Налоговый контроль как способ борьбы с налоговыми правонарушениями

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 16:38, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение налогового контроля и способов его осуществления в Российской Федерации.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
 определение места налогового контроля в системе финансового контроля;
 определить форму, метод, объект, предмет налогового контроля;
 рассмотреть виды налогового контроля по различным основаниям;
 выявить сущность, определить этапы камеральной налоговой проверки;
 рассмотреть возможность проведения повторной камеральной налоговой проверки;
 уяснить систему планирования выездной налоговой проверки;
 рассмотреть возможности ограничения налоговых органов при проведении выездной налоговой проверки;
 уяснить оформление результатов выездной налоговой проверки;
 рассмотреть возникающие налоговые споры.

Содержание

Введение.................................................................................................3



Глава 1. Роль и мето налогового контроля в системе органов финансового контроля……………………………........................................8


1.1 Налоговый контроль в системе органов финансового контроля…………...........................................................................................8



1.2 Органы налогового контроля…..................................................14



1.3 Объекты налогового контроля и виды налоговых проверок..........................................................................................................18




Глава 2. Организация налогового контроля……..............................21



2.1 Порядок проведения камеральной налоговой проверки……..............................................................................................21



2.2 Порядок проведения выездной налоговой проверки.....................................................................................................27




2.3 Порядок решения налоговых споров...................................34




Заключение.................................... 41


Список литературы..................................................................44

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ НАЛОГИ.doc

— 204.50 Кб (Скачать)

Основным критерием эффективности налогового контроля является его безусловное соответствие принципам законности, объективности, независимости, гласности и системности. [14, c. 36]

 

1.2        Органы налогового контроля

 

Очевидно, что для охраны своих имущественных интересов в налоговой сфере государство должно, во-первых, создать специальный государственный орган или органы и наделить их соответствующими властными полномочиями по отношению к лицам, обязанным уплачивать налоги и сборы. Во-вторых, законодательным путем установить порядок, формы и методы осуществления деятельности созданных уполномоченных органов, а также виды воздействия данных органов на поведение обязанных лиц, обеспечивающие в совокупности не только надлежащее поведение налогоплательщиков, но и поступление налоговых платежей в соответствующий бюджет. При этом государство путем законодательного регулирования системы взаимоотношений уполномоченных органов и налогоплательщика (а также иных обязанных лиц) должно обеспечить определенный баланс публичного и частного интереса, учитывая конституционные ограничения на вмешательство в экономическую деятельность субъекта налоговых правоотношений в условиях рыночной экономики.

Таким образом, из вышесказанного вытекает необходимость существования системы налогового контроля, а также в общем, виде отражается юридическая основа ее построения.

Налоговый контроль как деятельность уполномоченных органов может быть структурирован и представлен в виде неразрывно связанных между собой и составляющих единое целое элементов, урегулированных правовым образом.

Так, налоговый контроль на территории Российской Федерации осуществляет Государственная налоговая служба Российской Федерации (ГНС РФ).

По вертикали структура ГНС РФ как система органов делится на три уровня:

Федеральный уровень (центральный) - федеральный орган государственного управления (ГНС РФ), возглавляемый руководителем в ранге Министра Российской Федерации, назначаемым на должность Президентом Российской Федерации.

Региональный уровень (региональный) - Государственные налоговые инспекции по субъектам федерации.

Местный уровень (местный) - Государственные налоговые инспекции по районам, городам и районам в городах.

По горизонтали центральный аппарат ГНС РФ, а также налоговые органы регионального и местного звена организованы по функциональному признаку. Например, в этих органах могут создаваться управления (отделы) косвенных налогов, камеральных проверок, налогов и сборов во внешнеэкономической деятельности, налогообложения физических лиц и     т. п.

Различным звеньям ГНС РФ свойственны различные функции.

