней, реквизиты организаций,
куда делаются перечисления, льготы или
особые условия исчисления налога7. На основе проведенного
анализа формируется план использования
льгот по выбранным налогам.
Пятый
этап представляет собой разработку
(с учетом уже сформированного
налогового поля) системы договорных
отношений предприятия. Для этого
с учетом налоговых последствий осуществляется
планирование возможных форм сделок: аренда,
подряд, купля-продажа, возмездное оказание
услуг и прочее. В итоге образуется договорное
поле хозяйствующего субъекта.
Шестой
этап начинается с составления журнала
типовых хозяйственных операций, который
служит основой ведения финансового и
налогового учета. Затем выполняется анализ
различных налоговых ситуаций, сопоставление
полученных финансовых показателей с
возможными потерями, обусловленными
штрафными и иными санкциями.
Седьмой
этап непосредственно связан с организацией
надежного налогового учета и
контроля за правильностью исчисления
и уплаты налогов. Основным способом
уменьшения риска ошибок может быть
использование технологии внутреннего
контроля налоговых расчетов.
Анализируя
данный подход необходимо отметить его
особенность, а именно – деление
этапов налогового планирования на две
группы: этапов до регистрации и
начала функционирования организации
и этапов текущего планирования. Данный
аспект можно рассматривать
как с положительной стороны, так как существует
четкое деление мероприятий налогового
планирования, так и с отрицательной стороны,
так как, на наш взгляд, такое деление ограничивает
возможность принятия решений стратегического
характера в процессе деятельности организации.
Минусом данного подхода можно считать
то, что автор не выделяет как этап оценку
эффективности налогового планирования,
так как любая деятельность должна быть
направлена на достижение определенных
результатов. Так же на наш взгляд, не совсем
корректным является утверждение данного
автора, что налоговый режим возникает
при выборе организационно-правовой формы
юридического лица.
Т.А.
Козенкова выделяет этапы налогового
планирования для целей определения
налогового поля: стратегическое, оперативное
и оценка эффективности налогового планирования.
В рамках каждого этапа данный автор выделяет
отдельные направления.
Похожую
точку зрения высказывает экономист
Ройбу А.В.
Сущность
стратегического налогового планирования
заключается в том, что при
решении важнейших условий своего функционирования
организация проводит анализ налоговых
последствий при выборе того или иного
варианта и определяет оптимальный, наиболее
соответствующий реализации поставленных
стратегических целей. На этом этапе происходит
формирование основных элементов учетной
политики организации, определяющих принципы
ведения налогового учета на ряд лет и
оказывающих прямое влияние и на величину
наиболее существенных налоговых платежей
как таковых, и на поток денежных средств
в целом.
Оперативное
налоговое планирование можно определить
как совокупность плановых действий,
осуществляемых в процессе текущей
деятельности организации и направленных
на регулирование уровня ее налоговой
нагрузки. Оперативное налоговое
планирование имеет среднесрочный
и краткосрочный характер и базируется
на условиях хозяйствования и налогообложения
хозяйствующего субъекта, определенных
на уровне стратегического налогового
планирования.
Оперативное
налоговое планирование осуществляется
по двум основным направлениям.