Направления совершенствования налогового планирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 14:58, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – исследовать теоретические и организационные основы налогового планирования в организации, которое является одним из важнейших элементов системы управления предприятием в условиях действующей системы налогообложения.
Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие задачи исследования:
- определить понятие, сущность и элементы налогового планирования;
- рассмотрение дискуссионных вопросов относительно этапов налогового планирования;
- изучение организационных основ налогового планирования;
- выявить проблемы в области налогового планирования и предложить пути совершенствования.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….3
1 Теоретические основы налогового планирования в организациях……….……5
1.1 Понятие налогового планирования, его принципы и классификация …….…5
1.2 Элементы налогового планирования…………………………………………..11
1.3 Этапы налогового планирования………………………………………………13
2 Оптимизация налогообложения…………………………………………………18
2.1 Взаимодействие налогового и бухгалтерского учета……………………...….18
2.2 Разработка схем минимизации налогов…………………….………………….20
3. Направления совершенствования налогового планирования……………….…22
Заключение…………………………………………………………………………..29
Практическое задание………………………………………………………………32
Список использованной литературы………………………………………

Работа содержит 1 файл

курсовик налоговое планирование.doc

— 196.00 Кб (Скачать)

Первое  направление – расчет, анализ, управление налогооблагаемыми базами по группам  налогов, объединенных по тем или  иным признакам и составление  на этой основе планов налоговых платежей.

Второе  направление оперативного налогового планирования – составление многовариантных налоговых моделей при рассмотрении и принятии тех или иных управленческих решений и определение критериев выбора оптимального варианта. Это очень важный аспект планирования, зачастую недооцениваемый руководителями организаций.

Оперативное налоговое планирование включает также  оценку последствий направления  инвестиций организации, размещения его  прибыли и активов и определения  наиболее рациональных путей уплаты налогов. На данном этапе необходимо учитывать два аспекта: во-первых, виды и размеры предоставляемых льгот по тем или иным направлениям инвестиций и, во-вторых, различные варианты налогообложения при получении доходов от вложений.

Завершающий этап налогового планирования – оценка его эффективности. Любое планирование бессмысленно без сравнения полученных результатов с запланированными.

Элементами  данного этапа являются:

- сравнение фактических данных  с плановыми показателями, определение  величин отклонений, выявление и  анализ их причин, установление  максимально допустимых размеров отклонений (определение точности налогового планирования);

- разработка системы показателей,  позволяющих определить эффективность  применяемых методов налогового  планирования, а также степень  воздействия на результативные  финансовые характеристики организации (определение эффективности налогового планирования);

- корректировка действующей системы  налогового планирования, принятие  решений об отказе то нерезультативных  методов и о разработке новых.

Сравнение плановых и фактических показателей  величин налоговых платежей производится при подведении итогов выполнения тех  или иных планов8.

Авторы  Т.А. Козенкова и А.В. Ройбу дают схожее с Е.Н. Евстигнеевым представление  об этапах налогового планирования. Однако необходимо заметить, что данные авторы делят этапы налогового планирования на стратегическое и оперативное налоговое планирование, а также как этап, выделяют оценку эффективности налогового планировании.

2 Оптимизация налогообложения

2.1 Взаимодействие налогового и бухгалтерского учета

Необходимость корпоративного налогового планирования в решающей степени зависит от тяжести налогового гнета. Если налоги составляют более половины всех расходов хозяйствующего субъекта, то налоговое  планирование принимает глобальный характер и становится важнейшим элементом всей управленческой работы на предприятии. В этом случае надзор за налоговыми вопросами должен осуществляться на уровне высшего руководства. В средних и больших фирмах обязательно наличие группы или отдела налогового планирования. Каждый проект не должен внедряться без предварительной экспертизы специалистов, работающих в области финансового, налогового менеджмента. А для новых масштабных программ обязательно привлечение квалифицированных внешних консультантов по налоговому планированию.

