Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 16:38, курсовая работа
Целью данной работы является изучение налогового контроля и способов его осуществления в Российской Федерации.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
определение места налогового контроля в системе финансового контроля;
определить форму, метод, объект, предмет налогового контроля;
рассмотреть виды налогового контроля по различным основаниям;
выявить сущность, определить этапы камеральной налоговой проверки;
рассмотреть возможность проведения повторной камеральной налоговой проверки;
уяснить систему планирования выездной налоговой проверки;
рассмотреть возможности ограничения налоговых органов при проведении выездной налоговой проверки;
уяснить оформление результатов выездной налоговой проверки;
рассмотреть возникающие налоговые споры.
Введение.................................................................................................3
Глава 1. Роль и мето налогового контроля в системе органов финансового контроля……………………………........................................8
1.1 Налоговый контроль в системе органов финансового контроля…………...........................................................................................8
1.2 Органы налогового контроля…..................................................14
1.3 Объекты налогового контроля и виды налоговых проверок..........................................................................................................18
Глава 2. Организация налогового контроля……..............................21
2.1 Порядок проведения камеральной налоговой проверки……..............................................................................................21
2.2 Порядок проведения выездной налоговой проверки.....................................................................................................27
2.3 Порядок решения налоговых споров...................................34
Заключение.................................... 41
Список литературы..................................................................44
В рамках ВНП может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.
Налоговый орган не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один тот же период. Налоговые органы вправе повторно проверить один и тот же налог за один и тот же период в следующих случаях:
- в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика;
- проведение проверки вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку.
Налоговые органы не вправе проводить в отношении плательщика более двух ВНП в течение календарного года (за некоторым исключением по распоряжению руководителя ФНС России).
По общему правилу проверка не может продолжаться более двух месяцев. Срок может быть продлен до четырех, а в исключительных случаях – до шести месяцев. Срок проведения проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке. При этом руководитель (его заместитель) вправе приостановить проведение проверки для: истребования документов у контрагента или у иных лиц, располагающих документами; получения информации от иностранных государственных органов; проведения экспертиз; перевода на русский язык документов, представленных плательщиком на иностранном языке.
По прибытии в организацию проверяющая группа в лице своего руководителя представляет руководству организации свои полномочия по вопросам проведения ВНП. В свою очередь, руководство организации имеет право ознакомиться и сделать ее копию, а также ознакомиться со служебными удостоверениями.
Налогоплательщик обязан выполнить законные требования должностных лиц по их допуску в помещения и на территории, в которых должна проводиться проверка, представить необходимые для проверки документы. В случае воспрепятствования доступу проверяющей группы, руководителем группы составляется акт, на основании которого налоговый орган вправе самостоятельно определить суммы налогов, подлежащих уплате, на основании оценки имеющихся у него данных о налогоплательщиках или по аналогии.
К мероприятиям выездной проверки относится:
1. осмотр помещений, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения;
2. истребование документов;
3. выемка документов и предметов;
4. проверка денежного оборота и денежных документов;
5. инвентаризация имущества налогоплательщика;
6. привлечение экспертов и специалистов; участие переводчика, понятых и свидетелей.
Процедура совершения указанных мероприятий в ходе налоговых проверок регламентирована в ст. 90-99 НК РФ.
Осмотр (обследование) помещений. Осмотр территорий, помещений, проверка документов и предметов налогоплательщика представляет собой комплекс процессуальных действий, имеющих целью выявление обстоятельств, значимых для полноты проводимой проверки. Для проведения осмотра не требуется каких-либо специально оформленных разрешений. [8, c. 87]
Осмотр проводится в присутствии понятых, также вправе участвовать налогоплательщик или его представитель. О производстве осмотра составляется протокол, в котором фиксируются данные, полученные в результате непосредственного зрительного изучения объектов осмотра. В необходимых случаях при осмотре производится фото- и киносъемка, видеозапись, снимаются копии с документов или другие действия, о чем делается соответствующая запись в протоколе. Протокол подписывается проверяющими, понятыми, другими присутствующими и участвующими при осмотре.
Истребование документов. Должностное лицо, проводящее выездную проверку, вправе истребовать у контрагента или иных лиц, располагающих документами, касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика, эти документы. В этом случае проведение выездной проверки может быть приостановлено (п.9 ст.89 НК РФ).[1]
Отказ лица от представления запрашиваемых документов или непредставление их в указанный срок признаются налоговыми правонарушениями и влекут ответственность в соответствии с НК РФ.
Выемка документов и предметов производится в следующих случаях:
- отказ лица, получившего требование налогового органа, представить запрошенные документы;
- воспрепятствование доступу должностных лиц налогового органа в помещение или на территории, где находятся документы или предметы, необходимые для проведения проверки;
- существование обоснованных опасений, что подлинники документов могут быть уничтожены, сокрыты или подделаны.
Основанием для выемки документов и предметов является мотивированное постановление должностного лица, осуществляющего выездную проверку.
Проверка денежного оборота и денежных документов включает в себя: проверку операций по расчетному счету, кассовых операций, бухгалтерских документов.
Инвентаризация имущества налогоплательщика проводится с целью проверки достоверности данных, содержащихся в документах налогоплательщика. Инвентаризацию целесообразно проводить в случаях, когда результаты проверок дали основания предполагать о наличии товарно-материальных ценностей, основных средств или иного имущества, не отраженных в бухгалтерском учете налогоплательщика, или отсутствие указанного имущества и ценностей при наличии соответствующих данных в документах бухгалтерского учета, а также в других необходимых случаях.
Экспертиза назначается в случаях, когда для разъяснения возникающих в процессе проверки вопросов требуются специальные познания в науке, искусстве, технике и т.д. (ст.95 НК РФ). Привлечение эксперта производится на договорной основе, т.е. за плату.