Основные функции местного звена ГНС РФ (Государственных налоговых инспекций):

-    учет налогоплательщиков;

- контроль за выполнением налогоплательщиками и другими участниками налоговых отношений требований налогового законодательства; - исчисление окладных налогов; - оперативно-бухгалтерский учет сумм налогов; - контроль за выполнением требований законодательства в отношении наличного денежного обращения;

- применение мер по пресечению нарушений налогового законодательства;

- применение мер ответственности к нарушителям налогового законодательства;

- учет, оценка и реализация имущества) подлежащего обращению в собственность государства (конфискованное, бесхозное, клад и т. д.);

- контроль за соблюдением установленного порядка зачисления экспортной валютной выручки.[11, c. 50]

Данные функции являются общими для всех налоговых органов. Центральным аппаратом ГНС РФ дополнительно выполняются следующие функции:

- организация, координация и контроль работы ГНИ; - аналитическая и статистическая деятельность; - разработка и издание инструктивных и методических указаний по применению налогового законодательства;

- контроль за актами, издаваемыми министерствами и ведомствами и связанными с налогообложением;

- выработка налоговой политики, подготовка проектов законодательных актов и международных договоров о налогообложении, решение вопросов международного сотрудничества в налоговой сфере.

Региональное звено ГНС РФ выполнят общие функции, а также ряд функций, присущих центральному звену: по организации, координации и контролю деятельности нижестоящих налоговых инспекций и обобщению практики.

 

1.3 Объекты налогового контроля и виды налоговых проверок

 

В качестве объекта налоговой проверки можно определить действия (бездействие) проверяемого лица по надлежащему учету и совершению операций с объектами налогообложения, соблюдению порядка уплаты налогов и сборов, правомерному использованию налоговых льгот и т.д.; а в качестве предмета налоговой проверки выступают документальные, вещественные (предметы) и цифровые носители информации о совершенных налогоплательщиком операциях, т.е. договоры, документы бухгалтерского учета, отчеты, сметы, платежные документы, декларации и т.д. Такое понимание предметов налоговых проверок вполне соответствует контексту самого Налогового кодекса РФ.

Наиболее значимыми предметами налоговой проверки являются документы бухгалтерского учеты и налоговые декларации, которые должны быть оформлены в соответствии с требованиями, устанавливаемыми для соответствующего вида документов нормативными актами.[10]

Первичный учетный документ (накладная, счет и т.д.) должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным, непосредственно после ее окончания, поскольку предназначение первичного учетного документа состоит в том, чтобы впервые документально оформить совершенную хозяйственную операцию.

Своевременное и качественное оформление первичных учетных документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также достоверность содержащихся в них данных обеспечивают лица, составившие и подписавшие эти документы.

Для осуществления контроля и упорядочения обработки данных о хозяйственных операциях на основе первичных учетных документов составляются сводные учетные документы.

Первичные и сводные учетные документы могут составляться на бумажных и машинных носителях информации.

На основе проверки бухгалтерских документов проводится контроль правильности совершенных операций, устанавливаются факты совершения налоговых правонарушений, их причины. При исследовании документов используются различные приемы и способы проверки, например формальная, логическая и арифметическая поверка документов; сплошная и выборочная проверка первичных документов (в зависимости от степени охвата документов); приемы фактического контроля: пересчет денежных средств, визуальное наблюдение, учет реальных материальных ценностей, сопоставление документов и т.д. При этом отсутствие первичных документов, счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика является грубым нарушением правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения и влечет ответственность по ст. 120 НК РФ.

Кроме того, бухгалтерские документы являются письменными доказательствами при рассмотрении судебных споров и должны удовлетворять требованиям, установленным для судебных доказательств.

Рассмотрим классификацию налогового контроля по видам, которая может быть осуществлена по различным основаниям.

В зависимости от времени проведения налогового контроля по отношению к проверяемой финансово-хозяйственной операции выделяется предварительный, текущий (оперативный) и последующий налоговый контроль.

Известно, что предварительный контроль предшествует совершению проверяемых операций, поэтому позволяет предупредить нарушение финансового законодательства и выявить еще на стадии прогнозов и планов дополнительные финансовые ресурсы, пресечь попытки нерационального использования средств. Его использование ограничено стадией планирования проведения налоговой проверки для принятия оптимальных решений.