С практической точки зрения управление налогами включает в себя несколько направлений (Приложение 2)

Не останавливаясь на многих очевидных подходах к управлению налогами на предприятии, приведенных  на этой схеме, следует сделать акцент на некоторых основных положениях.

Финансовый менеджер изначально должен понять достаточно сложный характер взаимодействия бухгалтерского учета  и налогообложения. Поскольку система  бухгалтерского учета не удовлетворяет  в полной мере фискальным целям, в отечественной практике существуют три подхода к информационному обеспечению государственной налоговой инспекции об объектах налогообложения.

Самый первый из них предусматривает, что различные налоговые показатели формируются и исчисляются лишь посредством данных бухгалтерского учета (здесь речь идет о так называемом бухгалтерском налоговом учете).

Второй подход предполагает формирование показателей налогового учета путем корректировки бухгалтерских  данных. В этом случае различные  налоговые показатели формируются и исчисляются посредством данных бухгалтерского учета, но с использованием определенных методов для целей налогообложения. Этим объясняется употребление в российском законодательстве словосочетания «для целей налогообложения».

Третий подход предполагает расчет налоговой базы по правилам налогового учета, отличным от правил и процедур бухгалтерского учета. Речь уже идет об абсолютном налоговом учете. Именно этот способ законодательно введен с 1 января 2002 г. для расчета обязательств по налогу на прибыль. Принципиально новым является официальное признание налогового учета, который охватывает: первичные документы, аналитические регистры, расчет налоговой базы.

Налоговый учет — система обобщения информации для определения налоговой базы на основе данных первичных документов; его назначение — обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль. Данные налогового учета должны отражать: порядок формирования суммы доходов и расходов; порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде; сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах; порядок формирования сумм создаваемых резервов; сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу на прибыль.

Таким образом, в настоящее время показатели, связанные с исчислением облагаемой базы по налогу на прибыль организаций, формируются по особым правилам, без  участия ряда показателей системного бухгалтерского учета. Поэтому налоговый учет по сравнению с бухгалтерским учетом можно считать внесистемным. Он организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому (ст. 313-333 НК РФ)9.

2.2 Разработка схем минимизации налогов

Учетная политика — один из главных инструментов налогового планирования. Законодательство дает налогоплательщику возможность самостоятельно выбрать способ учета той или иной операции. На правильности оценки и применения альтернативных элементов учета и налогообложения и основана разработка схем минимизации налогов.

Основными разделами  документа «Учетная политика» являются:

1) порядок организации  бухгалтерского учета;

2) методы оценки  активов и обязательств;

3) порядок контроля  за хозяйственными операциями;

4) порядок документооборота  и технология обработки учетной  информации;

5) порядок проведения  инвентаризации активов и обязательств организации:

6) рабочий план  счетов бухгалтерского учета;

7) формы первичных  учетных документов;

8) порядок формирования  налоговой базы и налогового  учета для целей налогообложения.

Эффективность разработки схем минимизации налогов  непосредственно зависит от применения тех или иных элементов учетной политики, базирующейся на ряде законодательных актов. В свою очередь, понятие «учетная политика» установлено как законодательством о бухгалтерском учете, так и в области налогообложения. Поэтому разработка учетной политики предусматривает тщательное изучение нормативных документов, которыми для бухгалтерского учета являются Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), а для целей налогообложения главный ориентир — Налоговый кодекс РФ.

С точки зрения налогового менеджмента наибольший интерес представляют следующие элементы учетной политики в целях налогообложения:

- оценка запасов  и расчет фактической себестоимости  материальных ресурсов в производстве (по полной себестоимости, ФИФО, ЛИФО):

- начисление амортизации по основным средствам (по установленным нормам, ускоренная амортизация);

- создание резервов  предстоящих расходов и платежей;

- определение  выручки от реализации продукции  (метод начисления или кассовый) и др.

