Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 14:58, курсовая работа
Цель работы – исследовать теоретические и организационные основы налогового планирования в организации, которое является одним из важнейших элементов системы управления предприятием в условиях действующей системы налогообложения.
Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие задачи исследования:
- определить понятие, сущность и элементы налогового планирования;
- рассмотрение дискуссионных вопросов относительно этапов налогового планирования;
- изучение организационных основ налогового планирования;
- выявить проблемы в области налогового планирования и предложить пути совершенствования.
Введение……………………………………………………………………………….3
1 Теоретические основы налогового планирования в организациях……….……5
1.1 Понятие налогового планирования, его принципы и классификация …….…5
1.2 Элементы налогового планирования…………………………………………..11
1.3 Этапы налогового планирования………………………………………………13
2 Оптимизация налогообложения…………………………………………………18
2.1 Взаимодействие налогового и бухгалтерского учета……………………...….18
2.2 Разработка схем минимизации налогов…………………….………………….20
3. Направления совершенствования налогового планирования……………….…22
Заключение…………………………………………………………………………..29
Практическое задание………………………………………………………………32
Список использованной литературы………………………………………
Необходимость корпоративного налогового планирования в решающей степени зависит от тяжести налогового гнета. Если налоги составляют более половины всех расходов хозяйствующего субъекта, то налоговое планирование принимает глобальный характер и становится важнейшим элементом всей управленческой работы на предприятии. В этом случае надзор за налоговыми вопросами должен осуществляться на уровне высшего руководства. В средних и больших фирмах обязательно наличие группы или отдела налогового планирования. Каждый проект не должен внедряться без предварительной экспертизы специалистов, работающих в области финансового, налогового менеджмента. А для новых масштабных программ обязательно привлечение квалифицированных внешних консультантов по налоговому планированию.
С практической точки зрения управление налогами включает в себя несколько направлений (Приложение 2)
Не останавливаясь на многих очевидных подходах к управлению налогами на предприятии, приведенных на этой схеме, следует сделать акцент на некоторых основных положениях.
Финансовый менеджер изначально должен понять достаточно сложный характер взаимодействия бухгалтерского учета и налогообложения. Поскольку система бухгалтерского учета не удовлетворяет в полной мере фискальным целям, в отечественной практике существуют три подхода к информационному обеспечению государственной налоговой инспекции об объектах налогообложения.
Самый первый из них предусматривает,
что различные налоговые
Второй подход предполагает
формирование показателей налогового
учета путем корректировки
Третий подход предполагает расчет налоговой базы по правилам налогового учета, отличным от правил и процедур бухгалтерского учета. Речь уже идет об абсолютном налоговом учете. Именно этот способ законодательно введен с 1 января 2002 г. для расчета обязательств по налогу на прибыль. Принципиально новым является официальное признание налогового учета, который охватывает: первичные документы, аналитические регистры, расчет налоговой базы.
Налоговый учет — система обобщения информации для определения налоговой базы на основе данных первичных документов; его назначение — обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль. Данные налогового учета должны отражать: порядок формирования суммы доходов и расходов; порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде; сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах; порядок формирования сумм создаваемых резервов; сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу на прибыль.
Таким образом,
в настоящее время показатели,
связанные с исчислением
Учетная политика — один из главных инструментов налогового планирования. Законодательство дает налогоплательщику возможность самостоятельно выбрать способ учета той или иной операции. На правильности оценки и применения альтернативных элементов учета и налогообложения и основана разработка схем минимизации налогов.
Основными разделами документа «Учетная политика» являются:
1) порядок организации бухгалтерского учета;
2) методы оценки активов и обязательств;
3) порядок контроля за хозяйственными операциями;
4) порядок документооборота
и технология обработки
5) порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации:
6) рабочий план счетов бухгалтерского учета;
7) формы первичных учетных документов;
8) порядок формирования
налоговой базы и налогового
учета для целей
Эффективность разработки схем минимизации налогов непосредственно зависит от применения тех или иных элементов учетной политики, базирующейся на ряде законодательных актов. В свою очередь, понятие «учетная политика» установлено как законодательством о бухгалтерском учете, так и в области налогообложения. Поэтому разработка учетной политики предусматривает тщательное изучение нормативных документов, которыми для бухгалтерского учета являются Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), а для целей налогообложения главный ориентир — Налоговый кодекс РФ.
С точки зрения налогового менеджмента наибольший интерес представляют следующие элементы учетной политики в целях налогообложения:
- оценка запасов
и расчет фактической
- начисление амортизации по основным средствам (по установленным нормам, ускоренная амортизация);
- создание резервов
предстоящих расходов и
- определение
выручки от реализации
Выбирая позицию, предприятие должно обосновать сделанный выбор расчетами налогов, величина которых зависит от выбора альтернативного способа учета. Возможности получения налоговых экономий достигаются, в частности, за счет: применения ускоренной амортизации; сокращения срока полезного использования нематериальных активов; оценки товарно-материальных ценностей способом ЛИФО в условиях инфляции; определения выручки по мере оплаты расчетных документов, что приводит к отсрочке уплаты налога на прибыль по остатку дебиторской задолженности за отгруженные товары.
Следует отметить
преимущества в части уменьшения
налогообложения при создании резервов.
В случае образовании резерва
организация имеет двоякую
1) уменьшать
налоговую базу с начала
2) снизить нагрузку
в части налога на прибыль
в течение всего налогового
периода. Для этого возможно
создание резерва под
3. Направления совершенствования налогового планирования
Налоговое планирование в организации является составной частью финансового планирования - управления финансами. Налоговое планирование также можно рассматривать как легальный способ снижения налоговой базы и минимизации налоговых платежей, а, следовательно, и снижения налоговой нагрузки организации. Оно осуществляется на основе использования льгот, зафиксированных в Налоговом кодексе РФ, а также способов и приемов бухгалтерского учета, закрепленных в законодательных и нормативных актах, в стандартах бухгалтерского учета (ПБУ).
Налоговое планирование - составная часть стратегии в процессе управления организацией, обеспечивающего ее оптимальное финансовое состояние.
На практике можно избрать разные модели поведения: осуществлять налоговое планирование либо пытаться уклоняться от уплаты налогов.
Элементами налогового планирования являются: учетная политика организации по бухгалтерскому и налоговому учету; налоги; ставки налогов; льготы по налогам и сборам; календарь бухгалтера; документация и документооборот; инвентаризация; аудит; отчетность.
Налоговое планирование связано с учетом системы факторов и условий функционирования организации и существующего налогового законодательства.
При создании
организации важно правильно
выбрать вид деятельности
Оптимизация налогового бремени должна строиться на выборе критерия оптимизации и системы ограничений. Критерием оптимизации налогового бремени может быть максимизация чистой прибыли организации при заданной системе ограничений.
В качестве
ограничений могут служить
Решать данную
задачу необходимо с
Этапы налогового
планирования, связанные с оптимизацией
налогового бремени, могут
- определение
юридического статуса
- определение целей и сфер деятельности;
- разработка
программы анализа системы
- формирование информационной базы;
- тестирование
состояния системы
- составление бизнес-плана деятельности (бывает, что сметная система, действующая на предприятии и предлагаемая контролирующим органом, не способна отразить гибкость использования средств, как собственных, так и целевого финансирования);
- выбор стратегии
оптимизации налогового
- оптимизация
учетной политики (оптимизация способов
ведения бухгалтерского и
- установление системы факторов и условий для конкретных временных периодов, определяющих налоговые последствия принимаемых управленческих решений в краткосрочной и долгосрочной перспективе;
Информация о работе Направления совершенствования налогового планирования