Зарубежные специалисты, обращая внимание на вспомогательный контроль, считают, что налоговым контролерам необходимо концентрировать усилия на этапе планирования проведения налоговой проверки, так как он позволяет разделить совокупность подлежащих проверке лиц на тех, которые имеют невысокую вероятность риска налоговых нарушений, и тех, которые могут иметь их с высокой степенью вероятности. Предварительный контроль призван помочь предпринимателям в организации учета и отчетности и не нацелен исключительно на выявление нарушений. Он определяется специалистами "лояльным" по отношению к налогоплательщику, так как зачастую осуществляется через помощь в составлении итогового баланса. В отдельных странах уже доказана его эффективность, поэтому роль превентивного контроля возрастает.[8, c.39] Что касается последующего контроля, то он сводится к проверке финансово-хозяйственных операций за истекший период на основе анализа отчетов и балансов, а также путем проверок и ревизий непосредственно на месте: на предприятиях, в учреждениях и организациях. Последующий контроль отличается углубленным изучением всех сторон хозяйственно-финансовой деятельности, что позволяет вскрыть недостатки предварительного текущего контроля. Принимая во внимание цикличность налогообложения, самым распространенным следует признать именно последующий налоговый контроль, который проводится по окончании определенного отчетного периода. Этот контроль осуществляется прежде всего методом документальной проверки, который характеризуется углубленным изучением финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика и позволяет вскрыть имеющиеся недостатки. В частности, камеральные налоговые проверки осуществляются только в форме последующего контроля, поскольку в соответствии со ст. 88 НК Российской Федерации такие проверки проводятся на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.[15] По объекту выделяется комплексный и тематический, а по характеру контрольных мероприятий - плановый и внезапный налоговый контроль. Исходя из метода проверки документов налоговый контроль подразделяется на сплошной и выборочный, а по месту проведения - на камеральный и выездной. Также в литературе предлагается классифицировать налоговый контроль на документальный и фактический.

 


Глава 2. Организация налогового контроля

2.1 Порядок проведения камеральной налоговой проверки

 

Камеральная налоговая проверка (КНП) является наиболее массовым видом проверок и практически всеобъемлющей формой налогового контроля. Охват налогоплательщиков при этом почти 100%-ый.

В соответствии со ст. 88 НК РФ камеральная налоговая проверка – это проверка, проводимая по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и расчетов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Проверка осуществляется в рамках текущей работы соответствующего подразделения налогового органа без специального на то разрешения о проведении КНП. [1]

В рамках КНП осуществляется:

1) контроль за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах;

2) выявление и предотвращение налоговых правонарушений;

3) подготовка аналитической информации для отбора объектов проведения выездной налоговой проверки;

4) привлечение виновных лиц к налоговой и административной ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Объектом КНП являются налоговые декларации, представленные налогоплательщиком в налоговую инспекцию. Налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика  о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога. Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.[11, c. 88]

Налоговая декларация предоставляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика по установленной форме на бумажном носителе или в электронном виде в соответствии с законодательством РФ. Крупнейшие налогоплательщики обязаны представлять в электронном виде все налоговые декларации в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

Формы налоговых деклараций и порядок их заполнения утверждаются Министерством финансов РФ. Налоговая декларация предоставляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.

Кроме налоговых деклараций, в ходе КНП используются формы бухгалтерской отчетности, которые представляются в налоговую инспекцию в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете и со ст. 23 НК РФ, а также иные документы, представленные налогоплательщиком самостоятельно или затребованные у него налоговым органом. Однако все эти документы являются не объектами камеральных проверок, а источниками информации для проверки данных, указанных налогоплательщиком в налоговых декларациях. Кроме этого налоговая инспекция имеет право использовать любую информацию о налогоплательщике, если эта информация получена законным путём. Основными источниками такой информации являются:

Информация о работе Налоговый контроль как способ борьбы с налоговыми правонарушениями