Выбирая позицию, предприятие должно обосновать сделанный выбор расчетами налогов, величина которых зависит от выбора альтернативного способа учета. Возможности получения налоговых экономий достигаются, в частности, за счет: применения ускоренной амортизации; сокращения срока полезного использования нематериальных активов; оценки товарно-материальных ценностей способом ЛИФО в условиях инфляции; определения выручки по мере оплаты расчетных документов, что приводит к отсрочке уплаты налога на прибыль по остатку дебиторской задолженности за отгруженные товары.

Следует отметить преимущества в части уменьшения налогообложения при создании резервов. В случае образовании резерва  организация имеет двоякую возможность:

1) уменьшать  налоговую базу с начала налогового  периода. Тем самым не возникает  излишней переплаты в бюджет сумм налога на прибыль.

2) снизить нагрузку  в части налога на прибыль  в течение всего налогового  периода. Для этого возможно  создание резерва под предстоящий  ремонт особо сложных и дорогостоящих  видов основных средств, а также  резерва по сомнительным долгам. Создание последнего резерва приводит и к отсрочке уплаты налога на прибыль.

 

3. Направления совершенствования налогового планирования

Налоговое планирование в организации является составной  частью финансового планирования - управления финансами. Налоговое планирование также можно рассматривать как легальный способ снижения налоговой базы и минимизации налоговых платежей, а, следовательно, и снижения налоговой нагрузки организации. Оно осуществляется на основе использования льгот, зафиксированных в Налоговом кодексе РФ, а также способов и приемов бухгалтерского учета, закрепленных в законодательных и нормативных актах, в стандартах бухгалтерского учета (ПБУ).

Налоговое планирование - составная часть стратегии в  процессе управления организацией, обеспечивающего ее оптимальное финансовое состояние.

На практике можно избрать разные модели поведения: осуществлять налоговое планирование либо пытаться уклоняться от уплаты налогов.

Элементами  налогового планирования являются: учетная  политика организации по бухгалтерскому и налоговому учету; налоги; ставки налогов; льготы по налогам и сборам; календарь бухгалтера; документация и документооборот; инвентаризация; аудит; отчетность.

Налоговое планирование связано с учетом системы факторов и условий функционирования организации и существующего налогового законодательства.

 При создании  организации важно правильно  выбрать вид деятельности организации,  уровень концентрации производства, место ее расположения и т.д.

 Оптимизация  налогового бремени должна строиться на выборе критерия оптимизации и системы ограничений. Критерием оптимизации налогового бремени может быть максимизация чистой прибыли организации при заданной системе ограничений.

 В качестве  ограничений могут служить производственная  программа, объем продаж и т.д.

 Решать данную  задачу необходимо с использованием  экономико-математических методов,  методов статистики, математического  программирования.

 Этапы налогового  планирования, связанные с оптимизацией  налогового бремени, могут быть  следующими:

- определение  юридического статуса организации,  ее организационно-правовой формы;

- определение  целей и сфер деятельности;

- разработка  программы анализа системы налогообложения  (например, проведение оценки с  применением современных методик  и технологий экспресс-анализа);

- формирование  информационной базы;

- тестирование  состояния системы налогообложения  (например, для начала проведение  сверки расчетов с бюджетами  всех уровней);

- составление  бизнес-плана деятельности (бывает, что сметная система, действующая на предприятии и предлагаемая контролирующим органом, не способна отразить гибкость использования средств, как собственных, так и целевого финансирования);

- выбор стратегии  оптимизации налогового бремени  - к этому этапу переходят лишь  после осуществления подготовительной работы и оздоровления финансового положения в организации в целом;

- оптимизация  учетной политики (оптимизация способов  ведения бухгалтерского и налогового  учета);

- установление  системы факторов и условий  для конкретных временных периодов, определяющих налоговые последствия принимаемых управленческих решений в краткосрочной и долгосрочной перспективе;

Информация о работе Направления совершенствования налогового планирования