Для проведения конкретных действий по осуществлению налогового контроля может быть привлечен специалист, обладающий специальными знаниями и навыками и не заинтересованный в исходе дела (ст. 96 НК РФ). На договорной основе также может быть привлечен переводчик (ст. 97 НК РФ), могут приглашаться понятые (ст. 98 НК РФ) в количестве не менее двух человек. Не допускается участие в качестве понятых должностных лиц налоговых органов. В качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля (ст. 90 НК РФ).
По окончании выездной проверки руководитель проверяющей группы составляет справку о проведенной проверке, в которой фиксируется предмет проверки и сроки ее проведения. В течение двух месяцев со дня составления справки составляется акт проверки. Об отказе представителей организации подписать акт делается соответствующая запись в акте.
В акте указываются документально подтвержденные факты налоговых правонарушений или отсутствие таковых, а также выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи НК РФ. Акт состоит из вводной, описательной и итоговой частей.
В случае несогласия с фактами, выводами и предложениями, отраженными в акте, налогоплательщик вправе в течение 15 дней со дня получения акта представить в налоговый орган письменное объяснение мотивов отказа подписать акт или возражения по акту в целом или его отдельным положениям.
Акт выездной проверки и другие материалы проверки, в ходе которой выявлены нарушения, должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней после истечения 15 дней с момента получения акта налогоплательщиком. В случае неявки налогоплательщика материалы рассматриваются в его отсутствие.
В ходе рассмотрения материалов проверки руководитель налогового органа устанавливает:
1. Совершал ли налогоплательщик нарушение законодательства о налогах и сборах;
2. Образуют ли выявленные нарушения состав налогового правонарушения;
3. Имеются ли основания для привлечения лица к ответственности;
4. Обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, либо смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения.
По результатам рассмотрения материалов ВНП руководитель налогового органа выносит решение:
О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В течение 10 дней с даты вступления в силу решения налоговый орган должен направить налогоплательщику требование об уплате налога (недоимки), а также пеней и штрафа. Требование об уплате налога, пеней и штрафа должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты получения указанного требования, если иной, более продолжительный период не указан в требовании.
По выявленным нарушениям, за которые налогоплательщик подлежит привлечению к административной ответственности, должностное лицо налогового органа, проводившее проверку, составляет протокол об административном правонарушении, исполнение которого производится в соответствии с законодательством об административных правонарушениях.
2.3 Порядок решения налоговых споров
На сегодняшний день налоговые споры довольно распространены в взаимодействии с налоговыми службами. Налоговый кодекс четко регламентирует порядок и размер налоговых платежей, штрафов и т.д. Но, зачастую налоговый кодекс нарушается самими налоговыми службами или из-за непредставления тех или иных документов назначаются штрафные санкции не в соответствии с действительностью и налоговым кодексом.
Преимуществами административного порядка установленного законодательством являются его простота, оперативность рассмотрения, отсутствие уплаты пошлины, возможность определить позицию вышестоящего налогового органа, что при отрицательном результате позволит лицу, подавшему жалобу (налогоплательщику, налоговому агенту и иному лицу), основательно подготовиться к судебному рассмотрению.
В соответствии со ст.137 НК РФ каждый налогоплательщик или налоговый агент имеют право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению налогоплательщика или налогового агента, такие акты, действия или бездействие нарушают их права.
Данной статьей право на обжалование предоставлено только налогоплательщикам и налоговым агентам. Вместе с тем возникает вопрос о праве других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, на обжалование актов, действий (бездействия) налоговых органов.
Рассматривая вопрос о лицах, имеющих право обжаловать акты налоговых органов, действия (бездействие) их должностных лиц, следует отметить, что «Регламент рассмотрения налоговых споров в досудебном порядке, утвержденным приказом МНС России от 17.08.01 N БГ-3-14/290» расширяет их перечень по сравнению со ст.137 НК РФ.
Так, в вводной части Регламента перечислены следующие категории заявителей по жалобам:
налогоплательщики или налоговые агенты - на акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением возражений, представление которых предусмотрено п.5 ст.100 НК РФ);
организации и физические лица - при несогласии с привлечением к административной ответственности в связи с нарушениями требований законодательства о применении контрольно-кассовых машин и работе с денежной наличностью;
налогоплательщики - на акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц в связи с применением законодательства в сфере производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной, слабоалкогольной, безалкогольной и табачной продукции;
физические лица, являющиеся должностными лицами организации, - в связи с привлечением к административной ответственности в результате привлечения организации к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Срок обжалования актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц установлен ст.139 НК РФ.
В соответствии с п.2 данной статьи жалоба в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) подается в течение 3-х месяцев со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав. Порядок исчисления сроков установлен ст.6.1 НК РФ.
Следует отметить, что если копию решения невозможно вручить налогоплательщику либо его представителю под расписку в соответствии с п.5 ст.101 НК РФ, налоговый орган отправляет ее по почте заказным письмом. При этом копия решения считается полученной по истечении шести дней после ее отправки.
При определении срока обжалования действий (бездействия) должностных лиц налогового органа следует определить день, с которого указанные действия (бездействие) должностных лиц налогового органа нарушают права лица, подающего жалобу.
В соответствии со ст.6.1 НК РФ срок подачи жалобы не считается пропущенным в случае отправления жалобы по почте до истечения указанного срока, независимо от того, что в налоговый орган данный документ поступил по истечении указанного срока.
Пункт 2 ст.139 НК РФ устанавливает порядок восстановления срока обжалования.
В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по заявлению лица, подающего жалобу, может быть восстановлен, соответственно, вышестоящим должностным лицом налогового органа или вышестоящим налоговым органом.
Информация о работе Налоговый контроль как способ борьбы с налоговыми правонарушениями